САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Юрий Павловец: Единая промышленная политика в рамках ЕАЭС – настоящее и перспективы

« Назад

Юрий Павловец: Единая промышленная политика в рамках ЕАЭС – настоящее и перспективы 11.05.2016 16:05

О необходимости проведения единой промышленной политики на просторе Евразийского экономического союза было сказано уже достаточно много. Белорусские и российский чиновники неоднократно заявляли, что именно это направление сотрудничества в рамках, как ЕЭАС, так и Союзного государств Белоруссии и России должно дать серьезный толчок для развития экономик стран-участниц данных интеграционных объединений. Однако, как показывают последние события, далеко продвинуться в создании единой промышленной политики партнерам по союзу все еще не удается. Об этом, например, недавно заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко на церемонии открытия Белорусского промышленного форума. По его словам, весь процесс постсоветской интеграции создавался, в том числе и для того, чтобы сформировать единое направление развития промышленности стан-участниц, но «сегодня координация не очень получается». И хотя Семашко и посетовал на то, что «отдельные государства в рамках ЕАЭС неправильно подходят к вопросу защиты собственного рынка», закрывая его даже от партнеров по союзу, белорусской стороне в этом направлении необходимо не забывать и о своих обязательствах, которые она взяла на себя в рамках постсоветской интеграции. Особенно на фоне фактически проваленных за последние несколько лет пяти крупных интеграционных проектов с Россией: слияния ОАО «МАЗ» и ОАО «КамАЗ» в холдинг «РосБелАвто», ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника», ОАО МЗКТ и ГК «Ростехнологии», ОАО «Пеленг» и ФКА «Роскосмос», ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим». Хоть белорусские чиновники и заявляют о том, что все они, кроме проекта «РосБелАвто», находятся в «достаточной степени готовности», реальность говорит пока об обратном.

На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что развитие ЕАЭС вряд ли будет успешным, если не будет создана эффективная промышленность во всех странах-участницах объединения. Это прекрасно понимают не только в Минске и Москве, но и в Астане, Ереване и Бишкеке, где вместо предложенного Европейским союзом варианта стать сырьевыми или сельскохозяйственными придатками развитого Запада, официально было решено выбрать иной путь развития, ориентированный на промышленную сферу и инновации. Доказательство этому может служить недавнее принятие Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) решения о создании условий для инновационной трансформации промышленности в рамках ЕАЭС. Сегодня, достигнутая еще в прошлом году на заседании Консультативного комитета по промышленности, договоренность уже превратилась в план разработки актов и мероприятий по реализации основных направлений промышленного сотрудничества (ОНПС). В нем, среди всего прочего, предполагается решить задачи создания новых инновационных секторов промышленности, освоения новых видов экспортно-ориентированной продукции, модернизации и повышения инновационноемкости промышленных комплексов, а также сокращения барьеров в кооперации и взаимной торговле.

1_семашкоЕще 17 марта нынешнего года в Москве состоялось очередное заседание Совета ЕЭК, где, по словам члена коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергея Сидорского, были приняты «важные интеграционные решения в части развития промышленной политики в ЕАЭС», которые он считает «прорывными». Основным направлением развития промышленности было объявлено создание единых технологических платформ в наиболее перспективных и наукоемких сферах промышленности: нанотехнологии, биотехнологии, медицине и т.п. Это, в конечном счете, по мнению чиновников, должно будет «стимулировать взаимовыгодное инновационное развитие национальных промышленных комплексов, создание центров компетенции в государствах ЕАЭС, системное технологическое обновление, повышение глобальной конкурентоспособности промышленности», и позволит выйти на создание крупных холдингов и решить вопросы кооперации и импортозамещения уже к 2018 году.

Сегодня в рамках проведения единой промышленной политики в Евразийском экономическом союзе предполагается осуществить 56 мероприятий и нормативных правовых актов. Согласно принятым документам, предусматриваются практические действия по расширению промышленного сотрудничества, а также нормотворческая работа по подготовке правовых актов в рамках объединения. При этом план по реализации основных направлений промышленного сотрудничества рассчитан как на среднесрочную, так и долгосрочную перспективы и касается действующих производств, «определяющих лицо экономик стран союза».

Необходимо отметить, что ОНПС фактически стал первым документом на всем постсоветском пространстве, который предполагает построение наднациональной политики в области промышленности. Если до этого взаимодействие в промышленности стран ЕАЭС ограничивалось лишь принятием отраслевых программ и мер на случай кризиса, то на сегодняшний день принято окончательное решение совместно определять приоритетные виды экономической деятельности, и в первую очередь в области промышленной политики.

2_платформа

В соответствии с ОНПС, наибольшим потенциалом промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС обладает производство транспортных средств, электрооборудования, оптики и электроники, продукции химической промышленности, металлургии и металлоконструкций. Предполагается, что на основе существующих промышленных связей будут разработаны совместные импортозамещающие проекты и созданы кооперационные цепочки, куда должны будут включаться не только промышленные гиганты, но и малые и средние предприятия. Последнее, к слову, и является особенностью принятого плана развития совместных технологических платформ, которые будут формироваться на основе механизма государственно-частного партнерства. В данном случае ставка делается не на административные методы, а на развитие инновационного сектора производства, который будет крайне востребован на внешних рынках. Помочь достигнуть всего вышеперечисленного будут призваны совместные дилерские сети и объединенные сбытовые компании, новые межгосударственные инновационные программы, совместные научно-исследовательские работы и создание Евразийского инжинирингового центра.

Конечно, все вышеперечисленное говорит о том, что все страны-участники Евразийского экономического союза готовы более активно использовать свой кооперационный потенциал в области высоких технологий. Однако приходится признать, что в данном направлении у большинства из них существует довольно много проблем. Например, в той же Белоруссии за последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения доли инновационной продукции в промышленности. По словам начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Валерия Фишмана, республика, в лучшем случае, находится сегодня по показателям инновационного развития на уровне 2007−2008 годов: «В 2012 году доля инновационной продукции предприятий Минпрома составила 41%, а в 2015-м мы еле-еле 22,5% насобирали». Нечто подобное наблюдается и у остальных участников ЕАЭС. По имеющейся сегодня информации, во всех государствах Евразийского союза удельный вес высокотехнологических производств сегодня составляет всего лишь около 2-4%, что почти в три раза ниже, чем в наиболее развитых странах мира. Как следствие, это ведет к снижению конкурентоспособности всего промышленного комплекса союза. Поэтому страны ЕАЭС вынуждены искать выходы из сложившейся ситуации и действовать более решительно.

3_еаэс

До последнего времени участники Евразийского союза реализовывали только собственные программы инновационного развития промышленности, которые шли крайне медленно. Это было связано, в том числе, с бюрократическими проволочками и сложностью коммерциализации нововведений – получить быструю прибыль от вложений в инновационные разработки в ряде случаев попросту невозможно. Сегодня же, в случае создания евразийских технологических платформ, эта проблема должна будет разрешиться. По мнению экспертов, это будет связано с тем, что к участию в них будут привлекаться коммерческие структуры, которые будут заинтересованы в дальнейшем продвижении инновационных разработок, внедрении их в производство и дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимо отметить, что предполагаемые пути развития единой промышленной политики в рамках ЕАЭС на основе создания единых технологических платформ не является чем-то абсолютно новым. В настоящее время уже ведутся работы по нескольким проектам в рамках ЕАЭС, часть из которых была начата в России, а часть – в Белоруссии. Например, «Светодиодная технологическая платформа», которая была начата Центром светодиодных и оптоэлектронных технологий Национальной академии наук Республики Беларусь. Или платформы «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии – фотоника», «Медицина будущего», «Биотехнологии», «Легкая промышленность», «Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и «Суперкомпьютеры», базисом которых стали российские разработки. В их рамках уже сформированы кооперационные и инфраструктурные проекты. Правда, до настоящего времени они все еще ожидают принятия соответствующих документов для своей реализации, что серьезным образом тормозит их реализацию. Проблема в данном случае заключается в том, что на сегодняшний день по-прежнему не решен вопрос о правовом статусе Евразийских технологических платформ и разделении прав на совместную интеллектуальную собственность.

Постепенное создание нормативно-правовых основ в процессе формирования единой промышленной политики и создания технологических платформ в рамках ЕАЭС, пожалуй, является на сегодняшний день одним из наиболее важных этапов постсовесткой кооперации. Это связано с тем, что из-за неустойчивого развития экономик стран союза, потенциал торгового фактора интеграции в скором времени будет исчерпан. Признаки этого видны уже сегодня. Объемы взаимной торговли между странами только падают: товарооборот с третьими странами в 2015 году упал на 34%, а объемы взаимной торговли снизились на 25%. Это говорит о том, что странам-участникам ЕАЭС необходимо не просто углублять интеграцию, но и развивать новые механизмы сотрудничества, чтобы обеспечить свой дальнейший экономический рост.

Сегодня, когда по мнению большинства аналитиков, закончился период высоких цен на энергоносители, являвшийся до недавнего времени одним из основных двигателей внутреннего развития союза, и у стран ЕАЭС практически нет иного пути, кроме совместно развития высоких технологий. Тем более что развитые страны Запада все активнее стали включаться в процесс возвращения производств на свою территорию. Это значит, что наращивать несырьевой экспорт в третьи страны и конкурировать на мировых рынках поодиночке странам ЕАЭС с каждым днем будет все сложнее. Поэтому и вопрос создания единого высокотехнологичного промышленного комплекса, а также проведения единой промышленной политики в рамках всего Евразийского экономического союза становится одним из наиболее актуальных для всех стран-участниц объединения. И, вполне вероятно, что решение именно этого вопроса станет основой для нового этапа постсовесткой интеграции, о котором уже говорят в России – проект «Интегральная евразийская инфраструктурная си­стема» и создание трансевразийского пояса «Развитие». Таким образом, от решения вопроса о кооперации стран ЕАЭС в области промышленного развития, зависит не только будущее каждой из стран по-отдельности, но и всего союза.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru