Центры правовой поддержки – приоритетное направление в работе Фонда с соотечественникам

« Назад

Центры правовой поддержки – приоритетное направление в работе Фонда с соотечественникам 15.09.2017 09:08

Одной из краеугольных задач обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации является «всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, в том числе, в различных международных форматах». Данным постулатом руководствуется в своей работе и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, рассматривающий себя как составную часть механизма по ее реализации.

Этот механизм не имеет ничего общего с досужими утверждениями ряда политиков, прежде всего, из европейских стран о так называемом «протекторате» Москвы по отношению к гражданам других государств, под которым  подразумеваются «происки» России по подрыву конституционного строя» и созданию «пятой колонны»  в контексте правовой и иной поддержки  соотечественного движения. Россия же считает, что усилия по консолидации многомиллионной русскоязычной диаспоры за рубежом помогают сохранению межнационального, межконфессионального мира и укреплению стабильности в государствах  проживания наших соотечественников.

Для Фонда  с момента начала его работы в январе 2012 года приоритетным направлением на правозащитном треке  стало сотрудничество с Центрами правовой поддержки (ЦПП), которые призваны заниматься проведением бесплатных юридических консультаций среди соотечественников, оказанием оперативной правовой помощи и мониторингом их правового положения в странах пребывания (название этой правовой структуры может несколько  варьироваться).

На взаимодействие Фонда с правовыми центрами нас нацеливают и рекомендации Попечительского совета Фонда под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова от 20 февраля 2016 года, где Фонду предложено «поддерживать проекты соотечественников, направленные на создание и расширение сети центров правовой поддержки, в первую очередь в странах, где наблюдаются системные проблемы с обеспечением прав соотечественников, а также в государствах с наиболее многочисленными русскоязычными диаспорами».

Содействие Фонда созданию ЦПП, как правило, происходит по инициативе местных правозащитных структур и координационных советов организаций соотечественников (КС) в конкретно взятой стране.  Причем основная масса таких инициатив исходит из государств постсоветского пространства. Как правило, персонал таких центров не превышает  пяти человек, в число которых входят опытные юристы  и адвокаты. Важно, что Фонд не инициирует и не навязывает свою волю в этом вопросе. Более того, в ряде стран правозащитные институты с участием представителей русскоязычных объединений и гражданского общества существовали задолго до создания Фонда, и сегодня мы им  оказываем лишь дополнительную грантовую поддержку.

Впоследствии обращения об открытии ЦПП в странах ближнего и дальнего зарубежья  стали расти из года в год. Фонд вначале изучает поступающие предложения, советуется со своими Учредителями, а затем  на заседании Правления Фонда принимается соответствующее решение с учетом практической целесообразности и наличия  финансовых средств.

Если в 2012 году насчитывалось 9 таких Центров, то  по состоянию на начало 2017 года их уже функционировало  более 20 в 13 странах мира, при этом в некоторых государствах постсоветского пространства ввиду  востребованности созданы несколько  ЦПП или правовых консультационных пунктов соотечественников.

С учетом требований времени прорабатываются организационные и финансовые аспекты открытия до конца 2017 года регионального Информационно - правового центра для стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Какова же реальная отдача для соотечественников от этого правозащитного института? Факты свидетельствуют, что польза  есть и немалая. Например, за последние пять лет ЦПП была оказана практическая правовая поддержка  по 60 тысячам индивидуальных и групповых обращений русскоязычных граждан. Только в  2016 году правовую помощь получили более 10 тысяч человек, из них  30% - российские граждане. За этот же период юристами ЦПП дано  7 тысяч правовых  консультаций, подготовлены тысячи  исков и обращений в судебные инстанции в защиту российских соотечественников. Центрами предпринимаются действенные шаги по  повышению  правовой грамотности русскоговорящего населения, не говоря уже о большом количестве писем и запросов в исполнительные, законодательные,  муниципальные  органы власти стран их пребывания. Все более заметен голос правозащитных центров Фонда на международных площадках по поводу фактов нарушений прав человека.

Анализ обращений в ЦПП  показывает, что значительная часть их клиентов - это располагающая ограниченными материальными средствами категория соотечественников, не имеющая возможности получить  бесплатную квалифицированную юридическую помощь в стране проживания. Кроме того, существенную роль играет здесь и языковый фактор. Ведь юридические консультации именно на русском языке, зачастую, единственный способ правильно понять и осознать особенности национального законодательства.

Поводы для обращений соотечественников в ЦПП - самые разнообразные и, как говорится, житейские. Это прежде всего: социальные, пенсионные, семейные, жилищные, иммиграционные вопросы, бракоразводные процессы, ювенальная юстиция, переселенческая тематика, право  на труд, на образование, на русский язык, получение российского гражданства и российского паспорта, расследование уголовных и административных дел, истребование документов, подготовка обращений, апелляционных и кассационных жалоб в судебные ветви власти, судебная защита и т. д. Бывает, что это корреспондируется с выполнением функций, возложенных на российские консульские загранучреждения. Но одно другому – не помеха,  если можно работать в связке.

Разумеется, в работе ЦПП есть и индивидуальные отличия, не вмещающиеся в вышеперечисленные рамки, что  обусловлено складывающейся общественно-политической обстановкой в той или иной стране и уровнем обеспечения в ней социально-экономических, этнокультурных и языковых прав национальных меньшинств.

Так, в ряде  государств Балтии  остро стоит проблема «неграждан», военных пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов бывшего СССР (против которых в нарушение установившихся принципов уголовного права ведутся судебные процессы), избирательного права для некоренного населения, судебных преследований активистов русскоязычных объединений и правозащитников,  выдачи вида на жительство, соответствия здешних нормативных актов международным и европейским стандартам.

В других странах животрепещущей проблемой для соотечественников  является право на использование русского языка в учебном процессе, дискриминация при приеме на государственную службу.

Для соотечественников в  среднеазиатских республиках  актуальна  тема «двойного гражданства» и приобретения российского гражданства,  социального обеспечения, доступа к правосудию, права на личную безопасность.

Для русской диаспоры в Закавказье характерен вопрос о  защите прав собственности на недвижимое имущество.

В некоторых государствах, где нет правозащитных институтов Фонда, на передний план выходит  проблема бипатридов.

В странах дальнего зарубежья соотечественников волнуют такие вопросы, как этническая дискриминация в области социального обеспечения, наследование имущества, бракоразводные дела, правовой статус детей от смешанных браков, в том числе возможности их вывоза в Россию.

Отношение местных властей к деятельности ЦПП неоднозначно. Так, в Армении и Азербайджане исполнительные и законодательные органы власти, стремясь к обеспечению межнационального мира и согласия, стараются поддерживать русскоязычные общины.

В Грузии у ЦПП установились тесные контакты с Аппаратом народного защитника, местными парламентариями.

Однако, как уже отмечалось, в ряде государств власти с настороженностью относятся к деятельности правозащитников русскоязычного населения. Например, Фонду по объективным причинам становится все сложнее заниматься правовой поддержкой соотечественников на Украине. Помимо политических мотивов это вызвано массовым характером нарушений прав человека в этой стране, в особенности на Донбассе, отказом украинских властей от соблюдения краеугольных международных обязательств в правочеловеческой сфере. Кроме того, Указом Президента Украины от 17 октября 2016 г. № 467/2016 Фонд включен в т.н. санкционный список юридических лиц, деятельность которого «создает реальную и/или потенциальную угрозу национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствует террористической деятельности и ведет к оккупации Украины», что, конечно же, является чистейшим абсурдом.

Нашим недругам, а такие еще встречаются, следует знать, что действующие при поддержке Фонда  правозащитные центры осуществляют свою  деятельность в строгом соответствии с национальными законодательствами и нормативными актами в отношении национальных меньшинств, закрепленными в международно - правовых документах, с учетом местных  культурно-исторических особенностей и общепризнанными мировым сообществом стандартами в области прав человека. Такой подход, безусловно, ведет к налаживанию деловых и взаимоприемлемых контактов соотечественников  с  властями. Другое дело, что кое-где сквозь пальцы смотрят на эти  принципы, игнорируя тем самым верховенство  международного права.

Однако было бы  нечестно утверждать, что в работе Центров все обстоит благополучно. На это влияют как внешние факторы, так и чисто внутриполитические  причины в государствах нахождения ЦПП. Помимо того, для Фонда важен принцип целевого использования выделенных средств, строгого соблюдения своевременной финансовой и содержательной отчетности за полученное нами из государственного бюджета финансирование.

Суммируя вышеизложенное, хотелось бы  отметить, что правозащитные центры, работающие при содействии Фонда, во многих случаях доказали свою эффективность и востребованность среди российских соотечественников за рубежом. У персонала ЦПП и  руководства КС есть потребность и далее  отстаивать законные интересы соотечественников на правовом поле.

В свою очередь  Фонд готов в рамках имеющихся возможностей продолжать оказывать посильное содействие реализации соотечественниками их правозащитных проектов.

Вячеслав Елагин, советник Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Русский век


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru