САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Казанская икона Божией матери и День народного единства России.

Андрей Геращенко: Казанская икона Божией матери и День народного единства России.

« Назад

Андрей Геращенко: Казанская икона Божией матери и День народного единства России. 05.11.2021 00:00

Андрей Геращенко  

Казанская икона Божией матери и День народного единства России.              

ХХ век был наиболее насыщенным событиями отечественной истории, а русский народ (и белорусы в том числе) успел пожить сразу в трёх государствах – Российской империи, Советском Союзе и нынешних постсоветских странах – Российской Федерации и Республике Беларусь. Две мировые и одна гражданская война, множество войн и конфликтов меньшего масштаба, революции, распад СССР, смена общественных формаций не могли не отразиться и на общественном восприятии действительности и хода истории, и на исторических подходах и оценках. Тема противостояния красных и белых, коммунистов, монархистов и либералов проходит заглавной буквой во множестве произведений искусства – от кинофильмов до романов. Взгляды спорящих порой настолько противоположны и полярны, что складывается впечатление, будто речь идёт о разных странах и цивилизациях. Между тем и Российская империя, и Советский Союз и нынешние Россия и Белоруссия – важнейшие этапы жизни одной страны, одного народа, одной цивилизации. Соответственно, и семья Романовых, и Ленин со Сталиным, и Брежнев, как и Горбачёв с Ельциным, а также нынешние Путин, Медведев и Лукашенко – персонажи нашей отечественной истории, нравится нам это в каждом конкретном случае или нет.            

Проблема преодоления цивилизационного раскола нашего народа пока окончательно так и не решена, хотя её острота постепенно спадает, что видно по содержанию последнего, ноябрьского номера популярного исторического журнала «Родина», где публикации об альпийском походе Суворова, обретении Россией Приморья и белоэмигрантах чередуются с материалами о строительстве Братской ГЭС, роли Ленина в территориальных спорах с Финляндией, создании советского лунохода, биографии Калинина, планируемом переформатировании музея Ленина в Ульяновске в музей истории СССР, воспоминаниями о первых годах постсоветской истории. Думаю, что это очень верная и продуманная редакционная политика – такой подход ведёт к объединению и читателей журнала, и всего нашего общества в отдалённой перспективе.            

Важнейшим таким шагом, направленным на примирение и объединение, стало решение В.В.Путина о возвращении музыки гимна СССР и подкорректированных слов в качестве гимна Российской Федерации в 2001 году. Лично я, переживая распад СССР, только после этого окончательно смог принять и стал считать своей всю нынешнюю российскую символику. То же могу сказать и о белорусской – своя она для меня, прежде всего потому, что сохранены со вполне понятной корректировкой и флаг БССР, и герб, и музыка гимна с подправленным текстом.            

Однако одна символика, хотя это и важно, проблему не решит. Именно поэтому исторически своевременной стала и инициатива о введении Дня народного единства, который празднуется в России 4 ноября. В перспективе наряду с Днём Победы эта дата может стать одной из важнейших.            

Между тем это не только важнейшая общероссийская, но и общеправославная дата, имеющая самое непосредственное отношение и к Республике Беларусь. А важнейшим символом этой даты является одна из самых чтимых икон нашей православной церкви - Казанская икона Божией матери.            

В 1579 году Казань подверглась сильному пожару, который уничтожил большую часть городских кварталов и строений. После того, как город был опустошён, девятилетняя девочка Матрона увидела странный сон – ей явилась Богородица и указала место, где нужно откопать икону. Когда девочка рассказала о своём сне, на указанном месте произвели раскопки и на метровой глубине и в самом деле нашли икону с ликом Богородицы, держащей на руках Христа.            

Казанская икона Божией матери

Один из списков Казанской иконы Божией матери.

Так миру 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года была явлена Казанская икона Божией матери. На месте, где была найдена святыня, построили Богородицкий девичий монастырь, а Матрона, принявшая имя Мавры, стала его первой монахиней.            

В том же году список с иконы привезли Ивану Грозному.

Обо всём этом нам известно по записям, сделанным современником тех событий – священником казанской Гостинодворской церкви Ермолаем (впоследствии ставшим патриархом Гермогеном).

Именно иконе Казанской Божией матери и патриарху Гермогену суждено было сыграть важнейшую роль в сохранении отечественной государственности и православия, когда над всем этим нависла смертельная опасность в годы «великой смуты».

Перед заключением брака Лжедмитрия с Мариной Мнишек встал вопрос о том, должна ли царская невеста перед венчанием принять православие. В устроенном новым царём Сенате особенно твёрдую утвердительную позицию по этому вопросу занял тогда ещё казанский митрополит Гермоген, за что и был удалён из Сената назад в Казань.

Такие действия Лжедмитрия, его откровенное пренебрежение к православию и местным традициям быстро вызвали разочарование в новом царе. Усиленно заговорили о его самозванстве. Ещё более ситуация осложнилась после приезда в Москву на свадьбу царя с Мнишек множества поляков, которые вели себя как новые хозяева города. Воспользовавшись ситуацией, Василий Шуйский организовал переворот – Лжедмитрий был убит.

В этом же году, после избрания царём Василия Шуйского, Гермоген был провозглашён патриархом.

Между тем спокойствие в русском царстве так и не наступило – в результате появления очередного Лжедмитрия, прозванного Тушинским вором из-за расположения его лагеря в Тушино, Русское царство и вовсе перестало существовать, как единое государство, напоминая то ли Российскую империю времён Гражданской войны, то ли нынешние Ирак и Сирию. Часть городов контролировал Лжедмитрий II, часть – Василий Шуйский. Помимо этого вольготно чувствовали себя различные атаманы, отряды Ивана Болотникова и других «воров», запорожцы, донские казаки, разного рода наёмники, польско-литовские полки, шведы. Зачастую вообще было сложно понять, что происходит на территории Русского царства. В итоге в 1607 году русские земли после долгого перерыва начали разорять и крымские татары.

Смутные времена

"Смутные времена" на Руси.

 

В этих условиях Василий Шуйский заключил со Швецией Выборгский договор и взамен на территориальные уступки и деньги получил от шведов военную помощь.

Поначалу русско-шведское войско одерживало победы, однако война затянулась. 4 июля 1610 года в результате Клушинской битвы польско-литовская армия гетмана Жолкевского разбила русско-шведское войско Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди. Немецкие наёмники перешли на сторону поляков. Узнав об этом, Лжедмитрий II двинулся на Москву.

В Москве произошёл военный переворот, и Василий Шуйский был низложен. Ему на смену пришёл совет из семи бояр – «семибоярщина». Было принято решение призвать на русский престол польского королевича Владислава.

Многие русские территории встретили это известие в штыки и массово начали переходить под власть Лжедмитрия II. Для защиты от самозванца в Москву впустили польско-литовские войска.

В этой сложнейшей ситуации, когда решалась судьба и Русского царства, и православия, патриарх Гермоген проявил твёрдость и решительность – воцарение Владислава, по его мнению, было возможно только в случае принятия польским королевичем православия. Но его отец Сигизмунд и особенно иезуиты были против, надеясь и так подчинить своей власти русское государство, а православную церковь склонить к унии, как это успешно уже делалось на белорусских землях.

Захватчики неоднократно угрожали патриарху Гермогену смертью, требовали согласиться с условиями Варшавы, но предстоятель русской православной церкви проявлял твёрдость и упорство в защите веры и страны. Так, когда польский король Сигизмунд потребовал, чтобы сидящие в Москве бояре сдали полякам Смоленск и заставили Гермогена поставить свою подпись под таким решением, патриарх решительно отказался, хотя во время спора один из бояр угрожал на месте заколоть патриарха в случае отказа.

P1080504

Барельеф на памятнике патриарху Гермогену в Москве. Фото автора.

Угрожали смертью Гермогену и тогда, когда под стенами Москвы появилось первое ляпуновское ополчение. Поляки и их союзники-бояре вновь потребовали от патриарха, чтобы он призвал ополченцев разойтись. Гермоген отказался это сделать даже под угрозой смерти. Опасаясь последствий, захватчики побоялись тут же расправиться с патриархом, однако заточили его в Чудов монастырь.

P1080505

Барельеф на памятнике патриарху Гермогену в Москве. Фото автора.

 

Для укрепления морального духа ополченцев из Казани была привезена икона Казанской Божией матери и торжественно пронесена перед строем. Вскоре был освобождён Новодевичий монастырь.

В Москве было неспокойно. 17 марта 1611 года оккупанты, приняв спор на рынке за начало восстания в городе, устроили массовую резню москвичей – только в Китай-городе было убито 7 000 человек.

Уже 24 марта первое ополчение подошло к Москве и в течение апреля-мая освободило Белый город, Земляной город и часть Китай-города. Было создано временное правительство – «Совет всей земли», который возглавили Ляпунов, Трубецкой и казачий атаман Заруцкий. Позже Ляпунов был убит на военном совете восставшими казаками во время спора.

25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде появилась грамота заточённого Гермогена, где он резко высказался против попытки возвести на трон сына Марины Мнишек. Из Нижнего Новгорода грамота была разослана по многим другим русским городам и сыграла важную роль в создании ополчения Минина и Пожарского.

Узнав о создании ополчения, поляки и бояре вновь потребовали, чтобы Гермоген призвал Минина и Пожарского отказаться от своих действий и присягнуть сыну Сигизмунда Владиславу. «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем», - ответил мужественный предстоятель Русской православной церкви.

Икона Казанской Божией матери была по просьбе Минина и Пожарского привезена в Нижний Новгород, а в Казань отправили список. Так и не решившись убить патриарха сразу, захватчики и их пособники уморили Гермогена голодной смертью – он скончался 17 февраля 1612 года.

Но поднимающийся во имя освобождения от захватчиков и сохранения православной веры русский народ было уже не остановить.

В феврале второе ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве, однако остатки первого ополчения в столице присягнули Лжедмитрию III, поэтому Минин и Пожарский отошли к Ярославлю, где фактически заново начали формировать Русское государство, которого к тому времени практически не было – крымские татары разорили Рязанский край, Смоленск пал после длительной польской осады, а бывшие союзники шведы захватывали и грабили русский север и Новгород. Был вновь создан «Совет всей земли».

В течение 4 месяцев правительство под руководством Минина формировало новую государственную систему управления. Пожарский активно собирал военные силы. Пожарский выступил с идеей созыва «общего земского собора» для выработки плана освобождения страны и выборов нового государя. В числе возможных претендентов значился и шведский королевич Карл-Филипп, выразивший готовность принять православие. Но собор собрать так и не удалось.

В августе 1612 года в Москве, лишённой нормального снабжения, разразился голод. Пожарский и Минин двинули на столицу свою армию. В сентябре удалось разгромить войска гетмана Ходкевича, шедшего на выручку польского гарнизона. 22 октября (1 ноября) 1612 года удалось освободить Китай-город, а поляки отступили в Кремль. Пожарский торжественно въехал в Китай-город с Казанской иконой Божией матери. Через четыре дня польский гарнизон окончательно капитулировал. Москва была освобождена.

В январе 1613 года собрался Земский собор. На престол претендовали Трубецкой, Воротынский, Пожарский и другие известные русские аристократы, однако выбор пал на Михаила Романова, поддержанного его отцом - патриархом Филаретом. Само избрание произошло 7 февраля, но объявили об этом лишь 21 февраля.

В Русском царстве появилась признанная всеми власть. Патриарху Филарету суждено было сыграть большую роль в восстановлении страны – до самой своей смерти он был фактическим соправителем вместе со своим сыном царём Михаилом Фёдоровичем и обеспечил сохранение русской государственности и упрочение позиций вновь избранного государя.

Русское царство удалось сохранить. Позднее на его фундаменте была построена одна из величайших держав в мировой истории. Православие выстояло, что со временем привело к освобождению Украины и Белоруссии и воссоединению с Россией.

Православие на Белой Руси также смогло вернуть свои позиции, и сегодня следствием этому являются многочисленные купола наших православных храмов, восстановленных и заново отстроенных по всей Белой Руси.

Не был забыт и символ освобождения Москвы – с конца 1620-х годов началось общенациональное почитание иконы. В течение полутора веков десятки официальных чтимых списков обрели православные храмы в самых различных уголках Российской империи.

В 1768 году Екатерина II повелела украсить оклад Казанской иконы Божией матери в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовой короной.

Есть свой список иконы Казанской Божией матери и в Белоруссии – 1657 году патриарх Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил список витебскому Маркову мужскому монастырю, который и по сей день является его главной святыней.

В знаменитом Казанском соборе в Петербурге находится один из самых известных списков, который был привезён из Москвы ещё Петром I в 1721 году.

А где же находится подлинник иконы, спросит внимательный читатель? До конца пока это не ясно, так как даже в XIX веке это не было доподлинно известно. Большинство исследователей и духовных лиц склонялось к тому, что подлинник хранился всё время в Казанском Богородицком монастыре. Но в любом случае в ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена 28-летним крестьянином Варфоломеем Чайкиным, который продал драгоценный оклад, а икону расколол топором и, помышляя не столько о славе Герострата, сколько желая замести следы, сжёг в печи. Но полной уверенности, был ли это подлинник, или список, всё же нет до сих пор – наряду с историей пропажи Янтарной комнаты и креста Евфросиньи тайна судьбы подлинника иконы Казанской Божией матери пока так окончательно и не раскрыта.

7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил на Международную космическую станцию (МКС) икону Казанской Божией матери, где она теперь хранится в российском сегменте. «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной», - сказал святейший Патриарх Кирилл, вручая икону космонавтам перед полётом. Так икона Казанской Божией матери объединила и старую российскую, и более позднюю советскую, и нынешнюю историю.   

IMG_20211018_123947

На Красной площади в Москве советские рубиновые красные звёзды органично сочетаются с  российскими золотыми имперскими орлами, символизируя непрерывность отечественной истории. Фото автора.          

Не менее символичен сегодня и современный облик Кремля и его окрестностей. С одной стороны от кремлёвских стен находится памятник Минину и Пожарскому, с другой – памятник патриарху Гермогену. Кремлёвские рубиновые звёзды прекрасно уживаются рядом с золотыми имперскими орлами, а мавзолей Ленина и вечный огонь на памятнике Неизвестному солдату – с зубцами кремлёвских стен, Царь-пушкой и Спасской башней. Куранты всё так же величаво бьют для новых поколений. Во всём этом кто-то пытается увидеть нечто несочетаемое, кого-то так и тянет что-то заменить, разорить, «захоронить»… Пора, наверное, понять, что всё это – наша история, непростая, порой кровавая и горькая, но история великой страны и великого народа.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru