САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко Царскосельский лицей. Прошлое и будущее.

Андрей Геращенко Царскосельский лицей. Прошлое и будущее.

« Назад

Андрей Геращенко Царскосельский лицей. Прошлое и будущее. 20.10.2023 17:13

19 октября 2023 года по всей России ежегодно празднуется Всероссийский день лицеиста. Отмечают его и российские соотечественники, проживающие в других странах.

Более двух веков назад 19 октября 1811 года (правда – по старому стилю) по указу императора Александра I был открыт Императорский Царскосельский лицей. Изначально там должны были воспитываться младшие братья русского царя, но в итоге появилось учебное заведение, где дети дворян получали прекрасное образование, а основной целью созданного лицея стала подготовка будущих высокообразованных чиновников и государственных служащих – по сути, речь шла о формировании элиты государственного управления. В разработке программы обучения принимал участие известный государственный деятель России того времени Михаил Сперанский.

Воспитанники изучали историю, физику, математику, вопросы нравственности, логику, правоведение, экономику, занимались изящными искусствами (в том числе музыкой и рисованием, стихосложением), гимнастическими упражнениями, осваивали русский и несколько иностранных языков.

Любопытно, что набор воспитанников производился не раз в год, а раз в три года – принимали подростков, которые учились около шести лет. Соответственно, выпускались лицеисты тоже не ежегодно, а раз в три года.

Первый выпуск Царскосельского лицея состоялся 9 июля 1817 года – 17 выпускников для гражданской службы и 12 – для военной. 

9 выпускникам для гражданской службы был присвоен IX класс государственного служащего, а 8 – X. 12 выпускников получили чин офицера, из них 7 – офицера гвардии, а 5 – офицера армии.

Каждый выпускник имел свой рейтинг и заслуги. Лучшим в выпуске в целом и среди получивших чин офицера был Владимир Дмитриевич Вольфовский, удостоенный также 1-й (Большой) золотой медали. Свою роль сыграло здесь мнение других выпускников. Его соперником по успешности, ставшим лучшим среди получивших чин госслужащего, был Александр Михайлович Горчаков, в итоге удостоенный 2-й (Малой) золотой медали. Владимир Вольфовский стал генерал-майором, участвовал в русско-персидской, русско-турецкой, кавказской войнах, подавлении польского мятежа, был связан с декабристами, и, хотя и избежал прямого наказания, карьеру так и не сделал, попав в конце жизни в немилость к Николаю I, что было связано с претензиями императора к организации службы на Кавказе в целом, и к Вольховскому в том числе.

Александр Горчаков сделал серьёзную государственную карьеру, стал видным дипломатом, государственным канцлером России. Сановник сыграл большую роль в вопросах мира по окончании Крымской войны и на Берлинском конгрессе 1878 года.

В целом же первый выпуск Царскосельского лицея стал самым известным. Вместе с Вольховским и Горчаковым выпускниками были адмирал и полярный исследователь Фёдор Макушкин, губернаторы Фёдор Стевен, Александр Корнилов, Александр Бакунин, директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки Модест Корф, поэты Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, писатель Иван Пущин и, конечно же, сам великий русский поэт Александр Пушкин.

Кстати, Пушкин был всего лишь 14-м в рейтинге из 17 выпускников-госслужащих и получил более низкий, X класс при выпуске.

Друзья Пушкина по лицею Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин принимали участие в движении декабристов, оба были в заключении, ссылке (там Кюхельбекер и умер).

Первых выпускников 1817 года называли «чугунниками». Связано это с тем, что директор подарил каждому из них на память по кольцу в виде соединённых рук, а сами кольца были изготовлены из разбитого чугунного колокола, который шесть лет созывал лицеистов на занятия, исполняя роль «школьного звонка».

Несмотря на то, что в лицее учились дети дворян, требования к ним предъявлялись достаточно строгие. Интересно, что высшим баллом была единица, а низшим четвёрка. Но если кто вообще не мог ничего ответить и даже не стремился к изучению предмета, могли поставить и ноль.

Форма, в которой ходили лицеисты, была утверждена лично императором Александром I – она была цветов уже упразднённого Литовского татарского полка. Но во время войны 1812 года в связи с уменьшением финансирования лицеисты ходили  в серых мундирах, что им очень не нравилось, так как было похоже на одеяние штатских.

О бытовых условиях жизни лицеистов можно судить по воспоминания Ивана Пущина. Подъём был строго по звонку в 6 утра, после чего лицеисты одевались и шли в зал на утреннюю молитву, которую, как и вечернюю, читали по очереди вслух. С 7 до 9 часов были уроки, с 9 до 10-ти часов прогулка (причём – при любых погодных условиях). С 10 до 12-то снова занятия, опять часовая прогулка и в 13-ть обед. С 14 до 17-ти занятия, чай и до 18-ти прогулка. После чая повторение уроков, а в 20.30 – ужин, после которого до 22-х бег, игра в мяч. В 22 – отбой.

Впрочем, распорядок был не так строг, как это кажется с первого взгляда. Вот что по этому поводу говорил лицеист-«чугунник» Алексей Илличевский:  «На местах никогда не сидим, кто хочет учится, кто хочет гуляет, Благодаря Бога, у нас царствует свобода, а свобода дело золотое. Летом досуг проводим на прогулках, зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, шутим с ними и смеемся».

Каждый воспитанник был обладателем отдельной комнаты, где были стол, стул, комод, зеркало, железная кровать и таз для умывания. Пушкин жил в комнате под номером 14. Поэт затем нередко вспоминал про своё лицейское жилище и даже использовал «14» как творческий псевдоним.

Александр Сергеевич Пушкин, как и другие выпускники, на всю жизнь память о лицейских годах и своих товарищах по учёбе. Специально к 10-летию выпуска, к 19 сентября 1837 года Пушкин в Михайловском написал проникновенные строки:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село».

Стихотворение успело к годовщине, и с большим воодушевлением было встречено лицеистами, многократно переписывалось и быстро распространилось среди просвещённой публики в Петербурге.
6 сентября 1843 года лицей был переведён в Санкт-Петербург и по указанию императора Николая I получил наименование Императорского Александровского лицея.

Несмотря на переезд, традиции, заложенные ещё в Царском селе, поддерживались и сохранялись и в Александровском лицее. В лицее обязательно отмечались три даты – 19 октября, день открытия лицея, а также дни рождения и смерти Александра Пушкина. Память о Пушкине бережно сохранялась не столько администрацией, сколько самими лицеистами, бережно передающими эстафету этой традиции от одного набора к другому.

19 октября также обязательно собирались все бывшие лицеисты, кто мог приехать, на традиционный «лицейский обед» - встречу выпускников.

В 1889 году перед главным входом в лицей установили бронзовый бюст Александра I, а в саду – гипсовый памятник Александру Пушкину. В 1899 году вместо гипсового памятника был установлен бронзовый бюст великого русского поэта. В 1990 году в Царском селе в Лицейском саду открыли бронзовый памятник Пушкину-лицеисту.

История лицея завершилась 29 мая 1918 года, когда учебное заведение было закрыто по постановлению Совета Народных Комиссаров, а его помещения переданы Пролетарскому техникуму.

Тем не менее, даже в эмиграции бывшие лицеисты собирались каждый год 19 октября, писали и зачитывали друг другу стихи, посвящённые этой дате. Всё завершилось в 1970 году со смертью последнего поэта лицея Владимира Ильяшенко, который написал в одном из своих стихотворений: «Лицей - это в капле былая Россия».

Музей лицея был открыт в городе Пушкине в 1974 году.

В 2011 году Банк России в связи с 200-летием Царскосельского лицея выпустил в обращение памятную монету.

Казалось бы, Царскосельский лицей давно стал нашей глубокой историей, но недавно ректор Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Алексей Комиссаров выступил с идеей возрождения Царскосельского лицея в Санкт-Петербурге. 26 сентября 2023 года Алексей Комиссаров изложил эту идею президенту России Владимиру Владимировичу Путину, отметив главную идею, которая перекликается с идеей исторического Царскосельского лицея – воспитывать в молодёжи патриотическое начало, дать прекрасное образование и готовить молодёжь к государственной службе. Владимир Путин идею поддержал, но поинтересовался, как это будет сочетаться с работой музея, который располагается как раз в исторических помещениях лицея. А.Комиссаров пояснил, что прорабатываются различные варианты, в том числе такие, при которых могут частично использоваться исторический площади, а частично – новые. При этом РАНХиГС самостоятельно изыщет финансирование для открытия Царскосельского лицея.

В новый лицей предполагается принимать наиболее одарённых школьников с активной жизненной позицией. Ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров в интервью «Российской газете» пояснил, почему с этой идеей выступило именно его учебное заведение: «У Президентской академии - огромный опыт обучения управленцев всех уровней: уже более века вуз успешно готовит специалистов, которые работают в органах государственной власти, становятся лидерами бизнеса. Прийти к нам учиться можно уже в 14 лет, а верхняя планка - не ограничена. Очень важна для нас работа со школами. Дни открытых дверей, экскурсии, лекции и мастер-классы для ребят мы проводим регулярно. А наш филиал в Санкт-Петербурге активно сотрудничает более чем с 70 школами и гимназиями, где проходят научные конкурсы и олимпиады».

Ректор также добавил, что эта работа привела к пониманию того, что способность мыслить стратегически, проявлять управленческие умения и таланты возникает уже в середине школьного возраста, начиная с которого и принимали воспитанников в исторический Императорских Царскосельский лицей.

Всё это особенно важно в современных условиях, когда Россия, проводящая самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, сталкивается с сильным давлением со стороны США и коллективного Запада, а студентам из России, которые обучаются в этих странах, внушается неприязнь к своей родине. Как раз такие учебные заведения, как будущий Царскосельский лицей, окажут неоценимую услугу в части формирования будущих управленческих кадров, воспитанные на отечественной образовательной и воспитательной традиции.

Россия и Белоруссия – части Союзного государства. Системы образования двух стран, как другие сферы деятельности общества и государства, тесно взаимосвязаны. Белорусские студенты обучаются в России, а российские – в Белоруссии. Поэтому тема возрождённого Царскосельского лицея будет актуальна и для белорусских школьников, которые при наличии такой возможности, как показывает сложившаяся практика, также постараются воспользоваться возможностями, которые появятся при открытии нового учебного заведения. Более того – такая совместная учёба, пронесённые через годы дружба и товарищество лицеистов обязательно найдёт своё продолжение в последующей жизни выпускников, а значит пойдёт во благо и укрепление Союзного государства.

В настоящее время в российских ВУЗах обучается около 12 тыс. белорусских студентов. При этом по квоте правительства России белорусским абитуриентам в текущем учебном году было предоставлено 1 300 бюджетных мест. Выпускники российских ВУЗов из Белоруссии могут претендовать на рабочие места, как в Белоруссии, так и в России.

Белоруссия также идет навстречу российским абитуриентам. Так, с 2022 года при наличии сертификатов единого госэкзамена россияне могут поступить в белорусские вузы без вступительных испытаний на 20% платных мест. Поступить можно на востребованные белорусской экономикой специальности, однако их количество будет расширено.

К сожалению, есть и пока не решённые проблемы. Так, студенты российских ВУЗов из Белоруссии не имеют права на отсрочку от военной службы – она распространяется только на белорусские ВУЗы. Это порождает множество проблем – от необходимости для юношей экстренно прерывать учёбу, до вопросов сохранения места учёбы после окончания службы в белорусской армии. Всё это ещё только предстоит урегулировать.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru