Владислав Шурыгин: О Дюнкерской операции и забытых подвигах Красной Армии

« Назад

Владислав Шурыгин: О Дюнкерской операции и забытых подвигах Красной Армии 03.08.2017 19:59

Дюнкерк – Дюнкерк!

Ах, гениальная операция по спасению, ах, какой подвиг британских моряков и лётчиков!

Все как с ума посходили!

Умиление и слёзы над киношкой, в которой «массовые налёты» немецкой авиации изображают одиночные «Хейнкели», разрыв немецкой «сотки» - ямку, которую можно перепрыгнуть, а обстрел немецкой артиллерией берега – пару десятков всплесков в воде и что-то невнятное на суше. Впрочем, это кино!

Но как-то все сразу забыли о двух операциях по эвакуации Красной Армии, которые уступают Дюнкерку разве что по количеству эвакуированных. И только! Зато по целому ряду параметров кроют пресловутый Дюнкер как бык овцу!

Я говорю о прорыве балтийского флота из Таллина в Кронштадт и об эвакуации окружённой Одессы. Обе этих операции прошли в 1941 году. Таллиннская – 27 – 30 августа, Одесская – с 30 сентября по 16 октября.

Напомню, «чудо Дюнкерка» это бросок через пролив шириной 86 миль. И, благодаря столь малому расстоянию в «чуде» смогли поучаствовать, а точнее – его осуществить сотни маломерных судов, для которых такой заплыв был вполне доступен. И даже в этих условиях британцы потеряли треть всего участвовавшего в эвакуации флота.

А теперь вспомним незаслуженно забытые подвиги наших соотечественников.

7 августа противник отрезал гарнизон и военно-морскую базу Таллина от основных сил Северного фронта и отбросил РККА далеко на восток. Таллин стал крепостью.

В порту Таллина в этот момент находилось 150 боевых кораблей, 20 транспортов и больше 50 вспомогательных судов. Обороняло город больше 20 тысяч красноармейцев.

Немцы очень быстро поняли, что у русских, прижатых к морю, есть лишь один вариант спасения – эвакуация морем и 20 августа Гитлер подписал директиву № 33 «…не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв … в направлении Ленинграда».

С этой целью на южном берегу финского залива вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград была развернута береговая артиллерия (17 дивизионов), на северном берегу уже имелись 2 стационарные финские береговые батареи. В Финском заливе силами Кригсмарине и ВМФ Финляндии в июле-августе 1941 года были спешно установлены 36 минных заграждений (777 немецких и 1261 финские морские мины, 796 немецких минных защитников). На аэродромах для действий по кораблям КБФ были спешно развернуты 110 немецких и 10 финских самолётов. В Финском заливе действовали финские торпедные катера. Фактически Таллин был заперт!

Вот в этих условиях, после почти трёх недель обороны города, 27 августа и начался прорыв нашего флота из Таллина. Всего на борту кораблей к этому моменту находилось больше 40 тысяч солдат, офицеров, моряков и гражданских лиц. И прорываться им предстояло не 80 морских миль, как под Дюнкерком, а 180! Поэтому, никаких «маломерок» тут быть использовано не могло! К тому же, в районе перехода разыгрался семибальный шторм.

Из почти 225, вышедших в море кораблей и судов на минах, от атак самолётов и огня артиллерии погибло 62 корабля и судна. Из 41 тысячи, находившихся на борту, больше 10 тысяч.

Но большая часть сил флота и гарнизона Таллина прорвалась в Кронштадт и влилась в ряды защитников Ленинграда. Не будет преувеличением сказать, что именно эти силы сыграли ключевую роль в том, что последующий штурм немцами Ленинграда был неудачным…

Второй масштабной операцией по эвакуации войск, проведённой РККА, стала эвакуация Одессы, так же отрезанной с суши от основных сил и ставшей городом-крепостью. В течение 73-х дней оборона Одессы задерживала продвижение правого крыла войск группы армий «Юг» вермахта. Было отвлечено и сковано до 18 дивизий немецко-румынских войск общей численностью свыше 300 тысяч военнослужащих. Общие потери немецко-румынских войск в районе Одессы составили свыше 160 тысяч военнослужащих, около 200 самолётов и до 100 танков.

Оборона Одессы предоставила возможность осуществить эвакуацию гражданского населения, культурных и материальных ценностей. Всего в августе 1941 года из Одессы было эвакуировано 58 тысяч человек гражданского населения и 67,6 тысяч тонн грузов, в сентябре 1941 года — 67 тысяч человек гражданского населения и 44,8 тысяч тонн грузов, за 15 дней октября 1941 года — 18 тысяч гражданского населения и 18,5 тысяч тонн грузов. В том числе промышленное оборудование десяти крупных заводов, топливо, металл и иное сырьё, и даже паровозы и железнодорожные вагоны, музейные ценности и картинные галереи.

С 1 по 16 октября (почти за те же две недели, что и Дюнкерк!) из Одессы в Крым – 150 морских миль!!! - было переброшено около 80 тысяч бойцов и командиров Приморской армии и военно-морской базы, 15 тысяч человек гражданского населения, около 500 орудий, почти 20 тысяч тонн боеприпасов, 24 танка и танкетки, 5 бронемашин, 1158 автомобилей и 500 автомобильных моторов, 163 трактора, свыше 3,5 тысячи лошадей, почти 25 тысяч тонн оборудования одесских заводов, порта и других грузов.

Напомню, британцы и французы бросили в Дюнкерке всё своё тяжёлое вооружение, вплоть до пулемётов! 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок.

Легенда рассказывает, что последними из Одессы вывезли двух подгулявших где-то матросиков, который проспавшись бросились на пирс и увидели уже выходящие из бухты последние корабли. Оба рухнули на колени и замахали бескозырками. Один из командиров, уходящего тральщика, увидел эту раздирающую душу картину и вернулся за ними…

При этом о том, что советские войска оставили город, противник догадался лишь через шесть часов после ухода последнего нашего корабля!

А вы говорите: «Дюнкерк!», «Дюнкерк!»

iarex.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru