Юрий Павловец: Единая промышленная политика в рамках ЕАЭС – настоящее и перспективы

« Назад

Юрий Павловец: Единая промышленная политика в рамках ЕАЭС – настоящее и перспективы 11.05.2016 16:05

О необходимости проведения единой промышленной политики на просторе Евразийского экономического союза было сказано уже достаточно много. Белорусские и российский чиновники неоднократно заявляли, что именно это направление сотрудничества в рамках, как ЕЭАС, так и Союзного государств Белоруссии и России должно дать серьезный толчок для развития экономик стран-участниц данных интеграционных объединений. Однако, как показывают последние события, далеко продвинуться в создании единой промышленной политики партнерам по союзу все еще не удается. Об этом, например, недавно заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко на церемонии открытия Белорусского промышленного форума. По его словам, весь процесс постсоветской интеграции создавался, в том числе и для того, чтобы сформировать единое направление развития промышленности стан-участниц, но «сегодня координация не очень получается». И хотя Семашко и посетовал на то, что «отдельные государства в рамках ЕАЭС неправильно подходят к вопросу защиты собственного рынка», закрывая его даже от партнеров по союзу, белорусской стороне в этом направлении необходимо не забывать и о своих обязательствах, которые она взяла на себя в рамках постсоветской интеграции. Особенно на фоне фактически проваленных за последние несколько лет пяти крупных интеграционных проектов с Россией: слияния ОАО «МАЗ» и ОАО «КамАЗ» в холдинг «РосБелАвто», ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника», ОАО МЗКТ и ГК «Ростехнологии», ОАО «Пеленг» и ФКА «Роскосмос», ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим». Хоть белорусские чиновники и заявляют о том, что все они, кроме проекта «РосБелАвто», находятся в «достаточной степени готовности», реальность говорит пока об обратном.

На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что развитие ЕАЭС вряд ли будет успешным, если не будет создана эффективная промышленность во всех странах-участницах объединения. Это прекрасно понимают не только в Минске и Москве, но и в Астане, Ереване и Бишкеке, где вместо предложенного Европейским союзом варианта стать сырьевыми или сельскохозяйственными придатками развитого Запада, официально было решено выбрать иной путь развития, ориентированный на промышленную сферу и инновации. Доказательство этому может служить недавнее принятие Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) решения о создании условий для инновационной трансформации промышленности в рамках ЕАЭС. Сегодня, достигнутая еще в прошлом году на заседании Консультативного комитета по промышленности, договоренность уже превратилась в план разработки актов и мероприятий по реализации основных направлений промышленного сотрудничества (ОНПС). В нем, среди всего прочего, предполагается решить задачи создания новых инновационных секторов промышленности, освоения новых видов экспортно-ориентированной продукции, модернизации и повышения инновационноемкости промышленных комплексов, а также сокращения барьеров в кооперации и взаимной торговле.

1_семашкоЕще 17 марта нынешнего года в Москве состоялось очередное заседание Совета ЕЭК, где, по словам члена коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергея Сидорского, были приняты «важные интеграционные решения в части развития промышленной политики в ЕАЭС», которые он считает «прорывными». Основным направлением развития промышленности было объявлено создание единых технологических платформ в наиболее перспективных и наукоемких сферах промышленности: нанотехнологии, биотехнологии, медицине и т.п. Это, в конечном счете, по мнению чиновников, должно будет «стимулировать взаимовыгодное инновационное развитие национальных промышленных комплексов, создание центров компетенции в государствах ЕАЭС, системное технологическое обновление, повышение глобальной конкурентоспособности промышленности», и позволит выйти на создание крупных холдингов и решить вопросы кооперации и импортозамещения уже к 2018 году.

Сегодня в рамках проведения единой промышленной политики в Евразийском экономическом союзе предполагается осуществить 56 мероприятий и нормативных правовых актов. Согласно принятым документам, предусматриваются практические действия по расширению промышленного сотрудничества, а также нормотворческая работа по подготовке правовых актов в рамках объединения. При этом план по реализации основных направлений промышленного сотрудничества рассчитан как на среднесрочную, так и долгосрочную перспективы и касается действующих производств, «определяющих лицо экономик стран союза».

Необходимо отметить, что ОНПС фактически стал первым документом на всем постсоветском пространстве, который предполагает построение наднациональной политики в области промышленности. Если до этого взаимодействие в промышленности стран ЕАЭС ограничивалось лишь принятием отраслевых программ и мер на случай кризиса, то на сегодняшний день принято окончательное решение совместно определять приоритетные виды экономической деятельности, и в первую очередь в области промышленной политики.

2_платформа

В соответствии с ОНПС, наибольшим потенциалом промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС обладает производство транспортных средств, электрооборудования, оптики и электроники, продукции химической промышленности, металлургии и металлоконструкций. Предполагается, что на основе существующих промышленных связей будут разработаны совместные импортозамещающие проекты и созданы кооперационные цепочки, куда должны будут включаться не только промышленные гиганты, но и малые и средние предприятия. Последнее, к слову, и является особенностью принятого плана развития совместных технологических платформ, которые будут формироваться на основе механизма государственно-частного партнерства. В данном случае ставка делается не на административные методы, а на развитие инновационного сектора производства, который будет крайне востребован на внешних рынках. Помочь достигнуть всего вышеперечисленного будут призваны совместные дилерские сети и объединенные сбытовые компании, новые межгосударственные инновационные программы, совместные научно-исследовательские работы и создание Евразийского инжинирингового центра.

Конечно, все вышеперечисленное говорит о том, что все страны-участники Евразийского экономического союза готовы более активно использовать свой кооперационный потенциал в области высоких технологий. Однако приходится признать, что в данном направлении у большинства из них существует довольно много проблем. Например, в той же Белоруссии за последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения доли инновационной продукции в промышленности. По словам начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Валерия Фишмана, республика, в лучшем случае, находится сегодня по показателям инновационного развития на уровне 2007−2008 годов: «В 2012 году доля инновационной продукции предприятий Минпрома составила 41%, а в 2015-м мы еле-еле 22,5% насобирали». Нечто подобное наблюдается и у остальных участников ЕАЭС. По имеющейся сегодня информации, во всех государствах Евразийского союза удельный вес высокотехнологических производств сегодня составляет всего лишь около 2-4%, что почти в три раза ниже, чем в наиболее развитых странах мира. Как следствие, это ведет к снижению конкурентоспособности всего промышленного комплекса союза. Поэтому страны ЕАЭС вынуждены искать выходы из сложившейся ситуации и действовать более решительно.

3_еаэс

До последнего времени участники Евразийского союза реализовывали только собственные программы инновационного развития промышленности, которые шли крайне медленно. Это было связано, в том числе, с бюрократическими проволочками и сложностью коммерциализации нововведений – получить быструю прибыль от вложений в инновационные разработки в ряде случаев попросту невозможно. Сегодня же, в случае создания евразийских технологических платформ, эта проблема должна будет разрешиться. По мнению экспертов, это будет связано с тем, что к участию в них будут привлекаться коммерческие структуры, которые будут заинтересованы в дальнейшем продвижении инновационных разработок, внедрении их в производство и дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимо отметить, что предполагаемые пути развития единой промышленной политики в рамках ЕАЭС на основе создания единых технологических платформ не является чем-то абсолютно новым. В настоящее время уже ведутся работы по нескольким проектам в рамках ЕАЭС, часть из которых была начата в России, а часть – в Белоруссии. Например, «Светодиодная технологическая платформа», которая была начата Центром светодиодных и оптоэлектронных технологий Национальной академии наук Республики Беларусь. Или платформы «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии – фотоника», «Медицина будущего», «Биотехнологии», «Легкая промышленность», «Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и «Суперкомпьютеры», базисом которых стали российские разработки. В их рамках уже сформированы кооперационные и инфраструктурные проекты. Правда, до настоящего времени они все еще ожидают принятия соответствующих документов для своей реализации, что серьезным образом тормозит их реализацию. Проблема в данном случае заключается в том, что на сегодняшний день по-прежнему не решен вопрос о правовом статусе Евразийских технологических платформ и разделении прав на совместную интеллектуальную собственность.

Постепенное создание нормативно-правовых основ в процессе формирования единой промышленной политики и создания технологических платформ в рамках ЕАЭС, пожалуй, является на сегодняшний день одним из наиболее важных этапов постсовесткой кооперации. Это связано с тем, что из-за неустойчивого развития экономик стран союза, потенциал торгового фактора интеграции в скором времени будет исчерпан. Признаки этого видны уже сегодня. Объемы взаимной торговли между странами только падают: товарооборот с третьими странами в 2015 году упал на 34%, а объемы взаимной торговли снизились на 25%. Это говорит о том, что странам-участникам ЕАЭС необходимо не просто углублять интеграцию, но и развивать новые механизмы сотрудничества, чтобы обеспечить свой дальнейший экономический рост.

Сегодня, когда по мнению большинства аналитиков, закончился период высоких цен на энергоносители, являвшийся до недавнего времени одним из основных двигателей внутреннего развития союза, и у стран ЕАЭС практически нет иного пути, кроме совместно развития высоких технологий. Тем более что развитые страны Запада все активнее стали включаться в процесс возвращения производств на свою территорию. Это значит, что наращивать несырьевой экспорт в третьи страны и конкурировать на мировых рынках поодиночке странам ЕАЭС с каждым днем будет все сложнее. Поэтому и вопрос создания единого высокотехнологичного промышленного комплекса, а также проведения единой промышленной политики в рамках всего Евразийского экономического союза становится одним из наиболее актуальных для всех стран-участниц объединения. И, вполне вероятно, что решение именно этого вопроса станет основой для нового этапа постсовесткой интеграции, о котором уже говорят в России – проект «Интегральная евразийская инфраструктурная си­стема» и создание трансевразийского пояса «Развитие». Таким образом, от решения вопроса о кооперации стран ЕАЭС в области промышленного развития, зависит не только будущее каждой из стран по-отдельности, но и всего союза.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.05.24

210 лет назад весной 1814 года победоносно для Российской державы завершилась одна из самых кровавых войн в истории. 31 марта 1814 года русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в Париж, и империя Наполеона Бонапарта ушла в небытие. Жестокий враг был повержен в его собственном логове.

17.05.24

Мировое сообщество как социально интегрированное человечество, как консолидированная универсальность, не может нажиться за счет другой части человечества, поскольку оно включает в себя все другие части человечества, объемлет собой все человечество. Поэтому в интересах развития всего человечества необходимо, построения сообщества единой судьбы человечества необходима трансформация западного образа жизни, западной модели экономики и политики. Как подчеркивается в докладах ООН о развитии человека, «Запад не обладает монополией на демократию или терпимость, и не существует четкого исторического водораздела между толерантным и демократическим Западом и деспотическим Востоком.

13.05.24

Такой формат, как показал 2024 год, вполне себя зарекомендовал и жизнеспособен – общее шествие «Беларусь помнит» и в его составе «Бессмертный полк» - как отдельный элемент, но составляющий и идеологически и организационно единое целое с общей колонной. Так и должно быть – мы союзники, части Союзного государства и Победа у нас не индивидуальная, а одна на всех!

02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru