Хиппи внесли свой особый шарм в масс-культуру Запада, а затем – и всего мира. Их влияние на общество достигло пика в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг., в силу чего ряд культурологов и философов озадачились «феноменом хиппи», «субкультурой хиппи». Заговорили даже об «идеологии хиппи».
Если уместно вести речь об идеологии хиппи, то следует сразу же оговориться: ряд положений этой одной из самых молодых «идеологий» концептуально не оформлены. Иначе говоря, «идеология хиппи» находится в состоянии становления и развития. Однако, если некоторые работники специфической сферы допускают существование таких феноменов, как «идеология белорусской государственности», «идеология патриотизма», «идеология воспитания» и том подобное, то с их точки зрения «идеология хиппи» существует.
Родиной движения хиппи являются США, время громкого заявления о себе – середина 1960-х гг. Данный период характеризовался продолжающимся духовным кризисом Западной цивилизации, усугубленным экономическими и военно-политическими кризисами. Идейными предшественниками хиппи явились битники 1950-х (бит-культура). Это было время войн и популярности левых идей во всём их разнообразии, манифестации нонконформизма и личностного самовыражения в самых вызывающих формах. Параллельно со становлением субкультуры хиппи шло развитие новых направлений рок-н-ролла из джаза, взаимовлияние которых очевидно.
Мировоззрение хиппи прошло период становления стихийно, при отсутствии давления сколь либо заметно выпячивающих себя «идеологов», что, впрочем, не означало отсутствия неформальных авторитетов, укреплявшихся в данной субкультуре посредством утверждения декларируемых принципов посредством личного действия. Таковой фигурой является участник The Beatles Джон Леннон.
С одной стороны, хиппи – это вызов ханжеству, ретроградству, формализму, тоталитаризму и технократизму Западной цивилизации, с другой – декларация и утверждение на практике новых ценностей, нового взгляда на мир, на человека, принципы и условия социальной гармонии. Естественно, принципиально новая парадигма мироощущения не могла не найти чисто внешних – символических, атрибутивных – оригинальных проявлений. Впрочем, вопрос принципиальной новизны является дискуссионным.
Традиционно хиппи воспринимаются как молодые жизнерадостные люди с длинными волосами, вплетенными в волосы и одежду цветами, собирающиеся в группы-стаи для совместного прослушивания музыки (рок-н-ролл, «авторская песня», этно) – преимущественно на природе или зеленых зонах города (парки, фонтаны, большие клумбы), местах совместного проживания (т.наз. сквоты, в которых хиппи проживали коммунами). Достижению максимальной раскрепощенности в эмоционально-творческой самореализации, по их мнению, способствует употребление «легких» наркотиков (например, марихуаны), а также общение с творческими людьми, медитативные практики, нахождение на природе.
Поэтому хиппи много путешествовали автостопом, увлекались восточной мистикой и медитацией (буддизм и дзэн-буддизм, индуизм, даосизм, различные новые религиозные движения), практиковали вегетарианство и бережное отношение к природе («экологическое сознание», отказ от кожи и меха и проч.). Нельзя сказать, что данные практики характерны только для хиппи, да и сами хиппи так не ставят вопрос, однако в комплексе набор специфических черт даёт основания безошибочно выделить хиппи среди прочих жизнерадостных чудаков этого бренного мира.
Основными принципами их субкультуры являются ненасилие (ахимса) и пацифизм, наиболее ярко проявившееся в лозунге времен вьетнамской войны «Лучше любить, чем воевать». Помимо пропаганды словом и делом указанных принципов - уклонение от призыва, отказ брать в руки оружие, предпочтение альтернативной службы, марши протеста, антивоенные акции типа знаменитого «Вудстока» и проч. - пицифизм отражен в широко используемой «молодежной» атрибутике (например, «пацифика»).
Вся деятельность хиппи сопряжена глубоким символизмом. Так, протестуя против войны во Вьетнаме, американские хиппи дарили цветы военным и полицейским, задали целое направление в индустрии моды ношением вплетенных в длинные волосы цветов, вышивкой цветами одежды, флористическими инсталляциями. В среде советских хиппи особым шиком считалось ношение вышитой цветами шинели. Поэтому часто их называют «дети цветов».
Сложно переоценить влияние хиппи на искусство, прежде всего – музыку. Миллионы молодых людей сегодня практикуют автостоп не подозревая, что толерантное отношение к этому явлению возникло в связи с массовым перемещением хиппи таким способом в конце 1960-х гг. Был период, когда дальнобойщики не боялись подобрать производящую жизнерадостное впечатление парочку.
Проповедуемая хиппи свобода и терпимость нашла отражение в изменении менталитета современного западного человека, законодательстве западных стран. Европейское законодательство стало более толерантным к содомии («однополым бракам», сожительству и проч.) и наркомании, роли женщины в общественно-политической жизни, внебрачным детям и т.д. Заметный вклад внесли хиппи в современную практику регистрации однополых браков в ряде государств, легализацию продажи «легких» наркотиков и отмену уголовного преследования за их употребление, терпимость к различным меньшинствам, популяризацию здорового образа жизни, развитие альтернативной службы, защиту прав животных и экологическое законодательство, развитие молодежного туризма.
Экономический блок воззрений хиппи, равно как и политический (роль государства и т.д.) разработан менее экологического и здравосозидательного, ибо в центре мировоззренческой системы помещен человек, которого окружает природа и дух свободы. Последняя понимается как гармония, ненасилие и радость.
В целом, можно найти определенные сходства между воззрениями хиппи и анархистов на государство, экономику и политику. Но при этом они расходятся в методах деятельности и прочих принципиальных вопросах бытия человека. Так, хиппи, анархистов и коммунистов роднит отношение к государству как к чему-то временному, лежащему тяжкой обузой на плечах общества, закрепощающему личность, ограничивающему его свободу, творческую самореализацию. Однако, в отличие от анархистов, хиппи не ведут борьбу за уничтожение государства, не отвечают насилием на насилие и давление государственной махины, но дистанцируются от него, устраняются от участия в его одиозных проектах. Они уходят в своего рода параллельную реальность - мир, устроенный по другим принципам, живущий по другим, неписаным законам.
Также анархистов и хиппи роднит второстепенность, явное пренебрежение материальной стороной существования человека, коллективизм и солидарность. Свобода личности, возведенная в культ – характерная черта мировоззрения хиппи и анархистов, однако идут они к этой цели диаметрально противоположными путями.
В отличие от коммунистов, хиппи не утверждают приоритет общественных интересов над частными (личностными). Разными способами хиппи удаётся организовать жизнедеятельность своих коммун без насилия и тоталитарных крайностей. Хотя в целом ценностно-мировоззренческие установки хиппи и коммунистов, социалистов и прочих, кого принято считать «левыми», весьма близки. Едва ли ошибётся тот, кто не увидит родства хиппи с либералами или консерваторами.
Кризис идентичности европейца ХХ в. спровоцировал лихорадочный поиск апологетики бытия, политического действия, что, в свою очередь, предопределило появление ряда оригинальных концепций и доктрин. Некоторые из них небезосновательно претендуют на статус идеологии. Однако относить хиппи к идеологиям было бы большой смелостью. Наверное, не будет преувеличением сказать, что хиппи – позитивное состояние, состояние творчества, стремления к гармонии, добру и любви ненасильственными способами. Хиппи – это интересное положение, временное, как и всё земное.
Комментарии
Комментариев пока нет