Варшавский саммит НАТО, который прошел в польской столице 8-9 июля нынешнего года, уже стал перевернуой страницей в истории. Его итоги, как и ожидалось большинством экспертов, были вполне предсказуемы, так как полностью соответствуют той политике конфронтации с Россией, которую Североатлантический альянс проводит уже не первое десятилетие. Несмотря на многочисленные слова натовских чиновников о том, что все действия блока направлены только на сохранение безопасности в мире, все, чтобы в последние годы ни делал Альянс, всегда приводило к весьма печальным результатам, как правило, весьма далеким от понятия «мира во всем мире». И последний саммит в Варшаве, к сожалению, не стал исключением – все, что было принято в ходе его проведения, окончательно убедило в том, что блок твердо стал на путь новой «холодной войны». И в таких условиях вопрос об отношении Белоруссии к нынешней политике НАТО в целом, и происходившему недавно в Варшаве, в частности, становится крайне важным, так как от ответа на него во многом зависит будущее Союзного государства.
Необходимо отметить, что натовский саммит официально не вызвал в Минске сколь-нибудь серьезной реакции, что сегодня выглядит довольно странно, так как в польской столице был принят ряд решений, которые как напрямую, так и косвенно затрагивают вопросы безопасности страны. Стоит напомнить, что нынешняя встреча стран Североатлантического альянса собрала более 2000 делегатов из 65 стран. На нем присутствовали не только члены организации, но и те, кто всеми силами стремиться к ним присоединится, например, Украина. Правда украинский вопрос, вопреки ожиданиям Киева, был отодвинут на задний план и обсуждался в самом конце саммита, а приехавшему в Польшу Петру Порошенко было прямо сказано, что о членстве Украины в Альянсе в обозримом будущем не может быть и речи. Но даже само включение в повестку дня вопроса о кризисе в стране, которая не является членом военного блока, свидетельствует о том, что интересы НАТО выходят далеко за рамки организации, а главным смыслом ее существования по-прежнему является политика «сдерживания России». Именно на это лидеры западных стран готовы выделять немалые суммы из своих бюджетов, проводить пропагандистские компании и укреплять в международной практике «право сильного». То, что это именно так, подтвердили и принятые на варшавском саммите решения, которые, по сути, можно выделить в два основных блока.
Первый блок – это подписание соглашения между НАТО и Евросоюзом о военном сотрудничестве и ряд сопутствующих ему документов. В данном случае стоит особо отметить те стратегические направления, по которым ЕС и Альянс планируют совместную работу в дальнейшем. Так, обе стороны приняли на себя обязательства «противостоять гибридным угрозам» за счет расширения внутренней коммуникации. Если вспомнить, что термин «гибридная угроза» появляется тогда, когда в НАТО упоминают Россию, то становится понятно, против кого должно быть направленно данное сотрудничество. Далее предполагается усиление совместного взаимодействия в военно-морской сфере, что вполне может означать подготовку и создание в Черном море совместной натовской бригады, главным смыслом которой будет усиление контроля со стороны США за черноморской акваторией и ослабление здесь российских позиций. Вместе с тем, ЕС и НАТО договорились о проведении совместных операций и учений (крупные учения запланированы уже на следующий год и нетрудно догадаться, возле чьих границ они пройдут), разработке «взаимодополняющих многосторонних проектов» в сфере укрепления оборонного потенциала сторон, а также развитии оборонной промышленности и финансировании оборонных исследований. Более того, было заявлено, что НАТО берет под контроль противоракетную систему в Европе и теперь военные корабли США у берегов Испании смогут использовать радарную станцию в Турции и противоракетную установку в Румынии. При этом хотелось бы особо отметить, что в отличие от НАТО, сегодня у ЕС нет общих вооруженных сил, а процесс их создания так и не пошел дальше разговоров между европейскими политиками. Однако если взглянуть на подписанные в Варшаве документы, то с определенной долей уверенности можно сказать, что единая европейская армия, если ЕС в ближайшие годы не развалится, вполне может появиться в том или ином виде. А потому уже сегодня совет НАТО делает все, чтобы заранее обеспечить контроль над ней, так как только в таком случае можно будет заставить европейцев продолжить навязываемый им конфликт с Россией.
Вторым, и, пожалуй, главным блоком вопросов, которые были рассмотрены в Варшаве, стало размещение в Восточной Европе дополнительных сил НАТО. О том, что в польской столице руководство Альянса примет официальное решение начать открытый процесс конфронтации с Россией, было понятно заранее. И хотя генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «холодная война канула в историю, и она должна остаться историей», нынешние решения в Варшаве продемонстрировали обратное. Даже тот факт, что в речах многих лидеров стран НАТО в польской столице звучало слово «сдерживание», которое являлось непосредственным атрибутом международных отношений второй половины ХХ века, уже свидетельствует о том, что НАТО вернулось к своим истокам. Поэтому совершенно неудивительным стало то, что в Варшаве было принято решение фактически забыть про основополагающий акт 1997 года Россия – НАТО, по которому Альянс брал на себя обязательства не размещать значительные военные силы на территории новых членов. На саммите было подписано соглашение, по которому в Восточной Европе появятся дополнительные четыре батальона общей численностью в 4000 человек. Они будут развернуты в Польше и трех странах Прибалтике. Каждый батальон представляет из себя усиленную тактическую единицу численностью в 1000 человек. Интересно то, что изначально в Польше разместятся американцы, в Литве – немцы, в Латвии – англичане, в Эстонии – канадцы, но при этом официально состав бригад будет многонациональным, а их размещение будет основано на принципе ротации, то есть непостоянным. Последнее, по мнению натовских генералов, полностью соответствует акту 1997 года. Правда, в НАТО не упоминают, что собираются усилить данные группировки танками и артиллерией, а также создать инфраструктуру для возможного расширения своего присутствия у границ России в дальнейшем, и прикрываются словами о том, что нынешние действия блока призваны «демонстрировать силу Североатлантического альянса и тот факт, что атака на любой член Альянса будет рассматриваться как атака на НАТО в целом».
Исходя из всего вышеописанного, расширение НАТО на Восток становится более чем очевидным, что не может оставаться без внимания России и ее союзников, к которым себя относит и Белоруссия. Однако, как показывают последние события, в Минске сегодня стали смотреть на данную проблему с немного иной точки зрения, нежели в Москве. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления и действия белорусских государственных чиновников, а также та информационная пропаганда, которая сегодня ведется в стране. Для примера можно упомянуть тот факт, что местные государственные средства массовой информации, в отличие от российских, в последнее время практически перестали серьезно критиковать политику НАТО в Восточной Европе. Более того, накануне саммита в них и вовсе появились многочисленные материалы, в которых свою точку зрения на происходящее высказывали польские и литовские политики, открыто называя Россию агрессором и призывая белорусов прислушаться к тому, что им говорят на Западе. Еще несколько лет назад о таких материалах в государственных СМИ и подумать было нельзя, а сегодня они фактически стали частью информационного пространства Белоруссии.
На этом фоне весьма неоднозначно стали смотреться и последние действия белорусского руководства. Например, во время своей встречи 6 июля с временным поверенным в делах США в Белоруссии Скоттом Роландом президент республики Александр Лукашенко заявил, что его страна не сможет иметь полноценной внешней политики без нормализации отношений с Вашингтоном. При этом, по словам белорусского главы, от Соединенных Шатов сегодня нужна лишь «добрая воля», чтобы перевернуть страницу в истории белорусско-американских взаимоотношений. И если слова Александра Лукашенко можно трактовать по-разному, в том числе и в рамках стремления президента расширить возможности для экономического сотрудничества со странами Запада, то заявление накануне варшавского саммита главы МИД республики Владимира Макея вызывает определенное недоумение. Как известно, руководитель белорусского внешнеполитического ведомства впервые за долгие годы не только отказался обвинять НАТО в попытке навязать Минску свою политику, но и пошел гораздо дальше, выразив «понимание логики партнеров (то есть НАТО – П.Ю.)» при размещении дополнительных сил в Восточной Европе. Таким образом, нынешняя позиция белорусского МИД перестала напоминать прежнюю, когда вполне допускалась возможность нападения сил НАТО на Белоруссию. Более того, сегодня и вовсе может показаться, что в слова о «понимании логики» в Минске вкладывают совсем неоднозначный смысл, подыгрывая натовским генералам в их стремлении оправдать расширение Альянса «российской агрессией». И если это действительно так, то в белорусском МИД ступили на очень сколькую дорожку, так как подобное поведение может серьезным образом повредить белорусско-российским отношениям.
В настоящее время пока не ясно, как на изменение белорусской позиции по отношению к политике НАТО будут реагировать в Москве. Пока создается впечатление, что в Кремле на данную проблему смотрят сквозь пальцы, считая что ситуация вполне контролируема, а союзнические отношения в военно-политической области являются нерушимыми. Более того, не пугает Россию и заявление белорусского МИД в ответ на слова министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского на пресс-конференции в Варшаве 8 июля о том, что его страна готова стать посредником между Белоруссией и НАТО. Как отметили в белорусском внешнеполитическом ведомстве, республика «всегда выступала и выступает за прямой, без посредников, диалог со всеми партнерами, включая НАТО, исходя из своих национальных интересов и на основе взаимного уважения». В данном случае интересы указываются только белорусские, хотя по многочисленным договоренностям, в том числе и Союзному договору 1999 года, Минск обязан соотносить свои интересы во внешней политике с Россией и проводить скоординированную с Москвой внешнеполитическую деятельность.
Необходимо констатировать, что нынешние попытки белорусской стороны самостоятельно выстраивать свои отношения с НАТО и приспосабливаться к формируемой Альянсом новой системе международных отношений, не может не вызывать беспокойства. Попытки МИД республики сохранять нейтралитет, при безусловном сохранении союзнической риторики, сегодня выглядят, по меньшей мере, странно. И только уже это должно насторожить Россию. В случае если российское руководство не предпримет определенных действий уже в самое ближайшее время, сближение Белоруссии с ЕС и США вполне могут стать лишь началом пути официального Минска в сторону НАТО. Конечно, то, что республика когда-нибудь станет членом данной организации, сегодня выглядит абсолютно невероятным, однако это совершенно не отметает возможность усиления влияния Альянса на внешнеполитическую доктрину Белоруссии в будущем. И это при том, что сегодня, как никогда прежде, Минск и Москва должны выступать единым фронтом и поддерживать друг друга на международной арене.
Комментарии
Комментариев пока нет