Взлёт и падение «Москвича»

« Назад

Взлёт и падение «Москвича» 09.11.2020 16:48

90 лет назад, 6 ноября 1930 года, на Московском автосборочном заводе была начата сборка американских автомобилей «Форд». Спустя годы появились и собственные модели, порой до 70% «Москвичей» шло на экспорт в Европу. А с распадом Союза мощный автозавод постепенно подвели к банкротству…

Появившийся в 1933 г. Московский автосборочный завод имени КИМ (Коммунистического интернационала молодежи) представлял собой самостоятельное предприятие три года (1933- 1936), затем он стал филиалом Горьковского автозавода. Первой продукцией, выпущенной в Москве, явились американские модели Ford A и АА из импортированных машинокомплектов.

В те годы, после развала хозяйства в результате кровопролитной Гражданской войны, сделать с нуля новое производство было очень сложно, если не невозможно; все силы инженерно-конструкторской мысли были брошены на создание образцов в таких отраслях, продукцию которых не купишь, например, передовые вооружения. 

А то, что западные капиталисты были готовы продать, с удовольствием покупалось Страной Советов. К середине 1930-х годов закупленные у американцев станки на ГАЗе (и Московском автозаводе) начали выпускать полностью советские автомобили, хотя и по американской лицензии. К концу 30-х в Москве были сконструированы две полностью отечественных модели «легковушек» КИМ-10-50 и КИМ-10-52.

Победа в войне открыла новый этап в истории теперь уже Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА). Из Германии в счёт репараций прибыли трофейные станки Opel, они стали основой для производства «Москвича-400» на базе Opel Kadett образца 1938 года. Правда, эту неплохую машину советским инженерам пришлось модифицировать – укреплять подвеску и коробку передач, тюннинговать двигатель для более низкооктанового 66-го бензина, вносить ряд других доработок.

Вскоре московские конструкторы доказали, что способны не только использовать чужие наработки. 50-60-е годы ХХ века стали звездным часом советского «Москвича». Его новые модели, появлявшиеся с завидной периодичностью в 3-4 года, а порой и чаще привычно занимали первые места в международных ралли по труднопроходимой местности. Московские легковушки, с одной стороны, были предельно понятными в обслуживании, с другой – «неубиваемыми» в плане крепости основных узлов, толщины металла кузова.

В 60-х годах «экспортная» доля «Москвичей» составляла 45-70% всей произведенной продукции! В некоторых странах Северной Европы была налажена их сборка из советских комплектующих. Такая популярность московских легковушек и послужила одной и причин решения строить новый автозавод-гигант – знаменитый ВАЗ. Советским людям, доходы которых росли, недорогих легковых машин не хватало, всё уходило на экспорт. Для продажи в стране ежегодно оставалось порой меньше 100 тысяч автомобилей, а очередь на приобретение машин «по записи» тянулась годами…

В середине 60-х гг. правительство занялось не только строительством ВАЗа, но и модернизацией МЗМА, ставшего в 1968 году АЗЛК (Автозавод имени Ленинского Комсомола). Происходило это в рамках сотрудничества СССР с Францией при президенте Де Голле, для «Москвича» было завезено современное оборудование автоконцерна «Рено». Помогала в развитии советской автомобильной промышленности и итальянцы. 

К 70-м же годах начался постепенный закат «Москвичей». Стали меняться вкусы автовладельцев: неубиваемая и предельно понятная машина – это, конечно, хорошо, но хотелось простоты и легкости в обслуживании. А с этим у «Москвичей» было не все в порядке. При очередном ТО (технического обслуживании) приходилось порой часами, а то и днями лежать под кузовом, смазывая машинным маслом многочисленные «точки смазки» автомобиля. С каждой новой моделью число этих точек уменьшалось (в 50-х годах оно доходило до полусотни) но даже в одной из последних массовых моделей завода «Москвиче-412» смазывать приходилось не менее 16 узлов. А в первой модели «Жигулей» таких точек было вчетверо меньше. В итоге очереди на «Лады» росли, а «Москвичи» в 80-е годы предлагалось покупать уже в рассрочку, с беспроцентным кредитом на несколько лет… Про экспорт и говорить стало нечего. Он упал к 1980-м годам почти до нуля. 

При Горбачеве в советских верхах решили, что с проблемами «Москвича» должна справиться «невидимая рука рынка». Инженеры «Москвича» смогли создать вполне современную модель 2141, но дальше опытных и мелкосерийных образцов дело не пошло. Не хватало мощных двигателей, проблему собирались решить к 1992 году, но к тому времени в Москве утвердилось «правительство молодых демократов», которым гибель отечественной промышленности виделась очищением экономики в ходе благотворных рыночных реформ.

90-е годы стали для одного из бывших флагманов советской автоиндустрии временем агонии. Руководство предприятия при поддержке московских властей судорожно пыталось то сделать ставку на «представительские» авто, вроде «Ивана Калиты», то вновь наладить выпуск массовых моделей, но без успеха. Росли задолженность работникам по зарплате, проценты по кредитам. Заводское КБ создавало проекты неплохих автомобилей, которые вполне могли занять свою нишу на российском авторынке, но для запуска их в серию нужны были не просто деньги, а большие деньги. Такие деньги АЗЛК никто не дал… 

В 2006 ОАО «Москвич» официально объявило о своем банкротстве… Значительную часть территории завода, его производственных помещений, мощностей купило предприятие «Рено Россия», выпускающее машины на базе популярных моделей французского производителя.

Ушла ли слава советского автомобилестроения 1960 годов навсегда? Сейчас никто не ответит на этот вопрос. Однако опыт движения вниз, когда прежние флагманы нашей промышленности становились филиалами западных автоконцернов, горек и поучителен. 

И 90-летие начала производства на «Москвиче» – дата, внушающая уважение к людям, создававшим промышленную базу Страны Советов.

Юрий Носовский, Камертон


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru