Андрей Геращенко
Казанская икона Божией матери и День народного единства России.
ХХ век был наиболее насыщенным событиями отечественной истории, а русский народ (и белорусы в том числе) успел пожить сразу в трёх государствах – Российской империи, Советском Союзе и нынешних постсоветских странах – Российской Федерации и Республике Беларусь. Две мировые и одна гражданская война, множество войн и конфликтов меньшего масштаба, революции, распад СССР, смена общественных формаций не могли не отразиться и на общественном восприятии действительности и хода истории, и на исторических подходах и оценках. Тема противостояния красных и белых, коммунистов, монархистов и либералов проходит заглавной буквой во множестве произведений искусства – от кинофильмов до романов. Взгляды спорящих порой настолько противоположны и полярны, что складывается впечатление, будто речь идёт о разных странах и цивилизациях. Между тем и Российская империя, и Советский Союз и нынешние Россия и Белоруссия – важнейшие этапы жизни одной страны, одного народа, одной цивилизации. Соответственно, и семья Романовых, и Ленин со Сталиным, и Брежнев, как и Горбачёв с Ельциным, а также нынешние Путин, Медведев и Лукашенко – персонажи нашей отечественной истории, нравится нам это в каждом конкретном случае или нет.
Проблема преодоления цивилизационного раскола нашего народа пока окончательно так и не решена, хотя её острота постепенно спадает, что видно по содержанию последнего, ноябрьского номера популярного исторического журнала «Родина», где публикации об альпийском походе Суворова, обретении Россией Приморья и белоэмигрантах чередуются с материалами о строительстве Братской ГЭС, роли Ленина в территориальных спорах с Финляндией, создании советского лунохода, биографии Калинина, планируемом переформатировании музея Ленина в Ульяновске в музей истории СССР, воспоминаниями о первых годах постсоветской истории. Думаю, что это очень верная и продуманная редакционная политика – такой подход ведёт к объединению и читателей журнала, и всего нашего общества в отдалённой перспективе.
Важнейшим таким шагом, направленным на примирение и объединение, стало решение В.В.Путина о возвращении музыки гимна СССР и подкорректированных слов в качестве гимна Российской Федерации в 2001 году. Лично я, переживая распад СССР, только после этого окончательно смог принять и стал считать своей всю нынешнюю российскую символику. То же могу сказать и о белорусской – своя она для меня, прежде всего потому, что сохранены со вполне понятной корректировкой и флаг БССР, и герб, и музыка гимна с подправленным текстом.
Однако одна символика, хотя это и важно, проблему не решит. Именно поэтому исторически своевременной стала и инициатива о введении Дня народного единства, который празднуется в России 4 ноября. В перспективе наряду с Днём Победы эта дата может стать одной из важнейших.
Между тем это не только важнейшая общероссийская, но и общеправославная дата, имеющая самое непосредственное отношение и к Республике Беларусь. А важнейшим символом этой даты является одна из самых чтимых икон нашей православной церкви - Казанская икона Божией матери.
В 1579 году Казань подверглась сильному пожару, который уничтожил большую часть городских кварталов и строений. После того, как город был опустошён, девятилетняя девочка Матрона увидела странный сон – ей явилась Богородица и указала место, где нужно откопать икону. Когда девочка рассказала о своём сне, на указанном месте произвели раскопки и на метровой глубине и в самом деле нашли икону с ликом Богородицы, держащей на руках Христа.
Один из списков Казанской иконы Божией матери.
Так миру 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года была явлена Казанская икона Божией матери. На месте, где была найдена святыня, построили Богородицкий девичий монастырь, а Матрона, принявшая имя Мавры, стала его первой монахиней.
В том же году список с иконы привезли Ивану Грозному.
Обо всём этом нам известно по записям, сделанным современником тех событий – священником казанской Гостинодворской церкви Ермолаем (впоследствии ставшим патриархом Гермогеном).
Именно иконе Казанской Божией матери и патриарху Гермогену суждено было сыграть важнейшую роль в сохранении отечественной государственности и православия, когда над всем этим нависла смертельная опасность в годы «великой смуты».
Перед заключением брака Лжедмитрия с Мариной Мнишек встал вопрос о том, должна ли царская невеста перед венчанием принять православие. В устроенном новым царём Сенате особенно твёрдую утвердительную позицию по этому вопросу занял тогда ещё казанский митрополит Гермоген, за что и был удалён из Сената назад в Казань.
Такие действия Лжедмитрия, его откровенное пренебрежение к православию и местным традициям быстро вызвали разочарование в новом царе. Усиленно заговорили о его самозванстве. Ещё более ситуация осложнилась после приезда в Москву на свадьбу царя с Мнишек множества поляков, которые вели себя как новые хозяева города. Воспользовавшись ситуацией, Василий Шуйский организовал переворот – Лжедмитрий был убит.
В этом же году, после избрания царём Василия Шуйского, Гермоген был провозглашён патриархом.
Между тем спокойствие в русском царстве так и не наступило – в результате появления очередного Лжедмитрия, прозванного Тушинским вором из-за расположения его лагеря в Тушино, Русское царство и вовсе перестало существовать, как единое государство, напоминая то ли Российскую империю времён Гражданской войны, то ли нынешние Ирак и Сирию. Часть городов контролировал Лжедмитрий II, часть – Василий Шуйский. Помимо этого вольготно чувствовали себя различные атаманы, отряды Ивана Болотникова и других «воров», запорожцы, донские казаки, разного рода наёмники, польско-литовские полки, шведы. Зачастую вообще было сложно понять, что происходит на территории Русского царства. В итоге в 1607 году русские земли после долгого перерыва начали разорять и крымские татары.
"Смутные времена" на Руси.
В этих условиях Василий Шуйский заключил со Швецией Выборгский договор и взамен на территориальные уступки и деньги получил от шведов военную помощь.
Поначалу русско-шведское войско одерживало победы, однако война затянулась. 4 июля 1610 года в результате Клушинской битвы польско-литовская армия гетмана Жолкевского разбила русско-шведское войско Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди. Немецкие наёмники перешли на сторону поляков. Узнав об этом, Лжедмитрий II двинулся на Москву.
В Москве произошёл военный переворот, и Василий Шуйский был низложен. Ему на смену пришёл совет из семи бояр – «семибоярщина». Было принято решение призвать на русский престол польского королевича Владислава.
Многие русские территории встретили это известие в штыки и массово начали переходить под власть Лжедмитрия II. Для защиты от самозванца в Москву впустили польско-литовские войска.
В этой сложнейшей ситуации, когда решалась судьба и Русского царства, и православия, патриарх Гермоген проявил твёрдость и решительность – воцарение Владислава, по его мнению, было возможно только в случае принятия польским королевичем православия. Но его отец Сигизмунд и особенно иезуиты были против, надеясь и так подчинить своей власти русское государство, а православную церковь склонить к унии, как это успешно уже делалось на белорусских землях.
Захватчики неоднократно угрожали патриарху Гермогену смертью, требовали согласиться с условиями Варшавы, но предстоятель русской православной церкви проявлял твёрдость и упорство в защите веры и страны. Так, когда польский король Сигизмунд потребовал, чтобы сидящие в Москве бояре сдали полякам Смоленск и заставили Гермогена поставить свою подпись под таким решением, патриарх решительно отказался, хотя во время спора один из бояр угрожал на месте заколоть патриарха в случае отказа.
Барельеф на памятнике патриарху Гермогену в Москве. Фото автора.
Угрожали смертью Гермогену и тогда, когда под стенами Москвы появилось первое ляпуновское ополчение. Поляки и их союзники-бояре вновь потребовали от патриарха, чтобы он призвал ополченцев разойтись. Гермоген отказался это сделать даже под угрозой смерти. Опасаясь последствий, захватчики побоялись тут же расправиться с патриархом, однако заточили его в Чудов монастырь.
Барельеф на памятнике патриарху Гермогену в Москве. Фото автора.
Для укрепления морального духа ополченцев из Казани была привезена икона Казанской Божией матери и торжественно пронесена перед строем. Вскоре был освобождён Новодевичий монастырь.
В Москве было неспокойно. 17 марта 1611 года оккупанты, приняв спор на рынке за начало восстания в городе, устроили массовую резню москвичей – только в Китай-городе было убито 7 000 человек.
Уже 24 марта первое ополчение подошло к Москве и в течение апреля-мая освободило Белый город, Земляной город и часть Китай-города. Было создано временное правительство – «Совет всей земли», который возглавили Ляпунов, Трубецкой и казачий атаман Заруцкий. Позже Ляпунов был убит на военном совете восставшими казаками во время спора.
25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде появилась грамота заточённого Гермогена, где он резко высказался против попытки возвести на трон сына Марины Мнишек. Из Нижнего Новгорода грамота была разослана по многим другим русским городам и сыграла важную роль в создании ополчения Минина и Пожарского.
Узнав о создании ополчения, поляки и бояре вновь потребовали, чтобы Гермоген призвал Минина и Пожарского отказаться от своих действий и присягнуть сыну Сигизмунда Владиславу. «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем», - ответил мужественный предстоятель Русской православной церкви.
Икона Казанской Божией матери была по просьбе Минина и Пожарского привезена в Нижний Новгород, а в Казань отправили список. Так и не решившись убить патриарха сразу, захватчики и их пособники уморили Гермогена голодной смертью – он скончался 17 февраля 1612 года.
Но поднимающийся во имя освобождения от захватчиков и сохранения православной веры русский народ было уже не остановить.
В феврале второе ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве, однако остатки первого ополчения в столице присягнули Лжедмитрию III, поэтому Минин и Пожарский отошли к Ярославлю, где фактически заново начали формировать Русское государство, которого к тому времени практически не было – крымские татары разорили Рязанский край, Смоленск пал после длительной польской осады, а бывшие союзники шведы захватывали и грабили русский север и Новгород. Был вновь создан «Совет всей земли».
В течение 4 месяцев правительство под руководством Минина формировало новую государственную систему управления. Пожарский активно собирал военные силы. Пожарский выступил с идеей созыва «общего земского собора» для выработки плана освобождения страны и выборов нового государя. В числе возможных претендентов значился и шведский королевич Карл-Филипп, выразивший готовность принять православие. Но собор собрать так и не удалось.
В августе 1612 года в Москве, лишённой нормального снабжения, разразился голод. Пожарский и Минин двинули на столицу свою армию. В сентябре удалось разгромить войска гетмана Ходкевича, шедшего на выручку польского гарнизона. 22 октября (1 ноября) 1612 года удалось освободить Китай-город, а поляки отступили в Кремль. Пожарский торжественно въехал в Китай-город с Казанской иконой Божией матери. Через четыре дня польский гарнизон окончательно капитулировал. Москва была освобождена.
В январе 1613 года собрался Земский собор. На престол претендовали Трубецкой, Воротынский, Пожарский и другие известные русские аристократы, однако выбор пал на Михаила Романова, поддержанного его отцом - патриархом Филаретом. Само избрание произошло 7 февраля, но объявили об этом лишь 21 февраля.
В Русском царстве появилась признанная всеми власть. Патриарху Филарету суждено было сыграть большую роль в восстановлении страны – до самой своей смерти он был фактическим соправителем вместе со своим сыном царём Михаилом Фёдоровичем и обеспечил сохранение русской государственности и упрочение позиций вновь избранного государя.
Русское царство удалось сохранить. Позднее на его фундаменте была построена одна из величайших держав в мировой истории. Православие выстояло, что со временем привело к освобождению Украины и Белоруссии и воссоединению с Россией.
Православие на Белой Руси также смогло вернуть свои позиции, и сегодня следствием этому являются многочисленные купола наших православных храмов, восстановленных и заново отстроенных по всей Белой Руси.
Не был забыт и символ освобождения Москвы – с конца 1620-х годов началось общенациональное почитание иконы. В течение полутора веков десятки официальных чтимых списков обрели православные храмы в самых различных уголках Российской империи.
В 1768 году Екатерина II повелела украсить оклад Казанской иконы Божией матери в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовой короной.
Есть свой список иконы Казанской Божией матери и в Белоруссии – 1657 году патриарх Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил список витебскому Маркову мужскому монастырю, который и по сей день является его главной святыней.
В знаменитом Казанском соборе в Петербурге находится один из самых известных списков, который был привезён из Москвы ещё Петром I в 1721 году.
А где же находится подлинник иконы, спросит внимательный читатель? До конца пока это не ясно, так как даже в XIX веке это не было доподлинно известно. Большинство исследователей и духовных лиц склонялось к тому, что подлинник хранился всё время в Казанском Богородицком монастыре. Но в любом случае в ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена 28-летним крестьянином Варфоломеем Чайкиным, который продал драгоценный оклад, а икону расколол топором и, помышляя не столько о славе Герострата, сколько желая замести следы, сжёг в печи. Но полной уверенности, был ли это подлинник, или список, всё же нет до сих пор – наряду с историей пропажи Янтарной комнаты и креста Евфросиньи тайна судьбы подлинника иконы Казанской Божией матери пока так окончательно и не раскрыта.
7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил на Международную космическую станцию (МКС) икону Казанской Божией матери, где она теперь хранится в российском сегменте. «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной», - сказал святейший Патриарх Кирилл, вручая икону космонавтам перед полётом. Так икона Казанской Божией матери объединила и старую российскую, и более позднюю советскую, и нынешнюю историю.
На Красной площади в Москве советские рубиновые красные звёзды органично сочетаются с российскими золотыми имперскими орлами, символизируя непрерывность отечественной истории. Фото автора.
Не менее символичен сегодня и современный облик Кремля и его окрестностей. С одной стороны от кремлёвских стен находится памятник Минину и Пожарскому, с другой – памятник патриарху Гермогену. Кремлёвские рубиновые звёзды прекрасно уживаются рядом с золотыми имперскими орлами, а мавзолей Ленина и вечный огонь на памятнике Неизвестному солдату – с зубцами кремлёвских стен, Царь-пушкой и Спасской башней. Куранты всё так же величаво бьют для новых поколений. Во всём этом кто-то пытается увидеть нечто несочетаемое, кого-то так и тянет что-то заменить, разорить, «захоронить»… Пора, наверное, понять, что всё это – наша история, непростая, порой кровавая и горькая, но история великой страны и великого народа.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.