Любопытный феномен произошел в постсоветской Белоруссии: чем больше бюрократия «зажимала», «наклоняла» и «нагибала» либералов, тем меньше демократии им хотелось.
Как много было радости и энтузиазма было у представителей «свободных профессий», когда рухнул СССР и наступили долгожданные рыночно-капиталистические отношения. Прошло совсем немного времени, и эти же деятели призвали чиновников «упорядочить» их деятельность, оградить их от конкурентов – то есть вернуться к практике славного советского прошлого.
В 2008 году власти Белоруссии «75% белоруской эстрады» в радиоэфире. Чиновники поставили частный бизнес, зарабатывающий на рекламе FM-станций, перед фактом: 75% и не процентом меньше. А чтобы никто не вздумал нарушать – специальные люди отслушали несколько эфирных дней у нескольких радиостанций и указали на выявленные недостатки.
«Сознательная» часть местной интеллигенции сначала возликовала, возрадовавшись «белорусизации» радиоэфира, почти на 100% заполненного русскоязычной и англоязычной музыкой – преимущественно западной и российской. Разумеется, никто и не думал спрашивать слушателя – желает он перемен или нет, а если да – то каких. Просто было принято решение и доведено до «заинтересованных».
Ольга Барабанщикова
Когда дело дошло до практики, то выяснилось, что критерии отнесения к «белорусской» эстраде, мягко говоря, неопределенны. Также выяснилось, что белорусская эстрада представлена преимущественно русскоязычной музыкой, что стало сильным ударом по возликовавшим «сознательным». Но даже не это сильнее всего шокировало радетелей за «родныя палетки» - как оказалось, пресловутая «белорусская эстрада» столь низкого качества, что хватило буквально пары месяцев, чтобы все взвыли – и те, кто упрекал чиновников в недостаточном внимании к «национальной культуре», и те, чья немощность, вторичность (если не четвертичность) и прочее убожество стали очевидны для многомиллионной аудитории.
Автомобилисты (основные потребители FM-продукта) ответили отказом от таких «продуктов», спрос на CD-магнитолы и устройства воспроизведения МР3 резко вырос. Рекламодатели поумерили щедрость. Постепенно начало приходить понимание лужи, в которую сели и те, кто принимал решение, и те, кто так долго расцарапывал ранки своих мнимых ущемлений и дискриминаций.
Дело дошло до анекдотичной ситуации: в министерские кабинеты направилась делегация тех самых представителей «белорусской эстрады», которых чиновники своим решением якобы осчастливили. Просители едва ли не на коленях умоляли отменить «75%», хотя бы снизить до 25%, но чиновники были непреклонны. Действительно: кто были эти просители, чтобы давать им повод говорить «мы добились»? Мелкие грызуны и насекомые не имеют прав.
По каким-то странным каналам населению и ударникам поп-труда было доведено: решение о квоте принято с целью поддержки «отечественного производителя», поступило высочайшее повеление «любить своё» - не только тракторы и чулочно-носочные изделия, но и продукт нематериального производства. Да, непонятно для кого произведённый. Да, дурно пахнущий и непонятной консистенции, возможно даже и визуально отталкивающий. Но надо любить, превозмогая боль и рвотный рефлекс, на том простом основании, что он «отечественный», а Отечество сжалось даже не до Союзного государства, а до той части, которая официально именуется как Республика Беларусь.
Группа Тяни-толкай
Белорусы так и не поняли, кто эти люди и почему их надо ценить, любить и даже отдавать им свои деньги – как прямо, через покупку билетов, так и косвенно – через налоги, которые перераспределяет в их пользу каста чиновников в рамках мер, направленных на «поддержку культуры». Владельцы FM-радиостанций, в свою очередь, стали химичить с сеткой вещания – заталкивать «белорусскую эстраду» подальше от прайм-тайма.
Очевидно, поддерживать надо инвалидов, а не разжиревших и обленившихся «госмузыкантов», плевать хотевших на публику. И в 2008 году, и в 2016 году были и есть нуждающиеся в государственной помощи больше, чем семья Тихановичей или бездарность из многочисленных государственных «учреждений культуры», более напоминающих прачечную из известного анекдота. Дети в Гродно, Минске, Витебске – по всей республике, которым на операции за границей собирали всем миром – вот кто нуждался в господдержке. Но ведь чиновникам плевать было на это – они руководствовались совершенно другими моральными принципами и якобы интеллектуальными соображениями, когда перераспределяли бюджетные финпотоки.
Александр Тихонович
В июле 2009 года властей заместитель министра информации Александр Слободчук разъяснил. «Комсомольской правде» позицию властей. Весьма симптоматичное интервью стоит прочитать целиком, однако ограничимся одним фрагментом:
- Но ведь эти 75% сыграли дурную службу для белорусских исполнителей. Потому что радиоэфиры наполнила музыка зачастую не очень качественная. И народ уже отворачивается от всех белорусских артистов. Может быть, стоит уменьшить 75%-ную квоту?
- Это палка о двух концах. Есть и другие точки зрения: и маститых композиторов, и специалистов, которые всю жизнь посвятили и работают в этом культурологическом хлебе. С одной стороны понятна ваша позиция, но я, как чиновник, прекрасно понимаю и позицию наших именитых специалистов и композиторов.
Также замечательный пассаж Слободчука: «И меня очень удивляет, когда говорят, что Мулявин - не формат на белорусских радиостанциях. Я этого не понимаю. Если сегодня главный наш песняр Владимир Мулявин - не формат в Беларуси, тогда кто у нас формат? И тогда о каком развитии национального достояния мы будем говорить?».
Всегда умиляла эта оторванность от реальности «слуг народа», их маниакальное устремление насильственно «окультурить» и иным способом осчастливить как можно большее количество людей, наивно поверивших, что отсутствие механизма выборности власти не будет иметь для них ужасных и отвратительных последствий. Французы, итальянцы, греки дошли до понимания необходимости многих политических институтов через реки крови, гильотины и эшафоты. И если бы во Франции ввели 75% радиовещания на бурбоне или туренском диалекте, да ещё и топонимику бы стали уничтожать на французском, и в прочие крайности пустились, как в постсоветской Белоруссии – началась бы новая революция. Фанцузы – не белорусы.
Полина Смолова
Не секрет, кто эти самопровозглашённые «зорки беларускай эстрады», о которых так пекутся Мининформ, Минкультуры и прочие строители «государства для народа». Эта - дочка такого-то папы, а вон ту называют «зоркай» потому, что она уговорила на это своего «папика», а вот эта группа явно нуждающихся в знакомстве со станком и плугом бездарей – тоже чьи-то дети, любовники, любовницы, собутыльники, односельчане…
Группа Дрозды
Бездарные клоуны, на которых славно отдохнула природа, вполне могут заработать себе на батон и бутылку кефира на стройках народного хозяйства. А вот тем, кому нужен тренажер, чтобы преодолеть ДЦП, кому нужна пересадка почки, операция на сердце, излечение от множества редких и тяжелых заболеваний, о которых большинство и слыхом не слыхивало – вот они нуждаются в помощи государства. Но что поделать, приоритеты иные – так кто-то решил и все остальные обязаны с этим стремиться.
Как и в случае с «75% белорусской эстрады», так и в случае с «вышиванками», и многим другим до чиновничьей «идеологической вертикали» многое дошло через третьи-пятые руки. Полная идейная импотенция компенсируется плагиатом и изобретением велосипеда, а насаждается всё это с каким-то извращённым садистским смаком. Хотели «75%»? Получите-распишитесь трансляцию альбома "Володарка" от «отечественного производителя» вариаций по мотивам российской «Бутырки» с замечательными строками: "Володарка, Володарка, по тебе поет гитарка, и слеза стекает со струны".
После того, как на Украине местные деятели эстрады затребовали оградить их от конкурентов из России, о том же стали помышлять в среде минской «попсы». Вторично и трагикомично выглядит озвученная в интервью интернет-каналу "ТВое Сегодня" печатного органа Администрации президента Белоруссии – газеты «Советская Белоруссия» позиция одного из братьев Хлестовых, неустанно окучивающего любые площадки, где платят деньги – от провинциальных ДК до минских площадок. Понятно, что в провинции тоже люди, и раз они не могут себе позволить пригласить Дмитрия Хворостовского, «Чайф» или «Серебро», то остаётся довольствоваться Алексеем Хлестовым, «Тяни-толкай» и «Дроздами».
"Когда два года назад "рухнул" доллар, наши заграничные коллеги хлынули в Беларусь. Они начали давать концерты по таким демпинговым ценам, что мы, живя в своей стране, я говорю сейчас о себе, я не имею возможность гастролировать, потому что до нас "проезжают" наши российские коллеги. Я бы на месте Минкультуры обращал на это внимание и делал какие-то серьезные ремарки для этих людей. Или же пока кризис, ограничил им въезд. Попросил бы их - ребята, дайте нам поработать.Ведь я все вкладываю в себя. От государства никаких денег не получаю. Плачу налоги, авторские отчисления. Я говорю о том, что должна быть здоровая конкуренция, а это довольно сложно в сложившихся условиях"? – цитирует певца «Советская Белоруссия». "Я очень переживаю, когда наши слушатели выбирают между белорусским и зарубежным артистом. Особенно, когда считают: все, что делают они - это круто, а то, что делаем мы - это ерунда. Я в это не верю, считаю, что белорусские авторы и продакшн за последние годы выросли и выдают очень качественный продукт. Может быть, именно кризисное время для нас станет ключевым".
«В Минск пусть приезжает любой артист. А вот все, что касается городов на Гомельщине, Могилевщине, райцентров… В этом году наши коллеги из ближнего зарубежья сделали такое турне, я бы это назвал, простите, пылесосом. Они «пропылесосили» все города. Невозможно приехать. Мой концертный менеджер обзванивает отделы культуры, ему отвечают: мы не можем вам ничего предоставить, у нас нет возможности», - цитирует «ацечаствянага праизвадзицеля» сайт Юрия Зиссера, всегда готового угодить Администрации и отбить часть аудитории у «Хартии» и «БП».
Хлестов не отдаёт себе отчёта в том, какие у него проблемы с формальной логикой. Административные ограничения и здоровая конкуренция, очень качественный продукт и возможность его продать только на закрытом от других производителей рынке. Кстати, когда надо что-то «втюхать» дорогим россиянам, то сразу заводится пластинка «мы свои, мы братья», а посему помогите, дайте то и это если не бесплатно, то по льготам. Поэтому в России просящими сформирован соответствующий имидж белорусов – эдаких тихих, забитых, инфантильных, убогих, вечно нуждающихся и стесняющихся попросить. Теперь к этим чертам добавляют повадки мелкотравчатых грызунов, лицемерных и пакостных, и делается это целенаправленно странными персонажами, тиражирующими через СМИ, со сцены и любыми способами разные глупости несусветные.
Десятки коллег Хлестова «пылесосят» не только российскую глубинку, но и Москву, и Питер, и все более-менее доходные места. Но никто в России не ставит вопрос так, как выбившийся в люди мальчик: а давайте запретим под предлогом кризиса. Наличие кризиса, кстати, официально отрицается – здесь Хлестов подложил жирную свинью главреду «Совбелки», и даже не столько ему, сколько главному спикеру на «Всебелорусском собрании».
Колхозный «чёс» боится российских конкурентов. Только и всего? На самом деле проблема глубже – она внутри тех, кто так ничего и не понял в нашей истории и не увидел в дне сегодняшнем ничего, кроме свободного места в своём кармане. На этом дискуссию о свободе, либерализме и творчестве можно считать временно закрытой.
Комментарии
Комментариев пока нет