САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Соловьев Владимир Сергеевич

« Назад

Соловьев Владимир Сергеевич 28.01.2019 16:46

Религиозный философ, поэт, публицист. Один из наиболее ярких представителей русской философской мысли. Сын С.М. Соловьёва.

Биография

Получил домашнее образование, в 1864 году поступил в 3 класс 1-й московской губернской гимназии, в 1865 году переведён в 5-ю (окончил в 1869 году). Поступил на историко-филологический факультет Московского университета, в 1870 году перевёлся на естественное отделение физико-математического факультетта. Разочаровавшись в естественных науках, в апреле 1873 года подал прошение об отчислении из университета и разрешении на сдачу экстерном кандидатских экзаменов на историко-филологическом факультете. Сдал экзамены весной 1873 года. Вольнослушатель Московской Духовной академии (сентябрь 1873 – март 1874). Во время учёбы в университете испытал влияние преподавателей П.Д. Юркевича (философия) и А.М. Иванцова-Платонова (церковная история). Защита магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874) вызвала большой резонанс, т.к. работа Соловьева была направлена против преобладающего в то время позитивистского дискурса. Докторская диссертация – «Критика отвлечённых начал» (1880).

Статья «Мифологический процесс в древнем язычестве» стала первым напечатанным сочинением Соловьева («Православное обозрение». 1873. № 11). В 1873 году состоялось знакомство с Ф.М. Достоевским По мнению ряда исследователей, Соловьев явился прототипом Ивана Карамазова («Братья Карамазовы»). Избран доцентом кафедры философии Московского университета, с начала 1875 года читает курс по истории новейшей философии. На курсах В.И. Герье читает курс истории античной философии. Лекции Соловьева приобретают большую популярность. С 1875 года он активно пишет стихи (первый стихотворный опыт – в 1872 году).

Весной 1875 года – в Лондоне, в командировке для изучения индийской, гностической и средневековой литературы. Переживает мистическое видение, в результате 28 октября 1875 года внезапно отправляется в Каир. Свой опыт описал в стихотворении «Три свидания» («Вестник Европы». 1898. № 11). Осенью 1875 – весной 1876 года Соловьев создаёт первые стихи т.н. софийного цикла («Вся в лазури сегодня явилась…», «У царицы моей есть высокий дворец…», «Близко, далёко, не здесь и не там…»). Провёл в Каире 4 месяца, посещал фиваидских аскетов-пустынножителей. Пережил в пустыне видение, которое трактовал как встречу с Софией. Написал трактат La Sophia (незаверш., 1886, на французском языке, на русском языке опубликован в журнале «Логос». 1991. № 2; 1992. № 4; 1996. № 7). 12 марта 1876 года выехал в Италию, далее – в Париж. В начале июня 1876 года возвращается в Москву.

Осенью 1876 года читает курс органической логики, в 1877-м покидает университет из-за несогласия с увольнением профессора Н.Я. Любимова, с 1877 года – в Санкт-Петербурге, член Ученого комитета при Министерстве народного просвещения (1877-1881). В «Журнале Министерства народного просвещения» публикует главы «Философских начал цельного знания» (не оконч., 1877. № 3-4, 6, 10-11). Сближается с С.А. Толстой, вдовой А.К. Толстого. Завязывается долгий роман Соловьева с её племянницей, С.П. Хитрово, ставшей для философа земным воплощением Софии небесной.

Весной 1877 года выступает в Обществе любителей русской словесности с лекцией «Три силы», оказавшей влияние на «пушкинскую речь» Достоевского (1880). Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов отправляется в действующую армию в качестве корреспондента «Московского вестника». Зимой-весной 1878 года выступает с «Чтениями о Богочеловечестве» (отд. изд. – М., 1881).

Соловьев отреагировал на цареубийство 1 марта 1881 года, выступив с публичными лекциями 13 марта на Высших женских курсах, где осудил террор, и 28 марта в зале Кредитного общества, где призвал престолонаследника проявить милосердие к преступникам. В результате ему было рекомендовано воздержаться от публичных лекций, также он покинул свой пост в МНП. С февраля 1882 года – в Москве. Создаёт «Три речи в память Достоевского» (М., 1881-1883), также обращается к теме примирения православной и католической церквей («Великий спор и христианская политика» // Русь. 1883. № 1-3, 14,15, 18, 23). Позиция Соловьева была понята современниками как «измена православию» (в 1896 году он примет причастие по католическому обряду, также будет ходить слух о его переходе в католичество). Сотрудничает с журналом «Вестник Европы», где публикует сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883-1891), вступив в резкую полемику с поздними славянофилами. Соловьев отстаивал идею, согласно которой высшим предназначением России является служение идее всемирного общечеловеческого единения в духе истинного христианства. Идея объединения церквей развивается в работах «История и будущность теократии» (Загреб, 1887) и «Россия и вселенская церковь» (на французском языке, Париж, 1889, полный русский перевод – М., 1911). Весной 1888 года читает в Париже на французском языке доклад «Русская идея» (Париж, 1888, русский перевод – М., 1911). В 1889-1890 годах полемизирует с Н.Н. Страховым, отстаивающим теорию «замкнутых культур» Н.Я. Данилевского. В 1890 году пишет одно из самых знаменитых своих стихотворений – историософское «Ex Oriente Lux» («Свет с Востока» - лат.). В 1891 году выходит первый стихотворный сборник Соловьева - «Стихотворения».

Редактор и автор философского отдела Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона (с 1891 года). 19 октября 1891 года выступает с публичной лекцией «О причинах упадка средневекового миросозерцания». Лекция содержала резкую критику русской церкви и вызвала большой резонанс. В конце 1891-го Соловьев переживает влюблённость в С.М. Мартынову, что нашло отражение в т.н. мартыновском цикле стихотворений (1891-1892) и философском сочинении «Смысл любви» (Вопросы философии и психологии. 1892. № 14, 15; 1893. № 17; 1894. № 21).

Летом 1893 года пережил нервное расстройство, посетил в это время Швецию, Шотландию, Францию. В 1894 году вступил в резкую полемику о православной вере и свободе совести с В.В. Розановым (ст. «Порфирий Головлёв о свободе и вере» // Вестник Европы. 1894. № 4; «Конец спора» // Там же. 1894. № 7). Начал работу над созданием собственной этической концепции («Оправдание добра». СПб., 1897), стремясь «показать добро… как единственный правый путь жизни». Историософскую тематику Соловьев развивает в стихотворении «Панмонголизм» (1894).

В 1890-х  пишет ряд статей о русской поэзии: «О лирической поэзии» (1890), «Поэзия Ф.И. Тютчева» (1895), «Лермонтов» (1897), «Судьба Пушкина» (1897), «Значение поэзии в стих. Пушкина» (1897) и др. 

Вновь посещает Египет (1898). В апреле 1899 года начинает писать историософское сочинение «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (СПб., 1900). 8 июля 1900 года пишет своё последнее стихотворение «Вновь белые колокольчики…». Последние дни жизни, будучи тяжело больным, провёл в имении П.Н. Трубецкого Узкое. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Философское учение

 В основе философской системы Соловьева лежит идея всеединства, которое есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. Его система – синкретическая. Ещё в работе «Кризис западной философии» Соловьев высказал намерение соединить «полноту содержания духовных созерцаний Востока» с «логическим совершенством западной формы». Он развивает идеи о тёмной основе в Боге, которая в результате акта творения обособляется и становится источника зла. Особенность философии Соловьев – положение о двух абсолютах: апофатическое ничто, или положительная мощь, и отрицательная возможность бытия вне Бога, которую символизирует София. Учение о Софии философ раскрывает в книге «Россия и вселенская церковь», при этом София понимается как «живая идея», божественная личность, с которой можно вступить в медиумическое общение.

Основное содержание исторического процесса по Соловьева – возникновение Души мира (возникает как антитеза Божественной Премудрости) и постепенное возвращение ее к Абсолюту. Центральное событие исторического процесса – воплощение Божественного Логоса в богочеловеке Иисусе Христе. Человечество в этом процессе играет активную роль.

В теории познания Соловьев критикует скептицизм и кантовский критицизм. Рассматривает волю как метафизическую реальность, которую индивид открывает в себе. В конце жизни у Соловьева укрепляется представление о том, что человечество как единый субъект реальнее отдельного индивида, а сознание обладает универсальным характером и не принадлежит никому, либо принадлежит высшему трансцендентальному объекту.

В этическом учении Соловьев критикует отвлечённый субъективизм, отстаивает принцип автономии морали. Действительность нравственного миропорядка он основывает на существовании сверхчеловеческого безусловного добра в Боге.

Выступал за гуманизацию права и уголовных наказаний. Являлся последовательным противником смертной казни. Понимал право, как «свободу, обусловленную равенством». Соловьев отстаивал естественные права человека – на достойное существование, свободу совести и т.д. Выступал против ограничения прав инородцев, против притеснения старообрядцев и сектантов.

Особое призвание России он видел в осуществлении органического единства церкви, государства и общества.

Влияние

 Соловьев оказал колоссальное влияние на религиозную и философскую мысль России конца XIX – начала ХХ века, пробудил в интеллигенции интерес к религиозным вопросам, вызвав тем самым появление движения «богоискательства» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов и др.), оказал влияние на своих друзей и коллег (Л.М. Лопатин, С.Н. и Е.Н. Трубецкие). Идеи Соловьева отражались в деятельности религиозно-философских обществ (в т.ч. Петербургского (1907-1917) и Московского памяти В.С. Соловьёва (1905/06-1918)), философских сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Под влиянием Соловьева развивалась философская, религиозная и общественная мысль русской эмиграции. Поэзия Соловьева, его личность и взгляды значительно повлияли на становление символизма в русской поэзии. Т.н. «младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.) видели в нём своего учителя. В 1903 году сложился кружок т.н. «соловьёвцев» (А. Белый, С.М. Соловьёв, Эллис, А.С. Петровский и др.).

Сочинения:

 Собр. соч. В 10 т. СПб., 1911-1914. Т. 11, 12. Брюссель, 1966.

Письма В.С. Соловьёва в 3 т. СПб., 1908-1911.

Письма. Пг., 1923.

Стихотворения, проза, письма, воспоминания современников. М., 1990.

Лит. критика. М., 1990.

Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. М., 2000-2013.

 

Смежные статьи

Литература

  • Асмус В.Ф. Вл. Соловьёв. М., 1994.
  • Величко В.Л. Вл. Соловьёв. Жизнь и творения. СПб., 1902.
  • Вл. Соловьёв: pro et contra. В 2 т. СПб., 2000-2002.
  • Гайденко П.П. Соловьёв и философия Серебряного века. М., 2001.
  • Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. Париж, 1950.
  • Зернов Н. Русское религиозное возрождение начала ХХ в. Париж, 1974.
  • Зернов Н. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьёв. М., 1995.
  • Козырев А.П. В. Соловьёв и гностика. М., 2007.
  • Лосев А.Ф. Вл. Соловьёв. М., 1983.
  • Лосев А.Ф. Вл. Соловьёв и его время. М., 1990.
  • Мочульский К.В. Вл. Соловьёв. Жизнь и учение. Париж, 1936.
  • О Вл. Соловьёве. Сб. ст. М., 1911.
  • Прибыткова Е.А. Несвоевременный современник. Философия права В.С. Соловьёва. М., 2011.
  • Радлов Э.Л. Характер творчества Соловьёва. СПб., 1909.
  • Соловьёв и культура Серебряного века. Сб. / отв. ред. А.А. и Е.А. Тахо-Годи. М., 2005.
  • Соловьёв С.М. Жизнь и творческая эволюция Вл. Соловьёва. Брюссель, 1977.
  • Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Соловьёва. М., 1913.
  • Энгельгардт Н. Идеалы Соловьёва // Русский вестник. 1902. № 11.
  • George M. Mystische und religiöse Erfahrung im Denken Vladimir Solov’evs. Gött., 1988.
  • Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke – L., 1988.

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru