САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович: Польско-шляхетская перелицовка белорусской истории

Лев Криштапович: Польско-шляхетская перелицовка белорусской истории

« Назад

Лев Криштапович: Польско-шляхетская перелицовка белорусской истории 17.11.2020 14:29

В настоящее время много говорят и пишут о национальном возрождении Беларуси. Принимаются декларации, учреждаются исторические журналы, работают организации, к примеру, «Таварыства беларускай мовы», которые своей целью ставят развитие национальной культуры белорусского народа, содействие духовному прогрессу белорусского общества. 

Не ограничиваясь днем нынешним, культуртрегеры всевозможных «суполок» при щедром финансировании западных фондов провозгласили «крестовый поход» против Истории, стараясь доказать, что во времена Великого княжества Литовского Беларусь обладала не только государственностью, но и была также конечным пунктом западноевропейской культуры, противостоящей «варварству» Московского государства. Эти исторические измышления представляют собой насмешку над действительной историей Беларуси. Похоже, наиболее ретивые «исторические наездники» согласились признать в качестве абсолютной истины высказывание своих заокеанских покровителей: «большие деньги творят историю». И любители «белорусскости» в этом отношении не исключение. Хотя со времен македонского царя Филиппа известно, что «осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость», однако, думается, что «белорусизаторские» политики и историографы не в силах переписать Историю, даже если на них прольется золотой дождь американского проповедника «открытого общества». Ниже будет показано, как под лозунгом «белорусскости» якобы «белорусские» историки, внедряя дичайшие антиисторические взгляды, по сути дела развязали польско-шляхетскую войну против белорусской истории.

То, что понятие Белая Русь в свое время служило обозначением территории Западной Руси, входившей в состав Великого княжества Литовского, хорошо прослеживается в переговорах Богдана Хмельницкого с польским комиссаром Адамом Киселем и московскими послами. Так, Богдан Хмельницкий объявляет себя самодержцем русским и заявляет Адаму Киселю, что он выбьет из польской неволи весь русский народ. А когда тому же Адаму Киселю Богдан Хмельницкий указывает на жестокости литовского войска Януша Радзивилла, вырезавшего Мозырь и Туров, то он неслучайно подчеркивает не белорусское, а литовское, поскольку речь шла об иностранных наемниках литовского гетмана, главным образом немецких, оплачиваемых из казны Великого княжества Литовского. Московским же послам Богдан Хмельницкий характерно отвечает: «Если бы царское величество изволил нас принять вскоре и послал своих ратных людей, то я тотчас пошлю свои грамоты в Оршу и Мстиславль и в другие города к белорусским людям, которые живут за Литвой, и они тотчас станут с ляхами биться, и будет их 200 000» [1, c. 593]. Это означало, что Богдан Хмельницкий пошлет свои грамоты к русскому народу, живущему на территории Белой Руси и находящемуся в политическом подчинении у литовского князя.

Непонимание особенностей проявления разных признаков (территориального, этнического, политического) в отношении одного и того же «тутейшего» русского народа на территории как Белой Руси, так и Украины является причиной современных ошибочных представлений о белорусском языке того времени. Белорусский язык, или белорусское письмо, как и украинское письмо, всегда называлось русским письмом. И этот очевидный факт прямо констатируется во Втором Литовском Статуте (1566 г.): «А писаръ земскiй маеть по Руску литерами и словы Рускими вси листы и позвы писати, а не иншымъ языкомъ и словы, и такъ маеть писаръ присегати» [2, c. 65]. О том, что русское письмо было одним из литературных языков Великого княжества Литовского, свидетельствуют произведения, написанные от Киева и Львова до Вильно и Полоцка. Поэтому не может быть и речи о противопоставлении белоруса и украинца великорусу по той простой причине, что белорус, украинец и великорус в то время олицетворяли собой единый русский народ в смысле их этническо-языковой принадлежности. Доказательство этому – «Славянская грамматика» Мелетия Смотрицкого, опубликованная в 1619 году в Вильно. «Созданием своей «Грамматики» Смотрицкий неопровержимо доказал и показал, как нужно служить действительным, а не отвлеченным потребностям времени» [3, c. 115].

«Славянская грамматика» Мелетия Смотрицкого была не просто литературным памятником XVII века, а практическим учебным пособием по изучению славянского (русского) языка как в Великом княжестве Литовском, так и в Московском государстве. Да и сам факт переиздания «Славянской грамматики» в Москве в 1648 и 1721 годах подтверждает сказанное. Поэтому совершенно неразумно рассматривать «Славянскую грамматику», как это делают увлекающиеся современные белорусские и украинские литературоведы, в качестве памятника исключительно белорусского или украинского языка. Очевидно, что книги, изданные в Киеве, Бресте или Полоцке на одном и том же языке, были произведениями не столько украинскими или белорусскими, сколько общерусскими. В то время территориальный фактор, определявший появление славянских произведений в разных местах Речи Посполитой, еще ничего не говорил об их современной этнической характеристике. Наивно думать, что Ломоносов, называвший «Грамматику» Смотрицкого «вратами своей учености», учился белорусскому или украинскому языкам, а не своему родному – великорусскому. «…Язык статутов и современный белорусский язык – это два разных языка, более того, что первый значительно ближе к современному русскому, чем к белорусскому» [2, c. 30]. И далее литовский историк Станислав Лазутка заключает: «Таким образом, остается наиболее приемлемым, хотя в известной мере тоже условным, название этого языка – старобелорусский, по крайней  мере оно оправдано этнологически, как название языка, пришедшего с территории современной Беларуси, хотя в то время еще не было ни Беларуси, ни белорусского языка» [2, c. 65]. Отсюда вытекает совершенно правильный вывод – это был старорусский язык, на основе которого шло формирование трех братских языков: великорусского, белорусского и украинского. Это в своеобразной форме признается выдающимся белорусским филологом и этнографом Е.Ф. Карским. Он пишет: «Белорусский язык окончательно победил язык литовский, сделавшись не только разговорным языком у русских (выделено мною – Л.К.), но и официальным языком у литовцев. Даже простой литовский народ заимствовал из него много слов, некоторые суффиксы и даже фонетические особенности» [4, c. 123-124]. Понятно, что так называемый белорусский язык у русских (предков нынешних белорусов и украинцев) был именно старорусским языком, то есть языком некогда единого древнерусского государства с центром в Киеве.

Разница между русским письмом того времени на территории Русского государства и Белой Руси была не филологическая, а территориальная. Русское письмо на территории Белой Руси в силу этого обстоятельства иногда называлось белорусским. В этом плане интересен факт, когда московские послы в 1646 году, ссылаясь на давнюю традицию, напоминают польским панам, чтобы грамоты королевские к русскому государю писать белорусским письмом, а не польским. «Касательно языка грамот, – указывает С.М. Соловьев, – должно заметить, что в сношениях с литовским двором они писались по-русски, в Москве – на московском наречии, в Литве – на белорусском» [5, c. 210].

На территории Речи Посполитой были два известных центра старорусского письма: виленский и волынский. Если виленский центр с течением времени окатоличился и ополячился, то волынский еще долгое время являлся очагом культуры «тутейшего» русского народа (современных белорусов и украинцев). И сегодня та часть территории Беларуси – а именно белорусское Полесье, тесно примыкающее к Волынской земле, характеризуется тем особенным народным говором, который в наибольшей степени сохранил свое родство со старорусским языком ХVI–ХVII веков. По глубокому замечанию М. Кояловича, там, у Припяти, где белорусское и малороссийское племена сходятся, и их речь объединяется, от этого объединения выходит речь чисто русская.

И самое главное. Говорят, что язык – душа народа. Но ведь нельзя ограничиться только словесной формой. Надо смотреть на содержание. А содержание как раз и может быть очень далеким от души народа. И это, в первую очередь, относится к так называемым «белорусизаторским» историкам и литераторам, которые слишком напирают на форму, совершенно игнорируя при этом само содержание, преследуя тем самым цель реализовать польско-шляхетскую перелицовку белорусской истории.

В этом плане трудно понять логику министра иностранных дел Республики Беларусь и одновременно председателя Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимира Макея, который причисляет польско-шляхетских политических и культурных деятелей (Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Станислава Монюшко, Винцента Дунина-Марцинкевича и им подобных) к белорусской истории на том основании, что они родились и жили на территории современной Беларуси. От того, что эти деятели жили на территории Беларуси, еще нисколько не вытекает их принадлежность к белорусской истории. Не надо смешивать историко-культурные признаки с признаками территориальными и государственными. Это разные вещи. Иначе можно и Вильгельма Кубе, палача белорусского народа, зачислить в разряд белорусских культурологов на том основании, что он некоторое время жил и «творил» на территории Беларуси. Хотя эти деятели (Костюшко, Мицкевич, Монюшко, Дунин-Марцинкевич) жили и творили на территории Беларуси, но принадлежат они именно польско-шляхетской истории и польско-шляхетской культуре. Сами эти деятели никогда не причисляли себя к белорусам и белорусской истории. Напротив, они считали белорусский народ неисторическим народом, неспособным к историческому творчеству. Попытка же Владимира Макея зачислить польско-шляхетских деятелей в каталог белорусской культуры представляет собой самую бессовестную фальсификацию белорусской истории и объективно играет на руку современным польско-шляхетским авантюристам, мечтающих о превращении Беларуси в восточные кресы Польши.

Лев Криштапович, доктор философских наук

Литература

1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1961. – Кн. V.
2.Лазутка С., Валиконите И., Гудавичюс Э. Первый Литовский Статут (1529 г.). – Вильнюс, 2004.
3.Прокошина Е.С. Мелетий Смотрицкий. -- Минск., 1966.
4.Карский Е.Ф. Белорусы. – Варшава, 1903. – Т. 1.
5.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1960. – Кн. III.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
25.03.23

22 марта 2023 года в Хатыни прошли мероприятия, посвящённые 80-летию со дня страшной трагедии - уничтожения этой теперь знаменитой на весь мир белорусской деревни вместе со всеми её жителями. В борьбе с нашим народом фашисты широко использовали карательные отряды, состоящие из тех, кто, изменив Родине, перешел на сторону вооруженного противника, открыто сотрудничая с гитлеровцами. Несмотря на то, что они являлись объектом подкупа, обещаний привилегий и благополучия, их было мизерное количество по сравнению с теми, кто, рискуя жизнью, принимал участие в партизанском движении или помогал ему. Борьба с партизанами велась, как правило, самыми жестокими средствами. Приказы высшего руководства давали санкцию на применение беспощадных методов. А так как военные операции против партизанских отрядов часто проводились впустую, то неудачи выдавали за «успехи», сжигая при этом мирные деревни вместе с населением.

20.03.23

Четырнадцать лет назад Резолюцией № A/RES/66/281 Генеральной Ассамблеи ООН был учреждён новый международный праздник – День счастья, который отмечается 20 марта. В некоторых государствах, например, в Бутане, в составе правительства имеется даже Министерство счастья.

19.03.23

Они контролируют информацию, наши связи, контакты, но они не контролируют наши души, сердца, убеждения, совесть и, что куда важнее, наши поступки. Да и не смогут они этого сделать. Да, они могут манипулировать, частично управлять нами, но всё же у каждого из нас достаточно свободы выбора, чтобы лично определять, как построить свою жизнь, какие идеалы и ценности хранить и отстаивать, если это будет нужно. Могут ли нас шантажировать? Конечно могут, особенно людей из мира политики, известных людей, представителей бизнеса. Люди прошлого тоже вели себя по-разному, но помнили, что есть Бог, который всё видит и знает. Теперь, когда общество становится всё более безбожным, цифровой диктат начинает для атеистов выполнять ту же функцию – человек должен понимать, что всё, что он делает, может стать известным – а значит жить всё же стоит так, чтобы не бояться огласки самого тёмного и тайного, что есть в нашей жизни и что может стать для всех явным. Или хотя бы помнить об этом. И это главное, что я хотел сказать.

18.03.23

Необходимо подчеркнуть, что в победе над мятежом в значительной мере способствовало русское общественное мнение.  Благодаря высокому патриотическому подъему в обществе правительство смогло преодолеть препоны со стороны «польской партии» в аристократическим кругах, избавиться от колебаний и занять твердую позицию в отношении как самого мятежа, так и попыток вмешательства во внутренние дела России европейских держав. С той поры минуло 160 лет. Российское государство, а с ней и весь Русский мир, вновь в крайней опасности, но, как и в те далёкие годы, патриотизм народа стал главной опорой руководства страны и залогом грядущей победы. 

12.03.23

Фонд международной солидарности (ФМС) основан в Польше в 1997 году для реализации различных гуманитарных и политических проектов в государствах «Восточного партнерства». Как и все прозападные фарисейские организации, фонд борется за свободу, общее благополучие и безопасность, поддерживает «гражданское общество и демократические перемены» в «авторитарных» странах, а также принимает участие в развитии местных и региональных администраций. Это на словах. А на практике – фонд – это организация, созданная западными политическими фарисеями для решения задач по дестабилизации ситуации в неугодных странах и свержения правительств, которые отказались быть западными марионетками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru