САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Вторые Европейские игры в Минске – имидж против финансовых затрат

« Назад

Вторые Европейские игры в Минске – имидж против финансовых затрат 18.05.2019 11:10

В конце июня в белорусской столице пройдет крупное спортивное мероприятие, к которому в Белоруссии готовились на протяжении последних двух лет – Вторые Европейские игры (ЕИ, Игры). Планируется, что в них примут участие спортсмены из 50 стран, которые разыграют 199 комплектов наград в 15 видах спорта, восемь из которых станут квалификационными к летним Олимпийским играм 2020 года в Токио.

Подобного масштабного события в республике не было с 2014 года, когда в Минске состоялся чемпионат мира по хоккею (ЧМ), который белорусским властям удалось провести на самом высоком уровне. Однако, как и пять лет назад, сегодня вокруг Вторых Европейских игр существует масса вопросов, связанных в первую очередь с их финансированием и необходимостью проведения в крайне непростой для страны экономической ситуации. И, несмотря на то что власти официально заявляют, что никакие финансовые потери не сравнятся с повышением имиджа республики, ряд наблюдателей по-прежнему считают, что Минск взялся за непосильную для себя ношу.

В первую очередь необходимо напомнить, что идею организовать Европейские игры по примеру других континентальных соревнований еще в 2011 году выдвинул тогдашний глава международной организации «Европейские олимпийские комитеты» Патрик Хики. Уже тогда Белоруссия планировала провести их у себя, однако из-за подготовки к ЧМ по хоккею 2014 года Минску пришлось отказаться, и первые игры за неимением альтернативы в 2015 году прошли в Баку. Тогда же хозяином Евроигр-2019 были названы Нидерланды, однако позже из-за финансовых соображений страна отказалась от данной почетной миссии, и в борьбе с другими кандидатами – Россией, Польшей, Турцией и Великобританией Белоруссия смогла заполучить ЕИ себе.

Лесик
Талисманом II Европейских игр избран лисенок Лесик

Примечательно в данном случае то, что после победы Минск не сразу дал добро на проведение Игр, что было связано как раз с финансовыми вопросами: экономика страны была в серьезном кризисе, белорусский рубль сильно обесценился, а ВВП ушел глубоко в минус. При этом сумма организации первых игр в Баку и вовсе была для общества пугающей – более $1 млрд.

Но соображения имиджа перевесили любые экономические расчёты. Тогда это объяснялось тем, что государство не потратит на проведение игр даже четверти азербайджанского бюджета. Более того, позже стала понятна и главная причина происходящего. По словам Александра Лукашенко, Вторые Европейские игры призваны «придать мощный идеологический импульс нашему обществу, еще больше консолидировать нацию», а иностранные гости «должны, получив благоприятные, хорошие впечатления о стране, о столице, с такими впечатлениями и вернуться домой».

Очередное крупное международное мероприятие вызвало в среде оппонентов власти серьёзное возмущение. Например, еще в январе с.г. ряд представителей белорусской оппозиции при поддержке Глобального союза IndustriALL, Международной и Европейской конфедерации профсоюзов призвали координационную комиссию Европейских игр перенести мероприятие из Минска. Это требование, как и в случае с ЧМ по хоккею 2014 года, обосновывалось «нарушением прав человека в стране» и необходимостью дать «мощный сигнал для белорусских властей, который должен заставить их улучшить ситуацию с правами человека и профсоюзов». Но спортивные организации негативно относятся к попыткам примешать политику к спорту, как это уже неоднократно пытались сделать в отношении России, и на подобные призывы, как правило, не реагируют.

Поэтому в том, что ЕИ состоятся в Минске по плану, сегодня не сомневается никто. В то же время происходящее заставляет экономистов задуматься над тем, смогут ли имиджевые приобретения республики превысить затраченные на Игры средства.

Долгое время власти не могли точно сказать, сколько будет потрачено на проведение спортивного мероприятия года и сколько они планируют  на нем заработать. Лишь в октябре 2018 года, исходя из опубликованного республиканского бюджета, ситуация стала более или менее проясняться. Так, планируется, что РБ потратит 153,4 млн рублей из бюджета и еще 76,9 млн из резервного фонда президента. Всего – около $115 млн. При этом за два года до этого А. Лукашенко заявлял, что «мы посчитали, что даже в плюсе будем». «Нам надо будет затратить где-то под $50 миллионов за эти годы. Это слёзы для страны. А может, и того не надо: европейцы сказали, что помогут», – отмечал тогда белорусский лидер.

Правда, позже оказалось, что иностранцы практически не заинтересовались ЕИ. Как отмечал в начале февраля премьер-министр Белоруссии Сергей Румас, «согласно контракту были обязанности (олимпийских комитетов европейских стран. – Авт.) привлечь крупных международных спонсоров, но на сегодня результатами этой работы мы не можем быть удовлетворены». Поэтому в качестве выхода было решено взять на себя «больше работы по привлечению спонсоров в таких премиальных секторах, как нефтепереработка, банковское дело, напитки».

Казалось бы, указанная выше сумма не критична для Белоруссии, тем более если учитывать, что реконструкция минского стадиона «Динамо», на котором будут разворачиваться основные события ЕИ, обошлась в $150 млн. Более того, часть соревнований и организационных мероприятий пройдет на построенных ранее объектах (всего их будет задействовано 12), а вновь возведенные планируется использовать и после Игр. Например, Республиканский научно-практический центр спорта, многопрофильный зал Республиканского училища олимпийского резерва, Центр художественной гимнастики, Национальный стадион по пляжному футболу и новое общежитие комплекса Студенческая деревня.

Дарья Домрачева
Титула звёздного посла II Европейских игр удостоена четырёхкратная олимпийская чемпионка, Герой Беларуси Дарья Домрачева

Но сколько власти планируют заработать на мероприятии, в настоящее время пока не ясно. Известно, что даже наиболее рейтинговые спортивные события, в том числе Олимпийские игры, редко оказываются прибыльными для их организаторов, зачастую оставляя после себя множество проблем в экономике, как это было с Грецией и Бразилией. Европейские же игры из-за их новизны все еще не пользуются серьёзным интересом у болельщиков, а значит, и много заработать на приезжающих туристах и правах на трансляцию соревнования может не получиться.

Об этом косвенно свидетельствуют и имеющиеся сегодня данные. Например, страна ожидает около 30 тысяч иностранных туристов. Для сравнения: во время ЧМ по хоккею в 2014 г. в Минск приехало около 81 тысячи, что позволило заработать на соревновании, по официальной версии, около 14 млн евро. При этом «оптимизированные» затраты на проведение турнира (без учета затрат на строительство арен, отелей, транспортной и социальной инфраструктуры) составили 8 млн евро. Даже такое сравнение уже говорит не в пользу нынешних Игр.

Сюда стоит прибавить и невысокую степень заинтересованности производителей продукции, которые заключили пока лишь около 50 договоров на использование товарных знаков Вторых Европейских игр (стоимость одного – около 10 евро), и рекламодателей. Хотя в Белоруссии заявляют, что планируют транслировать Игры как минимум на125 стран. Таким образом, прямая выгода от проведения нынешних ЕИ крайне сомнительна. Однако в данном случае все-таки будет неправильно говорить только о тех доходах, которые будут получены за десять дней июня.

Необходимо учитывать, что Минск потратил много средств еще накануне ЧМ по хоккею 2014 года – по разным подсчетам, от $700 млн до $2 млрд. Это строительство не только различного рода спортивных объектов, но и иной инфраструктуры, в том числе и гостиниц, которых сегодня в белорусской столице более чем необходимо, а их заполненность не составляет и 50% (во время ЧМ по хоккею она доходила до 81%). Любые мероприятия, подобные Вторым Европейским играм, так или иначе, будут способствовать исправлению сложившейся ситуации и возвращению потраченных на стройки денег. Не случайно Белоруссия стремится привлекать в столицу как можно больше различных соревнований – в текущем году в столице планируется провести около 100 международных спортивных мероприятий.

Кроме того, Вторые Европейские игры определенным образом влияют и на решение вопроса о взаимном признании виз с Россией. Между Минском и Москвой, как и в случае с ЧМ по футболу 2018, было подписано соглашение о безвизовом въезде для зрителей международных спортивных мероприятий до 10 июля 2019 г.

Все это, как и многое другое, конечно, положительным образом скажется на имидже Белоруссии и, возможно, позволит ей в будущем повысить к себе интерес иностранных туристов. Однако белорусская общественность по-прежнему не знает ответа на вопрос, стоило ли тратить деньги на проведение Игр, или их нужно было направить в иные сферы развития страны.

Илья Захаркин, Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru