Театр на линии фронта

« Назад

Театр на линии фронта 28.11.2017 09:34

С размахом, не обращая внимания на не прекращающиеся вот уже четвертый год боевые действия, на линию фронта, проходящую фактически в городской черте шахтерской столицы, отметила в октябре нынешнего года свое 85-летие Донбасс Опера. Этим «нейтральным» названием, дабы не дразнить лишний раз «гусей»-националистов в «эпоху украинизации», замаскировал свое истинное кредо Донецкий государственный академический русский театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко – один из ведущих на Украине. 

На торжественном вечере, посвященном этой дате, наряду с традиционным гала-концертом, состоялось гашение почтовой марки и художественного конверта, выпущенных к годовщине театра «Почтой Донбасса». 

Первоначально театр, созданный в 1932 году, базировался в Луганске, входившем в состав прежней Донецкой области, которая лишь в июне 1938 года была разделена на Сталинскую и Ворошиловградскую области (нынешние Донецкая и Луганская).  Но волею судьбы настоящим годом становления стал грозовой 1941-й, в котором театр обосновался в новом здании, возведенном по проекту архитектора Людвига Котовского и предназначенном именно для театра оперы и балета. Свой первый сезон в Сталино коллектив, который возглавлял тогда выдающийся оперный режиссер, последователь системы Станиславского в музыкальном театре, заслуженный артист РСФСР Иосиф Лапицкий, открыл премьерой оперы М.Глинки «Иван Сусанин», состоявшейся 12 апреля 1941 года. 

О напряженности работы коллектива свидетельствует репертуарная афиша театра на 1941 год, в которую вошли опера Ш. Гуно «Фауст» - премьера состоялась 4 мая 1941г., опера Р. Леонкавалло «Паяцы» - премьера 22 мая, опера Дж. Россини «Севильский цирюльник» - премьера в июне.

А 7 августа 1941 года, когда страна уже отражала нападение фашистской Германии, состоялась премьера первого балетного спектакля «Лауренсия» А. Крейна. Война досрочно завершила первый сезон театра – его коллектив был эвакуирован в Киргизию, сначала в село Сазановку, а затем в город Пржевальск, где продолжал работать над созданием новых спектаклей, параллельно выступая с концертами в воинских частях и госпиталях.

21 октября 1941 года в Сталино вошли немцы и союзные им итальянцы и румыны. Оккупанты решили использовать здание театра по прямому назначению, о чем протрубила коллаборационистская газета «Донецкий вестник» -орган так называемой «Юзовской» городской управы. Она известила остававшихся в городе жителей о том, что 1 января 1942 года Украинский музыкально-драматический театр открывает свой сезон оперой С. Гулак–Артемовского «Запорожец за Дунаем». Кто пел со сцены и для какого зрителя – сейчас уже не узнать. Но вот уже с июня 1942 года директором и режиссером театра был назначен режиссер Мюнхенской оперы Тони Грашбергер и театр переименовывается на Городской театр оперы и балета. А через год, буквально накануне освобождения города от фашистов оккупанты, отбросив ложную скромность, и вовсе переименовывают театр, нарекая его «Front–Oper Stalino».

Театр в оккупации

Театр в оккупации

Не помогло. Более того – весьма символично, что первый алый штурмовой стяг красноармейцы, ворвавшиеся в областной центр, 7 сентября водрузили именно над зданием оперного театра, не обратив внимания на комендатуру, располагавшуюся в годы оккупации фактически напротив театра. 

Возвратившемуся в апреле 1944 года из эвакуации коллективу довольно быстро удалось «прибраться» за незваными «зарубежными гостями» и их местными пособниками. Продолжающаяся война, которая уже подходила к границам Советского Союза, продиктовала выбор текущего репертуара. И уже в сентябре 1944 года в театре состоялась премьера оперы А. Бородина «Князь Игорь». С этой постановки и начался отсчет мирного творческого периода театра, за послевоенные годы ставшего фактически бессменным центром музыкальной культуры Донецкого края, популяризатором классического и современного оперного и балетного искусства, классической оперетты, музыкальных спектаклей для детей.

В творческих кругах бывшего СССР Донецкий театр называли «лабораторией современной оперы». Большая заслуга в этом главного режиссера театра, народного артиста Украины Александра Здиховского, который за годы своей работы в театре поставил более 70 оперных и музыкальных спектаклей. Впервые на Украине именно на сцене Донецкого театра оперы и балета поставлены оперы: «Обручение в монастыре», «Семен Котко» С. Прокофьева, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Андре Шенье» У. Джордано, «Ярослав Мудрый» Ю. Мейтуса и другие

Стоит отметить, что с учетом политической конъюнктуры коллектив театра осуществлял и постановки спектаклей, обращаясь к произведениям современных украинских композиторов. Отмеченные официальной критикой, они тем не менее не вызывали восторгов у публики, воспитанной на произведениях русской и европейской классики. Исключения составили разве что оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского и «Наталка Полтавка» Н. Лысенко. В то же время при полных аншлагах проходили спектакли «Шуралле» Ф. Яруллина, «Кето и Коте» В. Думбадзе, «Спартак» А. Хачатуряна, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова и другие.

На сцене Донецкого театра в разные годы танцевали и пели такие корифеи и мастера сцены, как народные артисты Советского Союза Иван Козловский, Сергей Лемешев, Мария Биешу, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко и многие другие.

Своеобразным творческим отчетом стали проходившие с 13 сентября по 1 октября 1979 года на сцене Московского государственного академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко гастроли Донецкого государственного академического русского театра оперы и балета. За две с половиной недели были показаны 22 спектакля, которые посетили более 30 тысяч зрителей. 

Но особую известность театру принесли проводимые с 1994 года международные фестивали «Звезды мирового балета», основателем и художественным руководителем которого является Вадим Писарев – народный артист Украины, лауреат международных конкурсов артистов балета в Москве, Хельсинки, Париже, Джексоне, удостоенный в 1995 году приза ЮНЕСКО «Лучший танцовщик мира». Сегодня Вадим Писарев, как художественный руководитель театра, сосредоточен на сохранении традиций классического, в первую очередь - русского балета. В одном из интервью, оценивая требование украинских радикалов забывать все русское, Вадим назвал этот клич как менталитет провинции. «Я не представляю, как без шедевров русской классики будет существовать Украина, да и вообще — весь мир. Без Чайковского, Бородина, Шостаковича... А как без Пушкина жить? Классика принадлежит всему человечеству», - подчеркнул артист.

Созданная в 1992 году при театре школа балетного мастерства Вадима Писарева стала настоящей «кузницей кадров» для труппы театра, В полном смысле слова – здесь одновременно оттачивалось мастерство и закалялись характеры будущих артистов. Сегодня выпускники школы танцуют в разных городах и странах мира - в Москве и Санкт-Петербурге, в Словакии и Амстердаме. Яна Саленко — одна из лучших балерин Европы. Денис Черевичко — ведущий солист Венской Штатс-оперы. 

А для тех, кому еще только предстоит в будущем стать примами и премьерами, дирекцией театра был организован Международный фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па», в котором принимали участие воспитанники разных хореографических школ с Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья. В Донецк юные балерины и танцовщики ехали охотно, предвкушая возможность не только себя показать на сцене настоящего театра, но и других посмотреть. А также обменяться друг с другом понравившимися номерами и постановками.

И все же, не преуменьшая заслуг вокалистов театра – солистов и хористов, следует отметить – его визитной карточкой в последнюю четверть века является все-таки фестиваль «Звезды мирового балета».  Все более наглевшие украинские националисты, терроризировавшие киевские драматические и оперные театры, требуя от них введения в репертуар спектаклей по произведениям украинских авторов, далеко не сразу углядели опасность, которую представлял, казалось бы, далекий от политики балетный форум в Донецке. 

Впрочем, в Киеве тамошняя «новая элита» и о Донецке имела весьма смутное представление. Помнится, в 1996 году один из ведущих журналистов столичного телеканала «1+1», беседуя в прямом эфире с Вадимом Писаревым, спросил: «А как такой небольшой городишко, как Донецк, может проводить такие масштабные фестивали балета?», чем ввел в ступор своего собеседника, но изрядно развеселил телезрителей в Донбассе. 

На протяжении двух десятков лет балетное созвездие вспыхивало над Донецком ежегодно. В разные годы здесь выступили в общей сложности более 400 звезд мирового балета из 30 стран мира. В первую очередь – из России, для балерин и танцовщиков которой донецкий фестиваль давно стал родным – за прошедшие годы на сцене Донбасс оперы блистали Нина Ананиашвили, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова и Марк Перетокин, Илзе и Андрис Лиепа, Алексей Ратманский, Анастасия Волочкова, Николай Цискаридзе. Со временем планка фестиваля поднялась до такого уровня, что участие в нем стали принимать целые хореографические коллективы известных театров мира – Большого и Мариинского, Московского государственного театра «Российский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, Московского театра танца «Гжель», Датского Королевского балета и других. Более того – своим присутствием на фестивале его в разные годы «освятили» такие легендарные мега-звезды балета, как Галина Уланова, Юрий Григорович, Владимир Васильев и Михаил Лавровский.      

Однако война, развязанная националистами против не признавшего государственный переворот Донбасса и упорно именуемая ими «антитеррористической операцией», чуть было не закрыла последний лист фестивального календаря. Более того – под угрозой оказалась и дальнейшая судьба самого театра. На северной и западной окраинах Донецка шли тяжелые бои, город подвергался ежедневным артиллерийским, минометным и ракетным обстрелам. Досталось и постройкам в центре шахтерской столицы, в том числе и зданию оперного театра.  Взрывной волной выбитые окна и двери, повреждения, наносимые разлетавшимися по внутренним помещениям осколками. Артисты и все служащие спасались в специально обустроенном в театре бомбоубежище. От прямого попадания в складское помещение сгорели декорации семи лучших спектаклей.

Тогда, летом 2014 года, дирекцией театра коллектив был отправлен в отпуск. И никто не знал, сколько он продлится и закончится вообще когда-нибудь. Надежда появилась к осени, после летних успехов ополчения, сумевшего отбросить карателей-нацистов и стабилизировать обстановку на линии фронта. Тогда, как вспоминает Писарев, актеры заявили, что готовы работать, несмотря ни на что. Конечно, не все артисты вернулись в труппу - кто-то перешел в театры Одессы и Львова, некоторые приняли московские коллективы. Но те, кто остался, работают с полной отдачей, понимая, что каждый спектакль может оказаться последним. Вместе с земляками хлебнули горя, спасаясь от бомбежек в подвалах и бомбоубежищах.

Война отменила вечерние спектакли, перенеся их начало на полдень.  В дни наиболее массированных обстрелов спектакли отменялись. Сейчас, когда в городе стало поспокойнее, время начала спектаклей – 16 часов с учетом наступления комендантского часа, до которого зрителям нужно добраться домой. Театру удалось за короткий срок восстановить все оперы и балеты, декорации которых уничтожила война. Среди них — «Летучий голландец», «Аида», «Кармен», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Царская невеста».

По мнению заведующей литературно-драматической частью Донецкого академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко Татьяны Мельниковой, театр за военные годы словно повзрослел, вернее – возмужал и закалился. «Вот парадокс – к нам, работающим в нескольких километрах от линии фронта, едут на постоянную работу артисты. Вот мужской состав балета пополнился за последнее время пятью танцовщиками, приехавшими из России, а главное -  из других городов Украины. И в оперную труппу приняты несколько певцов и певиц с чудесными голосами». 

Мельникова – одна из тех, кто вместе с директором театра Василием Рябеньким в военном 2014-м приложили все усилия к тому, чтобы сохранить театр. Татьяна Ивановна вспоминает, как собирали разъехавшийся было коллектив, как уже осенью первого года войны, когда были освобождены от карателей первые города ДНР, состоялись первые спектакли. «Почти бесплатные – в зале разве что треть зрителей занимала места «согласно купленным билетам», остальных, среди которых в подавляющем большинстве были военные, прибывшие с передовой, директор велел впустить просто так. Спектакль прошел при аншлаге и под овации. А по окончании зрители вставали на колени и благодарили директора за то, что театр ожил. Василий Иванович, буквально накануне войны перенесший сложнейшую операцию, не находил себе места – за стенами театра громыхали разрывы снарядов и мин». Все это директор пропускал через свое сердце – и канонаду, доносившуюся сквозь стены, и разбомбленный карателями располагавшийся в районе шахты имени Засядько склад театральных декораций… И сердце руководителя не выдержало такой нагрузки… 

А спасенный им театр продолжает работать, не обращая внимания на хулу и клевету украинских СМИ, на неопределенность «Минских соглашений», на де-юре «замороженную», но де-факто продолжающуюся войну, которая оказалась бессильна перед наступлением искусства.                                                                                      

И вновь листает свой «хореографический календарь» фестиваль «Звезды мирового балета», с которым в 2014 году поторопились было распрощаться балетоманы.  Уже в 2015-м на сцену тетра вышли участники очередного праздника классического танца. А в нынешнем году состоялся очередной, уже XXIII фестиваль, в котором по традиции приняли участие российские и белорусские артисты. Но нельзя не отметить мужество балерин и танцовщиков из США, Нидерландов, Южной Кореи и Болгарии - стран, власти которых послушно поддержали санкции против России в связи с ее надуманной «агрессией» в Донбассе. К тому же наверняка артистам балета, прибывшим в Донецк, грозит занесение в списки пресловутого сайта-доносчика «Миротворец», куда давно уже автоматически попадают люди творческих профессий, рискнувшие выступить в возвратившемся в Россию Крыму или на территории ДНР или ЛНР.  Впрочем, по мнению гостя фестиваля и «долгожителя» этого сайта, народного артиста СССР Иосифа Кобзона, «Па-де-де из «Дон-Кихота» сильнее киевских снарядов и мин». 

Анатолий Гордеев, Камертон


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru