САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Взлёт и падение «Москвича»

« Назад

Взлёт и падение «Москвича» 09.11.2020 16:48

90 лет назад, 6 ноября 1930 года, на Московском автосборочном заводе была начата сборка американских автомобилей «Форд». Спустя годы появились и собственные модели, порой до 70% «Москвичей» шло на экспорт в Европу. А с распадом Союза мощный автозавод постепенно подвели к банкротству…

Появившийся в 1933 г. Московский автосборочный завод имени КИМ (Коммунистического интернационала молодежи) представлял собой самостоятельное предприятие три года (1933- 1936), затем он стал филиалом Горьковского автозавода. Первой продукцией, выпущенной в Москве, явились американские модели Ford A и АА из импортированных машинокомплектов.

В те годы, после развала хозяйства в результате кровопролитной Гражданской войны, сделать с нуля новое производство было очень сложно, если не невозможно; все силы инженерно-конструкторской мысли были брошены на создание образцов в таких отраслях, продукцию которых не купишь, например, передовые вооружения. 

А то, что западные капиталисты были готовы продать, с удовольствием покупалось Страной Советов. К середине 1930-х годов закупленные у американцев станки на ГАЗе (и Московском автозаводе) начали выпускать полностью советские автомобили, хотя и по американской лицензии. К концу 30-х в Москве были сконструированы две полностью отечественных модели «легковушек» КИМ-10-50 и КИМ-10-52.

Победа в войне открыла новый этап в истории теперь уже Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА). Из Германии в счёт репараций прибыли трофейные станки Opel, они стали основой для производства «Москвича-400» на базе Opel Kadett образца 1938 года. Правда, эту неплохую машину советским инженерам пришлось модифицировать – укреплять подвеску и коробку передач, тюннинговать двигатель для более низкооктанового 66-го бензина, вносить ряд других доработок.

Вскоре московские конструкторы доказали, что способны не только использовать чужие наработки. 50-60-е годы ХХ века стали звездным часом советского «Москвича». Его новые модели, появлявшиеся с завидной периодичностью в 3-4 года, а порой и чаще привычно занимали первые места в международных ралли по труднопроходимой местности. Московские легковушки, с одной стороны, были предельно понятными в обслуживании, с другой – «неубиваемыми» в плане крепости основных узлов, толщины металла кузова.

В 60-х годах «экспортная» доля «Москвичей» составляла 45-70% всей произведенной продукции! В некоторых странах Северной Европы была налажена их сборка из советских комплектующих. Такая популярность московских легковушек и послужила одной и причин решения строить новый автозавод-гигант – знаменитый ВАЗ. Советским людям, доходы которых росли, недорогих легковых машин не хватало, всё уходило на экспорт. Для продажи в стране ежегодно оставалось порой меньше 100 тысяч автомобилей, а очередь на приобретение машин «по записи» тянулась годами…

В середине 60-х гг. правительство занялось не только строительством ВАЗа, но и модернизацией МЗМА, ставшего в 1968 году АЗЛК (Автозавод имени Ленинского Комсомола). Происходило это в рамках сотрудничества СССР с Францией при президенте Де Голле, для «Москвича» было завезено современное оборудование автоконцерна «Рено». Помогала в развитии советской автомобильной промышленности и итальянцы. 

К 70-м же годах начался постепенный закат «Москвичей». Стали меняться вкусы автовладельцев: неубиваемая и предельно понятная машина – это, конечно, хорошо, но хотелось простоты и легкости в обслуживании. А с этим у «Москвичей» было не все в порядке. При очередном ТО (технического обслуживании) приходилось порой часами, а то и днями лежать под кузовом, смазывая машинным маслом многочисленные «точки смазки» автомобиля. С каждой новой моделью число этих точек уменьшалось (в 50-х годах оно доходило до полусотни) но даже в одной из последних массовых моделей завода «Москвиче-412» смазывать приходилось не менее 16 узлов. А в первой модели «Жигулей» таких точек было вчетверо меньше. В итоге очереди на «Лады» росли, а «Москвичи» в 80-е годы предлагалось покупать уже в рассрочку, с беспроцентным кредитом на несколько лет… Про экспорт и говорить стало нечего. Он упал к 1980-м годам почти до нуля. 

При Горбачеве в советских верхах решили, что с проблемами «Москвича» должна справиться «невидимая рука рынка». Инженеры «Москвича» смогли создать вполне современную модель 2141, но дальше опытных и мелкосерийных образцов дело не пошло. Не хватало мощных двигателей, проблему собирались решить к 1992 году, но к тому времени в Москве утвердилось «правительство молодых демократов», которым гибель отечественной промышленности виделась очищением экономики в ходе благотворных рыночных реформ.

90-е годы стали для одного из бывших флагманов советской автоиндустрии временем агонии. Руководство предприятия при поддержке московских властей судорожно пыталось то сделать ставку на «представительские» авто, вроде «Ивана Калиты», то вновь наладить выпуск массовых моделей, но без успеха. Росли задолженность работникам по зарплате, проценты по кредитам. Заводское КБ создавало проекты неплохих автомобилей, которые вполне могли занять свою нишу на российском авторынке, но для запуска их в серию нужны были не просто деньги, а большие деньги. Такие деньги АЗЛК никто не дал… 

В 2006 ОАО «Москвич» официально объявило о своем банкротстве… Значительную часть территории завода, его производственных помещений, мощностей купило предприятие «Рено Россия», выпускающее машины на базе популярных моделей французского производителя.

Ушла ли слава советского автомобилестроения 1960 годов навсегда? Сейчас никто не ответит на этот вопрос. Однако опыт движения вниз, когда прежние флагманы нашей промышленности становились филиалами западных автоконцернов, горек и поучителен. 

И 90-летие начала производства на «Москвиче» – дата, внушающая уважение к людям, создававшим промышленную базу Страны Советов.

Юрий Носовский, Камертон


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
30.05.25

24-26 апреля 2025 года я принял участие в международной научно-просветительской конференции «Русские герои европейского Сопротивления в годы Второй мировой войны», которая прошла в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В докладах участников было много горьких фактов о том, как участники сопротивления уже после войны попадали в советские лагеря. Меня по моей просьбе принял Президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Алексеевич Авдеев - опытный руководитель и весьма интересный собеседник. Основной темой было издание моей новой книги "О творцах и творчестве". Попутно коснулись и других тем, в том числе и роли Александра Исаевича Солженицына в отечественной истории. По прошествии месяца я решил вернуться к данной теме и поделится своими мыслями с читателями.

24.05.25

Констатацией бесчеловечного характера западной цивилизации Рабиндранат Тагор не ограничился. В своей статье он раскрыл сущность русской советской цивилизации как цивилизации, основанной на равенстве наций и гуманизме между людьми и высказал гениальное пророчество о том, что именно Восток принесет спасение человечеству от бесчеловечной западной цивилизации.

17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

17.05.25

Сегодня история партизанского движения актуальна еще и тем, что она не только разоблачает нынешних прозападных коллаборантов о Великой Отечественной войне, но и обнажает предел их нравственного падения, поскольку все их программы западнизации современной Беларуси, построенные на антикоммунизме и русофобии, ничем не отличаются от фашистских программ «европеизации» Советской Белоруссии в годы оккупации. Обивая пороги западных фондов и контор, инсинуируя против социализма с белорусской спецификой, они пытаются навязать нашему народу такой путь в Европу, какой в 1941-1944 годах пытались осуществить немецкие оккупанты с помощью своих прислужников.

03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru