САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Иван Громов: Пора выбираться из плена иллюзий и сомнений

Иван Громов: Пора выбираться из плена иллюзий и сомнений

« Назад

Иван Громов: Пора выбираться из плена иллюзий и сомнений 05.12.2019 17:08

Из трех десятков так называемых дорожных карт, стоящих на повестке российско-белорусского союзного строительства, главными на современном этапе, пожалуй, являются те, что связаны с унификацией энергетических сфер. Именно эти вопросы стороны безуспешно пытались согласовать на протяжении года.

Минск преподносит процесс перевода белорусско-российских отношений в рыночное русло как идею новоявленную, инициированную Россией в прагматичных целях. Однако, это весьма поверхностное восприятие действительности. На самом деле истоки преобразований, которые Москва сегодня осуществляет в энергетической сфере, берут свое начало в далекие 90-е, когда распался СССР и государства Восточной Европы (прежде всего, Польша и прибалтийские республики) открыто заявили о планах сворачивания сотрудничества с Россией в области энергетики и намерении переориентировать национальные энергетические системы на американо-европейскую инфраструктуру, с соответствующей сырьевой базой. Стало ясно, что провозглашенный в свое время У.Черчиллем «железный занавес» никуда не исчез, а сместился на восток, поближе к границе Евразийского континента. Иными словами Россию поставили перед необходимостью искать дополнительные транзитные маршруты доставки своих углеводородов крупным европейским потребителям, а тема российской экономической экспансии на постсоветском пространстве элементарно надуманна. 

1995 год

Масштабные трансформации всегда растягиваются на десятилетия и кому-то может почудиться, что устоявшаяся схема экономических отношений незыблема, что в основе реформ не объективный ход событий, а чья-то прихоть и стоит только показать норов, как все вернется к привычному состоянию… Но, реалии таковы, что применяемая Польшей и государствами Балтии политика сдерживания российского энергетического экспортного потока на европейском направлении снижает и привлекательность белорусского транзитного коридора.  

без названия (2)

Следовательно, и ценовая политика не может оставаться прежней. На этом фоне пересмотр формата белорусско-российского экономического сотрудничества неизбежен. Чтобы пролонгировать льготный режим торговых связей с Россией Минск обязан предложить партнеру новые схемы взаимодействия. Однако, белорусское руководство не только игнорирует действительность, но, вопреки логике, даже настаивает на больших для себя преференциях.  

Между тем, из Москвы сигналы на упреждение идут регулярно и не только по энергетическим направлениям. К примеру, в течение прошлого года российские коммерческие круги неоднократно поднимали вопрос о чрезмерной загруженности железнодорожной инфраструктуры Белоруссии, слабых темпах ее модернизации и, как следствие, непригодности для перспективных планов транзитных перевозок российского товара в западном направлении.  

Без названия

С тем, чтобы исправить положение, российская сторона презентовала крупные совместные проекты. Правда, с одним условием – сфокусировать товарные потоки на российские северные порты. По сути, белорусам предлагалось начать усиление северного транзитного маршрута, взамен теряющего свою актуальность западного, составляющей частью которого являются прибалтийские порты. 

  российский порт Усть-Луга

 Аргументы россиян понятны – зачем поддерживать конкурентов, если свои порты не загружены? Но в Минске, сославшись на пресловутую политику диверсификации, предложения российского бизнеса отклонили, вероятно из опасения испортить без того натянутые отношения с европейскими соседями… Возможно когда-то такая линия поведения приносила белорусскому руководству дивиденды, но на современном этапе, не говоря уже о среднесрочной перспективе, она убыточна.

О недальновидности практикуемых Минском подходов говорит и более свежий пример – приобретение 12 российских истребителей СУ-30 СМ стоимостью 50$ млн каждый. В качестве альтернативы этой невероятно дорогой покупке Москва предлагала возведение на территории Белоруссии российской военной базы. Но Минск предпочел выложить более полумиллиарда долларов. Что это, опасения критики со стороны Запада или фобия иметь под боком российских военных? Так к критике нам не привыкать, а задачи коллективной обороны мы с Россией итак решаем в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.   

Совместные учения ВС Беларуси и России «Щит Союза — 2019»

И потом, не боятся же ни Германия, ни Япония американских военных баз на своих территориях. Понятно, что эти базы появились без ведома германцев и японцев, но времена меняются. Сегодня в Берлине и Токио наверняка пересмотрели свое отношение к вопросу. Во всяком случае обороноспособность этих стран ни у кого не вызывает сомнений, равно как и их экономический потенциал. 

  американские танки на параде в Варшаве

Великобритания, Испания, Португалия, Турция, Нидерланды, Греция и десятки других экономически развитых европейских государств добровольно согласились разместить иностранные военные базы на своей земле. А соседняя нам Польша, к слову в политическом смысле весьма амбициозная республика, сама взяла на себя расходы по обустройству американской базы (порядка 2 млрд долларов). Там точно понимают, что наличие в арсенале 12 современных самолетов еще не делает национальную армию боеспособной. А вот нагрузка на бюджет серьезная. Как видно, где весь мир зарабатывает, мы теряем.

Чтобы понять абсурдность довода о наличии российской угрозы для белорусского суверенитета, надо вспомнить, что именно Москва всего 25 лет назад предоставила Белоруссии право на самоопределение, на котором, кстати, мы, в отличие от прибалтийских республик, не настаивали. Планов полного слияния Белоруссии с Россией не вынашивала даже советская система. В этом смысле показательно включение белорусской советской республики в состав учредителей ООН, которое инициировал и отстоял перед союзниками И. Сталин. 
Союзное строительство и крупные совместные белорусско-российские коммерческие проекты, в том числе в военной сфере, являются жизненно важными для экономического развития Белоруссии и сохранения ее суверенитета. Если белорусская правящая элита не осознает этого, товарные потоки пойдут обходными путями. Трубопроводы лишь первая ласточка.

Но принять верное решение значит, прежде всего, определится в вопросе мировоззренческой причастности. Спустя 25 лет после краха коммунистической модели развития в каждом белорусском городе можно по-прежнему увидеть памятник Ленину, и не в качестве музейного экспоната, а непременно перед зданием исполкома. В то же время, руководство страны наперебой твердит о приверженности рыночным принципам экономики. Этот симбиоз несовместимых идеологических моделей мог существовать только за счет российского экономического патернализма. Теперь же, когда Москва стала выстраивать отношения с союзниками в исключительно рыночном векторе, проблема вышла наружу во всей своей порочной сущности. 

Президенты Российской Федерации и Республики Беларусь

Пора идти в ногу со временем и меняться вместе с изменяющейся средой, отбросив все иллюзии и необоснованные фобии – ради благополучия белорусского народа и его развития!


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru