САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Сергей Шиптенко: Союзное государство и ЕАЭС: проблемы диверсификации и кооперации

« Назад

Сергей Шиптенко: Союзное государство и ЕАЭС: проблемы диверсификации и кооперации 19.10.2016 20:38

Интеграция на постсоветском пространстве сталкивается с рядом угроз, детерминированных запущенным в прошлом веке процессом нациестроительства. Объективная необходимость объединения в условиях возрастающей глобальной и региональной конкуренций, кооперации в различных сферах и сотрудничества в иных формах входит в противоречие с заявленными приоритетами укрепления независимости и  суверенитета. 

Одним из приоритетов государственной политики Белоруссии в ряде документовзаявлена диверсификация экспорта. Под предлогом обеспечения экономической безопасности предлагается переориентировать экспорт белорусских товаров с российского на друге рынки.Предполагалось, что уже в 2016 году экспорт будет диверсифицирован с направлением по трети в ЕС, ЕАЭС и страны «дальней дуги». Однако, судя по данным Белстата, освоение новых рынков зафиксировано на уровне статистической погрешности, а доля России во внешней торговле возрастает. Так, в I полугодии 2016 года в РФ было направлено 43,2% белорусского экспорта, а годом ранее - на 4,3% меньше. Такие результаты диверсификации беспокоят не только руководство РБ, но и его западных консультантов, трактующих тесные связи белорусских и российских субъектов хозяйствования как «вызовы», «угрозы» и «риски». 

При негативном восприятии белорусско-российского сотрудничества не приходится говорить о позитивных перспективах – ни на страновом, ни на межрегиональном уровнях. Риски политизации экономических отношений между Минском и Москвой присутствовали весь постсоветский период, усилившись в связи с «разворотом на Запад» официального Минска и акцентом во внутренней политикена конструировании новой идентичности белорусов. Идеологическая детерминированность экономической политики породила ряд проблем в отношениях с Москвой, которая считается стратегическим партнёром, как и Пекин. Ряд белорусских чиновников, оппозиционеров и независимых экспертов заявили о своих фобиях, вызванных неспособностью конкурировать с российскими компаниями, а также угрозой формированию «национальной буржуазии», которая рассматривается как базис суверенитета и независимости. 

У элит постсоветских республик велик соблазн увлечься сиюминутной выгодой альтернативных проектов в ущерб стратегии развития. В 2013 году председателем КНР Си Цзиньпином была заявлена концепция «Один пояс и один путь», в рамках которой реализуются проекты «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Реализуя данную концепцию, Китай стремится оптимизировать и развить маршруты доставки своих товаров по трансконтинентальным маршрутам. При этом декларируется стремление к партнёрству и его развитию, к сотрудничеству не только в торговой сфере – также в сферах культуры и других. В ответ поступают запросы на торговое сотрудничество в формате обслуживания китайского транзита. Китайские инвестиции зачастую сводятся к «связанным» кредитам под закупку китайских товаров и услуг, а кооперация – к созданию сборочных производств фактически китайских товаров (минские заводы «Мотовело», «Горизонт» и др.). 

Согласно статистике Нацбанка Белоруссии, по итогам 2015 года внешнеторговый оборот товаров и услуг, рассчитанный по методологии платежного баланса, упал на 24,7% к уровню 2014 года и составил $65,5597 млрд: экспорт составил $32,8827 млрд млн (-24,1% к уровню 2014 года), импорт упал до $32,677 млрд (-25,4%). Товарооборот Белоруссии с партнёрами по ЕАЭС упал на 26,7% - до $28,2045 млрд. При этом взаимная торговля с Казахстаном и Киргизией рухнула почти в два раза. Падение товарооборота с Россией было весьма существенным - на 26,3% до $27,5333 млрд: белорусский экспорт сократился до $10,3891 млрд (-31,6%), а импорт — до $17,1442 млрд (-22,7%). Росстат такжезафиксировал падение взаимной торговли. 

ЕЭК в свою очередь констатировала: «Объем взаимной торговли товарами за январь – декабрь 2015 года, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) во взаимной торговле, составил 45,4 млрд. долл. США, или 74,2% к уровню января – декабря 2014 года».

Товарооборот с Россией и другими партнёрами по ЕАЭС продолжил падение в начавшемся 2016 году. По данным Белстата, за I полугодие 2016 года Белоруссия экспортировала товаров на $11,1394 млрд (-18,8% к уровню января-июня 2015 года), импортировала на $12,9632 млрд (-13,3%), заработав отрицательное сальдо внешней торговли: -$1,8238 млрд. При этом товарооборот с Россией за I полугодие 2016 года уменьшился всего на 9,9% к уровню кризисного 2015 года. Белорусский товарный экспорт в РФ упал на 4,2% до $4,8167 млрд, импорт из РФ – на 13,2% до $7,4598 млрд. За январь-июль Белоруссия сократила внешнеторговый оборот товаров и услуг до $32,8735 млрд - на 14,3% к уровню такого же периода 2015 года. 

За январь-август 2016 года объём промышленного производства в Белоруссии сократился (в сопоставимых ценах) на 1,8% к такому же периоду прошлого года, а сельхозпроизводства — на 2,2%. Падение белорусского экспорта обусловлено не только падением мировых цен, но также падением производства, что обусловлено проблемами низкого спроса на белорусские товары и услуги. Заявленный курс на модернизацию и широкое внедрение инноваций, даже построение инновационной экономики выглядел красиво, но ресурсов (интеллектуальных, технологических, сырьевых и иных) у постсоветской республики не было и при нынешнем статусе не будет.

Логичным и оправданным стало устремление Белоруссии к интеграции с традиционными партнёрами. ЕАЭС объединяет пять из пятнадцати республик распущенного СССР – Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Совокупные объёмы рынков, трудовых, сырьевых и других ресурсов дают повод для геоэкономического оптимизма. Ни одна из стран ЕАЭС в одиночку не может противостоять мировому Западу, поэтому у интеграции нет позитивной альтернативы. Однако ЕАЭС страдает той же болезнью, что и СНГ – безответственностью. Необходимы более эффективные механизмы не только принятия решений, но также контроля за их исполнением и понуждения к их исполнению. 

Союзному государству, а ЕАЭС тем более, необходима смена парадигм. Требование преференций в двусторонних и многосторонних форматах должно смениться интеграционным соработничеством, на смену конкуренции должна прийти кооперация. При этом позитивных примеров не так уж много. 

В 2013 году было заявлено о намерении реализовать в рамках Союзного государства «пять пилотных проектов» в промышленной сфере: слияния ОАО «МАЗ» и ОАО «КамАЗ» в холдинг «Росбелавто», ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника», ОАО МЗКТ и ГК «Ростехнологии», ОАО «Пеленг» и ФКА «Роскосмос», ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим». Из десятков проектов было отобрано всего лишь пять в тех сферах, где предприятия России и Белоруссии были наиболее готовы к объединению. Однако ни один из этих проектов не состоялся, что стало сильным имиджевым поражением не только Союзного государства и национальных правительств, но также ударом по проекту ЕАЭС, т.к. Союзное государство позиционируется как наиболее «продвинутая» форма постсоветской интеграции (не считая интеграцию Прибалтики в ЕС). Очевидно, заявленные проекты должны быть реализованы, причём ими дело не должно ограничиться.

Не теряет своей актуальности заявленная почти 10 лет назад инициатива руководства Белоруссии по созданию «белорусско-российских ТНК» и альянсов. Реализация таких инициатив в интересах России в целом и российских регионов в частности. Кооперация достойна подкреплением «связанными» российскими кредитами, как это делает КНР. Среди препятствий – разные типы экономик, разные технологические уклады, значительные различия в национальных законодательствах и множество других проблем – вплоть до владения русским языком преподавателями вузов и специалистами.

Восстановление и развитие связей с российскими регионами, как верно неоднократно отмечал А.Г. Лукашенко, спасло белорусско-российскую интеграцию в период становления Союзного государства. Межрегиональное сотрудничество позволит не только укрепить российскую государственность, но и развивать базис воссоединившегося Крыма. Проблема развития прямых экономических связей Крыма с Белоруссией осложнена отказом официального Минска юридически признать РФ в новом федеративном составе, хотя де-факто признание Крыма частью России присутствует. Поэтому контакты с Белоруссией могут развиваться не напрямую, а по тем же схемам, что и с Приднестровьем или с Абхазией. Однако для Крыма партнёрство с Белоруссией не является критически важным – гораздо большее значение имеет развитие связей с российскими регионами. 

Природные условия Крыма позволяют внести значительный вклад в импортозамещение. Формы, методы и инструменты данного направления деятельности демонстрирует не только Белоруссия, однако её опыт свеж и весьма интересен в части эффективности и допущенных ошибок. Очевидно, традиционный туристический бизнес всегда будет занимать достойное место в экономике субъекта РФ, однако нынешняя огромная зависимость от одной сферы услуг весьма опасна не только для социально-экономической, но и политической стабильности Крыма. Поэтому развитие традиционных и новых отраслей позволит решить сразу несколько хронических проблем региона. 

Прямые и косвенные инвестиции в экономику Крыма могут направить не только госкорпорации, но и иностранные инвесторы, которые, как показывает опыт Белоруссии, находят возможности обходить прямые запреты даже в условиях режима санкций и жёсткого противостояния национальных правительств. В частности, Иран и Израиль считаются мировыми лидерами в рыбоводстве, отдельные страны бывшего СЭВ также могут инвестировать технологии в производство морепродуктов. Интересен болгарский опыт ферм по выращиванию мидий, на правах концессии или на иных условиях можно разрабатывать и предлагать инвестиционные проекты. Не менее интересен белорусский опыт развития фармацевтики, способной значительной добавочной стоимостью улучшить показатели ВРП.  Развитие садоводства в Крыму может полностью закрыть проблему пресловутых польских яблок – тем более, что на польские саженцы санкции не распространяются. Не являются «санкционкой» и оборудование для пищевой промышленности, производства комбикормов и биодобавок, компактные и мобильные птицефермы производства ЕС, фасовочное оборудование, станки и материалы для производства малых судов. При этом возможно привлечение квалифицированных специалистов из деградировавших украинских предприятий. 

Крым может поставлять в северные регионы РФ значительные объёмы ягод и грибов, сухофруктов и бахчевых, концентратов соков и детского питания, а также широкого ассортимента другой продукции. Капиталовложения в консервные заводы и небольшие базы хранения плодоовощной продукции окупятся гораздо быстрее, чем в менее привлекательных для туристов регионах. При этом возможна проработка проектов создания непрофильных активов заинтересованных компаний под гарантии правительств Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Методологическую и иную помощь могут оказать российские НИИ, в которых имеются как новейшие, так и ещё советских времён наработки. Целесообразно создать в Крыму институт пищевой промышленности, интегрировав вузы с сетью профильных ПТУ и техникумов. 

Договор о создании Союзного государства должен быть реализован. Не может быть успешной промышленная интеграция без интеграции финансовой сферы, экономическая интеграция не может быть успешной без интеграции в сфере гуманитарной. Необходима согласованная кредитно-денежная политика, ориентированная на реальный сектор экономики, с созданием условий не хуже, чем созданы для конкурентов в странах-лидерах. Кредитование реального сектора должно стать главной заботой национальных правительств и наднациональных органов СГ и ЕАЭС. Следует ускорить процесс создания единой валюты - на переходный период возможен расчет в национальных валютах или аналога безналичного экю. Эмиссионный центр единой валюты Союзного государства (союзного рубля) должен находиться в Москве. В рамках ЕАЭС должен быть заключён валютный союз с последующим введением единой валюты Евразийского союза, привязанной к «корзине валют» стран-участниц.

В Союзном государстве должна стать фактом единая промышленная политика, а в ЕАЭС – согласованная, что позволит осуществить кооперацию промышленных комплексов в рамках стратегии реиндустриализации. Должны быть унифицированы меры тарифного и нетарифного регулирования, равного доступа к госмонополиям, единых правил субсидирования и др. Кооперацию в промышленной сфере должна дополнять кооперация НИИ, что позволит выработать стратегию инновационного развития. Без единого гуманитарного пространства невозможно решить множество проблем – от подготовки необходимых специалистов в кратчайшие сроки до создания идеологической основы интеграционной политики, что, как свидетельствует украинский опыт, немаловажно.

Уместно поставить вопрос о комплексной программе опережающего развития ЕАЭС при двухуровневом кураторстве – ЕЭК и национальных правительств. При этом следует расширить полномочия ЕЭК и ответственность национальных правительств. Союзное государство в краткосрочной перспективе должно стать полноценной конфедерацией, а ЕАЭС по степени интеграции не должен уступать ЕС. Для реализации этих целей у глав государств достаточно полномочий, проблема в политической воле, а цена вопроса – будущее наших народов.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru