САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Учительница русского языка и литературы не понимает, почему в школьной программе есть «Бородино» и при этом становится победителем конкурса «Учитель года Минской области -2017»?!!

Андрей Геращенко: Учительница русского языка и литературы не понимает, почему в школьной программе есть «Бородино» и при этом становится победителем конкурса «Учитель года Минской области -2017»?!!

« Назад

Андрей Геращенко: Учительница русского языка и литературы не понимает, почему в школьной программе есть «Бородино» и при этом становится победителем конкурса «Учитель года Минской области -2017»?!! 15.01.2018 17:42

            Причуды и странности развития всего постсоветского пространства порой настолько удивительны, что мне начинает казаться, что всё происходит в какой-то параллельной, иррациональной вселенной. К сожалению, не является исключением и наша Республика Беларусь.

            Безусловно, все мы заинтересованы в развитии школьного образования и образования вообще, потому что только в этом случае наша страна сможет успешно развиваться, будучи если и не лидером цивилизационного развития, то хотя бы не плетущимся в хвосте безнадёжным аутсайдером.

            В середине ХХ века СССР помогал Китаю всем, чем мог – оборудованием, техникой, станками, автомобилями, тракторами. Огромная, но бедная и технически отсталая страна тогда напоминала одну огромную деревню с низким уровнем достатка и рисом в качестве едва ли не праздничной еды.

Прошло всего полвека. Мой товарищ, вернувшийся из годовой служебной командировки в Китае, сказал, что первое, что его поразило в КНР, это поезд из аэропорта, который… двигается без машиниста. Это не говоря уже о небоскрёбах Пекина и Шанхая, огромных промышленных зонах, транспортных магистралях и развязках. Без лишней демагогии, псевдореволюционных призывов, стремления всё разрушить до основания, а потом построить «новый мир», преодолев болезнь «культурной революции», КНР незаметно не только обогнала нас, но и ушла вперёд.

Теперь уже мы покупаем в магазинах китайскую технику, товары, и уже китайцы помогают реализовывать у нас те или иные проекты, в том числе завод легковых автомобилей «Джили», парк «Великий камень».

Хорошо, что помогают и это успех нашей дипломатии. Горько и грустно другое – незаметно, исподволь, мы (весь бывший СССР) всё дальше скатываемся вниз в мировой гонке технологий и экономического развития. И это притом, что в Республике Беларусь дела обстоят куда лучше, чем во многих других постсоветских государствах –наряду с Россией мы являемся лидерами постсоветского пространства.

Конечно, наше отставание происходило постепенно. Львиная доля причин – в развале и крахе Советского Союза и наработанной десятилетиями экономической схеме отношений, немалую лепту внесла и незаинтересованность людей в результатах труда, неэффективная форма его оплаты и т.д. Но немало и чисто субъективных моментов, желания «всё сломать», «построить новый мир», а то и вовсе всерьёз предлагать для реализации странные и очевидные в своей абсурдности и невежестве даже для неспециалистов проекты «как нам улучшить наше бытие».

5 января 2018 года на страницах известной своей одиозностью газеты «Наша Нива» (точнее – на её сайте) появилось «открытое письмо министру образования» учителя русского языка и литературы Анны Северинец из Смолевич под названием «Почему в программах «Бородино» есть, а «Пахне чабор» нет?».

Помимо Министра образования Г.Карпенко письмо адресовано «Национальному институту образования, к составителям программ по белорусской литературе, доктору педагогических наук Ольге Проскалович, заведующим кафедр белорусской литературы университетов, исследователям, преподавателям, учителям».

Кому интересно, это письмо можно прочесть самостоятельно – благо, псевдонезависимые сайты тут же «откликнулись на инициативу» и размножили его везде, где только можно. Но вкратце его смысл всё же передать стоит.

В преамбуле «Наше Нивы» безапелляционно (а также голословно и безосновательно – что вполне привычно для данного «издания») сказано, что в данном письме А.Северинец «рассказывает о катастрофической ситуации с изучением белорусской литературы в средней школе. Из программ незаметно исчезают лучшие произведения, которые должен знать и которыми должен гордиться каждый белорус».

Получается, что А.Северинец при поддержке «Нашей Нивы» уже вынесла приговор работе всей системы образования в области преподавания белорусского языка и литературы, а также определилась, что должен знать и чем должен гордиться каждый белорус. Основания для этого приводятся в самом начале письма, ибо А.Северинец обращается к адресатам «…от своего имени, а также от имени других учителей, исследователей, родителей, от имени учеников, от имени всех тех, кто живет, учится и работает в Беларуси».

Так сказать, это «глас самого народа».

Что на это можно ответить… Я, как писатель, лауреат международных и республиканских литературных конкурсов (в том числе и белорусскоязычных), автор двух десятков книг, которые есть практически в каждой школьной библиотеке, в прошлом – школьный учитель (биолог и химик) позволю себе прокомментировать данное письмо, правда говорить я буду от себя лично, а не от «имени всех тех, кто живет, учится и работает в Беларуси».

Что касается преамбулы, то смею заверить госпожу А.Северинец и «Нашу Ниву», что те, кто «живёт, учится и работает в Беларуси», как-то и сами, как мне представляется, в состоянии разобраться, чем они должны гордиться и что должны знать. О попытке выступить «от имени народа» даже и говорить не хочется – вспоминается крылатая фраза зубного врача Антона Шпака из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» - «Я на вас жалобу подам! Коллективную…».

Не будем, однако, излишне ёрничать и перейдём к содержанию.

Что же так печалит автора письма. В качестве главной проблемы А.Северинец видит преподавание русского языка и литературы в том же объёме, что и белорусского языка и литературы. Школьники в этом случае неминуемо сравнивают обе литературы, делают некие выводы: «В белорусской школе национальная литература изучается параллельно с литературой русской. Отдельный вопрос — почему мы ограничиваем своих детей литературой одного только народа, имея соседями не только Россию, но и Украину, и Польшу, вообще, имея целью интеграцию в общеевропейское пространство. Но сейчас о том, что мы имеем сегодня: обе изучаемые параллельно литературы имеют одинаковое количество часов, в отдельные периоды совпадают при изучении хронологически и, разумеется, звучат на уроках рядом в рамках применения методик межпредметных связей. Невозможно игнорировать тот факт, что учащиеся в любом случае сравнивают обе эти литературы».

Далее учительница русского языка и литературы (!), победитель конкурса «Учитель года Минской области – 2017» (!) искренне сокрушается: «Вопросы, которые решают в своих «школьных» романах Лев Толстой и Федор Достоевский, емко и досконально решаются и нашим Кузьмой Чорным, причем — на нашей, национальной почве. Почему наши дети должны читать про Бородино и Кутузова — и не должны читать о Первой мировой и белорусском беженстве? По художественным достоинствам проза Кузьмы Чорного не уступает прозе Толстого и Достоевского — почему она исключена из обязательной программы?». Попутно достаётся и белорусским классикам, творчество которых по тем или иным причинам не нравится автору письма: «В отличие от программы по русской литературе, программа по литературе белорусской перенасыщена неинтересными, несовершенными с эстетической стороны произведениями. У учащихся неизбежно складывается негативное впечатление, мол, их национальная литература тематически бедная, эстетически убогая, содержательно неинтересна… Почему вообще у учеников остается впечатление о белорусской литературе как о литературе, написанной бедными и необразованными крестьянами, причем преимущественно о Великой Отечественной войне?... Что из нынешней программы по белорусской литературе может быть противопоставлено сатирической традиции литературы русской — Николаю Гоголю, Михаилу Зощенко, Михаилу Булгакову?».

О «рецептах спасения», предлагаемых А.Северинец, поговорим чуть ниже. Пока стоит кратко прокомментировать приведённые отрывки из письма.

Почему мы изучаем русскую литературу и язык? Казалось бы, что учительница русского языка и литературы должна это понимать – в противном случае как же можно преподавать предмет и не понимать, зачем он нужен. Ну, бывает всякое в этой жизни, хотя, согласитесь, странно, когда учитель химии будет говорить, что столько химии в школе не нужно, а нужно изучать больше физики и наоборот. Может в своё время А.Северинец не тот предмет выбрала в качестве специальности? Это вопросы риторические.

Теперь по существу. Русский язык является в Республике Беларусь государственным наряду с белорусским. А по факту использования и владения им – основным и национальным ничуть не менее чем белорусский. Именно русский язык, нравится это госпоже Северинец или нет, обеспечивает основу понятийно-логического инструмента всех сфер жизни белорусского общества – от образования, до науки и производства. Поэтому качество владения русским языком неизбежно отражается на динамике развития всей Республики Беларусь и особенно её высокотехнологичных сфер. Понятно, что освоение родного для белорусов русского языка невозможно без изучения общепризнанного богатства русской литературы (факт высочайшего уровня русской литературы признаётся в письме и самой А.Северинец). Изучение русского языка и литературы является важнейшей государственной задачей. Именно поэтому не может быть и речи об уравнивании курса русской литературы с предлагаемыми в письме курсами украинской, и тем более, польской литературы. Хотя, конечно же, если мы говорим о курсе мировой литературы, вполне можно рассмотреть добавление в неё наиболее интересных произведений из украинской и польской литератур.

Белорусская литература так же, как и русская, является родной для белорусов, но, совершенно очевидно, их нельзя противопоставлять – русская литература, несомненно, богаче и имеет большее мировое значение. Сравнение Толстого с Чорным, Гоголя и Зощенко - с Самасуем, а Дудара, Жилки и Кляшторного – с лучшими европейскими поэтами абсолютно некорректны и непрофессиональны, в лучшем случае вызывают горькую улыбку. Не нужно натужно раздувать наших писателей до мирового уровня – это напоминает кричалку фанатов клуба-сердняка в стиле «Наш клуб – чемпион!». Белорусские писатели и поэты, пусть и не взошедшие на мировой литературный олимп, выполняют важную функцию – они формируют то самое национальное самосознание, о котором так беспокоится А.Северинец. Без белорусской литературы (в том числе и русскоязычной) гуманитарное образование белорусов не будет полным и завершённым. Но только нужно не противопоставлять белорусскую литературу русской, а дополнять на её уроках местными национальными особенностями национальное белорусское самосознание. Якуб Колас, Янка Купала, Максим Богданович, Максим Танк, Янка Мавр, Михась Лыньков, Петрусь Бровка, Иван Шамякин – это золотой фонд нашей белорусской литературы и творчеству этих поэтов и писателей совершенно оправданно уделяется немало времени в школьной программе. Важнейшее место занимает в белорусской литературе описание быта белорусского крестьянина, белорусской деревни – именно там, в наших деревеньках и хуторах, в земледелии наше национальное всё, наши корни и истоки, наши обычаи, традиции, костюмы и само белорусское самосознание! Да, белорусские крестьяне, в прошлом необразованные и неграмотные, создавали наше национальное богатство, и стыдиться этого – всё равно, что стыдиться своих родителей и предков. Не панами мы были, а крестьянами. Были, правда, такие, кто этого не хотел признавать – ну так о них прекрасно написал Янка Купала в своей комедии «Павлинка» - помните пана Быковского? Этот «пан» сегодня наверняка бы был активным членом «свядомай оппозиции» - очень уж похож по типажу…

Что же касается изучения «Бородино», «Войны и мира», а также произведений белорусских классиков о Великой Отечественной войне, то хотелось бы напомнить госпоже А.Северинец, что изучение литературы предполагает и воспитание на уроках патриотизма, любви к родине. А произведения о Великой Отечественной войне отражают страшное горе, понесённое белорусами в период войны, сожжённые деревни и разрушенные города, подвиг партизан.

Всё это – Бородино, Великая Отечественная, является нашим общим наследием с Россией. Конечно, если считать главной нашей задачей «интеграцию в общеевропейское пространство» (чего, собственно говоря, и добивается А.Севереинец и те, кто её поддерживают), всё это нужно убрать и от всего этого отказаться. Но если мы чтим память жертв войны и её героев, если мы строим Союзное государство с Россией, Евразийский Экономический Союз (а мы всё это строим), «рецепты» А.Северинец выглядят сомнительно.

Ведь понятно, что имеет в виду А.Северинец, когда говорит о Первой мировой войне и беженцах. Думаете, речь идёт о подвигах русской армии? Увы, разговор о другом – уже не первый год активно разрабатывается тема якобы насильственно угнанных перед немецким наступлением в годы Первой мировой войны в Россию «миллионах булорусов». На самом деле речь идёт о массовой эвакуации, типичной для любой войны, но почему бы не «подкорректировать» историю, а заодно лишний раз пройтись по «нехорошей России» во имя «интеграции в общеевропейское пространство»?!

Точно так же сомнителен и спорен список тех писателей, которых предлагает А.Северинец к изучению в школьной программе (прежде всего в связи с их реальным вкладом в белорусскую литературу и художественной ценностью их произведений) – А.Бабареко, А.Дудар, В.Жилка, Т.Кляшторный, Ю.Таубин и др. Да и ставить на один уровень творчество А.Мрыя (а то и выше) и искромётный юмор К.Крапивы – более, чем спорное и субъективное мнение автора письма.

Показательно, что А.Северинец ни единым словом не упоминает современных белорусских писателей, куда более известных и талантливых – белорусскоязычных Г.Марчука, М.Позднякова, А.Карлюкевича, А.Крейдича, А.Казеко, пишущих на русском языке Н.Чергинца, А.Андреева, В.Бондаренко, С.Трахимёнка, А.Аврутина и других. Мне же лично представляется, что второй список куда основательнее, нежели список А.Северинец, и именно из него давно стоит отобрать писателей и произведения для школьной программы.

Отдельное слово о пишущих на русском языке – их в Союзе Писателей Беларуси добрая половина. Русский язык – родной для белорусов, а не язык соседей, поэтому абсолютно не правильно, что творчество этих белорусских писателей не изучается в школе. Их произведения наряду с текстами на белорусском языке, очевидно, повысят интерес учащихся к родной литературе.

Заканчивая свои «мысли вслух», хотелось бы заметить, что вопрос о школьной программе по белорусской литературе актуален, но решать его должны не «революционеры-дилетанты» в стиле фразы из «Собачьего сердца» М.Булгакова «- Если бы  сейчас  была  дискуссия,  -  начала  женщина,  волнуясь  и загораясь румянцем, - я бы доказала Петру Александровичу...», а профессионалы – Министерство образования, Министерство информации, Союза писателей Беларуси.

В начале статьи я сделал большое вступление про Китай. Я думаю, понятно, почему – пару таких «реформ», не дай Бог – отказ от государственности русского языка и его развития – и пропадёт наука, да и производство.

Почти уверен, этого не произойдёт, и об этом не раз говорил и предупреждал белорусский президент А.Г.Лукашенко (о непродуманных реформах и вопросе о русском языке), но как же неймётся некоторым «революционерам» - можно и сук, на котором сидишь, пилить – не важно, что сами упадём – главное, «подальше от России и поближе к Европе».

А в Китае поезда без машинистов… И «Войну и мир» там любят, как и «А зори здесь тихие», и «Как закалялась сталь». А нам «Бородино» мешает… Обидно за нас и за такие «идеи», как у А.Северинец… ей Богу. Грустно и то, что жюри конкурса «Учитель года Минской области – 2017» определило А.Северинец в качестве образца для подражания – жюри тоже согласно с данными «рационализаторскими предложениями»?

15 января 2018 года


Комментарии


2018-01-16 09:44:39 Гость Елена ОпидовичГость Елена Опидович № 2670804
Думаю, что данное письмецо написано под заказ. А.Северинец "прославиться" решила не шутя...
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru