В деревне Доброгоща Жлобинского района райисполком неожиданно для всех за два месяца до нового учебного года закрыл базовую школу. Свое внезапное решение чиновники объяснили заключением специалистов об аварийном состоянии школьной кровли. Но преподаватели, родители учеников, да и все остальные жители деревни готовы спорить с экспертами до хрипоты. Люди уверены, дело не в кровле. Их девятилетку, как и десятки других по стране, закрыли как неперспективную и «дорогую» для районного бюджета.
Поступок властей местное население называет не иначе как предательством. Ведь в школе учится 42 ребенка, в этом году в первый класс придут еще восемь. Теперь всем им за знаниями придется отправляться в деревню Папоротное. Родители школьников не понимают, почему в 21 веке дети должны ездить в школу, преодолевая ежедневно расстояние в 40 км.
У крыльца двухэтажного выкрашенного в нарядный белый цвет здания многолюдно. На встречу с журналистами пришли не только доброгощанцы. На лошадях, машинах и велосипедах приехали также жители Сельного, Ящиц, Забродья. Их положение еще хуже — ведь эти деревни расположены еще дальше. К примеру, от Сельного до Папоротного карта показывает больше 20 км. Такое расстояние школьники по решению местных чиновников должны будут преодолевать ежедневно, чтобы попасть на уроки, и столько же, чтобы оказаться дома. Возить детей и учителей планируют школьным автобусом. Но никому здесь такая идея не нравится.
Валентина отправляет в школу первоклашку Олю и второклашку Настю. Мама девочек не может сдержать слез. Семья недавно переехала в Сельное из Светлогорска. Бежали от городской суеты и стрессов в тишину, а тут…
— Вообще это такой удар! Получается, дочки весь день с семи утра и до четырех-пяти вечера там будут, пока дождутся автобуса, который должен везти всех домой. Скажите, о каком здоровье детей тут идет речь?..
— Я знаю, что такое утром школьный автобус: от этих выхлопных газов дети, пока доедут, как мухи сонные становятся. А что делать, если ребенка укачивает? Какая им потом учеба после такого? — говорит Лариса.
— Настанет зима — новые проблемы: то автобус сломается, то гололед, то бензина не будет. Что, мы не знаем, как это бывает? Какая это учеба? — возмущаются доброгощанцы.
Да и сельским преподавателям теперь не позавидуешь.
— Раньше, если уроков немного, то уже к обеду многие из нас были дома. А сейчас придется сидеть на работе до вечера, пока не заберет автобус. А как же хозяйство и огороды? — задаются вопросом женщины.
Впрочем, в школу в Папоротное пока перевели только троих из 14 доброгощанских преподавателей. Остальных распределили кого куда. Так, двоим учителям начальных классов с высшей и первой категорией предложили работу в детском саду, с пенсионерами не продлили контракт, а еще троим преподавателям сделали такие предложения, от которых им проще было отказаться — теперь они ищут работу самостоятельно.
Есть еще один важный момент, который тревожит родителей. И касается он непосредственно учебного процесса.
— В нашей школе преподавание осуществлялось на русском языке, а в Папоротном — школа белорусскоязычная. Кроме этого, там преподают немецкий, а наши дети учили французский. Как быть с этим? — волнуются взрослые.
«Комментировать ситуацию некому»
В Жлобинском районном отделе образования неохотно комментируют ситуацию, связанную с закрытием школы. В качестве неоспоримого аргумента начальник Игорь Волков снова напоминает о технической экспертизе, которую проводили специалисты Белорусского государственного университета транспорта (БелГУТ).
— В заключении написано, что здание в данный момент находится в 4−5 степени аварийности и его эксплуатация запрещена.
— Но ведь можно отремонтировать…
— Я комментировать это не могу, это решение принимал исполком.
Мы честно на протяжении двух дней пытались дозвониться до заместителя председателя райисполкома, курирующего образование в районе. Но Виктор Костейков не брал трубку, а то и вовсе сбрасывал. В приемной местной администрации нас заверили, что больше прокомментировать ситуацию в районе по этому поводу некому.
Люди утверждают, что здание крепкое и даже во время последнего урагана, когда с других домов срывало крыши и выкорчевывало деревья, школа выстояла.
Доброгощанцы уверены: их обманывают — и предоставляют свои доказательства. По мнению местных жителей, в заключении БелГУТа много нестыковок.
— Вот они пишут, что обследование провели еще в январе, но специалисты приходили к нам в апреле. У нас все записано. Получается, обманывают, — демонстрируют журнал посещений учителя. — А есть и совсем обидное: в заключении написали, что срок эксплуатации деревянных элементов крыши равен 88 годам. Ну как такое возможно, если нашей школе только 59 лет?
Доброгощанцы также не согласны и с формулировкой «100%-ный износ». Они провели свою, пусть и не официальную, но экспертизу.
— У нас после тех экспертов были здесь свои специалисты — и строители, и архитекторы. Все в один голос заявляют, что нет здесь такого износа, как написали в заключении.
Школьная кровля.
Такого же мнения придерживается и выпускница доброгощанской школы, а ныне — инженер-строитель с 25-летним стажем, минчанка Светлана Петрова. Об уровне ее профессионализма можно судить по сегодняшнему месту работы: Светлана — непосредственный участник строительства металлургического завода в Миорах Витебской области, его аттестованный проектировщик.
В июле она приехала в Доброгощу погостить у сестры. Местные не могли не показать ей школьный чердак. Специалист считает, что в отчете обследовавших крышу инженеров и техников многое преувеличено. Мы связались со Светланой по телефону.
— Я осматривала крышу: там два-три прогона сгнившие и требующие замены, есть повреждение участка лежня, связанное с попаданием осадков через слуховое окно, но многие стропила в хорошем состоянии. Мое мнение: крышу реально отремонтировать, причем финансовые затраты на ежедневную доставку детей и учителей на расстояние 40 км в течение последующих лет явно перекроют затраты на капитальный ремонт крыши сегодня. Но, самое главное, это перспективы для населения этой деревни и близлежащих. Лет через 10 после закрытия школы несколько населенных пунктов могут просто исчезнуть с карты Беларуси. Говорят, качество жизни в стране определяется по отношению власти и общества к старикам и детям. Вот и судите сами, — говорит Светлана Петрова.
В «аварийной школе» — пришкольный лагерь
Обратили внимание доброгощанцы и еще на один странный факт: решение о том, что здание находится в аварийно опасном состоянии было вынесено еще в июне, между тем весь июль в школе находились дети, работал пришкольный лагерь.
— Как могли учеников пустить в аварийное здание? Или не такое уж оно и аварийное? — задаются вопросом местные жители.
Как бы то ни было, но уже в первых числах августа из столовой вывезли посуду, а со стадиона куда-то исчезли турники. Нетронутыми остались лишь классные аудитории и школьный музей.
— Кому теперь нужно наше славное школьное прошлое, — вздыхают, глядя на его экспонаты, учителя. Они с гордостью рассказывают о том, что у школы есть свой герб и даже гимн, а среди выпускников — герои соцтруда, заслуженные врачи, заместители министров и даже космонавты.
— Здесь же у нас самый настоящий культурный центр. Все мероприятия здесь проходят. Не будет школы — пропадет и деревня. Сколько уже раз такое было с другими! — говорят педагоги.
Еще полвека назад в Доброгоще проживало 600 детей, теперь здесь столько всех жителей. Однако местные не считают свою деревню умирающей.
Конечно, на то, что исполком добровольно изменит уже принятое решение, у доброгощанцев надежды мало, но уступать родную школу без боя здесь не собираются. В ближайшее время местные жители намереваются провести независимую экспертизу состояния школьной кровли и уже с ее результатами отправиться в Госконтроль, прокуратуру и Администрацию президента.
Фото: Иван Яриванович, TUT.BY
Комментарии
Комментариев пока нет