САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Юрий Котт: Сеть западных НКО опутала Беларусь. Часть первая

« Назад

Юрий Котт: Сеть западных НКО опутала Беларусь. Часть первая 01.12.2016 14:00

Цели Запада на белорусском направлении

В конце декабря 2015 года на сайте авторитетной американской аналитической компании Stratfor была опубликована статья, в которой автор обозначил примерные сроки геополитической переориентации Республики Беларусь на Запад и высказал идею о целесообразности создания в Восточной Европе проамериканской «Речи Посполитой».

«Лояльность Беларуси по отношению к России может оказаться под вопросом в ближайшие 25 лет, – пишет аналитик Stratfor. – Нынешняя ориентация страны определена исключительно администрацией, которая в значительной степени замкнута на одной личности – Лукашенко. Его преемник легко может выбрать другой курс. С учетом демографических проблем России и приходом в белорусскую политику представителей поколения, не связанного с советской эпохой, вполне возможно, что Беларусь присоединится к прозападному лагерю». И далее: «Как и в случае с Украиной, это необязательно приведёт к вступлению Беларуси в Европейский Союз или НАТО. Вместо этого страна может двигаться к укреплению связей со своими соседями, например, создавая блок, аналогичный Польско-Литовскому Содружеству, который включал бы также Украину и Прибалтику. Соединенные Штаты, в силу своих собственных давних интересов по сдерживанию России, скорее всего, поддержат создание данного блока, давая таким странам, как Беларусь, стимулы присоединиться к нему»[1].

Сформулированная американскими аналитиками концепция сдерживания России путём создания балто-черноморского санитарного кордона, куда должна войти и Беларусь, активно поддерживается современным польским и литовским истеблишментом. В августе 2015 года новоизбранный президент Польши Анджей Дуда заявил: «Я обдумываю идею создания партнерского блока государств от Балтийского до Чёрного и Адриатического морей. Государство сильно тогда, когда его окружают союзники – это также элемент увеличения силы»[2]. По сути, польский президент актуализировал обозначенный ещё Юзефом Пилсудским геополитический проект «Междуморья» – конфедерации восточноевропейских государств, отделяющих Россию от остальной Европы с целью недопущения российско-германского союза. Созданием антирусского санитарного кордона и вовлечением туда Беларуси озабочена также литовская политическая элита во главе с президентом Литвы Далей Грибаускайте. Если поляки обосновывают своё желание видеть Беларусь в сфере своих геополитических интересов тем, что белорусские земли когда-то входили в состав Речи Посполитой, то литовцы для этого педалируют факт нахождения средневековой Белой Руси под властью великих литовских князей.

Остальные страны Европейского союза проявляют меньший интерес к Беларуси, нежели Польша и Литва, однако все государства ЕС так или иначе следуют в фарватере антирусской политики США в Восточной Европе. При этом, выстраивая отношения с Беларусью, США и ЕС порой играют в «доброго и злого следователя». Так, в феврале 2016 года Евросоюз отменил введённые более 13 лет назад санкции в отношении Беларуси[3], а в июне американский президент Барак Обама подписал указ о продлении ещё на год антибелорусских санкций, которые впервые были объявлены в 2006 году[4].

Стратегической целью Запада на белорусском направлении является переформатирование постсоветской республики в антирусское государство наподобие Украины. Для этого проводится работа по трём основным направлениям: 1) поддержка прозападной оппозиции с целью проведения неконституционного захвата власти; 2) навязывание белорусскому обществу западных ценностей и формирование у граждан РБ позитивного образа стран Запада; 3) вовлечение политической элиты Беларуси в сферу западного влияния (на тот случай, если сценарий «белорусского майдана» не сработает). Продвижение своих интересов в Беларуси США и их европейские сателлиты осуществляют через широкую инфраструктуру «мягкой силы», включающую в себя различного рода некоммерческие организации (фонды, институты, партии и др.).

Инфраструктура западной «мягкой силы» в Беларуси

Главным донором прозападных некоммерческих организаций в Беларуси является Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID), действующее в координации с Государственным Секретарём США. Согласно официальному сайту USAID, Агентство представляет собой «ведущее учреждение Правительства США, которое… обеспечивает устоявшимся демократическим обществам возможность реализовать свой потенциал»[5].

На финансирование программ USAID ежегодно выделяется около 1% бюджета США (в 2015 году Агентству было выделено 46,2 млрд долларов США[6]). Суммы, предназначенные для Беларуси, сравнительно невелики. Так, в 2011 году «помощь Беларуси» составила 13 864 000 долларов США, в 2012 и 2013 годах – по 11 000 000 долларов США[7]. Большая часть этих средств идёт на поддержку прозападных политических партий, институтов гражданского общества и СМИ. USAID организует поездки белорусских политологов, предпринимателей, руководителей НКО в США, а также поездки американских экспертов в Беларусь для «обмена опытом».

В 2012 году деятельность USAID в Российской Федерации была запрещена. Комментируя это решение, официальный представитель МИД России А.К. Лукашевич заявил: «Характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идёт о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества»[8]. В Беларуси USAID ведётся свою работу с 1999 года, и до сих пор деятельность Агентства не прекращалась, несмотря на напряжённые белорусско-американские отношения.

С USAID тесно связан Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy, NED) – организация, основанная в 1983 году Конгрессом США. Под вывеской «продвижения демократии» Фонд занимается продвижением геополитических интересов США, включая поддержку и организацию «цветных революций». NED поддерживал боевиков в Чечне, спонсировал лидеров «арабской весны», организацию «Отпор» в Сербии, ответственную за смещение Слободана Милошевича, активно поддерживает уйгурских сепаратистов в Китае и проамериканскую оппозицию в Венесуэле. Одним из членов совета директоров Фонда является политолог Збигнев Бжезинский, известный своими нарочито русофобскими взглядами.

В 2015 году бюджет NED составил 135 млн долларов США[9]. Основные средства поступают от USAID, незначительная часть – от частных американских компаний. В 2015 году NED выделил на «демократизацию» Беларуси более 2 млн долларов США[10].

При поддержке USAID осуществляет свою деятельность фонд «Евразия», спонсирующий негосударственные СМИ, прозападные политические организации и ориентированных на Запад предпринимателей. В Беларуси фонд создал учреждение «Новая Евразия», которое занимается поддержкой предпринимателей, популяризирующих идею экономической либерализации Беларуси. Фонд также осуществляет поддержку правозащитного центра «Весна», издания «Народная Воля» и других прозападных проектов.

Финансирование со стороны USAID получается также Национальный демократический институт по международным вопросам (National Democratic Institute for International Affairs, NDI). Институт содействует «демократизации» Беларуси начиная с 2000 года, белорусский офис NDI находится в Вильнюсе. При поддержке Института проводятся семинары для белорусских оппозиционеров, где их учат ведению предвыборной кампании и наблюдению за выборами. В проекты NDI вовлечены почти все прозападные политические силы РБ: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Движение «За свободу», кампания «Говори правду», Партия БНФ и др.

Финансированием протестных движений в Беларуси занимается институт «Открытое общество» (Open Society Institute), бюджет которого составляют личные средства американского миллиардера Джорджа Сороса. Несмотря на то, что в 1997 году, после конфликта с властями Беларуси, институт покинул Минск, «Открытое общество» продолжает заниматься белорусским вопросом.

Серьёзное внимание Беларуси в США уделяет Германский фонд им. Маршалла вСоединенных Штатах (German Marshall Fund of the United States, GMF). Донорами Фонда выступают USAID, внешнеполитические ведомства Швеции, Норвегии, Японии, НАТО, ряд транснациональных корпораций. Отдельной структурой GMF является Фонд для демократии в Белоруссии (The Fund for Belarus Democracy, FBD). FBD занимает весьма жёсткую позицию по отношению к «диктатуре Лукашенко» и для «борьбы» с ней поддерживает оппозиционные гражданские инициативы, СМИ и правозащитные группы. С 2005 по 2014 год Фонд поддержал около 650 проектов на общую сумму грантов 8,8 млн долларов США[11].

Наряду с американскими грантодающими организациями в Беларуси работают их европейские коллеги. Наиболее активно себя проявляет Европейский фонд в поддержку демократии (European Endowment for Democracy, EED), призванный поддерживать «демократические перемены» в соседних с Европейским союзом странах. Уставной бюджет Фонда составляет 14 млн евро. Донорами EED являются 17 стран Евросоюза, Норвегия и Швейцария. Роль первой скрипки в Фонде играет Польша. Пост исполнительного директора EED занимает бывший заместитель министра иностранных дел Польши Ежи Помяновский. В интервью изданию Deutsche Welle Помяновский заявил: «Фонд учрежден по инициативе Польши. Глава польского МИДа Радослав Сикорский выступил с этой идеей ещё в начале 2011 года в ответ на сложившуюся в Беларуси политическую ситуацию – аресты активистов и задержка демократического процесса после президентских выборов в декабре 2010 года, а также события в Тунисе, ставшие началом «арабской весны». Евросоюз должен был реагировать на эти события и искать новые инструменты помощи тем, кто борется за демократию»[12].

EED предоставляет гранты оппозиционным журналистам, блогерам, незарегистрированным организациям, а также политическим движениям, в том числе тем, которые находятся в эмиграции. Фонд оказывает поддержку Европейскому радио для Беларуси («Еврорадио») с целью «обеспечения распространения независимых программ новостей путем радиовещания и через интернет»[13].

Серьёзный интерес к Белоруссии проявляет немецкий Фонд имени Конрада Аденауэра(Konrad-Adenauer-Stiftung, KAS), связанный с правящей в Германии партией – Христианско-демократический союз. В 2014 году бюджет KAS составил 140 млн евро. Белорусское представительство Фонда находится в Вильнюсе. Официальный Минск несколько раз отказывал KAS в регистрации на территории Беларуси.

Свою деятельность в Беларуси KAS описывает следующим образом: «Главным направлением работы Фонда Конрада Аденауэра в Беларуси является поддержка общественных сил, стремящихся к построению свободной, демократической и правовой Беларуси, которая займёт почётное место в европейском сообществе государств. Для достижения этих целей ФКА проводит, прежде всего, политико-образовательные мероприятия, а также программы диалога и информационные программы в Германии и в Брюсселе»[14].

Влияние на ситуацию в Беларуси пытается оказывать Шведское агентство по международному развитию (Swedish International Development Cooperation Agency, SIDA), подотчётное МИД Швеции. Агентство осуществляет работу с оппозиционными журналистами, местными органами власти и представителями малого бизнеса. SIDA совместно с USAID занимается консалтинговой деятельностью, направленной на улучшение деловой среды и поддержку роста частного сектора в Беларуси [15].

Помимо названных структур, реализация интересов ведущих западных геополитических игроков спонсируется рядом менее крупных организаций. Некоторые проекты в Белоруссии финансируются по линии Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, органов Европейского союза, Программы развития ООН (ПРООН). Например, в 2015 году в Беларуси стартовал проект ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», который реализуется в партнёрстве с Министерством экономики Беларуси. В проекте участвуют местные органы власти, некоммерческие организации и бизнес-структуры. Общий бюджет первого конкурса в рамках указанного проекта составил 1,23 млн долларов США[16]. Как представляется, реальной целью указанного проекта является формирование лояльного Западу корпуса управленцев и общественников на низовом уровне.

Если США и флагманы ЕС осуществляют финансовое обеспечение деятельности ориентированного на Запад некоммерческого сектора Беларуси, то Польша и Литва (отчасти другие прибалтийские государства) конвертируют ресурсы Вашингтона и передовых европейских столиц в конкретные проекты, выделяя при этом некоторые средства и из своих бюджетов.

Аккумулированием западного финансирования и перенаправлением его в русло «демократизации» Беларуси занимаются следующие польские организации: Фонд имени Казимира Пулаского (Fundacja im. Kazimierza Pułaskiego), Фонд имени Стефана Батория (Fundacja im. Stefana Batorego), фонд «Образование для демократии»(Fundacja «Edukacja dla Demokracji»).

Отдельное внимание следует обратить на польский фонд «Свобода и демократия»(Fundacja «Wolność i Demokracja»). Помимо «экспорта демократии» он, согласно уставу, занимается «оказанием помощи и поддержки полякам, живущим в государствах бывшего Советского Союза и странах Центральной и Восточной Европы; поддержкой польскости путём популяризации польского языка, культуры и национальных традиций; улучшением социального, профессионального и материального положения польской этнической группы»[17].

В Беларуси проживает около 300 тысяч этнических поляков. В некоторых регионах концентрация польского населения достаточно велика. Так, в Гродненской области поляков более 20% населения, а в некоторых районах они и вовсе составляют большинство (например, в Вороновском районе 80,8% жителей – поляки). Немалая часть польского населения Беларуси занимает крайне негативную позицию по отношению к действующей белорусской власти, обвиняя её в нарушении прав поляков. Учитывая названные факторы, деятельность фонда «Свобода и демократия» по актуализации польского вопроса может нанести серьёзный ущерб национальной безопасности и территориальной целостности Беларуси.

Помимо фондов в Польше работает ряд исследовательских институтов, занимающихся белорусской проблематикой. К этой категории относятся Институт славистики Польской академии наук (Instytut Slawistyki Polskiej Akademii Nauk), Центр социально-экономических исследований (Centrum Analiz SpołecznoEkonomicznych), Польский институт международных отношений (Polski Instytut Spraw Międzynarodowych), а также Центр изучения Восточной Европы Варшавского Университета (Studium Europy Wschodniej Uniwersytetu Warszawskiego). Последнее из названых учреждений является координатором стипендиальной программы имени Кастуся Калиновского. Цель программы – «предоставление возможности окончания учебы в Польше тем студентам из Беларуси, которые были выгнаны из ВУЗов Беларуси, арестованы либо по политическим причинам не могут там учиться»[18].

Из Польши на территорию Белоруссии вещает телеканал «Белсат», созданный на основании договора МИД Польши и TVP (Польское общественное телевидение). Работа телеканала поддерживается фондом «Свобода и демократия». Помимо польских источников «Белсат» получает финансирование от SIDA, Министерства иностранных дел Нидерландов, Министерства иностранных дел Норвегии, Министерства иностранных дел Канады и Европейской комиссии[19]. Основной контент телеканала – новостные и аналитические программы, критикующие «режим Лукашенко», а также исторические материалы антирусской и антибелорусской направленности. Такой же контент имеет радио «Рацыя», вещающее с территории Польши и финансируемое польским МИД.

Ещё одним инструментом польского влияния в Белоруссии является «карта поляка» – документ, подтверждающий принадлежность гражданина одной из стран СНГ и Прибалтики к польскому народу и дающий ряд дополнительных прав его обладателю (право на упрощенное получение многократной шенгенской визы, право легально работать на территории Польши без получения специального разрешения, право пользоваться в Польше бесплатной системой образования и др.). Закон о «карте поляка» был принят парламентом Польши 7 сентября 2007 года. Данный нормативно-правовой акт устанавливает, что для получения «карты» требуется знание польского языка и традиций, декларирование принадлежности к польскому народу, а также доказательство того, что «по крайней мере один из родителей, бабушка или дедушка или же прабабушка и прадедушка были по национальности поляками или имели польское гражданство». Как известно, до 1939 года восточная граница Польши проходила чуть западнее Минска, а потому все коренные жители Западной Беларуси имеют право стать «карточными поляками».

В деле «демократизации» Беларуси от Польши старается не отставать Литва. В Вильнюсе функционирует Центр восточноевропейских исследований (Eastern Europe Studies Centre, EESC), занимающийся изучением общественно-политических и экономических процессов в Восточной Европе. Под эгидой EESC создан Белорусский научно-исследовательский совет (Belarus Research Council, BRC), представляющий собой сеть аналитических центров, социологических организаций и доноров, поддерживающих научные исследования в области социальных наук, которые проводятся в Беларуси. При поддержке американского USAID и немецкого фонда имени Конрада Аденауэра BRC проводит регулярные собрания экспертов, политиков и дипломатов «Беларусь – проверка реальности», где обсуждаются вопросы, касающиеся действия программы «Восточное партнерство» в Беларуси.

Ежегодно на площадке Университета Витовта Великого в Каунасе проходят Международные конгрессы исследователей Беларуси. Первый конгресс состоялся в 2011 году. Нередко на данных мероприятиях выступают одиозные личности, занимающие нарочито антироссийскую позицию. Так, на конгрессе 2015 года литовский этноконфликтолог Имантас Мелянас прочитал доклад «По поводу возможной российской угрозы территориальной целостности Республики Беларусь», на основе которого была подготовлена алармистская публицистическая статья под названием «Расчленение Беларуси – запасной вариант Кремля»[20], широко разошедшаяся в сети Интернет.

Как правило, именно в Литве находят пристанище белорусские организации, не сумевшие наладить легальную деятельность в Беларуси. Переходя в литовскую юрисдикцию, белорусские НКО получают возможность участвовать в большем числе программ по «демократизации» республики, которые финансируются США и передовыми странами Евросоюза.

Пожалуй, главной белорусской организацией, базирующейся в Литве, является Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) – частный ВУЗ, который был основан в Минске в 1992 году и после его закрытия белорусскими властями в 2004 году продолжил свою работу в Вильнюсе. До недавнего времени главным донором университета был Совет министров Северных стран (Nordic Council, NC), который вносил в бюджет ВУЗа около 1,5 миллиона евро ежегодно. В 2016 году NC принял решении прекратить финансирование, основываясь на результатах аудита, который выявил злоупотребления администрации ЕГУ[21]. На сегодняшний день донорами университета остаются Европейская комиссия, SIDA и ряд других западных структур.

Общая численность студентов ЕГУ сегодня составляет около 1500 человек, 95% из них являются гражданами РБ. Выпускники вильнюсского ВУЗа трудоустраиваются в основном в белорусских негосударственных СМИ, международных НКО и структурах белорусской оппозиции. Как отметил один из выпускников, университет «формирует европейское будущее Беларуси»[22].

При ЕГУ действует Институт исторических исследований Беларуси (ИИИБ), который организует конференции и семинары, а также издаёт книги по белорусской истории. Через все научные работы ИИИБ красной нитью проходит идея о историко-культурной близости Беларуси, Литвы и Польши.

В качестве «независимого» аналитического центра в Вильнюсе работает Белорусский институт стратегических исследований(Belarusian Institute for Strategic Studies, BISS). Костяк экспертов BISS составляют выпускники и преподаватели ЕГУ. Институт получает финансирование от ряда американских организаций, в число которых входят NED, NDI, GMF.

Ещё одним белорусским «мозговым центром», обитающим в литовской столице, является Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). О направленности работы данного института свидетельствует его проект «Укрепление проевропейских ориентаций в Беларуси», главная цель которого формулируется следующим образом: «Проанализировать ориентации населения и элиты по отношению к «расширяющейся Европе», а также способствовать продвижению этих ориентаций через широкую публикацию результатов исследования в прессе и публичные дебаты»[23]. К числу спонсоров НИСЭПИ принадлежат фонд «Евразия», институт «Открытое общество», Европейская комиссия, органы Совета Европы.

В Вильнюсе также функционирует Белорусский дом прав человека имени Бориса Звозскова (БДПЧ), созданный «для помощи белорусским правозащитникам в решении проблем со свободой собраний и самовыражения. Дом предоставляет площадку для проведения тренингов, встреч, культурных мероприятий правозащитникам, НГО, журналистам, студентам, преподавателям, международным организациям»[24]. БДПЧ получает финансирование от большого количества доноров, в число которых входят NED, Европейская комиссия, Фонд имени Стефана Батория, внешнеполитические ведомства Великобритании, Норвегии, Чехии, Польши и Литвы.

Продолжение следует

Империя


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.12.24

Старый 2024 год отсчитывает свои завершающие, финальные дни. Самое время оглянуться назад и подвести некоторые итоги произошедших в 2024 году событий – как в целом, так и в жизни российских соотечественников в Белоруссии и других странах мира.

21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru