САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Чем запомнился XXXI фестиваль «Славянский базар»-2022 в Витебске. Часть вторая.

Андрей Геращенко: Чем запомнился XXXI фестиваль «Славянский базар»-2022 в Витебске. Часть вторая.

« Назад

Андрей Геращенко: Чем запомнился XXXI фестиваль «Славянский базар»-2022 в Витебске. Часть вторая. 04.08.2022 09:58

Начало.

Во время фестиваля не забывали и об экономике, о том, что для противодействия санкционному давлению США и коллективного Запада в целом Россия и Белоруссия должны укреплять свой экономический потенциал. 14-16 июля в Журжево в свободной экономической зоне «Витебск» прошёл уже Х-й юбилейный Международный экономический форум «Инновации. Инвестиции. Перспективы», в котором приняли участие представители производственных и деловых кругов Белоруссии, России, Ирана и Индии. Россию впервые представляла делегация Республики Крым во главе с постоянным представителем Республики Крым при Президенте России Г.Л.Мурадовым.

Победителем и обладателем гран-при конкурса молодых исполнителей стала Анна Трубецкая из Белоруссии, первое место заняла Марта Вереккья из Италии, второе разделили Анастасия Белявская (Россия) и Димитрина Германова (Болгария). Третье – Мария Хунданян (Армения) и Бек Исраилов (Киргизия).

Гран-при детского музыкального конкурса получил Елисей Касич (Белоруссия), первое место досталось Юлии Гавриловой (Россия), второе разделили Алинур Хамзин (Казахстан) и Фирдавс Авезов (Узбекистан), а третье – Жаклин Костадинова (Болгария) и Родриго Вийегас (Мексика).

Программа «Славянского базара» была очень насыщенной, поэтому обо всём рассказать в одной статье просто невозможно. На неделю Витебск погрузился в самый настоящий праздник. На улицах почти круглосуточно работали сценические концертные площадки, летние кафе, аттракционы, удивляли посетителей и покупателей своим искусством художники. «Славянский базар» традиционно становится точкой притяжения для сотен ремесленников и художников, которые стали участниками Города мастеров. Витебчан порадовали разнообразием предлагаемых произведений многочисленные торговые ряды рукодельниц, ткачей, резчиков по дереву, мастеров соломо и бисероплетения, керамистов, гончаров и кузнецов, продавцов ювелирных изделий и бижутерии и многих других мастеров. На реконструированных и похорошевших улицах Толстого и Суворова, расположенных в Старом городе развернули свои полотна около 100 живописцев.

На высоте была и белорусская милиция. Мало того, что не было допущено сколь либо значимых нарушений правопорядка, так милиционеры ещё и организовали на площади Свободы Витебска прекрасный концерт, а в центре города уже традиционно были выставлены ретро-автомобили, весело бродили ростовые куклы зверей в милицейской форме, а также прогуливались одетые в старом стиле парочки «милиционер и его девушка». Почин милиционеров поддержали педагоги города, которые обустроили многочисленные фото-зоны.

Ни о какой изоляции «Славянского базара»-2022 не было и речи. Только официально Витебск из-за рубежа посетили более 6 000 гостей и участников. А неофициально в числе гостей города и фестиваля их было ещё больше.

Что касается дальнего зарубежья в целом и Восточной Европы в частности, их по понятным причинам было в этом году меньше, но всё равно в Витебск приехали очень многие из тех, для кого понятия самой культуры и «блокады в области культуры» просто непонятны. Так, в Витебск не побоялись приехать Кевин Маккой, известный американский музыкант экс-исполнитель группы BAD BOYS BLUE, блестящий итальянский исполнитель-виртуоз в игре на бандеоне Марио Стефано Пьетродарки, да и другие известные в мире музыки и искусства люди, часть из которых просто не стала афишировать своё присутствие на празднике в Витебске.

И их можно понять. Так, дети и руководство Рижской детской академии журналистов, которые приезжают на «Славянский базар» уже не в первый раз, сейчас подверглись настоящим преследованиям и репрессиям у себя в Латвии только из-за того, что взяли интервью у белорусского Президента Александра Лукашенко. Это интервью длилось не больше двух-трёх минут, но уже сам этот факт вызвал гнев у властей Латвии, которые угрожают закрыть детскую академию.

Появились проблемы и у других представителей из этих стран, чьё участие в «Славянском базаре» вызвало такое же неприкрытое раздражение у местных правительств, выстраивающих новые стены отчуждения и вражды на границах с Белоруссией и Россией.

Возвращаясь к теме Украины, хотел бы отметить, что неучастие официальной делегации из Киева вызвало у организаторов скорее облегчение, нежели сожаление – как говорят белорусы: «баба с возу – кобыле легче». Но Украина и украинцы были неофициально. В рамках фестиваля я встретился со своими старыми товарищами – руководителями «Украинской общины Крыма» Анастасией Гридчиной и РНКА «Белорусы Крыма» Романом Чегринцом. А.Гридчина подарила мне красивый красочный журнал «Крым сегодня» на украинском языке. Странно и непривычно было читать на украинском языке об успехах Крыма, ДНР и ЛНР, видеть российскую, донецкую и  луганскую символику в украиноязычном журнале. А потом я подумал – ведь это и есть та самая наша новая-прежняя Украина, которая будет освобождена в результате СВО и вернётся к своим истокам.

Фестиваль XXXI «Славянский базар»-2022, несмотря на объективные сложности при его проведении, несомненно, удался и, что самое важное, фактически вернулся к своей главной теме единства и общности славянских народов и славянских культур при самом широком участии и других стран и народов.

А теперь немного об истории знаменитого фестиваля.

В самом конце восьмидесятых в ответ на проводимый в небольшом польском городке Зелена гура фестиваль советской песни в СССР решили проводить фестиваль польской песни. С одной стороны этого требовала политкорректность, а с другой - элементарная вежливость. Выбор пал на Витебск – белорусскую северную столицу. Белорусов и поляков связывает немало общих исторических событий, поэтому такое решение было вполне естественным. Тогда ещё не могло быть и речи о какой-то коммерческой составляющей – фестиваль польской песни был скорее политическим проектом. Тогда же в Витебске на пересечении проспекта Фрунзе и улицы Смоленской появился существующий и сейчас ресторан «Зелена гура». Для витебчан фестиваль стал настоящим событием, но должного международного резонанса он так и не получил. А в 1991 году не стало и самого СССР. На этом завершилась и история фестиваля советской песни в Польше. 

Страна переживала самый настоящий шок от произошедшего распада. Особенно тяжело реагировали белорусы, которые на всесоюзном референдуме 1990 года высказались в подавляющем большинстве за сохранение СССР. Но в Беловежской пуще были приняты совсем иные решения. Проводить фестиваль польской песни в его прежнем качестве было уже бессмысленно. О фестивале белорусской песни в Польше не могло быть и речи, потому что она и в самой Белоруссии не пользуется особенной популярностью. Но тут же появилась другая проблема – что делать с уже созданной фестивальной инфраструктурой в Витебске?

Тогда то и возникла идея преобразовать фестиваль польской песни в «Славянский базар» - международный праздник, где, при сохранении польской песни, могли исполняться песни на славянских языках. Вполне естественно, что сразу же лидирующие позиции заняли русские, украинские и белорусские исполнители и коллективы. И «Славянский базар» стал ответом на распад государства – и исполнители и зрители единодушно продемонстрировали своё желание жить вместе. Это было стихийное культурное сопротивление великой русской смуте конца ХХ века. 

Позднее к славянам присоединились и представители других народов – вначале бывшие сограждане по СССР, а затем и представители дальнего зарубежья. Впрочем, это создало и определённые проблемы, но об этом – в самом конце статьи.

Фестиваль дал мощный толчок развитию Витебска – на протяжении почти двух десятков лет город, превратившийся в культурную визитную карточку Белоруссии, неузнаваемо изменился – отреставрированы многие храмы, реконструированы площади и проспекты. Для проведения фестиваля в Витебске с использованием естественного котлована был сооружён летний амфитеатр, вмещающий около 7 тысяч зрителей. На сегодняшний день это самая большая в Европе площадка, используемая сугубо для профессиональной концертной деятельности.

Вначале сам амфитеатр имел несколько иной вид, чем в настоящее время. Зрительных мест было чуть больше, они имели вид расположенных ярусами деревянных скамеек под открытым небом наподобие скамеек в античных амфитеатрах. Именно таким амфитеатр изображён на старой 10 000 белорусской рублёвой купюре (в грубом приближении тогда - 100 российских рублей). Впоследствии после ряда реконструкций число зрительных мест немного уменьшилось, деревянные скамейки заменили пластиковые кресла, а над головой у зрителей появилась огромная крыша, снабженная к тому же световой аппаратурой, способной к колебаниям цветовой гаммы, силы и ритмичности освещения. Крыша появилась не от хорошей жизни – в июле в Витебске зачастую идут дожди, так что раньше зрителям, в том числе и высокопоставленным, приходилось терпеть немало неудобств от льющейся прямо с небес воды. Но и сейчас при сильном ветре под крышу на крайние ряды может задувать струи дождя – для предотвращения духоты крышу сделали достаточно высокой и она защищает далеко не все зрительные места.

Во многом крыша амфитеатра напоминает мне крышу комплекса Зарядье в Москве, но только меньшего масштаба. Тем не менее, крыша «славянски» – совершенно уникальное архитектурное решение. При её возведении все риски в расчётах взял на себя заведующий кафедрой технологии бетона и строительных материалов БГТУ доктор технических наук, профессор Виктор Тур. Он рассчитал арки у основания и лично контролировал весь процесс, даже плотность бетона. Вот что по этому поводу сказал сам В.Тур: «Такие сооружения имеют повышенный класс ответственности, ведь там находятся тысячи людей. Кроме того, амфитеатр расположен в низине, это усугубляет эффект ветра и дождя, а ведь бывают еще ливни и снегопады — нагрузки надо было смоделировать правильно. Необходим был «зонт», который выдержит все. Витебский амфитеатр, гарантирую, переживет и ураган. У защитного покрытия есть важная особенность: по форме оно напоминает парашют, обратное крыло. При урагане он не взлетает, а прижимается к земле. Вероятность отказа такой конструкции составляет очень маленькую величину. Если бы построили 10 000 таких одинаковых объектов, только один из них может прийти в состояние отказа»

Настоящим расцветом «Славянского базара» стало начало XXI века – тогда один из фестивалей совместно открывали три президента: В.Путин, В.Кучма и А.Лукашенко. Тогда казалось, что ещё немного, и три русских народа повернуться лицом друг к другу… Конечно же фестивальная программа продолжала развиваться и дальше – помимо конкурса молодых исполнителей появился детский конкурс, традиционными постепенно стали кинопоказы, театральные встречи, в фестивале стали принимать участие известные поэты и художники. Но того показного или искреннего единения властей, которое можно было наблюдать в начале века, уже больше никогда не было. Вначале к фестивалю заметно остыла Украина, в чём немалая «заслуга» В.Ющенко, а затем всё сложнее стали отношения А.Лукашенко поначалу с В.Путиным, а затем и Д.Медведевым. Появились странные игры с попыткой переноса «Славянского базара» куда-нибудь в другое место, а затем и попытка отвлечь российских звёзд на фестиваль в Юрмалу.

Но, как видим, «Славянский базар» в Витебске, однажды набравший обороты, было уже не остановить.

До новых встреч, Витебск!


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru