САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Крылья Родины

Андрей Геращенко: Крылья Родины

« Назад

Андрей Геращенко: Крылья Родины 19.08.2019 16:24

Авиация и воздухоплавание в Российской империи.

Во время гражданской войны в США между Севером и Югом активно использовались воздушные шары в военных целях – в первую очередь для разведки и наблюдения за позициями противника. В связи с этим обстоятельством в России в 1866 году по инициативе русского военного инженера, генерала Э.И.Тотлебена была создана комиссия по изучению возможностей применения аэростатов в военных целях. Но дела продвигались медленно. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов аэростаты не использовались, хотя их применение в армиях Европы стало уже обычной практикой.

В конце 1870-х годов в Россию из Австро-Венгрии переехал серб О.Костович. В 1879 году О.Костович стал председателем учреждённого Русского общества воздухоплавания. О.Костович спроектировал проект большого дирижабля, разработал для него арборит (прочную фанеру) и в 1882 году организовал паевое товарищество по постройке воздушного корабля «Россия» объёмом 5 000 м3. К сожалению, проект не набрал нужной суммы и не был завершён, хотя все детали аэростата, и двигатель были изготовлены. К такому же проекту на Западе пришли только через 15 лет – дирижабль изготовил Ф.Цеппелин, который и считается автором изобретения жёстких дирижаблей.

Дирижабль «РОССИЯ» (проект О.С.Костовича)
Дирижабль «РОССИЯ» (проект О.С.Костовича)

В декабре 1884 года с целью ликвидировать отставание в области применения военных шаров военный министр П.С.Ванновский издаёт распоряжение по созданию комиссии «по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Как видим, в то время новое встречалось с прежним опытом, а аэростаты, голубиная почта и вышки считались элементами некой единой системы – впрочем, так оно и было при уровне развития техники того времени.

В следующем, 1885 году была сформирована воздухоплавательная команда под руководством выпускника Петербургского инженерного училища поручика А.М.Кованько. Помимо самого офицера в команде состояли 2 унтер-офицера и 20 солдат - нижних чинов Учебной гальванической роты.

В июле 1885 года в России прибыли закупленные за границей два аэростата объёмом по 1 000 м3, получившие имена «Орёл» и «Сокол»

А.М.Кованько добился создания в России производства аэростатов, дирижаблей. Воздушных шаров, разработал несколько уникальных российских проектов и конструкций.

Сразу за Петербургом по Царскоселькой железной дороге появилась платформа Воздухоплавательная. Пассажиры могли наблюдать огромное хранилище, где стояли аэростаты и первый русский дирижабль.

В 1892 году О.Костович разработал бензиновый двигатель для дирижабля, получил привилегию на своё изобретение, но оно также было не реализовано и на 20 лет вообще практически забыто.

Dhqo1RsX4AEor4O
Русский авиаконструктор Огнеслав (Игнатий) Костович и его бензиновый двигатель, который был разработан для дирижаблей. Это первый в мире ДВС с электрическим зажиганием.

В годы русско-японской войны Россия использовала на театре военных действий 1-й Сибирский воздухоплавательный батальон, созданный благодаря усилиям А.М.Кованько, уже полковником к этому времени. Пилоты аэростатов вели разведку, корректировали артиллерийский огонь (в том числе и в знаменитом сражении под Мукденом).

К началу Первой мировой войны А.М.Кованько стал генерал-лейтенантом, но прослыл ретроградом – он не верил в перспективы появившихся аэропланов, связывая будущее авиации именно с дирижаблями и аэростатами.

Между тем аэропланы теснили дирижабли, постепенно завоёвывая своё место рядом с исполинами, а затем и вовсе тесня их с лидирующих позиций.
    
В 1908 году были учреждены первые аэроклубы – в Петербурге и Одессе. В это же время морской офицер Л.Мациевич предложил применять аэропланы в боевых действиях на  море, разработал проект авианосца с 25 аэропланами и катапультой, гидросамолёт. Л.Мациевич ездил во Францию перенимать опыт управления аэропланами, но 24 сентября 1910 года разбился во время показательных полётов в Петербурге.
    
Самым знаменитым лётчиком в дореволюционной России был С.И.Уточкин,  совершивший около 150 полётов в 70 городах мира. Уточкин был самоучкой – учился летать сам. В 1911 году по время первого в истории перелёта Петербург-Москва Уточкин потерпел аварию, получил множественные травмы. Это стало закатом его лётной карьеры.
    
Настоящей легендой русской авиации в годы Первой мировой войны стал четырёхмоторный самолёт «Илья Муромец», созданный И.И.Сикорским. Этот гигант неба того времени наводил страх на позиции австрийцев и немцев, совершал глубокие разведывательные рейды в тыл врага с использованием кино и фотосъёмки, совершал прицельные бомбометания, и, обладая 3-4 пулемётами, практически всегда выходил победителем из воздушного боя один на один.

Sikorsky_I_I_3

Во время боёв на территории нынешней Белоруссии русская армия впервые попыталась использовать рейд «Муромцев» в сопровождении одномоторных истребителей. «Сикорский летит!» - разнеслось тревожное сообщение по немецким аэродромам. Навстречу 4 «Ильям Муромцам» вылетели 12 немецких аэропланов-истребителей. Наше сопровождение не имело опыта таких действий, оказалось неэффективным. Каждый «Илья Муромец» был атакован 4 немецкими самолётами. Машина Д.Макшеева уничтожила 3 немецких самолёта, но последний, 4-й, всё же сбил наш гигант, который разломился надвое и рухнул на землю около Бурунов Ошмянского района. Памятником стал единственный уцелевший пропеллер. В 2009 году на добровольные пожертвования белорусы установили новый памятник погибшим лётчикам и сбитому русскому самолёту «Илья Муромец».
    
Более подробно желающие могут прочесть обо всём этом в статьях А.Грудинкина «Россия: первые шаги в небо» и Алексея Вырского «Затмевающий небо», опубликованных в научно-популярном журнале «Знание-сила» №8 за 2019 год, откуда я и почерпнул сведения.

Авиация в советское время.

После революции одновременно с созданием Красной Армии происходило и формирование военно-воздушных сил Советской России. 2 января 1918 года в составе Наркомата по военным и морским делам под руководством Л.Д.Троцкого была создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики. Была поставлена цель для начала сохранить все авиационные школы и части. К концу 1922 года в Красной Армии насчитывалось 83 авиаотряда (из них – 18 морских). На фронтах действовало до 350 самолётов, в том числе дивизион знаменитых аэропланов «Илья Муромец». О красных авиаторах даже сняли фильм в 1968 году – «Служили два товарища». Действия самолётов в Гражданскую войну были теми же, что и во время Первой мировой.

В 1924 году была создана бомбардировочная авиация, началось формирование эскадрилий, состоящих из лёгких или тяжёлых бомбардировщиков. Истерзанная войнами и революциями страна активно развивала самолётостроение. С 1924 по 1932 год количество самолётов выросло в 2,6 раза, но более важным было другое – Советский Союз практически ушёл от импортозависимости – лишь 4% истребителей и 3% бомбардировщиков были закуплены за границей, а остальные – построены в СССР. Для сравнения – в 1924 году 92% истребителей и 100% бомбардировщиков были иностранного производства.

Менялась и структура военного авиапарка – преимущественно развивались истребители и тяжёлые бомбардировщики, в 1936 году поступили на вооружение скоростные бомбардировщики, а год спустя – дальние бомбардировщики.

Важна была и атмосфера в обществе, способствовавшая развитию авиации. Вся страна с замиранием сердца следила за спасательной операцией по эвакуации экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», зажатого льдами Арктики, блестяще проведённой в марте 1934 года.

Лётчики, вывозившие челюскинцев А.Ляпидевский, С.Леваневский, В.Молоков,  Н.Каманин, М.Слепнёв, М.Водопьянов, И.Доронин, стали первыми Героями Советского Союза.

18-20 июня 1937 года был осуществлён первый в истории беспересадочный перелёт советских лётчиков В.Чкалова, Г.Байдукова и А.Белякова на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер.

ant-25_2
АНТ-25

Действующий с 1928 по 1947 год ОСОАВИАХИМ имел широкую сеть аэродромов, где в клубах занимались десятки тысяч юношей и девушек. 

О лётчиках тогда писали поэты, о них снимали фильмы, пели песни. Помните, знаменитый стих Янки Купалы, написанный в 1935 году «Хлопчык і лётчык» (мне в детстве этот стих читал мой отец на память):

— Мой мілы таварыш, мой лётчык,
Вазьмі ты з сабою мяне!
Я — ведай — вялікі ўжо хлопчык
I ўмею ўжо лётаць у сне.
Мне мама сягоння казала,
Што стукнула мне ўжо сем год.
Табе гэта, можа, і мала,
А мне ляцець толькі ў палёт.
Мне ўжо надакучыла дома —
У дзіцячы хадзі адно сад.
А так паглядзеў бы, вядома,
На іншы парадак і лад.
Вазьмі ж мяне, лётчык, хачу я
Пабыць у людзях, паглядзець,
Як месяц на небе начуе,
Як блукае ў лесе мядзведзь,
Як свецяцца ночкаю зоры,
А днём не відаць іх чаму,
Як рэчкі ў далёкія моры
Улетку плывуць і ўзіму.
На моры зірнуць хоць раз вокам,
Як ходзяць па іх караблі,
Ляцеці далёка, высока
Ды так пабываць і ў Крамлі...
Вось гэтак у добрым здароўі
Мы будзем ляцець і ляцець.
Вазьмі ж мяне, лётчык, з сабою,
Не будзеш ты клопату мець!
    
Вскоре пришёл и боевой опыт в Испании, Финляндии, Монголии и Китае.
    
Во время гражданской войны в Испании советские лётчики впервые столкнулись с немецкими пилотами. Советские «И-16» быстро завоевали господство в небе Испании над немецкими «Хейнкель Не-51», но столкнулись со сложностями при прибытии на фронт новейших самолётов «Мессершмитт Bf.109B». Первый воздушный таран в небе над Мадридом совершил П.Путиков. Всего в Испании в боях участвовало 772 советских лётчика, 160 были истребителями. 35 человек стали Героями Советского Союза. Это опыт пригодился в 1941 году – тогда, сразу после немецкого вторжения, многие участники войны в Испании стали полковниками и даже генералами.

И-16
И-16

Начиная с октября 1937 года советские лётчики участвуют в боях с японцами в Китае.

Летом 1938 (до 15 сентября 1938 года) шли бои на реке Халхин-Гол. Было сбито 589 японских самолётов, Красная Армия потеряла 207 самолётов.
Во время советско-финской войны было сбито 362 финских самолёта и потерян 261 советский самолёт.

Но самым тяжёлым испытанием для советского народа стала Великая Отечественная война. В первые несколько дней операции «Барбаросса» Люфтваффе уничтожила около 2 000 советских самолётов – в основном прямо на земле, в том числе и новейших образцов. Сказалась как неготовность ВВС с отражению немецких атак, так и то обстоятельство, что к этому времени самолёты «И-15», «И-153» и «И-16», которые совсем недавно, в 1936 году находились на уровне лучших мировых аналогов, быстро старели к 1941 году из-за стремительной гонки вооружений. В Западных округах Красная Армия имела 102 новых истребителя «Як-1», 845 «МиГ-3» и 77 «МиГ-1», которые ещё только осваивались советскими лётчиками. Были проблемы с запчастями, боеприпасами и техническим состоянием новых самолётов в целом. У Люфтваффе было 440 новейших истребителей «Мессершмитт Bf.109F» и значительным количество Мессершмитт Bf.109E».

Як-1

Самыми массовыми советскими самолётами в годы войны были истребитель «Як-1» и штурмовик «Ил-2». Сразу вспоминается хорошо известная песня В.Высоцкого «Як-истребитель», написанная в 1968 году:

Я - "Як"-истребитель,
Мотор мой звенит,
Небо - моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.

В этом бою мною "юнкерс" сбит,-
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.

Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал,
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет - в "штопор".

Из бомбардировщика бомба несет
Смерть аэродрому,
А кажется, стабилизатор поет:
"Мир вашему дому!"

Вот сзади заходит ко мне "мессершмитт".
Уйду - я устал от ран,
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу - решил на таран!

Что делает он, ведь сейчас будет взрыв!..
Но мне не гореть на песке -
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике.

Я - главный, a сзади, ну чтоб я сгорел!-
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул и запел:
"Мир вашему дому!"

И тот, который в моем черепке,
Остался один и влип.
Меня в заблуждениье он ввел и в пике -
Прямо из "мертвой петли".

Он рвет на себя, и нагрузки - вдвойне.
Эх, тоже мне летчик-ас!
И снова приходится слушаться мне,
Но это в последний раз.

Я больше не буду покорным, клянусь!
Уж лучше лежать на земле.
Ну что ж он не слышит, как бесится пульс!
Бензин - моя кровь - на нуле.

Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
Но тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.

Убит! Наконец-то лечу налегке,
Последние силы жгу.
Но... что это, что?! Я в глубоком пике
И выйти никак не могу!

Досадно, что сам я немного успел,
Но пусть повезет другому.
Выходит, и я напоследок спел:
"Мир вашему дому!"
    
Когда фронт получил самолёты «Як-3» и «Як-9», это привело вначале к паритету с Люфтваффе, а затем и к завоеванию советской авиацией господства в воздухе. Ещё больше в пользу СССР переломили ситуацию поступившие на вооружение самолёты «Як-7», «Ла-5», «Ла-7», «Ил-10», «Пе-2», «Ту-2». Значительную помощь оказали и союзники – по ленд-лизу из США и Великобритании было поставлено 14 126 самолётов.
В Берлинской операции советское командование задействовало около 7 500 самолётов.

В сражениях погибли 27 600 лётчиков и пилотов вспомогательной авиации.

Выдающиеся результаты продемонстрировали наши ассы – Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, сбившие 62 и 59 самолётов соответственно, за что и были трижды удостоены звания Героя Советского Союза. Нельзя не вспомнить и наших женщин, отважно бомбивших на самолётах «По-2» (прозванных позже «кукурузниками» из-за их использования в сельском хозяйстве после войны) немецкие позиции в тёмное время суток. Немцы прозвали наших лётчиц «ночными ведьмами». О военных буднях советских лётчиков в 1973 году был снят прекрасный фильм «В бой идут одни старики».

После войны развернулось противостояние между бывшими союзниками СССР и Варшавским договором и США и блоком НАТО. Гонка вооружений шла полным ходом. Уже 26 апреля 1946 года в воздух поднялись первые советские реактивные самолёты – «Як-15» и «МиГ-9».

Очередной проверка мастерства советских лётчиков и уровня развития боевой авиации стала война в Корее 1950-1953 годов, где наши лётчики, формально выступая под видом военнослужащих Китая, сбили 1 309 самолётов противника. Воевал там и наш асс И.Кожедуб, однажды был сбит и вырван из рук врагов китайскими пехотинцами в жестоком рукопашном бою на нейтральной полосе. И.Кожедуб в основном командовал полётами на земле - советское командование строго-настрого запретило ему подниматься в воздух, но небо манило героя и втайне от начальства прославленный лётчик сбил в Корее не менее 14 самолётов, хотя всё это не афишировалось и было глубоко засекречено.
В 1950-х годах первым советским сверхзвуковым истребителем стал «МиГ-19».

Авиация стремительно развивалась по обе стороны океана. Так прошли 60-е и 70-е годы.

В начале 1980-х началось освоение самолётов четвёртого поколения – истребители «МиГ-29», «МиГ-31», Су-27», штурмовики «Су-27» и самые большие в мире сверхзвуковые стратегические бомбардировщики «Ту-160» (знаменитый «Белый лебедь»). Подлинными шедеврами мировой транспортной авиации стали самолёты «Руслан» («Ан-124») и «Мрия» («Ан-225»), созданная специально для транспортировки советского многоразового космического корабля «Буран». На территории Белоруссии в составе Краснознамённого Белорусского военного округа располагалась 26 воздушная армия.

МиГ-31

Значительную роль советская авиация сыграла при переброске наших вооружённых сил в Афганистан для борьбы с бандформированиями в 1979 году и во время всей афганской военной кампании 1979-1989 годов.

Авиация в России и Белоруссии.

К 1991 году ВВС СССР были самыми многочисленными в мире, превосходя авиацию США и КНР. Но в 1991 году случилась геополитическая катастрофа, результатом которой стал распад Советского Союза. ВВС СССР были разделены между 11 образовавшимися на территории СССР новыми государствами.
В современной российской армии ВВС являются родом сил, которые с 2015 года входят в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации и включает в себя дальнюю авиацию, военно-транспортную авиацию, оперативно-тактическую авиацию и армейскую авиацию. В данный момент размер ВВС России уступает только ВВС США. 

ВВС России в 2010 году использовали более 3 600 единиц военной техники, а более 830 находилось на хранении. К началу 2017 года доля новой авиационной техники в ВВС России составила 55%.

Чрезвычайно ценный боевой опыт российские лётчики получили во время продолжающейся и сейчас военной  кампании в Сирии. Российский лётчик Роман Филипов 3 февраля 2018 года совершил подвиг – он был сбит в Сирии из ПЗРК, спустился на парашюте, на земле отстреливался от окруживших его бандитов и подорвал себя гранатой, когда ничего другого не оставалось, и посмертно был награждён звездой «Героя России».

Авиация проходит постоянную модернизацию. Недавно успешно прошёл все испытания беспилотник, сложно обнаруживаемый радарами – «С-70» («Охотник»).

Белорусская авиация, продолжая славные традиции СССР, также поддерживает высокую боевую готовность, а в союзе с ВВС России способна дать отпор любому потенциальному противнику. 23 мая 1996 года во время тренировочного полёта разбился истребитель белорусских ВВС «Су-27». Пилотировавший его В.Корват погиб, но смог отвести падающий самолёт от населённого пункта, за что был награждён звездой «Героя Беларуси».

В.Корват

Лётчики России и Белоруссии продолжают славные традиции российской и советской авиации, а участие российской авиации в воздушном параде в Минске 3 июля 2019 года в День Республики продемонстрировало всему миру российско-белорусское боевое братство и вселило во всех нас уверенность, что вмешательство извне по сценарию Сербии или Украины с целью совершения в Республике Беларусь государственного переворота или «принуждения к очередной оранжевой революции» просто невозможно – союзная Россия не позволит развязать протии нашей страны военную агрессию и бомбить наши мирные города, как это делали безнаказанно США и их союзники в Сербии и Ираке.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru