САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: 45 лет назад советский «Луноход-2» начал свою рекордную луннную одиссею

Андрей Геращенко: 45 лет назад советский «Луноход-2» начал свою рекордную луннную одиссею

« Назад

Андрей Геращенко: 45 лет назад советский «Луноход-2» начал свою рекордную луннную одиссею 19.01.2018 08:20

17 ноября 1970 года в Море Дождей южнее Залива Радуг успешно прилунилась советская автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-17». Она доставила на спутник Земли первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1» (проект Е8), оборудованный приборами связи, наблюдения, научной аппаратурой. 

Сам луноход имел массу 756 кг, длину 4,42 м (с открытой солнечной батареей), ширину – 2,15 м и высоту 1,92 м. Масса шасси равнялась 84 кг, диаметр каждого из восьми ведущих колёс составлял 51 см, ширина – 20 см. Колёсная база была равна 17 см, а ширина колеи – 1,6 м. В общем, это был вполне серьёзный аппарата, вполне сопоставимый с земными легковыми автомобилями. Каждое колесо приводилось в движение отдельным электродвигателем и было снабжено собственным тормозом. Так удалось добиться высокой маневренности аппаратов. К тому же пары колёс могли перекатываться через препятствие – сейчас такой принцип использую в некоторых современных луноходах-игрушках. На советских луноходах была применена оригинальная система воздушного охлаждения. Лунные сутки длятся 15 земных. За это время на ночной стороне Луны температура опускается до – 150-170°С, а на дневной, когда Солнце находится в зените – до +130°С. Применение двухконтурной системы регулирования позволяло охлаждать луноход днём и подогревать ночью. К тому же луноход был одет в термоизолирующую шубу. В результате температура внутри лунохода поддерживалась в пределах от 0 до +40°С при внешних колебаниях, превышающих 300°С.

Миллионы телезрителей стали свидетелями советского триумфа – «Луноход-1» осторожно съехал по специальному трапу с платформы станции и его колёса покатились по лунной поверхности, оставляя за собой колею. Луноход имел симпатичную неземную внешность и был чем-то средним, между батискафом и латающей тарелкой на колёсах. Две большие видеокамеры придавали ему вид робота с большими, умными глазами. Достигнув крупных камней или воронки кратера, «Луноход-1» останавливался, делал поворот и объезжал препятствие. Мелкие неровности успешно преодолевались благодаря уникальной схеме подвески колёс. Машина произвела чрезвычайно сильное впечатление. Во всём мире слово «луноход» стало таким же популярным, как и слово «спутник».

Прямо на «Луноходе-1» проводился химический анализ взятых проб лунного грунта. Машина также исследовала лунную поверхность при помощи рентгеновского излучения. «Луноход-1» был рассчитан на три месяца работы, но продолжал исследования в течение десяти. На ночь космический вездеход замирал, а с наступлением дня вновь начинал двигаться. В декабре 1970 года на Солнце случилась большая вспышка. Если бы в это время на Луне находились астронавты, они бы неизбежно погибли. Но «Луноход-1» выдержал вспышку и продолжал работать, продемонстрировав преимущество автоматики в данных условиях. В целом «Луноход-1» прошёл по западной окраине Моря Дождей 10,5 км, сделал множество снимков лунной поверхности и возвратился в точку, откуда начал своё путешествие. На «Луноходе-1» также работал и рентгеновский телескоп, который позволил получить важнейшие сведения о Вселенной. «Луноход-1» выписал своими колёсами на лунной поверхности цифры 8 и 24. Последняя была прочерчена в честь XXIV съезда КПСС.

Репутация советской космонавтики, пошатнувшаяся после успехов американцев при высадке астронавтов на Луну, была полностью восстановлена.
Но этот эффект мог быть ещё более сильным. Дело в том, что «Луноход-1» не был первым. Как впоследствии выяснилось, первый «Луноход» стартовал при помощи РН «Протон» ещё 19 февраля 1969 года и должен был высадиться на Луне раньше астронавтов на «Аполлоне-11». Но, к сожалению, ракета взорвалась на 52 секунде полёта.

Всего было изготовлено целых четыре лунохода. Они могли работать как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением. Именно таким образом, сидя верхом на луноходе, словно на лошади, его испытывал космонавт В.Быковский на испытательном полигоне в Крыму.

Американцы были впечатлены советским луноходом и усиленно вели работы в том же направлении, чтобы в кратчайшие сроки изготовить и продемонстрировать миру собственную лунную машину. 26 июля 1971 года стартовал «Аполлон-15». Космический корабль и лунный модуль, а также СОЖ были значительно усовершенствованы. Но главным «гвоздём» экспедиции был американский «лунный скиталец» - маленький лунный вездеход, рассчитанный на двух человек. У вездехода были четыре алюминиевые колеса диаметром 81.4 см и шириной 23 см. Общая масса – 210 кг, полная длина – 3,1 м, высотка – 1,14 м. Вездеход был оборудован приборами связи, фото-, видео-  и телекамерами. К сожалению, отказала система поворота передних колёс, и пришлось управлять только задними. Астронавты удалялись на расстояние до 5 км, проехали в общей сложности 28 км, развивая скорость до 14 км/час. При взятии пробы лунного грунта бур застрял и его с трудом вытащили. Астронавты едва не погибли при возращении на Землю – один из трёх парашютов не раскрылся, перегрузки достигли 16-ти, но всё же все выжили.

«Аполлон-16» стартовал 16 апреля 1972 года (старт был отложен на месяц из-за поломок механизмов лунного отсека и нештатной работы солнечных батарей). На лунной орбите пришлось сделать три дополнительных витка. Астронавты отправились во второе путешествие на лунном электромобиле. Но мешала сильная тряска из-за каменистой поверхности, и пришлось снизить скорость до 6 км/час. На луноходе вышли из строя индикатор дифферента и вся система навигации. Назад пришлось возвращаться в прямом смысле по собственной колее, чтобы не заблудится. Из-за отлетевшего крыла астронавтов постоянно засыпало пылью.

7 декабря 1972 года к Луне с космодрома стартовал последний пилотируемый космический корабль – «Аполлон-17». Астронавты с 12 по 15 декабря 1972 года находились на Луне, провели множество исследований. проехали 36 км и обследовали горный район Тавр. Успешно выполнив программу полёта, астронавты возвратились на Землю 19 декабря 1972 года. В США было объявлено о завершении космической лунной пилотируемой программы.

В СССР лунная программа продолжалась. После успеха «Лунохода-1» для закрепления результатов его испытаний к Луне 16 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила на дно кратера Лемонье (диаметр 51 км) на восточном побережье Моря Ясности второй самоходный аппарат – «Луноход-2». За пять лунных дней он преодолел 42 км, обследовав на своём пути мелкие кратеры, линии тектонических разломов. На «Луноходе-2» было установлено оборудование для изучения магнитного поля Луны. Выяснилось, что оно у Луны практически отсутствует, но на поверхности спутника Земли встречаются сильно намагниченные участки. «Луноход-2», часто двигался взад-вперёд на одном месте, чтобы сделать более точные и верные замеры магнитного поля и отправлялся дальше лишь после всех этих уточнений. «Луноход-2» также испытал лазерный дальномер.

В отличие от «Лунохода-1» «Луноход-2» был немного тяжелее – 836 кг. На нём была установлена дополнительная видеокамера на высоте человеческого роста и некоторые другие приборы. Камера впоследствии очень пригодилась, так как при посадке оказалась повреждена система навигации. Пришлось с Земли управлять луноходом, ориентируясь по показаниям «глаз» - телекамер и положению Солнца. «Луноход-2» высадился в 172 км от места посадки «Аполлона-17» и управление с Земли облегчалось тем, что удалось получить подробные американские фотокарты района. В этих непростых условиях луноход проработал четыре месяца, а затем вышел из строя из-за перегрева. Попав внутрь небольшого свежего кратера, который не был виден с Земли, луноход долго буксовал в неожиданно чрезвычайно рыхлом грунте, но затем, словно трактор, всё же смог выбраться из западни задним ходом. К сожалению, вероятно, он зацепил краем солнечной батареи за склон и на неё попал лунный грунт. Когда на ночь батарея закрылась для сохранения теплоизоляции, грунт просыпался на поверхность лунохода и стал теплоизолятором, что и привело на следующий лунный день к его перегреву и выходу из строя аппаратуры. Тем не менее «Луноход-2» установил несколько рекордов – дальности поездки по Луне, активности и др. кроме того «Луноход-2» передал на Землю 10 000 снимков лунной поверхности. В этом смысле район посадки «Аполлона-17» и исследований «Лунохода-2» является одним из самых исследованных на Луне.

В этой истории не обойтись, к сожалению, и без ложки дёгтя – в декабре 1993 года НПО им. Лавочникова продало оставшийся на Луне «Луноход-2» вместе с АМС «Луна-21» на аукционе Сотбис в Нью-Йорке предпринимателю Р.Гэрриоту всего за 68 500 долларов, тому самому, который в октябре 2008 года в качестве туриста совершил полёт на МКС на корабле «Союз ТМА-13». Р.Гэрриот – сын астронавта, сам совершивший полёт в космос. Но неизвестно, в чьи руки попадёт право собственности на «Луноход-2» после его смерти. Конечно же, продажа не имеющей цены отечественной реликвии практически за бесценок является, на мой взгляд, постыдным и недостойным нашей космонавтики шагом. Покупая клубы и яхты, российские предприниматели лучше бы задумались о том, чтобы вернуть право собственности на «Луноход-2» России. Надеюсь, что рано или поздно это произойдёт.

Изначально луноходы проектировались С.П.Королёвым, как транспорт для будущей лунной или марсианской базы, о которой мы говорили в самом начале главы, но неудачи при испытаниях тяжёлой РН Н1 (всего было четыре неудачных пуска) заставили СССР отказаться от этого грандиозного, но крайне дорогостоящего проекта – строительство базы на Луне отложили до лучших времён.

Благодаря лунному соревнованию космическая наука и техника совершила настоящий прорыв, который вряд ли был бы возможен без условий соревновательности и конкуренции. Человечество всерьёз шагнуло в космос и показало, что нашей цивилизации вполне по плечу решение задач и целей космического масштаба.

Но лунная гонка показала и всю опасность, и непредсказуемость космических полётов. Космонавты и астронавты – мужественные и смелые люди. Их профессия даже в наши дни связана с серьёзным риском для жизни. Это было тем более актуально в ХХ веке во время освоения ближнего космоса.

Интересно, что люди, покоряющие космические просторы, назывались по-разному. В СССР – космонавты, в США – астронавты. Всё же, как мне кажется, название космонавт более точно отражает суть профессии, ведь к звёздам нам ещё только предстоит отправиться в будущем. Потом, годы спустя, когда в космос отправился первый китайский космонавт, китайцы, придерживаясь заложенной ещё в СССР и США традиции, также стали называть своих покорителей неба по-своему – тайконавты.

А на Луне и сейчас неподвижно дремлют наши луноходы, части и блоки других советских и американских аппаратов, превратившись в настоящие памятники человеческому мужеству, став зримым свидетельством достижений нашей цивилизации. Когда-нибудь, наверное, луноходы и другие аппараты, оставленные на Луне, займут место на космических пьедесталах наподобие современных памятников танкам и мирной технике.

Рекорд «Лунохода-2» на Луне не побит до сих пор. Лишь спустя 41 год американский «Opportunity» в 2014 году смог побить рекорд советского внеземного аппарата. Но это произошло на Марсе, потому что «Opportunity» - марсоход, а не луноход. Поэтому «Луноход-2» и по сей день, спустя 45 лет (!) является обладателем двух важнейших рекордов – пройденному пути по поверхности Луны и наибольшей скорости передвижения (марсоход «Opportunity» шёл к рекорду дальности пути десять лет (!) – с 2004 по 2014 годы, а «Луноход-2» преодолел этот путь всего за четыре (!) месяца).


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru