« Назад

Андрей Геращенко: День святой Троицы. Пятидесятница. 18.06.2019 18:42

Несколько дней назад православные Белоруссии отметили один из важнейших религиозных праздников – Троицу, имеющую и другое, мене распространённое в народе название – Пятидесятница.

Наряду с Рождеством, Пасхой и Радуницей Троица входит в четверку самых популярных православных праздников у белорусов и, кроме всего прочего, по давней традиции на Троицу, как и на Пасху, белорусы посещают могилы своих родственников, предварительно приводя их в порядок. Это касается православных. Католическая церковь 2 ноября отмечает хорошо известный День памяти или те же Деды, поэтому этот поминальный день остаётся датой, прежде всего католической, хотя понятно, что православные и католики образуют смешанные семьи и праздники являются взаимопроникающими.

При смене религий, общественного строя и даже государственной принадлежности чаще всего происходит не полная замена старой традиции новой, а, как правило, её адаптация к новым требованиям.

Это можно наблюдать и на примере Троицы.

Как известно, христианство стало во многом преемником иудаизма, активно используя и по сей день Ветхий завет. Многие богословы полагают, что доказательства троичности Бога можно найти уже в Ветхом завете, хотя лично мне, ознакомившись с приводимой аргументацией, это всё же кажется несколько притянутыми аргументами, базирующимися на игре слов либо неточности перевода.

Очевидно, что триединство Бога в своём нынешнем понимании в православии и христианстве в целом появляется именно в Новом завете, где речь идёт об «Отце, Сыне и Святом Духе» либо в ином варианте «Отце, Слове и Святом Духе». Здесь, говоря о «Сыне» или «Слове», подразумевается Иисус Христос, хотя само понятие «Троица» или «триединство Бога» не звучит и в Новом завете.

Сразу отмечу, что я в данном материале говорю о Троице, как важнейшем понятии нашей культурно-религиозной жизни не с церковных или религиозных понятий, а с сугубо историко-культурных.

Для богословов первых веков христианства оказалось очень непростой задачей найти нужную формулу и нужный смысл сочетания «триединства Бога» и соединить эту самую тройственность с понятием единого Бога, создавшего мир и управляющего им.

На этой почве возникали самые разнообразные течения, которые обвиняли друг друга в ереси.

В итоге к настоящему времени сформировалось общее понимание о триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Сложность остаётся, и она ярко проявляется в разнице подхода православных и католиков. Если первые полагают, что Святой Дух исходит от Бога-Отца, то вторые – как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына.

Верующие, как правило, не слишком вникают в подобные детали, принимают догмат о триединстве Бога, почитают Бога-Отца, ценят и понимают жертву пришедшего в мир для их спасения Бога-Сына Иисуса Христа, а Святой Дух воспринимают в качестве первоосновы божественной святости.

Посещая храмы вы, вероятно, как и я, могли задать себе или служителям вопрос: «А где икона, на которой изображён Бог-Отец?».

На самом деле такие иконы есть, но практически на всех древних иконах с изображением Бога-Отца Саваофа написано, что это Иисус Христос. Есть множество отдельных икон Христа, а вот Бог-Отец присутствует во многих храмах в изображениях под куполом. Нет отдельных икон и изображений и Святого Духа. Так сложилось исторически. И прежде всего потому, что согласно учению, Бог-Отец и Святой Дух не имеют похожего на человека антропоморфного облика. А вот Бог-Сын Иисус Христос имел человеческий облик и именно его и изображают на иконах. Нет и отдельных храмов в честь Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа отдельно, как единым частям Троицы – есть храмы, посвящённые событиям – в честь Рождества Христова, сошествия Святого Духа. Насколько мне известно, храмов в честь Бога-Отца нет вообще. Бог-Отец вечен и он везде, поэтому отдельно его не выделяют, хотя в любом храме и в любой молитве его почитают на первом месте – вспомните «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа».

Но есть храмы единой Троице и есть иконы, посвящённые именно Троице. Самой известной иконой (во всяком случае, у нас) является знаменитая икона Андрея Рублёва «Троица» написанная около 1411 года, а по другим данным в 1425-1427 годах для вновь построенного каменного Троицкого собора. Сейчас подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а её копии – в иконостасе Троицкого собора. Копии две – 1598-1600 годов (копия Годунова) и 1926-1928 годов (копия Баранова и Чирикова). Первая поставлена слева от «царских врат» в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в местном ряду, а вторая копия помещена в иконостас вместо оригинала. Борис Ельцин в свою бытность Президентом России рассматривал вопрос о возвращении иконы Русской Православной церкви, однако с учётом её культурного значения было принято решение о том, что она останется собственностью государства.

Троица

Троица. Андрей Рублёв.

Любопытен сюжет иконы, точно отражающий понимание верующими роли каждого из персонажей Троицы. В центре изображён Бог-Отец, который, как первый среди равных, облачён в символы власти – пурпурную одежду с золотой полосой через плечо. Он смотрит на Святого Духа и как бы задаёт вопрос – кто пойдёт на искупительную жертву. Святой Дух указывает на Бога-Сына, который и принимает этот выбор.

На иконе и Бог-Отец, и Святой Дух изображены в виде людей, что послужило поводом для критики тех, кто возражал против изображения Бога-Отца и Святого Духа, что связано ещё с ветхозаветной традицией. Тем не менее, есть и другой аргумент – все три персонажа единой Троицы изображены в виде людей, чтобы показать их внутреннее единство и облегчить восприятие верующими. Ну не станем же мы изображать Бога-Отца или Святого Духа в виде неких придуманных абстракций – в этом смысле их изображение в антропоморфном виде, пожалуй, единственно верное решение при изображении Троицы.

Вопросы Троицы, её возникновения и истории последующей храмовой и иконописной традиции мы с вами в очень упрощённом виде рассмотрели.

Вернёмся теперь к самому празднику. День Святой Троицы – один из двунадесятых праздников (12 главнейших после Пасхи) в Православии. Её другие названия – Пятидесятница и Сошествие Святого Духа (на апостолов). Согласно преданию после сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых различных языках. Произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христова, поэтому Троица празднуется как раз на пятидесятый день после Пасхи и хронологически увязана с ней в календаре православных праздников. Троица считается также и днем рождения Церкви.

В двойном названии сохраняются и иудаистские корни, так как в Израиле Ветхого Завета изначально это был праздник первого урожая. Со временем он превратился в праздник ветхозаветной церкви, так как дату его исчисляли примерно через пятьдесят дней после заключения завета Бога с Моисеем и всем народом Израиля, после исхода евреев из Египта (иудейская Пасха или Песах).

На иконах Пятидесятницы, имеющих прямое отношение к празднику,  обычно изображают Сионскую горницу и схождение Святого Духа на двенадцать апостолов в виде огненных языков. Между Петром и Павлом – пустое место, где находится незримый Святой Дух.

В церквях в этот день проводятся одни из самых красивых богослужений – в храмы приносятся цветы, ветки берёзы, травы. Этот запах смешивается с запахом ладана. Священники облачаются в зелёные облачения. После Литургии обычно служат великую вечерню. Возносятся молитвы в честь сошествия Святого Духа.

Но, как я уже отметил, для подавляющего большинства православных белорусов Троица наряду с Радуницей – один из двух основных дней для посещения могил родных и близких. Вообще же родительских суббот (название повелось от поминовения предков – родителей, но касается вообще всех умерших) в году семь. Для примера вот их календарь в 2019 году: 2 марта  - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота), 23 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста, 30 марта - Суббота 3-й седмицы Великого поста, (6 апреля - Суббота 4-я седмицы Великого поста – в 2019 году отменена, так как выпала на канун праздника Благовещения, которое отмечали 7 апреля), 7  мая - Радуница, 9 мая - Поминовение усопших воинов, 15  июня - Суббота Троицкая и 2 ноября  – суббота Дмитриевская (которая, как мы видим, совпала в этом году с Дедами или католическим Днём памяти).

Но в православии есть понятие Вселенских родительских суббот, которых всего две – Мясопустная и Троицкая, когда поминаются вообще все умершие.

Согласно канонам православия следует перед праздником убрать свой двор, участок, дом, квартиру, украсить жилище зеленью, цветами, что символизирует богатство, плодородие. На саму Троицу нельзя работать, но не потому, что нельзя работать, а чтобы ничто не отвлекало человека от посещения церкви, молитвы. Считается, что на саму Троицу кладбище не посещают, а могилы родных и близких нужно привести в порядок за день до праздника, в чём и заключается смысл посещения кладбища.

Вместе с тем исторически сложилось так, что в Белоруссии помимо Троицы Радуница имеет большее значение в жизни белорусов, нежели та же Мясопустная родительская суббота. Этому способствует и тот факт, что Радуница является выходным днём.

Есть на практике и свои отличия от церковных канонов в поведении людей. Так, могилы убирают не только за день до Троицы, но куда чаще – просто заранее, когда удобно. А кладбище часто посещают именно на Троицу, а не накануне, хотя единого подхода тут нет. Ну и весьма распространён, являясь массовым, обычай поминать умерших прямо на кладбище, устраивая там небольшие застолья с приёмом пищи и употреблением алкоголя. На могилы умершим кладут конфеты, ставят рюмочки со спиртным, чтобы и умершие «попробовали» и поучаствовали в общей трапезе. За оградками и рядом часто устанавливают либо просто скамейки, либо скамейки со столиками, где и раскладывают принесённые продукты. Эта традиция имеет языческие корни и, несмотря на противодействие ей православной церкви, весьма устойчива и носит массовый, едва ли не повсеместный всенародный характер. К тому же в советское время посещение кладбищ не возбранялось в отличие от молитв в церквях, поэтому явление и приобрело во многом массовый характер.

Кстати, украшение церквей и жилищ цветами, берёзами и зеленью также имеет у белорусов и славян вообще и глубокие языческие корни – в дохристианское время в июне праздновали приход весны, чьей покровительницей была богиня Лада. Проводились различные гадания. Считалось, что на Троицу нельзя купаться – в этот день по поверьям устраивают свои пиры русалки, кикиморы, водяные и прочая нечисть.

В старое время ставили «Троицкое дерево», пекли караваи, готовили различные блюда на основании яиц, варили кисель, люди дарили друг другу небольшие подарки.

В понедельник после Троицы, Духов день, нельзя работать на земле – ковырять её и беспокоить иным способом.

Есть и народные приметы. Если на Троицу жарко – будет засушливое знойное лето, если дождь – скоро наступят долгие тёплые дни, будет много грибов, если утром роса – ждать ранних заморозков, если погода прохладная и сырая – будет тёплым сентябрь.

В этом году Троица и для меня лично вышла особенной. Как раз 16 июня день рождения моего отца. Он умер за пять дней до Троицы и отпевание я заказывал как в церкви Святой Троицы в Городке Витебской области, хотя батюшка приехал из г.п. Езерище.

Так что для меня, как и для многих из вас, уважаемые читатели, Троица - не просто религиозный праздник или дата, но и неотъемлемая часть нашей с вами жизни, нашей культуры и быта. Поэтому и стоило поговорить о Троице, её истории, роли и содержании праздника более подробно.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » Андрей Геращенко: День святой Троицы. Пятидесятница.

Аналитика портала "Вместе с Россией"