САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Иван Мартынов: Чей герой Костюшко?

Иван Мартынов: Чей герой Костюшко?

« Назад

Иван Мартынов: Чей герой Костюшко? 08.02.2021 14:51

Иван Мартынов

 

 

ЧЕЙ ГЕРОЙ КОСТЮШКО?

 

Известный историк Я. Трещенок неоднократно давал оценку деятельности Т.Костюшко. Процитируем школьный учебник. «Т. Костюшко был пленён русскими войсками. После смерти Екатерины II император Павел I освободил его из плена под честное слово, что тот не будет сражаться против России. Благо­родный Т. Костюшко слово сдержал. Впоследствии он отказал­ся возглавить польские легионы в наполеоновской армии.

Главной причиной быстрого поражения польского восстания Т.Костюшко была узость его социальной базы. Большинство шляхты не под­держало восставших, не говоря уже о ненавидевших шля­хетскую власть народных массах. Обещание Т. Костюшко предоставить крестьянам личную свободу не привлекло кре­стьянства, поскольку феодальная зависимость сохранялась. Однако это обещание, в свою очередь, оттолкнуло те слои шляхты, которые первоначально примкнули к восстанию. Что же касается православного белорусского и украинского крестьянства, то оно относилось к шляхетским повстанцам враждебно. Такой будет его позиция и во время последую­щих шляхетских восстаний против российской власти.

Попытки национал-радикальных историков представить движение под руководством Т. Костюшко «национально- освободительным движением белорусского народа» не вы­держивают критики. Даже если принять за «белорусский народ» ополяченную шляхту, то большинство её на тер­ритории Беларуси устранилось от участия в восстании. Слишком далеко зашло внутреннее разложение страны. Защищать Речь Посполитую, по существу, было некому.

 

Исторический факт

 

В Государственном историческом музее России хранится золотая табакерка с благодарственной над­писью А. Суворову от жителей Варшавы. Любопытна история этой реликвии. В октябре 1794 г. русские войска подошли к Варшаве, и А. Суворов предложил ей почётную капитуляцию. Повстанцы высокомерно отказались, а после того как А. Суворов штурмом овладел восточным предместьем Варшавы — Прагой, бежали из города, бросив его на произвол судьбы. Согласно европейским военным обычаям того вре­мени, город, отказавшийся капитулировать и взя­тый штурмом, отдавался войскам на разграбление. А. Суворов пощадил польскую столицу, за что ему и была преподнесена благодарными горожанами золо­тая табакерка.

Этот эпизод выразительно характеризует поль­скую шляхту. Такие, как Т. Костюшко, были в её среде скорее исключением, чем правилом.

24 октября 1795 г. в Петербурге был подписан договор об окончательном разделе Речи Посполитой. Россия при­соединила к себе Западную Беларусь, Западную Волынь, Литву и Курляндское герцогство, фактически давно ей подвластное. Коренные польские земли были разделены между Пруссией и Австрией. Одно из древнейших евро­пейских государств перестало существовать. Отныне все славянские народы за пределами России оказались под ино­земной властью немцев или турок.

 

Комментарий историка

 

Знаменитый историк В. Ключевский так проком­ментировал создававшуюся ситуацию: «Россия не присоединила ни одной квадратной версты корен­ной польской территории. Но великая славянская держава не имела нравственного права пополнять и без того обширное славянское кладбище ещё одной свежей могилой» (Ключевский, В. О. Сочинения : в 9 т. — М., 1989. — Т. 5. — С. 55).

Необходимо отличать воссоединение с Россией тяго­тевших к ней восточнославянских территорий, некогда составлявших с ней единое целое, от уничтожения госу­дарственности польского народа. За последнее Россия несёт свою часть исторической вины. Воссоединение восточно-славянских территорий было прогрессивно, исчезновение национальной польской государственности — реакционно. Но как отделить одно от другого? Такие узлы история ру­бит по-живому». (Я.И.Трещенок, А.А.Воробьёв, В.В.Волженков. “Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения”, Мн.. 2014, с. 154-155.)

 

* * *

Председатель комиссии по образованию, культуре и науке Палаты Представителей И.А.Марзалюк высказал свое отношение к польским деятелям, которых считают великими деятелями Беларуси. «І Адам Міцкевіч, і Тадэвуш Касцюшка, а таксама Станіслаў Манюшка, Напалеон Орда (можна яшчэ шмат прозвішчаў назваць) – нашы славутыя землякі. Паўтаруся: землякі, але не беларусы па нацыянальнасці. Не адчувалі яны сябе беларусамі, ніхто іх беларусамі пры жыцці не лічыў, і самі сябе яны да беларускага народа ніколі не адносілі. На «краёвым» (рэгіянальным, субэтнічным) узроўні лічылі сябе літвінамі, а на нацыянальным – палякамі.

Тадэвуш Касцюшка, безумоўна, выдатны дзеяч Рэчы Паспалітай. Але ён – гонар і слава польскай нацыі, давайце будзем шчырымі самі перад сабой. Аб якой долі ён марыў для беларускага народа, для сваіх сялян-русінаў? Адказ на гэта пытанне няцяжка знайсці ў перапісцы Касцюшкі з Гуга Калантаем. Дык вось, «наш» нібыта «беларус» марыў аб татальнай паланізацыі (моўнай і ментальнай) нашага народа: «Прывучыць іх (русінаў. – І.М.) трэба да польскай мовы… З часам польскі дух у іх увойдзе. Непрыяцелем лічыць будуць потым таго, хто не будзе гаварыць на нацыянальнай мове».

Цяпер наконт Адама Міцкевіча. Нідзе ў яго не знойдзем атаясамлення уласнай традыцыі з беларускім народам, з беларускай гісторыяй. Яго гісторыя – гэта гісторыя балцкай Літвы, якая стварыла ВКЛ і добраахвотна злучылася з Польшчай праз Люблінскую унію. Нельга ўспрымаць іначай, як недарэчны жарт, прэтэнзіі асобных адраджэнскіх беларускіх гісторыкаў на «беларусізацыю» ды «прыватызацыю» Міцкевіча і, больш за тое, сцверджанні аб яго беларускасці, меркаванні, што ён нібыта быў «нашым» паэтам. На самай справе Міцкевіч не проста ўсведамляў сваю нацыянальную польскасць (што не перашкаджала яму мець рэгіянальную, субэтнічную, літоўскую свядомасць), а з’яўляўся адным з творцаў мадэрнага польскага нацыяналізму, абгрунтоўваў канцэпцыю польскага каталіцкага месіянства, даводзіў богаабранасць палякаў як народа-пакутніка. Яго Польшча – гэта і ўласна этнічная Польшча (Карона), і Літва, і Русь, «ад мора да мора». Ёсць у Адама Міцкевіча і вобраз Беларусі, беларускага народа і яго мовы. Але гэты вобраз не надта прыемны. Беларусы для Міцкевіча – народ без традыцый уласнай дзяржаўнасці, народ негістарычны, пазбаўлены ўласнай суб’ектнасці, народ татальна залежны ад сваіх суседзяў на працягу ўсёй уласнай гісторыі. Для Міцкевіча і беларуская, і ўкраінская, і велікаруская мовы – складнікі агульнарускай моўнай. (с 77-78)

 Невыпадкова падзеі 1863 года ніхто з сучаснікаў нацыянальна-вызваленчым паўстаннем беларускага народа не называў. Як ніхто не называў Вікенція Канстанціна Каліноўскага беларускім нацыянальным героем. Усе сучаснікі скарыстоўвалі зусім іншае азначэнне – польскае паўстанне ў Літве і Беларусі. «Беларусізацыя» Каліноўскага пачалася толькі ў пачатку XX стагоддзя. Таму давайце будзем сумленнымі, прынамсі ў навуковых тэкстах, у дысертацыях, у манаграфіях, у навуковых публікацыях – будзем мець мужнасць сваё назваць сваім, а чужое – чужым. (с78-79)

 Напрыклад, літоўскі міф беларускай гістарыяграфіі сёння адыгрывае надзвычай дэструктыўную, разбуральную для грамадскай свядомасці ролю, фарміруе адначасова і комплекс нацыянальнай мізэрнасці, і прагу да рэваншу, «праведны гнеў» на «злодзеяў»-літоўцаў, якія нібыта «ўкралі» ў нас і «нашу» саманазву, і «нашу» дзяржаўнасць, і «нашы» этнічныя тэрыторыі».(с. -79).

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
25.03.23

22 марта 2023 года в Хатыни прошли мероприятия, посвящённые 80-летию со дня страшной трагедии - уничтожения этой теперь знаменитой на весь мир белорусской деревни вместе со всеми её жителями. В борьбе с нашим народом фашисты широко использовали карательные отряды, состоящие из тех, кто, изменив Родине, перешел на сторону вооруженного противника, открыто сотрудничая с гитлеровцами. Несмотря на то, что они являлись объектом подкупа, обещаний привилегий и благополучия, их было мизерное количество по сравнению с теми, кто, рискуя жизнью, принимал участие в партизанском движении или помогал ему. Борьба с партизанами велась, как правило, самыми жестокими средствами. Приказы высшего руководства давали санкцию на применение беспощадных методов. А так как военные операции против партизанских отрядов часто проводились впустую, то неудачи выдавали за «успехи», сжигая при этом мирные деревни вместе с населением.

20.03.23

Четырнадцать лет назад Резолюцией № A/RES/66/281 Генеральной Ассамблеи ООН был учреждён новый международный праздник – День счастья, который отмечается 20 марта. В некоторых государствах, например, в Бутане, в составе правительства имеется даже Министерство счастья.

19.03.23

Они контролируют информацию, наши связи, контакты, но они не контролируют наши души, сердца, убеждения, совесть и, что куда важнее, наши поступки. Да и не смогут они этого сделать. Да, они могут манипулировать, частично управлять нами, но всё же у каждого из нас достаточно свободы выбора, чтобы лично определять, как построить свою жизнь, какие идеалы и ценности хранить и отстаивать, если это будет нужно. Могут ли нас шантажировать? Конечно могут, особенно людей из мира политики, известных людей, представителей бизнеса. Люди прошлого тоже вели себя по-разному, но помнили, что есть Бог, который всё видит и знает. Теперь, когда общество становится всё более безбожным, цифровой диктат начинает для атеистов выполнять ту же функцию – человек должен понимать, что всё, что он делает, может стать известным – а значит жить всё же стоит так, чтобы не бояться огласки самого тёмного и тайного, что есть в нашей жизни и что может стать для всех явным. Или хотя бы помнить об этом. И это главное, что я хотел сказать.

18.03.23

Необходимо подчеркнуть, что в победе над мятежом в значительной мере способствовало русское общественное мнение.  Благодаря высокому патриотическому подъему в обществе правительство смогло преодолеть препоны со стороны «польской партии» в аристократическим кругах, избавиться от колебаний и занять твердую позицию в отношении как самого мятежа, так и попыток вмешательства во внутренние дела России европейских держав. С той поры минуло 160 лет. Российское государство, а с ней и весь Русский мир, вновь в крайней опасности, но, как и в те далёкие годы, патриотизм народа стал главной опорой руководства страны и залогом грядущей победы. 

12.03.23

Фонд международной солидарности (ФМС) основан в Польше в 1997 году для реализации различных гуманитарных и политических проектов в государствах «Восточного партнерства». Как и все прозападные фарисейские организации, фонд борется за свободу, общее благополучие и безопасность, поддерживает «гражданское общество и демократические перемены» в «авторитарных» странах, а также принимает участие в развитии местных и региональных администраций. Это на словах. А на практике – фонд – это организация, созданная западными политическими фарисеями для решения задач по дестабилизации ситуации в неугодных странах и свержения правительств, которые отказались быть западными марионетками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru