САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика портала "Вместе с Россией" \ Иван Громов: Пора выбираться из плена иллюзий и сомнений

Иван Громов: Пора выбираться из плена иллюзий и сомнений

« Назад

Иван Громов: Пора выбираться из плена иллюзий и сомнений 05.12.2019 17:08

Из трех десятков так называемых дорожных карт, стоящих на повестке российско-белорусского союзного строительства, главными на современном этапе, пожалуй, являются те, что связаны с унификацией энергетических сфер. Именно эти вопросы стороны безуспешно пытались согласовать на протяжении года.

Минск преподносит процесс перевода белорусско-российских отношений в рыночное русло как идею новоявленную, инициированную Россией в прагматичных целях. Однако, это весьма поверхностное восприятие действительности. На самом деле истоки преобразований, которые Москва сегодня осуществляет в энергетической сфере, берут свое начало в далекие 90-е, когда распался СССР и государства Восточной Европы (прежде всего, Польша и прибалтийские республики) открыто заявили о планах сворачивания сотрудничества с Россией в области энергетики и намерении переориентировать национальные энергетические системы на американо-европейскую инфраструктуру, с соответствующей сырьевой базой. Стало ясно, что провозглашенный в свое время У.Черчиллем «железный занавес» никуда не исчез, а сместился на восток, поближе к границе Евразийского континента. Иными словами Россию поставили перед необходимостью искать дополнительные транзитные маршруты доставки своих углеводородов крупным европейским потребителям, а тема российской экономической экспансии на постсоветском пространстве элементарно надуманна. 

1995 год

Масштабные трансформации всегда растягиваются на десятилетия и кому-то может почудиться, что устоявшаяся схема экономических отношений незыблема, что в основе реформ не объективный ход событий, а чья-то прихоть и стоит только показать норов, как все вернется к привычному состоянию… Но, реалии таковы, что применяемая Польшей и государствами Балтии политика сдерживания российского энергетического экспортного потока на европейском направлении снижает и привлекательность белорусского транзитного коридора.  

без названия (2)

Следовательно, и ценовая политика не может оставаться прежней. На этом фоне пересмотр формата белорусско-российского экономического сотрудничества неизбежен. Чтобы пролонгировать льготный режим торговых связей с Россией Минск обязан предложить партнеру новые схемы взаимодействия. Однако, белорусское руководство не только игнорирует действительность, но, вопреки логике, даже настаивает на больших для себя преференциях.  

Между тем, из Москвы сигналы на упреждение идут регулярно и не только по энергетическим направлениям. К примеру, в течение прошлого года российские коммерческие круги неоднократно поднимали вопрос о чрезмерной загруженности железнодорожной инфраструктуры Белоруссии, слабых темпах ее модернизации и, как следствие, непригодности для перспективных планов транзитных перевозок российского товара в западном направлении.  

Без названия

С тем, чтобы исправить положение, российская сторона презентовала крупные совместные проекты. Правда, с одним условием – сфокусировать товарные потоки на российские северные порты. По сути, белорусам предлагалось начать усиление северного транзитного маршрута, взамен теряющего свою актуальность западного, составляющей частью которого являются прибалтийские порты. 

  российский порт Усть-Луга

 Аргументы россиян понятны – зачем поддерживать конкурентов, если свои порты не загружены? Но в Минске, сославшись на пресловутую политику диверсификации, предложения российского бизнеса отклонили, вероятно из опасения испортить без того натянутые отношения с европейскими соседями… Возможно когда-то такая линия поведения приносила белорусскому руководству дивиденды, но на современном этапе, не говоря уже о среднесрочной перспективе, она убыточна.

О недальновидности практикуемых Минском подходов говорит и более свежий пример – приобретение 12 российских истребителей СУ-30 СМ стоимостью 50$ млн каждый. В качестве альтернативы этой невероятно дорогой покупке Москва предлагала возведение на территории Белоруссии российской военной базы. Но Минск предпочел выложить более полумиллиарда долларов. Что это, опасения критики со стороны Запада или фобия иметь под боком российских военных? Так к критике нам не привыкать, а задачи коллективной обороны мы с Россией итак решаем в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.   

Совместные учения ВС Беларуси и России «Щит Союза — 2019»

И потом, не боятся же ни Германия, ни Япония американских военных баз на своих территориях. Понятно, что эти базы появились без ведома германцев и японцев, но времена меняются. Сегодня в Берлине и Токио наверняка пересмотрели свое отношение к вопросу. Во всяком случае обороноспособность этих стран ни у кого не вызывает сомнений, равно как и их экономический потенциал. 

  американские танки на параде в Варшаве

Великобритания, Испания, Португалия, Турция, Нидерланды, Греция и десятки других экономически развитых европейских государств добровольно согласились разместить иностранные военные базы на своей земле. А соседняя нам Польша, к слову в политическом смысле весьма амбициозная республика, сама взяла на себя расходы по обустройству американской базы (порядка 2 млрд долларов). Там точно понимают, что наличие в арсенале 12 современных самолетов еще не делает национальную армию боеспособной. А вот нагрузка на бюджет серьезная. Как видно, где весь мир зарабатывает, мы теряем.

Чтобы понять абсурдность довода о наличии российской угрозы для белорусского суверенитета, надо вспомнить, что именно Москва всего 25 лет назад предоставила Белоруссии право на самоопределение, на котором, кстати, мы, в отличие от прибалтийских республик, не настаивали. Планов полного слияния Белоруссии с Россией не вынашивала даже советская система. В этом смысле показательно включение белорусской советской республики в состав учредителей ООН, которое инициировал и отстоял перед союзниками И. Сталин. 
Союзное строительство и крупные совместные белорусско-российские коммерческие проекты, в том числе в военной сфере, являются жизненно важными для экономического развития Белоруссии и сохранения ее суверенитета. Если белорусская правящая элита не осознает этого, товарные потоки пойдут обходными путями. Трубопроводы лишь первая ласточка.

Но принять верное решение значит, прежде всего, определится в вопросе мировоззренческой причастности. Спустя 25 лет после краха коммунистической модели развития в каждом белорусском городе можно по-прежнему увидеть памятник Ленину, и не в качестве музейного экспоната, а непременно перед зданием исполкома. В то же время, руководство страны наперебой твердит о приверженности рыночным принципам экономики. Этот симбиоз несовместимых идеологических моделей мог существовать только за счет российского экономического патернализма. Теперь же, когда Москва стала выстраивать отношения с союзниками в исключительно рыночном векторе, проблема вышла наружу во всей своей порочной сущности. 

Президенты Российской Федерации и Республики Беларусь

Пора идти в ногу со временем и меняться вместе с изменяющейся средой, отбросив все иллюзии и необоснованные фобии – ради благополучия белорусского народа и его развития!


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Первый авианосец в РФ построят с учетом чертежей советского "Ульяновска"
Первый авианосец в РФ построят с учетом чертежей советского "Ульяновска"

ВМФ продолжает работу над ТТЗ, она должна завершиться в 2020 году, после чего задание на проектирование поступит в Объединенную судостроительную корпорацию.

Т-34: самая массовая боевая машина за всю историю
Т-34: самая массовая боевая машина за всю историю
19 декабря 1939 года, на заседании Комитета обороны при Совнаркоме СССР, было принято постановление № 443 о принятии на вооружение танка Т-34.
Международный фотопроект «Глаза Победы»
Международный фотопроект «Глаза Победы»
Мотоклуб «Ночные волки» приглашает всех желающих принять участие в фотопроекте, посвященном Героям Великой Отечественной войны.
Последние новости
все новости
13.01.20

Все имеет свое закономерное завершение. Так произошло и с Соглашением о партнерстве ЕС-Беларусь, которое приказало долго жить. Макеевские дипломаты похожи сейчас на настоящих плакальщиков при отпевании своего любимого детища. Сейчас они причитают и просят «европейскую сторону изыскать возможность принятия ею политического или юридического решения хотя бы не повышать, «заморозить» тарифы за выдачу шенгенских виз белорусским гражданам после начала применения нового Визового кодекса ЕС вплоть до вступления  в силу соглашения между Беларусью и ЕС об упрощении выдачи виз».

13.01.20

В начале января 2020 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с важнейшим духовным посланием, в котором напомнил о великих  трудах митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра (нач. XIV в.) на ниве собирания Русской земли и обрисовал нынешние задачи Русской Православной церкви в ее духовно-гражданском служении.

10.01.20

Когда советский поезд привёз освобождённых из польской неволи в Минск, Веру Хоружую на вокзале прямо у тамбура вагона, даже не дав ступить на землю, подхватила толпа и понесла на руках через всю привокзальную площадь. Казалось, весь Минск пришёл встречать патриотов, вырвавшихся из застенков. Затем был торжественный митинг и незабываемая встреча с матерью и братом.

09.01.20

9 мая 2020 года мы будем отмечать 75-летие Победы советского народа над фашистской Германией. Всё дальше уходят в прошлое те героические годы, а сама Великая Отечественная война становится для новых поколений не столько частью жизни, сколько частью истории.

09.01.20

Предстоящие масштабные учения НАТО в Прибалтике весной 2020 года у границ Белоруссии и России – это не какие-то «непонятные учения», а вполне понятные с точки зрения интересов США как государства милитаристского и агрессивного, на полном серьезе мечтающего об установлении американского миропорядка в современном мире. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru