31 мая в Астане прошло заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе, где присутствовали лидеры стран-участниц Союза. В столице Казахстана стороны были намерены решить ряд серьезнейших проблем, которые сегодня по-прежнему явятся тормозом развития ЕАЭС. И совсем неудивительно, что больше всего критики было слышно со стороны белорусского президента, в то время как главы России, Армении, Казахстана и Кыргызстана говорили Союзе только в положительном ключе.
Дело в том, что сегодня в рамках Евразийского экономического союза в большинстве своем не решены именно те вопросы, которые наиболее интересуют белорусскую сторону, в том числе и в рамках ее взаимоотношений с Россией. Президент Белоруссии уже неоднократно говорил о том, что ЕАЭС должен работать только при условии отмены всех изъятий и ограничений во взаимной торговле между странами сообщества: «Следует избавиться от внутренних изъятий и ограничений во взаимной торговле. Как бы наше объединение ни эволюционировало (сначала Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство и, наконец, Евразийский экономический союз), количество этих изъятий и ограничений не изменилось». Дополнительно к этому Минск не устраивает и то, что по-прежнему остается нереализованной инициатива о выработке механизма функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих стран, а также не проработан вопрос о формировании в Союзе общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. При этом необходимо учитывать, что все вышеперечисленные вопросы, как и ряд других, обсуждавшихся в Астане, так или иначе связаны с главной проблемой Евразийского экономического союза – отсутствием четких механизмов регулирования в области добросовестной конкуренции между странами-участниками объединения.
Если обратиться к уже упомянутой проблеме создания единого рынка газа, нефти и нефтепродуктов, которая наиболее интересует Белоруссию и Казахстан, то оказывается, что она на сегодня является наиболее спорной темой в переговорах между странами ЕАЭС. Это связано с тем, что формирование единого энергетического пространства должно обеспечить доступность и надежность энергоснабжения экономик всех стран Союза. Но при этом интересы каждой из сторон отличаются друг о друга. Так, в Минске хотят создания единого рынка углеводородов, где цены должны будут устанавливаться на основе рыночных принципов, учитывающих мировую обстановку. В тоже время Астану вопрос о ценообразовании интересует во вторую очередь, а казахские энергетики требуют от России, как минимум, свободного доступа на ее рынки. В данном случае нужно помнить, что изначально концепция формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС предусматривала обеспечение равного доступа к биржевым торгам, что должно укрепить конкуренцию, обеспечив прозрачность ценообразования на энергоресурсы. И, согласно Договору о ЕАЭС, программа формирования такого рынка должна быть принята до 1 января 2018 года, а ее реализация завершена не позднее начала 2025 года. Правда, как отмечают эксперты, из-за нынешнего состояния нефтегазовой отрасли ЕАЭС и ситуации на мировых рынках, сроки могут быть в очередной раз пересмотрены.
Необходимо отметить, что вопрос о формировании единого рынка энергоносителей на сегодняшний день является важным, но, к сожалению, не единственным в ЕАЭС, решить который участники Союза должны в самое ближайшее время, если они действительно хотят продолжить развитие интеграции на постсоветском пространстве. Среди всего прочего абсолютно всех участников объединения интересуют проблемы антимонопольного регулирования и добросовестной конкуренции. Поэтому совсем неслучайно, что за последний год в рамках различных мероприятий и заседаний, в том числе и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), вопросы о создании безбарьерного пространства в ЕАЭС всегда увязывались с вопросами равной и честной конкуренции. Правда, из-за того, что каждая из стран Союза все еще имеет свое собственное видение ситуации, решение данного вопроса затягивается, а анонсированный еще в прошлом году Антимонопольный кодекс Союза до сих пор не принят.
В настоящее время обеспечение равных условий конкуренции на трансграничных товарных рынках ЕАЭС по-прежнему находится не на должном уровне, а в объединении существует множество компаний, которые так или иначе, с поддержкой государства или без, стремятся занимать доминирующие положение и организовывают так называемые «антиконкурентные картели». При этом нельзя сказать, что за последнее время для решения данной проблемы в ЕАЭС не было сделано ничего. Например, одной из реальных побед над недобросовестной конкуренцией и монополиями в Союзе стало снижение тарифов на роуминг сотовых операторов. Причем необходимо отметить, что этот вопрос является достаточно серьезным, и не менее актуальным, чем создание единого энергетического рынка. Дело в том, что развитие телекоммуникационных рынков крайне важно для процесса экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Это связано с тем, что в настоящее время большинство стран в мире стремятся развивать собственные рынки связи в направлении либерализации и поощрения конкуренции. Таким образом, странам Евразийского экономического союза, чтобы не отстать от своих конкурентов, необходимо быстро реагировать на меняющиеся условия. Поэтому рынок роуминга и был отнесен ЕЭК к социально значимому, так как более 20 миллионов граждан Союза, проживающих на приграничных территориях, постоянно сталкивались с проблемой высокой стоимости услуг сотовой связи в роуминге. К тому же, согласно данным различных исследований, большинство абонентов внутри Евразийского союза все еще считают стоимость данной услуги высокой, что, в свою очередь, существенно влияет на благосостояние граждан и их отношение ко всему процессу постсоветской интеграции. Не учитывать же мнения простых обывателей – значит подвергнуть опасности саму суть ЕАЭС. Поэтому за последний год была проделана серьезная работа в данной отрасли, что уже позволило снизить стоимость услуг в роуминге. Например, в Армении снижение произошло в 2 – 7 раз, в Белоруссии – почти в 4 раза, в Казахстане – в 10 – 17 раз, Киргизстане – в 13 раз, а в России – в 6 раз. Экономический эффект для потребителей от снижения стоимости услуг связи в роуминге сегодня оценивается в сумму около 2 млрд. российских рублей в год. К тому же снижение цен в данном сегменте может помочь не только увеличить туристический поток между государствами ЕАЭС, но и сформировать механизм, симулирующий экономическую интеграцию. К слову, в 2016 году работа должна будет продолжена с целью очередного снижения стоимости роуминга уже в следующем году.
Необходимо отметить, что прогресс в области снижения услуг сотовой связи в роуминге, к сожалению, пока остается главным успехом стран участников ЕАЭС. В Союзе по-прежнему остаются вопросы, которые необходимо решать в самое ближайшее время. Так, на территории Евразийского экономического союза все еще остается нерешенным проблема «параллельного импорта», который сегодня формально запрещен. В настоящее время невозможно завезти в страну и, соответственно, купить брендовый европейский товар в обход дистрибьюторской сети, которая полностью контролирует все условия поставки – от цены до количества. Правообладатель изначально становится легальным монополистом, получая право определять объем импорта и ассортимент товаров, а также влиять на процессы ценообразования. Как не трудно догадаться, это создает определенную угрозу для конкуренции и ведет к разделу рынка между официальными дилерами. И это притом, что, подписывая Договор о создании ЕАЭС, стороны изначально договорились об общих принципах и правилах конкуренции, «обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов».
По мнению экспертов, легализация «параллельного импорта» могла бы позволить ввозить «брендовый» товар не только владельцу этого товарного знака или его дистрибьютору, но и любому другому импортеру. Это, в свою очередь, естественным образом привело бы к росту конкуренции и значительному снижению стоимости ввозимой продукции. Так, в ЕЭК считают, что цены на лекарственные средства могут упасть на 550%, на парфюмерно-косметическую продукцию – на 300%, на автомобильные запасные части – на 200%, а на одежду – на 50%. Однако приходится констатировать, что хоть страны и продолжают работать над данной проблемой, до ее решения все еще далеко.
Достаточно непростая ситуация сложилась сегодня и в сфере транспорта, где формально сформирована стратегия постепенной либерализации общего рынка транспортных услуг на период с 2016-го по 2025-й годы. По мнению разработчиков, концепция должна предоставить возможность перевозчикам из стран ЕАЭС свободно оказывать услуги грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза. Однако, как продемонстрировали события начала 2016 года, когда возникли проблемы в организации грузоперевозок между Россией и Польшей, до единого рынка транспортных услуг странам ЕАЭС все также далеко. Правда, необходимо отметить, что определенный прогресс в некоторых направлениях все-таки есть. Например, удалось сбалансировать тарифы на рынке железнодорожных перевозок пассажирским транспортом, в первую очередь между Белоруссией и Россией (внутренние тарифы на проезд железнодорожным транспортом пока существенно отличаются от межгосударственных). В остальном же, стороны все еще ведут долгие и изнурительные переговоры.
Таким образом, необходимо констатировать, что вопросы, которые были подняты на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета, уже неоднократно обсуждались сторонами на различных встречах и саммитах. Однако до сих пор по большинству их них так и не было принято конкретного решения, которое бы устраивало всех. Формально, страны давно обязались бороться с монопольными сговорами, недобросовестной конкуренцией, картелями, сформировать единые рынки и прочее. Более того, на бумаге действительно официально запрещены соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен и скидок; повышению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу или объему продажи и составу продавцов; сокращению или прекращению производства товаров и т.п. Но многие из этих правил так и остаются на бумаге, что усиливает определенный пессимизм внутри ЕАЭС. Более того, не видя реального решения некоторых насущных проблем, товаропроизводители стран Союза стали все меньше доверять органам, специально сформированным для решения возникающих проблем. Например, в суде ЕАЭС чаще всего рассматриваются таможенные споры, при этом обращения, связанные с антимонопольной проблематикой, практически отсутствуют. И это должно стать серьезным сигналом для всех участников объединения. Если сегодня не начать принимать меры по реализации заключенных договоренностей на практике, ситуация вполне может выйти из-под контроля и помешать дальнейшему процессу интеграции. И Минск, и Москва, и Астана, и Ереван с Бишкеком должны осознать, что в нынешних условиях национальные интересы необходимо в срочном порядке скорректировать, соотнося их с общесоюзными. В ином случае, ЕАЭС может постичь совсем незавидная судьба.
Комментарии
Комментариев пока нет