САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Кирилл Метелица: Крылья Родины. Земная и небесная слава Павла Сухого

Кирилл Метелица: Крылья Родины. Земная и небесная слава Павла Сухого

« Назад

Кирилл Метелица: Крылья Родины. Земная и небесная слава Павла Сухого 19.11.2015 17:20

Кирилл Метелица: Крылья Родины. Земная и небесная слава Павла Сухого


Есть в истории российско-белорусской истории такие люди, которыми одинаково гордятся в обеих странах. К числу подобных выдающихся личностей вне всяких сомнений относится и знаменитый авиаконструктор Павел Осипович Сухой, чьи самолёты до сих пор охраняют мирное небо России и Беларуси.

Один из будущих отцов отечественной реактивной авиации родился 10 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне это город в Витебской области). Отцом мальчика был сын крепостного крестьянина Осип Андреевич Сухой, работавший учителем в местной школе. Когда Павлу исполнилось 5 лет, Сухие переехали в Гомель, где главе семейства предложили взять под своё начало школу для детей железнодорожников. На первых порах семье из 8 человек (помимо Павла у четы Сухих было ещё 5 дочерей) пришлось жить на съёмной квартире, однако вскоре Осипу Андреевичу удалось одолжить денег на земельный участок, на котором он и построил собственный дом. У Сухих была большая библиотека, поэтому Павел ещё в раннем детстве пристрастился к чтению книг. Любопытно, что в семье существовала популярная в Российской империи, но позабытая нынче традиция издавать домашний журнал, в котором каждый из домочадцев мог разместить свои заметки, стихи или рисунки. Так что к моменту поступления будущего авиаконструктора в классическую гимназию (это случилось в 1905 году) он имел при себе огромный багаж знаний.
sukhoi
В 1910 году произошло знаковое событие в жизни Павла. Как-то, возвращаясь домой из гимназии, он увидел в небе аэроплан, за штурвалом которого сидел один из пионеров русского воздухоплаванья знаменитый Сергей Уточкин. Увиденное настолько потрясло юношу, что он раз и навсегда “заболел” авиацией. Он взялся за изучение всей существующей на тот момент авиационной литературы. Впрочем, это увлечение никоим образом не мешало мальчику хорошо учиться. В 1914 году он окончил гимназию с серебряной медалью. Продолжить своё образование Павел решил в Императорском Высшем техническом училище, где в то время преподавал сам Николай Егорович Жуковский. Именно тот факт, что среди преподавательского состава ИВТУ находился человек, стоявший у истоков русской авиации, определил окончательный выбор Сухого в пользу этого учебного заведения. Увы, из-за проволочек с документами юноше не удалось сходу поступить в училище, поэтому он на год стал студентом Московского университета. Однако уже в 1915 году Павел без проблем сдал вступительные экзамены в ИВТУ и его мечта сбылась – он стал учиться под руководством своего кумира Жуковского. К слову, в те годы в Императорском Высшем техническом училище обучался и ещё один будущий великий авиаконструктор – Андрей Туполев.

Несмотря на явные успехи, которые демонстрировал студент Сухой, окончить училище ему помешала Первая мировая война. По достижении призывного возраста Павла мобилизовали и транзитом через Школу прапорщиков отправили на фронт. Как и положено “технарям”, служил он в артиллерии, хотя мечты об авиации не покидали его. Тем более, что в Великую войну каждый русский лётчик, летавший на четырёхмоторном “Илье Муромце”, автоматически попадал в разряд героев. К сожалению, за подвигами Императорского воздушного флота Сухому приходилось наблюдать из окопов.
su9-4
После Октябрьской революции Сухой возвращается на белорусскую землю. В хаосе и неразберихе Гражданской войны было не до учёбы, поэтому Сухой, дабы заработать себе на хлеб, устроился простым учителем математики в провинциальном Лунинце, где, к слову, встретил свою будущую жену Софью Тенчинскую. Начавшаяся вскоре советско-польская война заставила их сорваться с места и перебраться в Гомель. Здесь Павел встретился со своим отцом, который устроил его на работу в школу, которой заведовал. Стоит сказать, что учитель из Сухого был никудышный, поскольку при всей своей эрудированности и прекрасном знании материала он не мог толком объяснить его своим ученикам. Поэтому, когда в 1920 году вышло постановление СНК о возвращении студентов в свои учебные заведения, Павел с радостью ухватился за эту возможность. Вернувшись в Москву, он продолжил обучение в своей alma mater, которая теперь именовалась Московским Высшим техническим училищем. Способный молодой человек приглянулся Андрею Туполеву, который после смерти Жуковского занял место своего учителя. Именно Туполев руководил дипломной работой Сухого. После того, как Павел успешно защитил диплом, всё тот же Туполев пригласил его на работу в своё конструкторское бюро. Далее карьера Павла Осиповича развивалась стремительно – за какие-то десять лет из обычного инженера он превратился в заместителя главного конструктора.

Первым детищем Сухого стал истребитель И–4, стоявший в период 1928–1933 гг. на вооружении Красной Армии. Этот самолёт опередил все существующие на тот момент аналоги по нескольким показателям и по праву считался многими специалистами одной из лучших машин. Следующей конструкторской разработкой Павла Осиповича станет одноместный истребитель И–14, оснащённый множеством тогдашних новинок, таких как закрывающаяся кабина лётчика, убирающееся шасси и др. Правда, широкого распространения новый самолёт не получил. Это было связано с тем, что для создания одной такой машины требовалось очень много листового алюминия, которого в СССР катастрофически не хватало. Поэтому вместо И–14 на вооружение был взят более экономичный И–16 Поликарпова, знаменитый “ястребок”. Несмотря на эту неудачу, Сухой продолжал упорно работать, и результатом его стараний стал АНТ–25, тот самый, на котором советский лётчик Михаил Громов установил в 1934 году мировой рекорд по дальности полёта – 12 411 километров. Позже, в 1937 году, находясь за штурвалом этого же летающего рекордсмена, Валерий Чкалов совершил свой знаменитый перелёт через Северный полюс в Америку. Эта машина побила все существовавшие на тот момент рекорды дальности полётов и была для своего времени настоящим шедевром авиационной промышленности.
img13617
Во второй половине 30-х годов Павел Осипович работал и над ещё одним важным проектом. Дело в том, что советские лётчики, воевавшие на “ястребках” в Испании, выражали серьёзную обеспокоенность тем, что наши самолёты уступают немецким “мессерштмиттам” и “юнкерсам”. Сталин лично сформулировал задачу для своих авиаконструкторов: ”Самолёт должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров его, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов”. Был объявлен конкурс, в котором победил проект Сухого. В результате на свет появился ближний бомбардировщик Су–2, принявший впоследствии участие в сражениях Великой Отечественной войны в 1941–1942 гг.

К этому времени Сухой уже зарекомендовал себя в качестве первоклассного специалиста и возглавил новое конструкторское бюро. Во время войны он руководил работами по созданию новых и модернизации старых самолётов. Наибольшую известность из них получили штурмовики Су–6 (за них Сухой был удостоен Сталинской премии I степени) и Су–8, являвшийся одним из крупнейших в мире специально созданных штурмовиков. После окончания Великой Отечественной начался новый виток профессиональной карьеры Павла Осиповича. Он ведёт разработку и постройку первых советских реактивных самолетов: истребителей Су–9, Су–11, Су–13, Су–15, Су–17, реактивного бомбардировщика Су–10 и реактивного разведчика-корректировщика Су–12. Кроме этого в конструкторском бюро создавались пассажирские и грузовые самолёты. Несмотря на все успехи Сухого, в 1949 году его КБ закрывают. Это было связано со случившейся в том году аварией Су–15 во время тренировочного полёта. После этого попавшего в опалу Павла Осиповича назначают на должность заместителя главного конструктора в КБ Туполева. Нужно отметить, что со своим старым начальником Сухой на этот раз не сошёлся. Оба они были уже маститыми конструкторами, поэтому нет ничего удивительного в том, что и Сухой, и Туполев вызывали друг у друга раздражение. Тем не менее, постоянные стычки на профессиональной почве не мешали им хорошо делать свою работу. В 1953 году, после смерти Сталина, КБ Сухого было восстановлено и Павел Осипович вновь занял подобающее ему место главного конструктора.

После своего возвращения из опалы Сухой руководил созданием таких самолётов, как истребитель Су–7 с невероятной для того времени скоростью полёта, вдвое превышавшей скорость звука, и истребитель-бомбардировщик Су–17, бывший первым в мире самолётом, у которого носовая часть фюзеляжа вместе с кабиной была отделяемой. Кроме того в КБ Сухого были созданы такие машины, как бомбардировщик Су–24, модифицированные модели которого сегодня задействованы российскими ВВС в Сирии для борьбы с ИГИЛ, штурмовик Су–25, легендарная “лягушачья лапка”, до сих пор находящаяся на вооружении российских военно-воздушных сил, истребитель Су–27 и многие другие самолёты. В общей сложности Сухой лично руководил разработкой более 50 различных моделей самолётов, из которых около 30 были в итоге запущены в серийное производство. Одним из наиболее революционных нововведений Павла Осиповича без сомнения является придуманное им крыло, способное изменять в полёте свою геометрию. Оснащённые такими крыльями самолёты тратили меньше времени на взлёт и посадку и набирали большие скорости во время полёта.

Наш славный земляк умер в Москве в 1975 году. Судьба отмерила ему 80 лет жизни, из которых 50 Сухой посвятил авиатехнике. За долгие годы своей работы по созданию воздушного щита Родины он получил множество наград. Сухой был лауреатом Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР, имел большое количество орденов и медалей, а также дважды был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ныне фамилию Сухого носят улицы во многих белорусских и российских городах. На въезде же в родное для авиаконструктора Глубокое стоит необычный памятник – Су–17, призванный напоминать всем гостям города о том, какой выдающийся человек здесь родился. Сухой прожил долгую жизнь со своими взлётами и падениями, но вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что слава, которую Павел Осипович снискал себе как на небе, так и на земле, является заслуженной.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru