САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Казанская икона Божией матери и День народного единства России.

Андрей Геращенко: Казанская икона Божией матери и День народного единства России.

« Назад

Андрей Геращенко: Казанская икона Божией матери и День народного единства России. 05.11.2021 00:00

Андрей Геращенко  

Казанская икона Божией матери и День народного единства России.              

ХХ век был наиболее насыщенным событиями отечественной истории, а русский народ (и белорусы в том числе) успел пожить сразу в трёх государствах – Российской империи, Советском Союзе и нынешних постсоветских странах – Российской Федерации и Республике Беларусь. Две мировые и одна гражданская война, множество войн и конфликтов меньшего масштаба, революции, распад СССР, смена общественных формаций не могли не отразиться и на общественном восприятии действительности и хода истории, и на исторических подходах и оценках. Тема противостояния красных и белых, коммунистов, монархистов и либералов проходит заглавной буквой во множестве произведений искусства – от кинофильмов до романов. Взгляды спорящих порой настолько противоположны и полярны, что складывается впечатление, будто речь идёт о разных странах и цивилизациях. Между тем и Российская империя, и Советский Союз и нынешние Россия и Белоруссия – важнейшие этапы жизни одной страны, одного народа, одной цивилизации. Соответственно, и семья Романовых, и Ленин со Сталиным, и Брежнев, как и Горбачёв с Ельциным, а также нынешние Путин, Медведев и Лукашенко – персонажи нашей отечественной истории, нравится нам это в каждом конкретном случае или нет.            

Проблема преодоления цивилизационного раскола нашего народа пока окончательно так и не решена, хотя её острота постепенно спадает, что видно по содержанию последнего, ноябрьского номера популярного исторического журнала «Родина», где публикации об альпийском походе Суворова, обретении Россией Приморья и белоэмигрантах чередуются с материалами о строительстве Братской ГЭС, роли Ленина в территориальных спорах с Финляндией, создании советского лунохода, биографии Калинина, планируемом переформатировании музея Ленина в Ульяновске в музей истории СССР, воспоминаниями о первых годах постсоветской истории. Думаю, что это очень верная и продуманная редакционная политика – такой подход ведёт к объединению и читателей журнала, и всего нашего общества в отдалённой перспективе.            

Важнейшим таким шагом, направленным на примирение и объединение, стало решение В.В.Путина о возвращении музыки гимна СССР и подкорректированных слов в качестве гимна Российской Федерации в 2001 году. Лично я, переживая распад СССР, только после этого окончательно смог принять и стал считать своей всю нынешнюю российскую символику. То же могу сказать и о белорусской – своя она для меня, прежде всего потому, что сохранены со вполне понятной корректировкой и флаг БССР, и герб, и музыка гимна с подправленным текстом.            

Однако одна символика, хотя это и важно, проблему не решит. Именно поэтому исторически своевременной стала и инициатива о введении Дня народного единства, который празднуется в России 4 ноября. В перспективе наряду с Днём Победы эта дата может стать одной из важнейших.            

Между тем это не только важнейшая общероссийская, но и общеправославная дата, имеющая самое непосредственное отношение и к Республике Беларусь. А важнейшим символом этой даты является одна из самых чтимых икон нашей православной церкви - Казанская икона Божией матери.            

В 1579 году Казань подверглась сильному пожару, который уничтожил большую часть городских кварталов и строений. После того, как город был опустошён, девятилетняя девочка Матрона увидела странный сон – ей явилась Богородица и указала место, где нужно откопать икону. Когда девочка рассказала о своём сне, на указанном месте произвели раскопки и на метровой глубине и в самом деле нашли икону с ликом Богородицы, держащей на руках Христа.            

Казанская икона Божией матери

Один из списков Казанской иконы Божией матери.

Так миру 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года была явлена Казанская икона Божией матери. На месте, где была найдена святыня, построили Богородицкий девичий монастырь, а Матрона, принявшая имя Мавры, стала его первой монахиней.            

В том же году список с иконы привезли Ивану Грозному.

Обо всём этом нам известно по записям, сделанным современником тех событий – священником казанской Гостинодворской церкви Ермолаем (впоследствии ставшим патриархом Гермогеном).

Именно иконе Казанской Божией матери и патриарху Гермогену суждено было сыграть важнейшую роль в сохранении отечественной государственности и православия, когда над всем этим нависла смертельная опасность в годы «великой смуты».

Перед заключением брака Лжедмитрия с Мариной Мнишек встал вопрос о том, должна ли царская невеста перед венчанием принять православие. В устроенном новым царём Сенате особенно твёрдую утвердительную позицию по этому вопросу занял тогда ещё казанский митрополит Гермоген, за что и был удалён из Сената назад в Казань.

Такие действия Лжедмитрия, его откровенное пренебрежение к православию и местным традициям быстро вызвали разочарование в новом царе. Усиленно заговорили о его самозванстве. Ещё более ситуация осложнилась после приезда в Москву на свадьбу царя с Мнишек множества поляков, которые вели себя как новые хозяева города. Воспользовавшись ситуацией, Василий Шуйский организовал переворот – Лжедмитрий был убит.

В этом же году, после избрания царём Василия Шуйского, Гермоген был провозглашён патриархом.

Между тем спокойствие в русском царстве так и не наступило – в результате появления очередного Лжедмитрия, прозванного Тушинским вором из-за расположения его лагеря в Тушино, Русское царство и вовсе перестало существовать, как единое государство, напоминая то ли Российскую империю времён Гражданской войны, то ли нынешние Ирак и Сирию. Часть городов контролировал Лжедмитрий II, часть – Василий Шуйский. Помимо этого вольготно чувствовали себя различные атаманы, отряды Ивана Болотникова и других «воров», запорожцы, донские казаки, разного рода наёмники, польско-литовские полки, шведы. Зачастую вообще было сложно понять, что происходит на территории Русского царства. В итоге в 1607 году русские земли после долгого перерыва начали разорять и крымские татары.

Смутные времена

"Смутные времена" на Руси.

 

В этих условиях Василий Шуйский заключил со Швецией Выборгский договор и взамен на территориальные уступки и деньги получил от шведов военную помощь.

Поначалу русско-шведское войско одерживало победы, однако война затянулась. 4 июля 1610 года в результате Клушинской битвы польско-литовская армия гетмана Жолкевского разбила русско-шведское войско Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди. Немецкие наёмники перешли на сторону поляков. Узнав об этом, Лжедмитрий II двинулся на Москву.

В Москве произошёл военный переворот, и Василий Шуйский был низложен. Ему на смену пришёл совет из семи бояр – «семибоярщина». Было принято решение призвать на русский престол польского королевича Владислава.

Многие русские территории встретили это известие в штыки и массово начали переходить под власть Лжедмитрия II. Для защиты от самозванца в Москву впустили польско-литовские войска.

В этой сложнейшей ситуации, когда решалась судьба и Русского царства, и православия, патриарх Гермоген проявил твёрдость и решительность – воцарение Владислава, по его мнению, было возможно только в случае принятия польским королевичем православия. Но его отец Сигизмунд и особенно иезуиты были против, надеясь и так подчинить своей власти русское государство, а православную церковь склонить к унии, как это успешно уже делалось на белорусских землях.

Захватчики неоднократно угрожали патриарху Гермогену смертью, требовали согласиться с условиями Варшавы, но предстоятель русской православной церкви проявлял твёрдость и упорство в защите веры и страны. Так, когда польский король Сигизмунд потребовал, чтобы сидящие в Москве бояре сдали полякам Смоленск и заставили Гермогена поставить свою подпись под таким решением, патриарх решительно отказался, хотя во время спора один из бояр угрожал на месте заколоть патриарха в случае отказа.

P1080504

Барельеф на памятнике патриарху Гермогену в Москве. Фото автора.

Угрожали смертью Гермогену и тогда, когда под стенами Москвы появилось первое ляпуновское ополчение. Поляки и их союзники-бояре вновь потребовали от патриарха, чтобы он призвал ополченцев разойтись. Гермоген отказался это сделать даже под угрозой смерти. Опасаясь последствий, захватчики побоялись тут же расправиться с патриархом, однако заточили его в Чудов монастырь.

P1080505

Барельеф на памятнике патриарху Гермогену в Москве. Фото автора.

 

Для укрепления морального духа ополченцев из Казани была привезена икона Казанской Божией матери и торжественно пронесена перед строем. Вскоре был освобождён Новодевичий монастырь.

В Москве было неспокойно. 17 марта 1611 года оккупанты, приняв спор на рынке за начало восстания в городе, устроили массовую резню москвичей – только в Китай-городе было убито 7 000 человек.

Уже 24 марта первое ополчение подошло к Москве и в течение апреля-мая освободило Белый город, Земляной город и часть Китай-города. Было создано временное правительство – «Совет всей земли», который возглавили Ляпунов, Трубецкой и казачий атаман Заруцкий. Позже Ляпунов был убит на военном совете восставшими казаками во время спора.

25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде появилась грамота заточённого Гермогена, где он резко высказался против попытки возвести на трон сына Марины Мнишек. Из Нижнего Новгорода грамота была разослана по многим другим русским городам и сыграла важную роль в создании ополчения Минина и Пожарского.

Узнав о создании ополчения, поляки и бояре вновь потребовали, чтобы Гермоген призвал Минина и Пожарского отказаться от своих действий и присягнуть сыну Сигизмунда Владиславу. «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем», - ответил мужественный предстоятель Русской православной церкви.

Икона Казанской Божией матери была по просьбе Минина и Пожарского привезена в Нижний Новгород, а в Казань отправили список. Так и не решившись убить патриарха сразу, захватчики и их пособники уморили Гермогена голодной смертью – он скончался 17 февраля 1612 года.

Но поднимающийся во имя освобождения от захватчиков и сохранения православной веры русский народ было уже не остановить.

В феврале второе ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве, однако остатки первого ополчения в столице присягнули Лжедмитрию III, поэтому Минин и Пожарский отошли к Ярославлю, где фактически заново начали формировать Русское государство, которого к тому времени практически не было – крымские татары разорили Рязанский край, Смоленск пал после длительной польской осады, а бывшие союзники шведы захватывали и грабили русский север и Новгород. Был вновь создан «Совет всей земли».

В течение 4 месяцев правительство под руководством Минина формировало новую государственную систему управления. Пожарский активно собирал военные силы. Пожарский выступил с идеей созыва «общего земского собора» для выработки плана освобождения страны и выборов нового государя. В числе возможных претендентов значился и шведский королевич Карл-Филипп, выразивший готовность принять православие. Но собор собрать так и не удалось.

В августе 1612 года в Москве, лишённой нормального снабжения, разразился голод. Пожарский и Минин двинули на столицу свою армию. В сентябре удалось разгромить войска гетмана Ходкевича, шедшего на выручку польского гарнизона. 22 октября (1 ноября) 1612 года удалось освободить Китай-город, а поляки отступили в Кремль. Пожарский торжественно въехал в Китай-город с Казанской иконой Божией матери. Через четыре дня польский гарнизон окончательно капитулировал. Москва была освобождена.

В январе 1613 года собрался Земский собор. На престол претендовали Трубецкой, Воротынский, Пожарский и другие известные русские аристократы, однако выбор пал на Михаила Романова, поддержанного его отцом - патриархом Филаретом. Само избрание произошло 7 февраля, но объявили об этом лишь 21 февраля.

В Русском царстве появилась признанная всеми власть. Патриарху Филарету суждено было сыграть большую роль в восстановлении страны – до самой своей смерти он был фактическим соправителем вместе со своим сыном царём Михаилом Фёдоровичем и обеспечил сохранение русской государственности и упрочение позиций вновь избранного государя.

Русское царство удалось сохранить. Позднее на его фундаменте была построена одна из величайших держав в мировой истории. Православие выстояло, что со временем привело к освобождению Украины и Белоруссии и воссоединению с Россией.

Православие на Белой Руси также смогло вернуть свои позиции, и сегодня следствием этому являются многочисленные купола наших православных храмов, восстановленных и заново отстроенных по всей Белой Руси.

Не был забыт и символ освобождения Москвы – с конца 1620-х годов началось общенациональное почитание иконы. В течение полутора веков десятки официальных чтимых списков обрели православные храмы в самых различных уголках Российской империи.

В 1768 году Екатерина II повелела украсить оклад Казанской иконы Божией матери в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовой короной.

Есть свой список иконы Казанской Божией матери и в Белоруссии – 1657 году патриарх Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил список витебскому Маркову мужскому монастырю, который и по сей день является его главной святыней.

В знаменитом Казанском соборе в Петербурге находится один из самых известных списков, который был привезён из Москвы ещё Петром I в 1721 году.

А где же находится подлинник иконы, спросит внимательный читатель? До конца пока это не ясно, так как даже в XIX веке это не было доподлинно известно. Большинство исследователей и духовных лиц склонялось к тому, что подлинник хранился всё время в Казанском Богородицком монастыре. Но в любом случае в ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена 28-летним крестьянином Варфоломеем Чайкиным, который продал драгоценный оклад, а икону расколол топором и, помышляя не столько о славе Герострата, сколько желая замести следы, сжёг в печи. Но полной уверенности, был ли это подлинник, или список, всё же нет до сих пор – наряду с историей пропажи Янтарной комнаты и креста Евфросиньи тайна судьбы подлинника иконы Казанской Божией матери пока так окончательно и не раскрыта.

7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил на Международную космическую станцию (МКС) икону Казанской Божией матери, где она теперь хранится в российском сегменте. «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной», - сказал святейший Патриарх Кирилл, вручая икону космонавтам перед полётом. Так икона Казанской Божией матери объединила и старую российскую, и более позднюю советскую, и нынешнюю историю.   

IMG_20211018_123947

На Красной площади в Москве советские рубиновые красные звёзды органично сочетаются с  российскими золотыми имперскими орлами, символизируя непрерывность отечественной истории. Фото автора.          

Не менее символичен сегодня и современный облик Кремля и его окрестностей. С одной стороны от кремлёвских стен находится памятник Минину и Пожарскому, с другой – памятник патриарху Гермогену. Кремлёвские рубиновые звёзды прекрасно уживаются рядом с золотыми имперскими орлами, а мавзолей Ленина и вечный огонь на памятнике Неизвестному солдату – с зубцами кремлёвских стен, Царь-пушкой и Спасской башней. Куранты всё так же величаво бьют для новых поколений. Во всём этом кто-то пытается увидеть нечто несочетаемое, кого-то так и тянет что-то заменить, разорить, «захоронить»… Пора, наверное, понять, что всё это – наша история, непростая, порой кровавая и горькая, но история великой страны и великого народа.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
02.02.23

В середине тяжелейшего для Советского Союза 1942 года началась одно из величайших сражений за всю историю Великой Отечественной войны и историю человечества - Сталинградская битва, в которой сошлись главные силы Красной Армии и немецко-фашистского вермахта и его союзников из Венгрии, Румынии, Италии, Хорватии и Словакии. По сути, это грандиозное сражение определило ход Второй мировой войны и судьбу всего мира на многие десятилетия после её окончания.

01.02.23

Одно из важнейших отличий Великой Отечественной войны от привычных традиционных войн заключается в том, что в этой войне шла битва между двумя несовместимыми символами исторического общежития: советской цивилизацией и западным варварством. Важно понять, что до Советского Союза никакой цивилизации не было, а было лишь самое обыкновенное варварство, ибо под цивилизацией следует понимать не формальные признаки, как письменность, государство, разделение труда, частную собственность, а возвращение истории к своей человеческой природе. И такое понимание нисколько не противоречит научной периодизации исторического процесса. Известно, что марксизм рассматривал историческое развитие не только через призму смены общественно-экономических формаций, но также разделял исторический процесс на два принципиально различных этапа – предысторию человечества и собственно историю человечества. Предыстория человечества (рабство, феодализм, капитализм) – это символ варварства. История человечества (коммунизм) – это символ цивилизации. 

31.01.23

В январе 2023 года исполнилось 210 лет как Русская армия, полностью освободив территорию Российской державы от разбойных европейских орд Наполеона Бонапарта, выступила в заграничный поход, чтобы добить зверя в его парижском логове и освободить народы Европы от оков бонапартийского «рейха».

23.01.23

В мае 1945 года не для всех граждан СССР наступило мирное время. На территории Западной Украины продолжала действовать преступная сеть Организации украинских националистов – Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА), которые больше известны как бандеровцы. Именно ОУН активно сотрудничала с нацистами в годы Великой Отечественной войны. Ее члены были набраны в основном из петлюровцев, воевавших против большевиков.

22.01.23

Важнейшей сферой, оказывающей большое влияние на формирование мировоззрения граждан, является туризм и экскурсионное дело, которые в Белоруссии находятся под доминирующим влиянием польщизны. Если экскурсионные и туристические маршруты, посвящённые истории Белоруссии, не затрагивают Великую Отечественную или Первую мировую войны, то в ходе экскурсий и туристских походов на путешествующих граждан обрушивается поток откровенной пропольской пропаганды, возвеличивающей Радзивиллов, Огинских, Сапег и других польских магнатов.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru