САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович: Цивилизационная сущность Белоруссии: общерусский дискурс. Часть первая

Лев Криштапович: Цивилизационная сущность Белоруссии: общерусский дискурс. Часть первая

« Назад

Лев Криштапович: Цивилизационная сущность Белоруссии: общерусский дискурс. Часть первая 02.10.2017 13:58

В ХХ в. цивилизационная проблематика обрела новое звучание, что связано с процессами глобализации и модернизации, охватившими мир. Унифицирующее влияние, оказываемое Западом в ходе этих процессов на прочие цивилизационные ареалы, заставляло многих исследователей делать вывод о переходе всего человечества на единые цивилизационные стандарты. Это подрывало основы цивилизационного метода, который традиционно строился на презумпции многообразия и равноценности человеческих цивилизаций.

Исходным в цивилизационном подходе выступает понятие «цивилизация». По мнению одних отечественных исследователей, цивилизация есть собственно социальная организация общества (т.е. отличная от организации природной, родоплеменной), которая характеризуется всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. По мнению других, цивилизация – это совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные  религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения [1, с.36] По мнению третьих, цивилизация есть сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу [1, с.37].

С учетом эволюции этого понятия можно сказать, что цивилизации — это большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства. Эти сообщества в процессе своей эволюции проходят, по Арнольду Тойнби,  стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Единство мировой истории выступает как сосуществование этих сообществ в пространстве и во времени, в их взаимодействии и взаимосвязи [2, с.190].

В XX веке стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций — социокультурных систем, порожденных конкретными условиями деятельности, особенностями людей, населяющих данный регион и определенным образом взаимодействующих между собой в масштабах мировой истории (Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Питирим Сорокин и др.). Большую роль стал играть анализ субъективных мотиваций деятельности, связанных с мировоззрением различных культур. Объяснительный принцип истории, господствовавший на прежних этапах, сменился принципом герменевтическим (принципом понимания). 

Естественно, цивилизационная структура не совпадает со структурой политической. Однако большинство современных политических конфликтов в мире вытекают именно из попыток их отождествления.

К примеру, пишет Иммануэль Валлерстайн, европейцы навязывали свои частные ценности остальному миру, выдавая их за ценности универсальные. И таким образом защищали свое господство и богатство. Действительно, последней, наиболее изощренной формой этноцентрического универсализма стала концепция меритократии, требующая, чтобы «крысиные гонки» велись по честным правилам, но игнорирующая, что бегуны начинали гонку с разных стартовых позиций, которые обусловлены социально, а не генетически» [3, с.153]. Поэтому замена современных европоцентристских пристрастий на более трезвое и сбалансированное чувство истории и его культурную оценку потребует острой и постоянной политической и культурной борьбы.

Своего пика тенденция западнизации в  цивилизационном подходе достигла на рубеже 1990-х годов, когда разрушение СССР побудили Френсиса Фукуяму выступить с доктриной «конца истории», знаменующего окончательное торжество западных либеральных ценностей во всем мире.

Одновременно в рамках цивилизационного подхода  шел поиск научных моделей, адекватных новому состоянию мира, возникшему в результате модернизационных и глобализационных вызовов. Проблема глобализации с позиций цивилизационного подхода связана с тем, что впервые в истории внешняя экспансия одной из цивилизаций – западной – стала всемирной, т.е. локальные цивилизационные пространства оказались включенными в единую сеть. Означает ли это растворение цивилизаций в новом глобальном историческом потоке? Или же, оказавшись вписанными в систему глобального мира, цивилизации сохраняют свою субъектность, а в их историю попросту добавляется, говоря словами Арнольда Тойнби, новый вызов – вызов глобального мира? Если это так, то каковы место и роль цивилизаций и цивилизационного фактора в новой глобальной системе? 

Глобализация тесно связана с проблемой модернизации. Переход к «современности», т.е. к массовому индустриальному городскому обществу, обеспечил Западу колоссальное материально-техническое превосходство над иными цивилизационными ареалами. Вместе с тем, существование общества с подобными масштабами потребления и производства обеспечивалось во многом благодаря контролю над ресурсами, расположенными вне территориальной локализации западного мира [4]. Это побуждало незападные цивилизации к поиску адаптивных средств, которые позволяли обеспечить безопасность и преуспеяние в условиях глобальной западной экспансии, что означало заимствование технологий, способов организации производства, а также элементов общественного устройства у самого Запада. В связи с этим закономерно вставал следующий вопрос: в какой мере модернизация влечет за собой вестернизацию? Возможно ли приобщение к благам научно-технического прогресса без тотальной перекройки социальных структур, культурной традиции и менталитета населения?

 Саммюэль Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» [5], указывает, что модернизация отнюдь не ведет к нивелировке цивилизационных отличий. Напротив, модернизация и заимствование ряда западных социально-технологических практик способствуют консолидации и укреплению незападных цивилизаций, что в перспективе может привести к масштабному столкновению геополитических блоков, возникших на цивилизационной основе. Однако большая часть исследователей сходится на том, что теория Хантингтона серьезно упрощает и во многом искажает действительность. Прежде всего, вызывает сомнения тезис о неизбежности конфронтации геополитических блоков, сформированных по цивилизационному признаку [6, с. 35; 7, с. 199].

Следует подчеркнуть, что изменчивость и неоднозначность цивилизационной идентификации является не только функциональным, но и атрибутивным свойством всех цивилизаций, и сильных, и слабых. То же самое можно сказать и о многовековом споре, является ли Россия особой цивилизацией или частью Запада, а вместе с этим, является ли Белоруссия частью западной, или общерусской цивилизации. Причем в данном случае речь идет не просто об адаптации Белоруссии к условиям современного мира, в котором  пока еще доминирует Запад, а об отказе определенной части интеллигенции в белорусском обществе (ее условно можно назвать польско-шляхетской)  «идентифицировать Беларусь, Россию, Украину в качестве особой цивилизации, что автоматически ставит под вопрос цивилизационную субъектность последней» [8, с.12-14]. 

Среди исследователей белорусской ментальности, культуры, истории споры о цивилизационной принадлежности Белоруссии не утихают. 

Выразителем «западной» линии цивилизации выступают сторонники «балтской теории». Они  обычно начинают изучение истории Белоруссии с XII–ХIII веков, когда на наших землях уже действительно видно присутствие исторического литовского элемента. Тем самым из истории Белоруссии выбрасывается минимум четыре столетия. Общеизвестно и многократно доказано, что уже в VIII–IX веках на территории современной Белоруссии произошла трансформация восточнославянских (русских) племен в древнерусский народ и образование Древнерусского государства с общеполитическим и национально-религиозным центром в Киеве. Более того, первичные племенные образования кривичей, дреговичей и радимичей как и всех восточных славян, своими корнями уходят в ещё более седую древность. 

К XI–XII векам здесь, на землях Западной Руси, уже существовали такие достаточно мощные в военном и экономическом отношении государственные образования, как Полоцкое и Турово-Пинское княжества, а также – ряд более мелких русских княжеств. Тем не менее, исторические источники того времени убедительно свидетельствуют, что понятия «Русь», «русская земля» были общим наименованием для всех восточнославянских княжеств, в том числе и Полоцкого. Например, «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского, описывающая завоевания немецких рыцарей в Латвии и Эстонии в первой четверти ХIII века, отождествляет  Полоцкое княжество с русским, а полоцкого князя Владимира называет русским королём. И Полоцк, и Псков, и Новгород предстают в «Хронике Ливонии» в образе единой Русской земли – «Русии», с её национально-религиозным отличием как от меченосцев, так и от литовских племён [9].

Мысль об общей русской природе местных княжеств на территории современной Белоруссии  проводит и польский историк XV века Ян Длугош: «В 1388 году король польский Владислав в сопровождении польских и литовских князей и вельмож направился сначала в Витебскую, а затем в Полоцкую области Руси, где пребывал много дней; за это время он подавил и погасил мятежные движения (восстание полоцкого князя Андрея и смоленского князя Святослава против Польши и Литвы в защиту русского и православного начала. – Л.К.), о возникновении которых ему было сообщено, причем главарей мятежа наказал тюрьмой и лишением имущества» [10, с.16].

Замкнутость русских земель нисколько не является аргументом против их общерусского единства. Укажем хотя бы на религию, церковь и язык, объединявшие в то время воедино Русскую цивилизацию. Эти цивилизационные факторы – религиозно-идеологический и культурный – сознавались как самими русскими, так и их иностранными современниками. Само название государства Русь стало обозначать не только занимаемую территорию, но превратилось также в этническое название, поскольку у всего населения этого государства, края сформировались единый русский» язык, общие черты культуры, общее этническое самосознание. Многозначность термина «Русь» таким  образом  охватывала к тому времени все определяющие признаки цивилизации.

Лев Криштапович, доктор философских наук

Продолжение

Литература

1.    Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семеникова.--  М., 1994.
2.    Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М., 1999.
3.    Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире /Иммануэль Валлерстайн. – М.: Логос, 2003.
4.    Гобозов, И.А. Парадигмальный характер материалистического понимания истории / И.А. Гобозов. // Социс. – 2004. -- №2.—С.17 – 25.
5.    Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / Саммюэль Хантингтон; пер. с англ. – М., 2006. 
6.    Рубинский, Ю.И. Европейская цивилизация на пороге третьего тысячелетия / Ю.И. Рубинский // Европа: вчера, сегодня, завтра / Институт Европы РАН. – М., 2002.
7.    Цымбурский, В.Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы 1993-2006. / В.Л. Цымбурский. – М., 2007.
8.    Шимов, В.В. Беларусь, Россия, Украина в цивилизационной и геополитической динамике / В.В. Шимов. – Минск, 2010.
9.    Генрих Латвийский. Хроника Ливонии /Введ., пер. и комм. С.А.Аннинского.2-е издание.   Москва - Ленинград, 1938.
10.    Длугош, Ян. Грюнвальдская битва / Ян Длугош. – М.-Л., 1962.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru