САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Русский Мир в Белоруссии: проблемы, перспективы, угрозы

« Назад

Русский Мир в Белоруссии: проблемы, перспективы, угрозы 11.04.2019 19:09

Редакция сайта "Вместе с Россией" не разделяет изложенного автором мнения. С учетом того, что данный доклад был озвучен на серьёзном официальном мероприятии, на сайте будет дан ответ по существу поднимаемых вопросов. Пока же хотелось бы напомнить несистемным "интеллектуалам", что об их "успехах" пока говорят в основном они сами... Считая этих людей своими союзниками, мы не можем не обратить внимание на недружественный характер их публикаций и выражаем сожаление, что системно озвучиваются такие мысли.

Текст zapadrus.su:
Термин Русский мир имеет несколько вариантов коннотаций, пересекающихся друг с другом. Под Русским Миром понимают и всех русскоязычных, и носителей русской культуры, и соотечественников, проживающих за пределами России, и лиц, признающих ценность Православия как базы для русской культуры и т.д. Противники Русского мира вкладывают в этот термин обратный смысл: агрессивное стремление России к влиянию на соседние страны, замена высокой европейской культуры русскоязычной попсой, якобы военные вторжения, уничтожение якобы национальных самобытностей соседних народов, унификация на основе силового навязывания русского языка и культуры и т.д. Стоит также отметить, что с этой точки зрения Русский мир всегда связан с Российским государством, а представители Русского мира за пределами России рассматриваются как пятая колонна. При этом термин Русский мир всегда пишется в кавычках и с маленькой буквы. На Украине и в Белоруссии (в основном в оппозиционных прозападных СМИ) даже получило признание такое словосочетание как «агрессивный “русский мир”». Несмотря на изначально нейтральное наполнение термина, он практически не используется в Белоруссии и на Украине в этом нейтральном значении. Даже до украинских событий 2014 г. негативные трактовки встречались чаще, чем нейтральные. В итоге Русский мир стал восприниматься в основном с негативным наполнением, причём даже в России. Некоторые российские эксперты предлагают отказаться от термина вообще, т.к. он воспринимается негативно. Однако нет смысла отказываться от термина. Необходимо вновь ввести его в повседневный интеллектуальный дискурс, для чего стоит увеличить частотность упоминания термина в нейтральном значении в СМИ, науке и публицистике. А для этого нужно всё же более-менее определиться с его наполнением.

Помимо трактовки собственно термина антироссийски настроенными силами, определённую нагрузку ему придают и силы, составляющие Русский мир. Можно рассмотреть это на примере Белоруссии. В Белоруссии Русский мир делится на реестровый или системный, несистемный и стихийный.

К стихийному Русскому миру стоит отнести большинство белорусов, которые слабо интересуются политикой, занимаются обыденными делами, нечасто высказывают собственные предпочтения, и даже не знают, что существует термин «Русский Мир». Но цивилизационно, культурно, эмоционально, психологически они относятся к той огромной общности, которая жила на просторах Российской империи и СССР. Показательно, что инициатива белорусских властей носить на День Победы 9 мая ленточки красно-зеленых цветов государственного флага не побудила белорусских граждан отказаться от традиционной георгиевской ленточки. Сам А.Г. Лукашенко даже попытался совместить обе ленты. Большинство же белорусов попросту не видят никаких противоречий между использованием символа Победы – георгиевской ленты и красно-зелёными цветами белорусского государственного флага.

По оппозиционным соцопросам 66% белорусов уверены, что они вместе с русскими и украинцами составляют единый народ. Белорусы предпочитают говорить и думать на русском языке, смотреть русскоязычное телевидение, читать русскоязычный интернет, рассматривать Пушкина и Лермонтова как своих писателей и т.д. То есть, как минимум, две трети белорусов полностью живут в Русском мире, но даже не подозревают об этом, потому что попросту не слышали такого термина, а если и слышали, то с негативным наполнением. Именно для таких людей стоит расширять сферу применения термина Русский мир, подчёркивая его нейтральную коннотацию, а также то, что Русский мир не является полным синонимом Российского государства, к Русскому миру принадлежат все носители русского языка и русской культуры, проживающие как внутри России, так и за её пределами. Также стоит изучать оппозиционную риторику в отношении Русского мира, чтобы противодействовать её расширению.

К несистемному Русскому миру относятся группы интеллектуалов и отдельные личности, мыслящие себя как Русский мир. Часть их способна создавать качественные научные исследования, заниматься серьёзной публицистикой, вносить большой вклад в русскую культуру в Белоруссии. Подавляюще большинство несистемного Русского мира не имеет официальных структур, а собрано в неформальные группы по интересам, но ряд представителей несистемного Русского мира имеют устойчивые связи с русофилами в славянских государствах Европы, а также с Россией. Отдельные группы несистемного Русского мира связаны с российскими историками по всей территории РФ. Однако несистемный Русский мир серьёзно размыт, он никогда не соберётся вместе, максимум, некоторые группы по интересам смогут официально зарегистрироваться, но они этого не делают по причине отсутствия финансовых и иных возможностей. Россия не обращает на них внимания, поскольку часто несистемный Русский мир конфликтует с реестровым Русским миром, который поддерживается Российским государством. Однако именно представители несистемного Русского мира смогли в 2012 г. провести самое значимое мероприятие, посвящённое Отечественным войнам России (конференция «Отечественный войны Святой Руси»), а в 2013 г. противодействовать антироссийской пропаганде, которая возникла вокруг юбилея польского восстания 1863 – 1864 гг. (конференция «Польское шляхетское восстание 1863 г.: взгляд на события 150 лет спустя»). Все основные требования к белорусским властям – вернуть в белорусский исторический дискурс термин «Отечественная война 1812 г.», восстановить памятник Александру II и т.д. сделаны именно представителями несистемного Русского мира. Именно их приглашает Церковь в комиссии по празднованию церковных исторических юбилеев, именно они профессионально борются с проявлениями антироссийских фальсификаций. Именно несистемный Русский мир в 2017-2018 гг. провёл ряд мероприятий в поддержку Русской Православной Церкви и был сопричастен к канонизации в 2017 г. Могилёвского архиепископа Георгия (Конисского). Именно несистемный Русский мир активно участвовал в организованных РПЦ лекциях, посвящённых раскрытию исторической правды о церковной истории XVIII – XIX вв. В настоящее время он активно выступает в поддержку канонизации митрополита Иосифа (Семашко), вернувшего в 1839 г. униатов в лоно Православия.

К реестровому Русскому миру относятся российские соотечественники, работающие с Россотрудничеством, т.е. попавшие в официальные реестры. Именно российские соотечественники официально представляют Русский мир. К сожалению, вокруг соотечественников формируется огромное количество негатива. Это можно проиллюстрировать несколькими примерами из деятельности российских соотечественников в Белоруссии. Например, белорусская оппозиция нашла в социальных сетях фотографию одного из соотечественников, т.е. представителя реестрового Русского мира, который был одет в майку с цифрами 88 (H – восьмая буква немецкого алфавита, две H – означают аббревиатуру Heil Hitler). А потом нашла его же фотографию, на которой российский соотечественник уже в другой майке раздаёт георгиевские ленты в Минске. Таким образом, георгиевская лента и Русский мир оказались связаны с неонацистами. И это не единичный случай. Осенью 2018 г. на конференции, посвящённой георгиевской ленте, проводившейся в Брестской области с участием Россотрудничества, присутствовал соотечественник, который в интервью начал восхвалять нацистскую свастику, утверждая, что это русский символ, который необходимо сейчас использовать славянским народам. И снова георгиевская лента, и соотечественники как часть Русского мира оказались связаны с нацистской символикой. Отсюда противникам Русского мира легко сделать вывод, что Русский мир связан с пропагандой нацизма, как минимум, через георгиевскую ленту. А то, что распространители этой пропаганды являются российскими соотечественниками, для стороннего наблюдателя лишь добавляет уверенности в агрессивной и антигуманной сути Русского мира, о чём активно говорит белорусская оппозиция и иногда власть. Эти обвинения в неонацизме соотечественники так и не опровергли. Помимо того, ряд радикалов, ранее связанных с реестровым Русским миром, воюет на стороне Украины по причине своих неонацистских взглядов.

Реестровый Русский мир совершенно неспособен к интеллектуальной работе. Отсутствие среди представителей реестрового Русского мира сколь-нибудь большого количества серьёзных учёных заставляет приглашать людей со стороны. Часто приглашённые оказываются белорусскими националистами и противниками Русского мира в принципе. В частности, в 2012 г. реестровый Русский мир провалил все юбилейные мероприятия (юбилей Отечественной войны 1812 г. и юбилей образования Российского государства). Выступающие, приглашённые российскими соотечественниками, заявили, что война 1812 г. не является Отечественной, говорили об оккупации Россией Белоруссии, а на банкете после одной из конференций в виде тостов озвучили лозунги белорусских коллаборационистов периода Второй мировой войны. Один из белорусских националистов, приглашённых на подобное мероприятие, заявил примерно следующее: «У России, видимо, много денег, если она готова тратить их на приглашение русофобов».

Из рядов соотечественников вышли и откровенно антироссийски настроенные лица. Например, Арсений Сивицкий, который с 2014 г. обвиняет Россию в попытках оккупации Белоруссии, выпуская ежегодные доклады и участвуя в антироссийской деятельности белорусских оппозиционных СМИ. Несмотря на это, Сивицкий несколько раз приглашался в посольство России в Минске на приём по случаю Дня России. Это говорит не только о состоянии умов в среде российских соотечественников, но и о том, насколько российская дипломатия не владеет ситуацией.

Есть и другие примеры стихийного белорусского национализма в среде представителей реестрового Русского мира в Белоруссии. В частности, в мае 2018 г. на условно научной конференции, проводимой российскими соотечественниками в Минске, один из них встал на защиту белорусских коллаборационистов, сотрудничавших в годы Первой мировой войны с немецкими оккупантами, желавшими победы Германии.

Также некоторые из российских соотечественников в Белоруссии дискредитируют интеллектуальный потенциал Русского мира своей псевдонаучной публицистикой, ограниченной неоязыческим мировоззрением, неправильно понятыми в силу отсутствия квалификации научными текстами, собственными домыслами и откровенными фальсификациями, выдавая это за объективный русский взгляд на события. Представляя историю сквозь призму неоязычества, выдавая неоязыческие новоделы за традиционную русскую культуру, эта «интеллектуальная элита» Русского мира даёт возможность объективно критиковать себя за антинаучные тексты, выдаваемые под видом исследований, показывая тем самым интеллектуальный уровень реестровых соотечественников.

Среди белорусских интеллектуалов – представителей несистемного Русского мира – наблюдается достаточно резкое дистанцирование от определения себя частью Русского мира. В первую очередь это связано с тем, что эти интеллектуалы не желают, чтобы их ассоциировали ни со сторонниками возрождения свастики, ни с псевдоисследователями, ни с неоязычниками, ни с защитниками белорусского коллаборационизма. Сотрудничество с Русским миром становится токсичным, а самым дискредитирующим для интеллектуалов является сотрудничество с соотечественниками и посольством России.

В целом, термин Русский мир в настоящее время нуждается в более широком и активном распространении с конкретным нейтральным наполнением. Однако это сделать практически невозможно, пока политика в отношении российских соотечественников за рубежом (особенно на постсоветском пространстве) не будет радикально реформирована. Подход к определению, кто является соотечественником, должен быть изменён. Против Русского мира работают не только его противники, но и большое количество лиц, этот Русский мир составляющих. Широкое распространение нейтрального наполнения термина Русский мир вряд ли станет возможным, если в качестве иллюстраций представителей Русского мира будут выступать неофашисты, неоязычники или лжеучёные. В Белоруссии Русский мир находится в дремлющем, стихийном состоянии. Активисты немногочисленны, но та часть из них, которая составляет реестровый Русский мир, часто дискредитирует как интеллектуальные возможности Русского мира в целом, так и представление о традиционной русской культуре. Несистемный Русский мир некоторыми группами очень эффективно проводит противодействие фальсификациям истории, но по причине отсутствия времени, финансирования и реальной консолидации постоянно противодействовать антироссийским фальсификациям несистемный Русский мир не в состоянии. Сама же Россия абсолютно не интересуется состоянием Русского мира в Белоруссии, что вызывает разочарование у многих его представителей.

Гронский Александр Дмитриевич,
к.ист.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований 
Национального исследовательского института мировой экономики 
и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (г. Москва).

Доклад на круглом столе «Русский мир: предложение к концепции. 
Понятие, структура, принципы, ценности». 20.12.2018. г. Москва. 
Постоянное представительство Республики Крым
при Президенте Российской Федерации.

zapadrus.su


Комментарии


2019-04-12 21:58:46 шепелева людмила № 1005240
Что касается оценки состояния,по определению А.Гронского,стихийного и несистемного Русского мира,полагаю,во многом он прав.Понимаю резко негативную оценку А.Геращенко по поводу высказываний Гронского о российских соотечественниках из Россотрудничества.Нельзя огульно судить о всех людях, о всех сторонах деятельности Россотрудничества,основываясь на единичных примерах.В системном Русском мире в Белоруссии много настоящих патриотов России,истинных интеллектуалов.Например,Н.Сергеев,С.Квардакова,др.Но мне понятна озабоченность А.Гронского реформированием работы с соотечественниками со стороны российского посольства.Ведь на самом деле до недавнего времени,при Сурикове,этом"позоре российской дипломатии",никакой работы с соотечественниками по их объединению,вовлечению в сферу Русского мира не проводилось.Это состояние "без руля и ветрил"привело к тому,что в наших рядах появились болтуны и скрытые противники России,дешевые демагоги и самовлюбленные псевдоинтеллектуалы.Большие надежды у нас ,российских соотечественников,связаны с М.Бабичем.Пришло время реформировать всю работу с российскими соотечественниками.Думаю,в этом основной посыл статьи А.Гронского.И я разделяю его тревогу и озабоченность.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru