САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович:  Национально-государственные интересы в контексте строительства Союзного государства 

Лев Криштапович:  Национально-государственные интересы в контексте строительства Союзного государства 

« Назад

Лев Криштапович:  Национально-государственные интересы в контексте строительства Союзного государства  01.02.2018 12:18

Национально-государственные интересы представляют собой потребности развития нации, осознанные с позиций определенных социальных слоев и групп, находящихся у рычагов политической власти, потребности нации, связанные с обеспечением ее безопасности, созданием благоприятных политических, социально-экономических, духовно-культурных условий для ее функционирования и развития. 

Понятие «национально-государственные интересы» включает принципы государственного суверенитета, национальной безопасности, устойчивости развития, высокой социальной, экономической, политической и культурной защищенности населения. Решающим носителем и выразителем национально-государственных интересов является народ. Именно интересы народа лежат в основе всей структуры национально-государственных интересов. Национально-государственные интересы нельзя скопировать или позаимствовать у других стран. Формирование национально-государственных интересов основывается на национальных традициях и исторически сложившемся укладе жизни народа. Национально-государственные интересы – это результат ценностного осмысления потребностей нации, в основе которых лежит национальная традиция взаимоотношения и взаимодействия различных социальных слоев и политических сил внутри страны и на международной арене. Национально-государственные интересы представляют собой фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей перспективы развития.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что и сама государственная власть не может утвердить свой авторитет, если она не опирается на систему национально-государственных интересов, понятых, принятых и одобренных большинством народа. Только государственная власть, опирающаяся на общенациональные интересы, способна проводить консенсусную политику внутри страны и адекватно реагировать на глобальные угрозы, возникающие на международной арене.

Реализация национально-государственных интересов предполагает продуманную национальную политику, осуществляемую государством в национальной сфере. Разумеется, речь идет о национальной политике с гуманистическим содержанием и демократической направленностью.

Выстраивая национально-государственные интересы России и Белоруссии, важно  учитывать два принципиальных момента.

Первый заключался в том, что национально-государственные интересы наших стран нельзя строить на абсолютизации рынка, на тотальной приватизации, либерализации цен и разгосударствлении собственности безотносительно к интересам общества и личности, без учета интересов последующих поколений. Именно проведение рыночных реформ в таком направлении в 1991–1994 годах привело к падению отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, гиперинфляции, деградации науки и культуры, резкому снижению уровня и качества жизни большинства населения и усилению социально-политической напряженности в российско-белорусском обществе. При таком реформировании терялся смысл самих национально-государственных интересов России и  Белоруссии.

Второй момент заключался в необходимости увязки национально-государственных интересов  с социально  ориентированной экономикой, с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких технологий, наличием широкого ассортимента товаров массового потребления и социальной защищенности граждан. Такое понимание сущности национально-государственных интересов России и Белоруссии  предполагало выход на строительство единого Союзного государства.  Только такой курс позволял вывести наши республики из переживаемого системного кризиса, сделать стабильным и предсказуемым ее будущее, защитить свои национально-государственные интересы и занять достойное место в решении глобальных проблем современности.

В рамках такого курса государственные и общественно-политические структуры должны были решать следующие задачи:

– создавать благоприятные условия для сохранения и развития фундаментальных ценностей и традиций российского и  белорусского народов;
– выявлять возможные угрозы национально-государственным интересам, предупреждать появление кризисных ситуаций и конфликтов;
– защищать интересы  как отдельных граждан, так и всего российско-белорусского общества;
– формировать общественное мнение в духе признания политики национальной ответственности и расширения возможностей человеческого развития, добиваться межнационального и межконфессионального согласия;
– требовать четкой и слаженной деятельности органов власти и управления, искоренять служебную безответственность и некомпетентность государственных служащих;
– бороться с коррупцией, бюрократизмом, нелегальным бизнесом, организованной преступностью, терроризмом и другими глобальными угрозами современности;
– обеспечивать взаимодействие и учет интересов личности, общества и государства.

Процессы социально-политического развития в различных регионах мира имеют свои особенности, что существенно отражается на жизни народов, понимании и определении целей удовлетворения потребностей общества, определении перспектив и путей формирования, защиты, реализации его интересов. Соответственно, выявляются приоритеты в политической, социальной, технологической, экономической, научной и культурной сферах. В целом национальные интересы любой страны включают такие основополагающие цели, как:

– государственный суверенитет и благосостояние народа;
– защита территориальной целостности;
– внутриполитическая стабильность и внешняя безопасность государства;
– сохранение и развитие духовно-культурных ценностей.

В условиях современного, быстро меняющегося мира, идет процесс расслоения стран именно по уровню технологического и экономического развития в связи с информационной революцией. В этом плане очень важно, чтобы, объединяя свои потенциалы, Россия и  Белоруссия заняли свое достойное место в глобализирующемся мире, который будет не капиталистическим, а, скорее всего, интегрирует все предшествующие достижения локальных цивилизаций на новой технологической и социально-политической основе. Возможности Союзного государства для инновационного развития довольно значительны как за счет географического положения и сохранившихся биоценозов и природных комплексов, так и за счет созданной еще в советское время производственной инфраструктуры и высокого интеллектуального потенциала.

Национально-государственным интересам Союзного государства отвечает осуществляемый принцип государственного регулирования экономики, прежде всего стратегически важных отраслей и производств. В рамках реализации данного принципа важно провести преобразования в экономической структуре воспроизводства, найти оптимальное соотношение форм собственности, распределения, рыночного и внерыночного секторов. Подобная политика полностью вписывается в тенденции современного мирового развития. Вот что говорил  еще в 1976 году по этому вопросу выдающийся американский социолог Д. Белл: «Прежде всего, основная власть в области распределения принадлежит сегодня скорее сфере политики, чем экономики. В связи с этим возникает фундаментальный вопрос о границах государственной власти. Экономика ограничивает желания человека количеством имеющихся у него денег или кредитом, на который он может рассчитывать. Но что может ограничить амбиции политиков? Сегодня общественная собственность превышает по своим размерам частный капитал; современная политика поглотила две другие сферы. Важнейшим вопросом общественной собственности является вопрос консолидации бюджета – вопрос контролирования уровня государственных доходов и расходов, как механизма перераспределения богатства. Как много государство должно тратить и на чьи нужды – является главным политическим вопросом нашего времени» [1, c. 226-227].

При реализации национально-государственных интересов необходимо также учитывать то обстоятельство, что в условиях глобализации происходит снижение роли замкнутых национальных государств в регулировании микрохозяйственных связей, уменьшаются возможности защитить себя от деструктивных сил рыночной стихии, экспансионистских действий более сильных конкурентов, массированных отливов иностранного капитала, разрушительных финансовых и экономических кризисов. Задача Союзного государства – найти свое достойное место в условиях глобализации, используя для этого сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.

Национально-государственные интересы нельзя основать на сугубо частном интересе. Дело в том, что частный интерес стремится к привилегиям, а общий – к равенству. Сущность национально-государственных интересов как раз имеет своей предпосылкой общий интерес.

В этом смысле те политические системы, которые основываются на частном интересе, т.е. принципах либерализма, подменяют  общий интерес интересом меньшинства и по сути своей не имеют подлинно национально-государственных интересов. В этом и заключается несостоятельность западной политической системы, когда правящий класс под видом национально-государственных интересов подсовывает своему обществу интересы олигархических групп.

В международном плане такая политика входит в противоречие не только с интересами незападных стран, но и с интересами  большинства граждан в самих западных государствах. Ибо подлинно национально-государственные интересы одних стран не противоречат национально-государственным интересам других стран, поскольку как общие интересы, они основываются на принципе равенства. Отсюда должно быть понятно, что неолиберальная модель объективно противоречит как интересам мирового сообщества в целом, так и национальным интересам тех стран, которые основывают свою государственную систему на частном интересе.

Природа национально-государственных интересов определяется не только реальным соотношением сил в данный исторический момент, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Анализируя национально-государственные интересы, надо учитывать не только социально-экономические интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого. Путь формирования национально-государственных интересов России и Белоруссии как раз и основан на духовных традициях и исторически сложившемся укладе жизни российского и белорусского народов, на научно обоснованном использовании в первую очередь интеллектуальных ресурсов наших республик, сильной и эффективной государственной власти.

Национально-государственные интересы как центральное явление мира политики могут рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации национально-государственных интересов и особенно политической практики как результата сугубо политических отношений и, наоборот, раскрыть связь национально-государственных интересов и морали, обычаев, традиций, менталитета.

Сущность национально-государственных интересов состоит в установлении, а затем и поддержании общественного согласия. Раскол в обществе, пораженном гипертрофией антисоциального поведения капитала, имеет двойной характер.

Возникает раскол горизонтальный – между конкурирующими группами, и вертикальный – между конфликтующими государствами. Национально-государственные интересы призваны остановить этот антицивилизационный процесс. Поэтому принцип консенсуса, который лежит в фундаменте национально-государственных интересов, должен распространиться не только внутри данного цивилизационного сообщества, но и на отношения с представителями любой другой цивилизации. Национальный консенсус, определяющий психологический климат в государстве, приносит пользу всем гражданам государства. Политической, научной и культурной элите он даст возможность почувствовать себя демиургом социально-политических процессов, а народу с оптимизмом смотреть в будущее. Поэтому сама природа национально-государственных интересов обусловливает необходимость активизации строительства Союзного государства России и Белоруссии.

Лев Криштапович, доктор философских наук

1.    Bell, D. The  Cultural Contradictions of Capitalism  / D.  Bell. —  N.-Y.: Basic Books, 1976.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
05.06.25

27 мая 2025 года в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Беларусь в формате видеомоста Минск – Москва состоялся круглый стол на тему: «Основы идеологии белорусского государства в свете строительства Союзного государства». Я также был его участником и высказал своё видение по данному вопросу. Полагаю, что с учётом важности темы, стоит вернутся к белорусской идеологии ещё раз.

05.06.25

27 июля 1929 года в органе ЦК КП(б)Б газете «Звязда» вышла редакционная статья «О правом уклоне в КП(б)Б по национальному вопросу», в которой были подвергнуты критике «непролетарские подходы» в проведении национальной политики в БССР после чего последовали оргвыводы. Своих постов лишился целый ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников. В частности, с должности наркома просвещения БССР был снят один из создателей и проводников политики белорусизации/дерусификации А.В. Балицкий.

05.06.25

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru