Почему не взлетели самолёты Саддама?

« Назад

Почему не взлетели самолёты Саддама? 03.09.2019 19:16

Во время вторжения международной коалиции во главе с США в Ирак в 2003 году ни один из боевых самолётов Ирака так и не поднялся в небо. Давайте разберёмся, почему так произошло?

После вторжения США в Ирак в 2003 году под предлогом наличия у Саддама ядерного, биологического или химического оружия, американские войска нашли довольно много удивительных вещей, таких как золотые унитазы, Коран, написанный кровью и даже любовный роман, автором которого являлся сам Саддам Хусейн! Однако они не нашли никакого оружия массового поражения, за исключением самолётов, закопанных в песок неподалёку от аэродромов.

При «раскопках» американцы нашли множество истребителей МиГ-25 и штурмовиков CУ-25. Все самолёты были без крыльев и, по большей части, в хорошем состоянии, хотя точно неизвестно, сколько времени они пробыли в песках. И если Саддам не закапывал непригодные к дальнейшему использованию самолёты, тогда зачем он закопал те, которые могли помочь ему в отражении нападения американцев?

Для ответа на этот вопрос нужно начать с того, что представляли собой ВВС Ирака к началу второго американского вторжения в эту страну. Насчитывая около 300 боевых машин, из которых в боеспособном состоянии находилось примерно 2/3 от общего количества, это были уже достаточно устаревшие к тому времени советские самолёты. Закупать новые Саддам не мог из-за санкционных ограничений, так же как и ремонтировать старые. Добавим к этому крайне неудачный военный опыт ВВС Ирака в ирано-иракской войне и войне в заливе.

Сбитый СУ-25 ВВС Ирака во время войны в Персидском заливе
Сбитый СУ-25 ВВС Ирака во время войны в Персидском заливе

В ирано-иракской войне, которая продолжалась до конца 1980-х, военно-воздушные силы Ирака могли противостоять американским F-14, которые закупал и использовал Иран. Однако иранские лётчики,всё же вынудили ВВС Ирака прекратить налёты на территорию своей страны и даже спрятать часть самолётов в соседних странах, оставляя воздушное пространство за собой.

В результате же Войны в Персидском заливе ("Буря в Пустыне"), помимо огромных потерь иракской военной авиации (250 самолётов), часть самолётов осталась у Ирана, на относительно безопасную территорию которого, их сажали иракские пилоты, дабы не быть уничтоженными. После войны Иран самолёты не вернул. Это стоит отдельного обсуждения, так как нужно разбираться кто у кого и сколько самолётов украл.

Уничтоженный самолёт ВВС Ирака во время войны в Персидском заливе
Уничтоженный самолёт ВВС Ирака во время войны в Персидском заливе

Несмотря на всё это, против других ближневосточных государств, военная авиация Саддама могла действовать вполне успешно и непосредственно влиять на ход боевых действий. Ещё раз закошмарить тот же Кувейт, например, или саудитов. Но повторюсь, только против армий стран Ближнего Востока, да и то не всех. Другое дело США.

Иракские лётчики, несомненно, были готовы защищать свою родину от вторжения войск коалиции во главе с США, но Саддам Хусейн, учитывая предыдущий печальный опыт, понимал, что могут сделать количественно намного превосходящие воздушные силы американцев с его самолётами, особенно теперь, когда США летали на F-22. ВВС Хусейна были бы разорваны в клочья. И так как Саддам не хотел терять свою авиацию, на авиабазах Аль-Таккадум, Аль-Асад и других, правитель Ирака приказал разоружить свои самые лучшие штурмовики и истребители, и закопать в песке возле аэродромов. Вероятно, перед лицом неминуемого уничтожения, это было действительно хорошим решением для самолётов.

Desktop
Раскопанный, по-видимому, МиГ-25

Саддам надеялся, что спасая самолёты в песке, он сможет их сохранить и потом снова использовать, чтобы при случае использовать против врагов и соседей (он предполагал, что всё ещё будет у власти). Но этого, как мы знаем, не произошло.

zen.yandex.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru