САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко. Россия и Белоруссия вместе осваивают космос. Часть 2

Андрей Геращенко. Россия и Белоруссия вместе осваивают космос. Часть 2

« Назад

Андрей Геращенко. Россия и Белоруссия вместе осваивают космос. Часть 2 19.04.2024 14:59

Часть 1

С учётом результатов первого длительного полёта А.Николаева и П.Поповича было решено в 1963 году осуществить схожий полёт, однако в одном из двух выводимых на орбиту «Востоков» должна была лететь первая в мире женщина-космонавт.

Поиск претенденток на полёт в космос начался ещё в 1962 году. Основное внимание уделили девушкам, имевшим хорошие навыки парашютной подготовки. Из сотен кандидатур были отобраны пятеро – Валентина Терешкова, Ирина Соловьёва, Валентина Пономарёва, Жанна Ёркина и Татьяна Кузнецова. Но в итоге выбор пал на Валентину Терешкову.

Валя Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Тутаевского района Ярославской области в белорусской семье. Отец был выходцем из деревни Выйлово Белыничского района Могилёвской области, а мать – из деревни Еремеевщина Дубровенского района Витебской области. Закончив семь классов школы, Валя, чтобы помочь семье, в 1954 году пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, а в свободное от работы время ходила на занятия в школу рабочей молодёжи. С 1959 года В.Терешкова стала заниматься парашютным спортом в Ярославском аэроклубе и совершила 90 прыжков с парашютом. Одновременно она продолжала работать на текстильном комбинате «Красный перекоп» и учиться в техникуме лёгкой промышленности.

04-27 Валентина Терешкова

Валентина Терешкова

Во время подготовки к полёту В.Терешкова старательно тренировалась. Нагрузки были сложными даже для мужчин – в лётном комбинезоне нужно было вытерпеть жару в +70°С, 10 суток провести в сурдокамере, куда не проникал ни один звук. К невесомости женщин готовили в самолётах МиГ-15, в которых во время полёта на 40 секунд удавалось создавать условия невесомости.

14 июня 1963 года с «Байконура» стартовал космический корабль «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским (позывной «Ястреб») на борту. Через двое суток стартовал и «Восток-6», на борту которого в космос отправилась первая женщина-космонавт в мире Валентина Терешкова, получившая красивый позывной «Чайка». «Эй! Небо, сними шляпу!» - пошутила Терешкова во время старта и корабль «Восток-6» помчал «Чайку» в космос.

Услышав по радио о полёте В.Терешковой, её родные были очень удивлены, так как сама Валентина Николаевна сказала им, что уезжает на соревнования по парашютному спорту.

Валентина Терешкова совершила 48 оборотов вокруг Земли в космосе, где провела в итоге трое суток. Во время полёта она вела бортовой журнал, фотографировала горизонт. Благодаря этому впоследствии были обнаружены аэрозольные слои в земной  атмосфере. Весьма насыщенную программу выполнил и Валерий Быковский. Они  также постоянно поддерживали связь между собой, как это годом ранее делали Николаев и Попович. Посадка была успешной.

В США по программе НАСА также к полёту готовились женщины-астронавтки – Джейн Харт и Джерри Кобб. Но СССР вновь оказался впереди. Сразу после известий о старте В.Терешковой Д.Кобб призналась, что она «весьма разочарована», а Д.Хархт и вовсе с обидой на НАСА заявила, что, видимо, в США к женщинам-астронавткам и дальше будут относиться с предупреждением, даже если СССР отправит в космос и вернёт на Землю весь Ленинградский симфонический оркестр.

04-31 Свадьба Терешковой и Николаева

Спустя некоторое время Адриян Николаев и Валентина Терешкова стали мужем и женой, создав первую в мире «космическую» семью.

В разработку американской лунной программы большой вклад внёс выходец из Белоруссии Б. В. Кит. Боря Кита (такова его настоящая фамилия) родился 6 апреля 1910 года в Петербурге. Его отец был белорусом, и после Октябрьской революции семья в 1918 году вернулась на родину в деревню Огородники на Гродненщине (ныне деревня вошла в черту городского посёлка Кореличи). В 1921 году эта территория оказалась захваченной Польшей. В Новогрудке в 1928 году Борис окончил гимназию, а в 1933 году – Виленский университет.

Во время Великой Отечественной войны Б.В.Кит оказался в эмиграции, а в 1948 году приехал в США. Уже находясь в Америке, Борис Кит провел первое в мире фундаментальное исследование свойств жидкого водорода, что позволило использовать его в качестве космического топлива. Это было использовано НАСА при подготовке лунной программы. На разработанном Борисом Китом топливе в космос отправились американские космические корабли - «Аполлоны» и «Шаттлы». Б.Кит произвёл также основные математические расчёты осуществлённых полётов на Луну. Он же стал и автором первого учебника о ракетной технике и космическом топливе «Руководство по ракетному топливу» (1960 год).

Борис Кит

Борис Кит

Б.В.Кит и по роду своей деятельности (как государственный советник США), и вообще как эксперт в области советской космонавтики, живо и активно интересовался, как продвигается освоение космоса на его родине – в Советском Союзе. В 1964 году он совместно с Ф.Ордвеем выпустил книгу «История и современное состояние советской астронавтики».

Капсула с именем Бориса Кита замурована в стене Капитолия, а его имя занесено в Зал славы Вашингтонского биографического института. Не забыли учёного и в Беларуси - он избран почетным доктором наук Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (1994 год), и является почетным гражданином Новогрудка. В 2008 году в Новогрудке открыли его музей.

Борис Кит прожил долгую жизнь и умер 1 февраля 2018 года в возрасте 107 лет и был похоронен на кладбище православной церкви Святой Елизаветы в Висбадене (Германия).

В подготовке лунной программы с советской стороны принимал участие космонавт Георгий Михайлович Гречко, который имеет непосредственное отношение к Беларуси – его мама родом из города Чашники Витебской области. Георгий Гречко должен был отправиться к Луне на космическом корабле «Зонд» (Л1) и, находясь на лунной орбите, обеспечивать и подстраховывать высадку и возвращение на Землю другого космонавта.

Гречко


В СССР к 26 декабря 1974 года была изготовлена станция «Салют-4» («ДОС-4»). Производственные мощности СССР уже позволяли изготавливать одновременно станции двух типов – «ДОС» и «Алмаз», однако полноценно управлять станицей «Салют-4» в космосе, пока там находилась «Салют-3», не представлялось возможным. Сам запуск можно было произвести, однако наиболее сложным было слежение и управление станцией с Земли. Даже управление одной станцией «Салют-3» в то время требовало напряжённой круглосуточной работы всех наземных пунктов. Нагрузка особенно возрастала во время проведения пилотируемых полётов.

«Салют-3» был ещё вполне работоспособен, однако для посещения станции больше корабли «Союз» не выделялись в связи с началом подготовки к запуску станции «Салют-4». Наконец, «Салют-4» была выведена на орбиту и несколько суток впервые в истории вокруг Земли кружили две советские орбитальные станции. После выполнения основной и дополнительной программ полёта по уже сказанной выше причине по команде с Земли «Салют-3» 24 января 1975 года сошла с орбиты и, частично сгорев, была затоплена в Тихом океане.

На «Салюте-4» в это время работал экипаж космонавтов в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко, стартовавший на корабле «Союз-17» 11 января 1975 года. Бортинженеру Георгию Гречко пригодился его опыт подготовки к космическим полётам  на Луну. В этот полёт Георгий Гречко взял с собой марки с изображением космического конструктора С.П.Королёва. Гречко увлекался собиранием марок ещё в детстве, но первый свой с трудом собранный альбом утратил во время тяжёлой блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Однако любовь к филателии сохранил, и на второй день полёта, 12 января, они с командиром Алексеем Губаревым расписались на взятых с собой марках в День рождения Сергея Павловича Королёва. 9 февраля экипаж «Союза-17» благополучно возвратился на Землю.

После этого Георгий Гречко в качестве бортинженера совершил ещё два полёта – с 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года вместе с Юрием Романенко на космическом корабле «Союз-26» и орбитальной станции «Салют-6», и, будучи уже в возрасте 54 лет, с 17 по 26 сентября 1985 года вместе с Владимиром Васютиным на космическом корабле «Союз Т-14», затем на орбитальной станции «Салют-7» с возвращением на Землю на пристыкованном к ней ранее космическом корабле «Союз Т-13».

А 25 мая 1975 года с «Байконура» на орбиту отправился космический корабль «Союз-18», командиром которого был наш земляк-белорус П.И.Климук, а бортинженером – В.И.Севастьянов.

07-14 Петр Климук.

Пётр Климук

Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Пётр Ильич Климук родился в 1942 году в селе Комаровка Брестской области (ныне - Томашевка). В 1965 году П.Климук был зачислен в отряд космонавтов и прошёл полную подготовку полётов на кораблях «Союз» и орбитальных станциях «Салют». В своё первый космический полёт П.Климук в качестве командира вместе с бортинженером В.Лебедевым отправился на корабле «Союз-13» 18 декабря 1973 года. 26 декабря после недели полёта экипаж успешно вернулся на Землю.

Вслед за экипажем П.И.Климука к «Салюту-4» 4 апреля 1975 года отправились космонавты В.Г.Лазарев и О.Г.Макаров. Предполагалась встреча обоих экипажей прямо на орбите, на станции. Однако из-за неисправности на старте при сбросе хвостового отсека третьей ступени корабль на орбиту не вышел и космонавты в спускаемом аппарате приземлились по баллистической траектории спустя 21,5 минуту после старта.

П.И.Климуку и В.И.Севастьянову пришлось корректировать программу полёта прямо на орбите.

Тем временем заканчивалась подготовка к легендарному совместному советско-американскому космическому проекту «Экспериментальный полёт «Аполлон» - «Союз»» (ЭПАС). Несмотря на продолжающуюся гонку вооружений и глобальное противостояние СССР и США, в обоих государствах всё больше задумывались над возможностью взаимодействия и сотрудничества в космосе. У обоих государств был накоплен серьёзный опыт космических исследований. Кроме того, появилась идея разработать и опробовать возможные варианты спасательной экспедиции на случай опасной нештатной ситуации, в которую могли попасть на орбите космонавты и астронавты. В этом случае СССР или США могли придти друг другу на помощь, если бы в соответствующее время готовили собственный запуск космических корабля.

Программа была утверждена 24 мая 1972 года и предусматривала отладку процедуры сближения кораблей на орбите, испытание нового стыковочного узла и отработку перехода из корабля в корабль экипажей, а также координацию действий советского и американского Центров управления полётами. В течение трёх лет для осуществления совместного полёта проводилась серьёзная подготовка.

15 июля 1975 года в 15.20 с «Байконура» стартовал «Союз-19» с космонавтами А.А.Леоновым и В.Н.Кубасов на борту. На орбите в это время на станции «Салют-4» продолжали свои исследования П.И.Климук и В.И.Севастьянов. В этот же день в 22.50 с космодрома на мысе Канаверал был осуществлён успешный запуск американского корабля «Аполлон» с экипажем в составе Д.Слейтона, Т.Стаффорда и В.Брандта.

17 июля 1975 года была осуществлена стыковка «Союза-19» и «Аполлона». Спустя три часа нахождения в шлюзовой камере космонавты и астронавты впервые в истории встретились прямо в космосе. В состыкованном состоянии корабли провели двое суток. Совместный экипаж провёл ряд исследований. 

07-17 Аполлон и Союз перед стыковкой.


19 июля 1975 года корабли разъединились, а затем вновь состыковались, чтобы спустя два витка вокруг Земли расстаться окончательно. 21 июля 1975 года «Союз-19» успешно сел на Землю, а 24 июля успешно приводнился в океане и «Аполлон».

За этим полётом пристально следил весь мир. Полётом «Союз-Аполлон» было положено начало советско-американскому и вообще международному сотрудничеству в освоении космоса. Впоследствии полученный опыт был использован при взаимодействии американских кораблей с советской орбитальной станцией «Мир» и программе МКС. Комплекс «Союз-Аполлон», находившийся на орбите двое суток, стал прообразом МКС.

Тем временем всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

Окончание следует

Андрей Геращенко,

автор научно-популярных книг для детской, юношеской и взрослой аудитории,

посвящённых астрономии, космогонии, космонавтике:

"Путь к звёздам. Малая энциклопедия космонавтики",

Малая энциклопедия космонавтики

"Мы во вселенной",

Мы во Вселенной

"На пороге вселенной"

На пороге вселенной


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru