САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Центры правовой поддержки – приоритетное направление в работе Фонда с соотечественникам

« Назад

Центры правовой поддержки – приоритетное направление в работе Фонда с соотечественникам 15.09.2017 09:08

Одной из краеугольных задач обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации является «всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, в том числе, в различных международных форматах». Данным постулатом руководствуется в своей работе и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, рассматривающий себя как составную часть механизма по ее реализации.

Этот механизм не имеет ничего общего с досужими утверждениями ряда политиков, прежде всего, из европейских стран о так называемом «протекторате» Москвы по отношению к гражданам других государств, под которым  подразумеваются «происки» России по подрыву конституционного строя» и созданию «пятой колонны»  в контексте правовой и иной поддержки  соотечественного движения. Россия же считает, что усилия по консолидации многомиллионной русскоязычной диаспоры за рубежом помогают сохранению межнационального, межконфессионального мира и укреплению стабильности в государствах  проживания наших соотечественников.

Для Фонда  с момента начала его работы в январе 2012 года приоритетным направлением на правозащитном треке  стало сотрудничество с Центрами правовой поддержки (ЦПП), которые призваны заниматься проведением бесплатных юридических консультаций среди соотечественников, оказанием оперативной правовой помощи и мониторингом их правового положения в странах пребывания (название этой правовой структуры может несколько  варьироваться).

На взаимодействие Фонда с правовыми центрами нас нацеливают и рекомендации Попечительского совета Фонда под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова от 20 февраля 2016 года, где Фонду предложено «поддерживать проекты соотечественников, направленные на создание и расширение сети центров правовой поддержки, в первую очередь в странах, где наблюдаются системные проблемы с обеспечением прав соотечественников, а также в государствах с наиболее многочисленными русскоязычными диаспорами».

Содействие Фонда созданию ЦПП, как правило, происходит по инициативе местных правозащитных структур и координационных советов организаций соотечественников (КС) в конкретно взятой стране.  Причем основная масса таких инициатив исходит из государств постсоветского пространства. Как правило, персонал таких центров не превышает  пяти человек, в число которых входят опытные юристы  и адвокаты. Важно, что Фонд не инициирует и не навязывает свою волю в этом вопросе. Более того, в ряде стран правозащитные институты с участием представителей русскоязычных объединений и гражданского общества существовали задолго до создания Фонда, и сегодня мы им  оказываем лишь дополнительную грантовую поддержку.

Впоследствии обращения об открытии ЦПП в странах ближнего и дальнего зарубежья  стали расти из года в год. Фонд вначале изучает поступающие предложения, советуется со своими Учредителями, а затем  на заседании Правления Фонда принимается соответствующее решение с учетом практической целесообразности и наличия  финансовых средств.

Если в 2012 году насчитывалось 9 таких Центров, то  по состоянию на начало 2017 года их уже функционировало  более 20 в 13 странах мира, при этом в некоторых государствах постсоветского пространства ввиду  востребованности созданы несколько  ЦПП или правовых консультационных пунктов соотечественников.

С учетом требований времени прорабатываются организационные и финансовые аспекты открытия до конца 2017 года регионального Информационно - правового центра для стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Какова же реальная отдача для соотечественников от этого правозащитного института? Факты свидетельствуют, что польза  есть и немалая. Например, за последние пять лет ЦПП была оказана практическая правовая поддержка  по 60 тысячам индивидуальных и групповых обращений русскоязычных граждан. Только в  2016 году правовую помощь получили более 10 тысяч человек, из них  30% - российские граждане. За этот же период юристами ЦПП дано  7 тысяч правовых  консультаций, подготовлены тысячи  исков и обращений в судебные инстанции в защиту российских соотечественников. Центрами предпринимаются действенные шаги по  повышению  правовой грамотности русскоговорящего населения, не говоря уже о большом количестве писем и запросов в исполнительные, законодательные,  муниципальные  органы власти стран их пребывания. Все более заметен голос правозащитных центров Фонда на международных площадках по поводу фактов нарушений прав человека.

Анализ обращений в ЦПП  показывает, что значительная часть их клиентов - это располагающая ограниченными материальными средствами категория соотечественников, не имеющая возможности получить  бесплатную квалифицированную юридическую помощь в стране проживания. Кроме того, существенную роль играет здесь и языковый фактор. Ведь юридические консультации именно на русском языке, зачастую, единственный способ правильно понять и осознать особенности национального законодательства.

Поводы для обращений соотечественников в ЦПП - самые разнообразные и, как говорится, житейские. Это прежде всего: социальные, пенсионные, семейные, жилищные, иммиграционные вопросы, бракоразводные процессы, ювенальная юстиция, переселенческая тематика, право  на труд, на образование, на русский язык, получение российского гражданства и российского паспорта, расследование уголовных и административных дел, истребование документов, подготовка обращений, апелляционных и кассационных жалоб в судебные ветви власти, судебная защита и т. д. Бывает, что это корреспондируется с выполнением функций, возложенных на российские консульские загранучреждения. Но одно другому – не помеха,  если можно работать в связке.

Разумеется, в работе ЦПП есть и индивидуальные отличия, не вмещающиеся в вышеперечисленные рамки, что  обусловлено складывающейся общественно-политической обстановкой в той или иной стране и уровнем обеспечения в ней социально-экономических, этнокультурных и языковых прав национальных меньшинств.

Так, в ряде  государств Балтии  остро стоит проблема «неграждан», военных пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов бывшего СССР (против которых в нарушение установившихся принципов уголовного права ведутся судебные процессы), избирательного права для некоренного населения, судебных преследований активистов русскоязычных объединений и правозащитников,  выдачи вида на жительство, соответствия здешних нормативных актов международным и европейским стандартам.

В других странах животрепещущей проблемой для соотечественников  является право на использование русского языка в учебном процессе, дискриминация при приеме на государственную службу.

Для соотечественников в  среднеазиатских республиках  актуальна  тема «двойного гражданства» и приобретения российского гражданства,  социального обеспечения, доступа к правосудию, права на личную безопасность.

Для русской диаспоры в Закавказье характерен вопрос о  защите прав собственности на недвижимое имущество.

В некоторых государствах, где нет правозащитных институтов Фонда, на передний план выходит  проблема бипатридов.

В странах дальнего зарубежья соотечественников волнуют такие вопросы, как этническая дискриминация в области социального обеспечения, наследование имущества, бракоразводные дела, правовой статус детей от смешанных браков, в том числе возможности их вывоза в Россию.

Отношение местных властей к деятельности ЦПП неоднозначно. Так, в Армении и Азербайджане исполнительные и законодательные органы власти, стремясь к обеспечению межнационального мира и согласия, стараются поддерживать русскоязычные общины.

В Грузии у ЦПП установились тесные контакты с Аппаратом народного защитника, местными парламентариями.

Однако, как уже отмечалось, в ряде государств власти с настороженностью относятся к деятельности правозащитников русскоязычного населения. Например, Фонду по объективным причинам становится все сложнее заниматься правовой поддержкой соотечественников на Украине. Помимо политических мотивов это вызвано массовым характером нарушений прав человека в этой стране, в особенности на Донбассе, отказом украинских властей от соблюдения краеугольных международных обязательств в правочеловеческой сфере. Кроме того, Указом Президента Украины от 17 октября 2016 г. № 467/2016 Фонд включен в т.н. санкционный список юридических лиц, деятельность которого «создает реальную и/или потенциальную угрозу национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствует террористической деятельности и ведет к оккупации Украины», что, конечно же, является чистейшим абсурдом.

Нашим недругам, а такие еще встречаются, следует знать, что действующие при поддержке Фонда  правозащитные центры осуществляют свою  деятельность в строгом соответствии с национальными законодательствами и нормативными актами в отношении национальных меньшинств, закрепленными в международно - правовых документах, с учетом местных  культурно-исторических особенностей и общепризнанными мировым сообществом стандартами в области прав человека. Такой подход, безусловно, ведет к налаживанию деловых и взаимоприемлемых контактов соотечественников  с  властями. Другое дело, что кое-где сквозь пальцы смотрят на эти  принципы, игнорируя тем самым верховенство  международного права.

Однако было бы  нечестно утверждать, что в работе Центров все обстоит благополучно. На это влияют как внешние факторы, так и чисто внутриполитические  причины в государствах нахождения ЦПП. Помимо того, для Фонда важен принцип целевого использования выделенных средств, строгого соблюдения своевременной финансовой и содержательной отчетности за полученное нами из государственного бюджета финансирование.

Суммируя вышеизложенное, хотелось бы  отметить, что правозащитные центры, работающие при содействии Фонда, во многих случаях доказали свою эффективность и востребованность среди российских соотечественников за рубежом. У персонала ЦПП и  руководства КС есть потребность и далее  отстаивать законные интересы соотечественников на правовом поле.

В свою очередь  Фонд готов в рамках имеющихся возможностей продолжать оказывать посильное содействие реализации соотечественниками их правозащитных проектов.

Вячеслав Елагин, советник Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Русский век


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru