САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Заседание Евразийского межправительственного совета – фон неблагоприятный

« Назад

Заседание Евразийского межправительственного совета – фон неблагоприятный 29.10.2017 16:00

В новостной ленте вчера сошлись рядом сообщение о заседании в Ереване Евразийского межправительственного совета и информация о том, что депутаты Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) внесли в повестку дня заседания денонсацию соглашения с Казахстаном о помощи в рамках развития процесса евразийской интеграции.

Прямо скажем, давно Межправсовет евразийской «пятерки» не проходил на таком неблагоприятном фоне. Под угрозой отмены оказалось подписанное год назад соглашение, которое должно было максимально облегчить очень непростой процесс адаптации Киргизии к требованиям ЕАЭС. Ей, согласно дорожной карте по присоединению к Союзу, необходимо в сжатые сроки выполнить большой объем работ по обустройству и техническому оснащению объектов таможенной инфраструктуры. Кроме того, республика должна довести до необходимых кондиций ветеринарную, фитосанитарную и карантинную системы в соответствии с международными стандартами, модернизировать испытательные лаборатории. В этих целях Казахстан собирался оказать техническую помощь соседней стране на сумму ни много ни мало в $100 млн.

Правительство Киргизии, представившее в парламент обоснование денонсации, объяснило необходимость последней тем, что второй договаривающейся стороной, т.е. Казахстаном, существенно нарушен договор. «В августе 2017 года между сторонами подписан детализированный перечень мероприятий технического содействия на $41 миллион. В последующем планировалось, что помощь будет предоставляться в зависимости от согласованных смет для последующего финансирования. Учитывая, что до настоящего времени помощь кыргызской стороне не представлена, подготовлен данный законопроект», – говорится в справке-обосновании правительства КР.

Наблюдатели отмечают некоторую недоговоренность такого рода доводов. Первый транш в $41 млн. должен был поступить уже на этой неделе. Да и в целом сумма, по которой была достигнута договоренность – в $100 млн. – весьма значительна для такой, мягко говоря, небогатой страны, как Киргизия. Так или иначе, никакого серьезного основания для спешки с денонсацией не было. Бишкек и сам затягивает выполнение ряда соглашений, достигнутых в рамках ЕАЭС, но никто не собирается накладывать на него никаких санкций: союзники понимают, как нелегко при имеющемся уровне экономики вписаться в новые для страны рамки экономического объединения.

И дело даже не объемах помощи. Главное – в Бишкеке не могут не понимать, что речь идет об отношениях с соседней страной, также входящей в ЕАЭС, и радикальные методы преодоления возникших разногласий, вроде денонсации, бьют не только по двум странам, но и по Евразийскому союзу в целом.

Недоговоренность, неубедительность доводов Кабинета министров проистекает, думается, от того, что истинная причина не называется. Хотя это секрет Полишинеля: достаточно вспомнить обвинения, которые недавно обрушил покидающий свой пост президент А. Атамбаев на Казахстан и своего коллегу Н. Назарбаева, во вмешательстве во внутренние дела Киргизии. Позднее глава государства признал, что во многом погорячился, но эмоции возобладали, судя по всему, и в правительстве, и в Жогорку Кенеше.

Лишнее свидетельство этого – то, что в Астане о планах соседей узнали не по официальным каналам, а из СМИ. «Кыргызстаном было заявлено об отказе от гуманитарной помощи, поскольку отпала необходимость и все проблемы уже решены. По части технической помощи, которая исходит из $100 миллионов в рамках присоединения КР к Евразийскому экономическому союзу, здесь каких-либо отказов на сегодня не прозвучало. Мы в плановом порядке двигаемся по выделению средств из республиканского бюджета», – сообщил 17 октября министр финансов РК Б. Султанов.

Ну и кто выиграл от всей этой истории? Ясно, что ни народы двух стран, ни Евразийский союз в целом. Тем не менее подлинной разрядки в сложившейся ситуации не наблюдается. На состоявшейся накануне заседания Евразийского межправительственного совета встрече глав правительств двух стран Сапару Исакову и Бакытжану Сагинтаеву не удалось договориться о дорожной карте, которая призвана отрегулировать вопросы, которые касаются исполнения сторонами транспортного, ветеринарного, фитосанитарного контроля на казахстанско-киргизской границе. Ситуация там продолжает оставаться острой, на КПП «Ак-Тилек» выстроилась очередь из большегрузов в несколько километров.

Сообщается, что вопрос о  денонсации соглашения об оказании грантовой помощи на встрече двух премьеров в Ереване не поднимался. Но совершенно очевидно, что он висит над политиками дамокловым мечом. Вполне определенный фон он создавал и вчерашней встрече глав правительств стран ЕАЭС, прошедшей в столице Армении.

Слава богу, в рамках Союза происходят и события, которые настраивают на оптимизм по части перспектив евразийской интеграции. Вчера палата представителей Национального собрания Белоруссии ратифицировала Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Тем самым развязан еще один узел проблем, тормозивший интеграционные процессы «пятерки»: хорошо известно, что именно со стороны Белоруссии в конце прошлого – начале нынешнего года к ТК были предъявлены серьезные, хотя и не во всем обоснованные претензии. Так или иначе, но Евразийская экономическая комиссия надеется, что процесс ратификации во всех странах Союза успешно завершится и Таможенный кодекс вступит в силу с начала следующего года.

Возвращаясь к вчерашнему заседанию Межправсовета, отметим, что его повестка дня включала 16 вопросов. В узком и расширенном составах главы правительств ЕАЭС обсудили инициативы по противодействию нелегальному обороту товаров на таможенной территории, а также план мероприятий по устранению ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на 2018-2019 гг.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал ускорить работу по принятию нормативной базы по введению маркировки товаров в ЕАЭС, чтобы снизить долю «серого» рынка. «Мы ведем речь о работе единого рынка, чтобы на нем не было перекосов, серых схем. Как показала практика, практика последних лет, одним из наиболее действенных механизмов здесь выступает маркировка товаров. Необходимо ускорить внутригосударственные процедуры по проекту соглашения, которое позволит применять маркировку к различным группам товаров, оздоровить рынок и поможет бороться с контрафактом», – заявил Д. Медведев.

Предложенные главой российского правительства меры тем более важны с учетом имеющихся взаимных претензий членов Союза, которые прозвучали на заседании. Так, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, комментируя ситуацию на кыргызско-казахстанской границе, сообщил, что в Кыргызстан ввозится гораздо больше китайской одежды и обуви, чем в Россию и Казахстан. Это, по его мнению, свидетельствует о слабом таможенном администрировании со стороны КР.

Данный вопрос уже поднимался на уровне Межправсовета ЕАЭС ранее, но «кыргызская сторона не выполнила необходимые мероприятия» для решения проблемы. «Из-за этого общая сумма потерь стран Евразийского экономического союза по НДС составила 2,68 миллиарда долларов. Работа на границе не направлена против Кыргызстана, мы просто выявляем нарушения грузоперевозчиков, следующих оттуда», – заверил Б. Сагинтаев.

В свою очередь, премьер-министр Белоруссии высказал беспокойство по поводу задержек с созданием общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС. «Сегодня явственно ощущаются попытки затянуть этот вопрос еще дальше во времени, – заявил Андрей Кобяков. – Считаем, что это недопустимо. Если уж мы приняли решение идти своим путем и договорились только к 2025 году запустить общий рынок энергоресурсов, то давайте придерживаться этих договоренностей».

Не отрицая необходимости выполнения достигнутых ранее договоренностей, Д. Медведев возразил, что ЕАЭС все же не является союзом нефти и газа и большую долю доходов он получает не от продажи углеводородов. «Цифровая повестка, которой мы занимались, вышла на передний план. Новые источники энергии обсуждаются, давайте не будем занижать планку тех задач, которые стоят перед нашим интеграционным объединением», – призвал российский премьер.

При этом он признал, что «есть непростые вопросы соотношения внутренних и союзных тарифов, ценообразования, они требуют дополнительной проработки».

Насколько удачно это удастся сделать, мы узнаем на следующем заседании Евразийского межправсовета, которое решено провести в Сочи в начале будущего года. 

Виктор РОГОЖИН, Ритм Евразии 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru