САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Русское — это не только российское, это и наше, белорусское.

Андрей Геращенко: Русское — это не только российское, это и наше, белорусское.

« Назад

Андрей Геращенко: Русское — это не только российское, это и наше, белорусское. 07.04.2023 15:53

31 марта 2023 года белорусский Президент Александр Григорьевич Лукашенко произнёс фразу, которая очень точно отражает и суть моего личного мировоззрения, и главный смысл той общественно-политической деятельности, которой занимались я и мои товарищи долгие годы, не особо обращая внимание на «приливы и отливы» в российско-белорусских отношениях и союзном строительстве. Дословно глава государства сказал следующее: «Для тех, кто обеспокоен темой «русского мира» и кто дрожит от упоминания «русский», скажу просто: русское — это не только российское, это и наше».

Мысль эта точная, но она базируется на неких эмоциях, а на объективной реальности всего хода нашей отечественной культуры, развития нашей цивилизации и государственности.

Колыбелью нынешних русских, украинцев и белорусов была Древняя или Киевская Русь, которая в разные периоды переживала как определённую степень централизации, так и феодальную раздробленность. На территории нынешней Республики Беларусь в древнерусский период особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское княжества. Это были вполне самостоятельные образования, достаточно типичные в ряду других княжеств Древней Руси. Вечевой характер местного самоуправления, особенно хорошо нам знакомый по Новгородской республике, был, хоть и не в такой выраженной форме, присущ всем русским княжествам того времени, в том числе и Полоцкому, и Турово-Пинского. По этому поводу А.Г.Лукашенко совершенно справедливо заметил: «В то время как Запад был погружен в «темные века» (так историки пишут), наши предки — жители Полоцкого, Туровского княжеств — выстраивали основы правового и политического взаимодействия власти и народа». Эта форма вечевого самоуправления была достаточно характерной для склонных к коллективизму восточных славян. Решение многих вопросов при всенародном обсуждении приводило часто и к объединению усилий для тех или иных целей. Отсюда и истоки белорусской толоки. Уже в наше время такая форма народной демократии воплотилась в идею Всебелорусского народного собрания. И идея ВНС не в том, чтобы наподобие так называемой «западной демократии» создавать «партии влияния» или отстаивать узкие интересы тех или иных групп и сил влияния, а обеспечить экспертное участие самых широких слоёв общества в определении стратегии развития государства.

В обращении А.Г.Лукашенко прозвучала верная оценка периода Великого княжества Литовского и Русского: «Белорусское государство также является полноправным преемником исторического наследия Древней Руси. И пора прекратить все инсинуации на этот счет. Великое княжество Литовское (ВКЛ, как мы говорим) было также русским — это значит, что восточнославянским, то есть нашим».

В разные исторические периоды белорусы и их предки жили в составе Киевской Руси, древних русских Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, Великого княжества Литовского и Русского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза.

Мы, белорусы, прошли непростой исторический путь. Белорусы, украинцы и русские, чьими предками были восточные славяне, являются частями одного большого русского народа, или. Если так кому больше нравится – тремя чрезвычайно близкими народами русского корня и древнерусского происхождения. Россия, Украина и Белоруссия – это единое целое, общее культурное, цивилизационное пространство, часто называемое русским миром по аналогии с испано-латинским, англо-саксонским, арабским, тюркским, французским, немецким мирами и цивилизациями.

Вся история белорусского народа – это путь борьбы за свою самостоятельность, независимость и свою русскость. Русская цивилизация и русский мир – это не только нынешняя Россия и русские в Российской Федерации. Это и Украина, и украинцы, Белоруссия и белорусы. Русское – это и наше белорусское, и по одному корню в словах, и по своей глубинной сути.

После периода монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности на Руси, распада на уделы мощного Полоцкого княжества современные белорусские земли попали в зависимость от молодой, только что объединившейся Литвы, чьи дружины наши предки-князья часто использовали в качестве союзников как против внешней угрозы (прежде всего против крестоносцев и кочевников-ордынцев), так и в межусобной борьбе. Великое княжество Литовское и Русское стало синтезом княжеской языческой Литвы и княжеской православной Белой Руси – объединение происходило как мирным путём династических браков, так и военным в результате походов, стычек и военных переделов границ литовских и русских феодалов. Государственным языком княжества, как и языком большинства его населения был русский язык, который сейчас многие называют старобелорусским.

Средневековье стало ареной соперничества Литовской Руси и Московской Руси за историческое наследство Киевской Руси. Борьба шла с переменным успехом, но постепенно стала склоняться в сторону Москвы, как главного центра собирания древних русских земель. Во многом это было связано с тем, что языческая княжеская элита Литвы приняла католичество и постепенно стала доминировать в княжестве. В итоге возникло противоречие между католической верхушкой ВКЛиР и большинством его православного населения. В Московской Руси такой проблемы не было.

Верхушка русской православной знати в ВКЛиР стремилась избавиться от засилья литовских католических князей и всё больше смотрела в сторону Москвы. Исход борьбы Литвы и Москвы за белую Русь был предопределён и католическая литовская верхушка (во многом русская по своему происхождению), опасаясь за своё доминирующее положение, пошла на сближение с католической Польшей.

Воспользовавшись ситуацией, Польша присоединила к себе обширные земли современной Украины, а ВКЛиР скукожилось до современных Литвы и Белоруссии.

Именно тогда во многом начались процессы обособления частей русского народа - белорусов и украинцев. Первые составили костяк оставшихся территорий ВКЛиР, а вторые оказались в пределах польских коронных земель. Две западные части русского народа оказались разделены хоть и не государственными, но всё же административными границами – ВКЛиР хоть и было зависимо от польской короны, но имело большую степень автономии, затем постепенно сошедшую на нет.

В образовавшейся в результате унии Речи Посполитой главенствующее положение занимали поляки, польская шляхта и польская католическая церковь. Католическая верхушка ВКЛиР не имела такого влияния и была зависима от Польши. Русская православная знать постепенно теряла свои права. Наиболее бесправным было русское крестьянство Белой Руси, которое испытывало как классово-имущественное, так и национальной и религиозное притеснение, наступление на свои вековые русские обычаи и русский образ жизни.

Католическая церковь на территории ВКЛиР вела активную, наступательную политику, и, следуя логике правящего польского класса, желающего упрочить унию короны и княжества, стремилась всячески продвигать идеи религиозной унии.

Старая русская православная элита за столетия постепенно ополячивалась, переходила в католичество, потому что этот путь открывал возможности для карьеры, закрепления статуса, сохранения старых и приобретения новых богатств. Именно тогда ради сохранения своего положения, богатств, привилегий православная элита отказывалась от своей веры, своего языка, а нам долгие годы после распада СССР пытались внушить мысль, что именно этими людьми мы можем едва ли не гордиться.

Президент А.Г.Лукашенко по этому поводу высказался предельно ясно: «Давайте начистоту. В свое время мы слишком романтизировали такие периоды, как ВКЛ, Речь Посполитая. Неудивительно. За короткий промежуток во власти отдельных деятелей мы очень быстро заглотили эту наживку. Как будто мы все — потомки Радзивиллов, Сапег. К слову, магнатов было на нашей земле — считаные фамилии. Они были. Были ли они патриотами своего Отечества? Нет и еще раз нет. С легкостью, как мы помним, меняли и веру, и язык на польские шляхетские вольности, титулы и должности. На Марзалюка (И.А. Марзалюк, депутат Палаты представителей, доктор исторических наук. — Прим.) смотрю. Где это он? Не так? Так. Средневековые олигархи свое богатство наживали на горбу народа, который сеял, пахал, строил. Народ жил тяжко. Но рассказывают ли об этом на экскурсиях в этих замках, в этих дворцах, которые мы восстановили, реставрировали? Это к вопросу об исторической правде и объективности. Здесь тоже стоит навести порядок, и желательно побыстрей».

Последнее весьма злободневно и актуально. Долгие годы люди, целью которых было повести нашу Республику Беларусь по трагическому пути нашей родной южной соседки Украины, старательно работали на ниве русофобии, искажения исторической правды, сеяли семена вражды и раздора между белорусами и русскими, заявляя, что речь идёт о «совершенно разных народах с разными ценностями и менталитетом».

Как известно, в Республике Беларусь активно реализуется программа «Замки Белоруссии», согласно которой планируется восстановить полтора десятка родовых имений польско-литовской шляхты. Помимо развития туризма и привлечения гостей из-за рубежа данная программа была призвана изменить устоявшееся представление о Белоруссии, как стране, чьи памятные места связаны в основном с мемориалами периода Великой Отечественной войны и обеспечить «новые подходы» в воспитании молодёжи. Вот что, абсолютно никого не стесняясь, заявлял несколько лет тому назад по этому поводу директор фонда «Страна замков» Александр Варикиш: «…большая часть россиян с интересом слушает рассказы про Полоцкую державу, ВКЛ, Речь Посполитую, про наших шляхтичей, князей, королей, про бесчисленные войны с их предками, даже про геноцид, который они устроили в 17 веке, когда более половины литвинов пали жертвами российской агрессии. Я, как экскурсовод, открыто говорю своим группам о том, что наши народы очень далеки друг от друга, что столетиями мы враждовали».

Фонд «Страна замков» являлся активным соисполнителем программы «Замки Белоруссии», обеспечивал проведение тех самых экскурсий, о которых сказал в своём выступлении белорусский Президент А.Г.Лукашенко. О тональности и направленности тех «экскурсий» можно судить по словам А.Варикиша, приведённым выше. Всё это происходило под эгидой министерства культуры Белоруссии и того самого министра Павла Латушко.

Не приходится удивляться, что тот же А.Варикиш в 2020 году «помогал пресс-службе Координационного совета» - того самого «совета», который был создан для проведения государственного переворота и захвата власти в Республике Беларусь. 

Уже в сентябре 2020 года деятельностью Фонда «Страна замков» заинтересовался Госконтроль.

И это далеко не единственный пример. Вся сфера музейной деятельности и проведения экскурсий оказалась буквально наводнена бело-красно-белой протестной публикой, для которой под прикрытием «сохранения исторического наследия» это стало идеальной площадкой для работы с населением и прежде всего с молодёжью, и откровенной борьбой с белорусским государством, да ещё в большинстве случаев за государственные деньги.

Впрочем, так просто А.Варикиш и ему подобные сдаваться не собираются. Не далее, как 13 января 2023 года на двух автобусах в Семежево формально «для участия в обряде «Колядные цари» ехали 80 «экскурсантов» в сопровождении 3 «экскурсоводов» (в том числе и Варикиш). Это вызвало вполне понятные подозрения у правоохранителей, автобусы были остановлены, а Варикиша и Сацукевича задержали на 72 часа, остальных же отпустили, проверив документы. 

Отнеслись к задержанным вполне лояльно, да и влияние их теперь куда меньше прежнего – сейчас под видом «экскурсий» они пытаются вывозить на мероприятия своих единомышленников, а до 2020 года они вполне легально и официально распространяли свои идеи и взгляды в молодёжной среде. И делали, увы, это не без последствий – думаю, что немало молодых парней и девушек вышли на протестные акции благодаря таким вот «экскурсиям».

Что делать со всем этим, А.Г.Лукашенко вполне ясно сказал: «Истоки белорусской государственности — это фундамент нашего суверенитета. Почти треть века эта тема (тема истоков государственности) вызывает бурные дискуссии и острые споры в академической среде и в обществе. Особенно беспокоятся «свядомыя». Сидят за кордоном, все ищут неславянские истоки белорусов. Да еще под чужим руководством западных кураторов. История для них — это оружие. Они так и говорят, используя свое мифотворчество для раскачки общества. Само время заставило нас занять более жесткую государственную позицию в вопросах сохранения исторической правды. Дать принципиальную и бескомпромиссную оценку отдельным фактам». Здесь не то что поспорить, даже добавить нечего к словам главы белорусского государства.

Но мало поставить заслон на пути таких «свядомых историков и экскурсоводов» - важно произвести отбор государственно настроенных людей в этой сфере, которых «свядомые» просто травили все эти годы.

«Патриота может воспитать только патриот, а это уже вопрос к нам», - сказал А.Г.Лукашенко.

2020 год ясно показал, что отсутствие должного внимания и общественного контроля за ситуацией в гуманитарной и историко-культурной сферах чревато самыми серьёзными последствиями вплоть до полного переформатирования общественного сознания, потери нравственных и идеологических ориентиров и сползания общества под внешним манипулированием в пропасть национализма.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru