Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Белая Русь в путах польщизны. Часть 1.

Николай Сергеев: Белая Русь в путах польщизны. Часть 1.

« Назад

Николай Сергеев: Белая Русь в путах польщизны. Часть 1. 25.12.2023 14:32

Проводившаяся длительное время Республикой Беларусь политика многовекторности, едва не ввергнувшая в 2020 году белорусское государство в пучину национальной катастрофы, была  не только следствием во многом наивного миропонимания белорусской политической элиты. Это был результат и целенаправленной деятельности западных, в первую очередь, польских, специализированных структур по формированию в республике разветвлённого антирусского пропольского сообщества, которое можно с определённой степенью допущения обозначить как «глубинная Речь Посполитая». Идейной основой последней выступает т.н. польщизна, пустившая за годы суверенного существования Республики Беларусь глубокие корни в сознание белорусского общества.

Иезуиты  
Польщизна продвигалась в белорусское общество иезуитскими методами

Надо сказать, что понятие это довольно давнее и насчитывает не одно столетие.  Этим словом во времена владычества Речи Посполитой на землях Западной и Юго-Западном Руси (нынешние Белоруссия и Украина) определяли политику польского доминирования во всех областях общественной, культурной и деловой жизни, в результате которой Белая и Малая Русь утратили образованный слой и политическую элиту.

Западнорусская знать в ходе многовекового противоборства с польско-католической «навалой» потерпела тяжелое поражение. И удивляться здесь нечему. Силы были слишком неравными. Это была борьба не столько с польскими королями и магнатами, сколько с католическим Западом во главе с римскими папами. И если западнорусские князья и бояре, отстаивая свое право быть русскими, следовали принципам феодальной чести, то движущей силой антирусской политики польских правящих кругов были иезуиты и другие католические ордена с их методами коварства и лицемерия. Цель этой политики была определена иезуитами кратким изречением: «чтобы на Руси не было Руси». 

В те времена и появилось понятие польщизны. Согласно историческим и толковым словарям, «польщизна» означает «польскую народность и польский дух». Политика же польщизны предполагает навязывание оппонентам (в средние века -это западнорусская знать, в настоящее время - в целом белорусское общество) восприятия исторических событий и современной действительности сквозь призму польских интересов. 

При этом необходимо отличать политику польщизны от полонизации, или ополячивания. Смысл польщизны состоит не в переделывании белорусов или украинцев в поляков (хотя подобный вариант также не исключается), а в изменении их культурно-цивилизационной принадлежности, т.е. в формировании у белорусского и украинского населения чуждого, а лучше - враждебного отношения к России и Русскому миру.

В этом и состоит суть принятой в 2006 году правительством Польши программы строительства Четвертой Речи Посполитой, которая нацелена на формирование антироссийской геополитической конструкции, повторяющей очертания средневековой Речи Посполитой или пресловутого «Междуморья». 

Доктрина «Междуморья» была выдвинута после Первой мировой войны «начальником государства Польского» (1918 - 1922 гг.) и создателем Второй Речи Посполитой (1918-1939 гг.) Юзефом Пилсудским, который предполагал конфедеративное объединение под главенством Польши стран между Балтийским, Чёрным и Адриатическим морями.
 

Междуморье

Таким Междуморьем грезят польские стратеги

По замыслу Пилсудского, Междуморье должно было включать Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а возможно, и Финляндию. Эту геополитическую конструкцию предполагалось нацелить на Советскую Россию. 

Следует заметить, что политика польщизны направлена на масштабное искажение сознания как у правящих кругов, так и у широких масс народа, которые должны собственными руками пустить под откос свою страну.  Нечто подобное произошло на Украине. Такая же судьба Варшавой и Вашингтоном была уготована и Республике Беларусь. Но положение дел на Украине и в Белоруссии все же существенно разнились, поэтому майдан и цветная революция в Республике Беларусь в 2020 году не прошли. 

В то же время необходимо отдавать себе отчёт, что идеология польщизны, центральным мотивом которой является отрицание исконной русскости белорусов, глубоко укоренилась в сознание значительной части белорусской гуманитарной интеллигенции и деловых кругов. 

И здесь удивляться нечему. Вплоть до августа 2020 года на государственном уровне проводилась линия на формирование в Республике Беларусь культурно-исторического ландшафта, соответствующего доктрине польщизны. Причём в области культуры и в сфере туризма идеи польщизны продолжают доминировать до сих пор. При этом семена польщизны (как это на первый взгляд ни покажется странным) были посеяны ещё в Белорусской ССР. 

К примеру, ещё в советское время в классики белорусской литературы был определён польский шляхтич, участник польского мятежа 1863-1864 годов Франциск-Бенедикт Богушевич. В советское и постсоветское время этого деятеля изображали этакой жертвой самодержавной тирании. На деле же его биография свидетельствует об излишнем либерализме, если не мягкотелости, имперских властей. 
 

Франциск Богушевич

Франциск-Бенедикт Богушевич. Польский провинциальный
литератор и подстрекатель к мятежу

Согласно официальной биографии Богушевича, после разгрома польского мятежа этот его активный участник учился в Нежинском юридическом лицее, готовившем чиновников для государственной службы. Выпускники лицея получали права на чин XII или XIV класса по «Табели о рангах». После окончания лицея Богушевич подвизался на ниве адвокатской деятельности. Согласно советской и постсоветской версии биографии Богушевича, он занимался «защитой прав крестьянства». 

В марте 1881 года на всероссийский престол взошёл Александр III, по случаю чего была объявлена амнистия участникам польского мятежа 1863 - 1864 годов. После чего Богушевич перебрался в Вильно, где служил в адвокатской конторе и писал статьи в местный польский журнал «Край». 

Но это внешняя сторона жизни пана Богушевича. Помимо адвокатской деятельности Франциск-Бенедикт Богушевич занимался написанием опусов, которые по классификации британского политолога, профессора Корнеллского университета (США) Бенедикта Андерсона подпадали под разряд «филологического подстрекательства». В этих писаниях, которые издавались в Австро-Венгрии, Богушевич сеял ненависть к России и Православию, подстрекал крестьян к мятежным действиям. 

К примеру, в 1896 году была издана листовка «Haspadary» следующего содержания (перевод с псевдобелорусского, написанного польской латиницей): «Наш народ, нашу отчизну сто лет тому назад насильно и подкупам забрали и поделили между собой царица Катерина, цезарь австрийский и прусский король. Они и по сей день господствуют над тремя частями разорванной польской земли. С того времени три раза поляки порывались добиться своей свободы: однако же не смогли, не пересилили врага, ибо вас, мужиков, не было с ними…». 

Как следует из текста подмётного листка, Ф-Б Богушевич был хоть и обедневшим, но прирождённым польским шляхтичем, фанатично ненавидевшим русское начало в белорусском населении. 

Началом литературного творчества Ф-Б Богушевича считаются три стихотворения, написанные на польском языке в 1885-1886 годах - «Nowy rok 1886» («Новый год 1886»), «Widmo nadziei» («Призрак надежды») и «Kto to?» («Кто это?»). 

Помимо виршей по-польски, Ф-Д Богушевич выпустил в Австро-Венгрии два сборника стихов, написанных латиницей на полонизированном белорусском наречии - «Dudka biаłaruskaja» («Дудка белорусская») и «Smyk biаłaruski» («Смык белорусский»). В предисловии к первому сборнику виршей Ф-Д Богушевич, выступая под простецким именем Матей Бурачок, проводит линию на возвеличивание Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, утверждая, что «в давние времена наша земелька с Литвой соединилась и с Польшей добровольно объединилась». Но при этом Богушевич вынужден был признать, что продвигаемая им мова не воспринимается белорусским населением: «У нас, если бы кто захотел записку или письмо отцу написать по-своему (т.е. на мове - авт.), то даже в его деревне люди бы его за дурака приняли» (перевод - авт.). 

При этом необходимо отметить, что под видом заботы о «тутэйшей» мове отчётливо проступает польский гегемонизм и вполне определённые действия, направленные на ополячивание белорусского населения. Вот как характеризовал литераторство Богушевича на мове его «близкий сосед и знакомый» некто Ф.Оскерка: «Горячий патриот - поляк, который в личных и достаточно частых беседах утверждал, что единственной причиной, которая побуждала его и его предшественников писать на том говоре (т. е. на мове), было опасение возможной русификации тамошнего люда».

И вот этот провинциальный польский литератор, враждебно относившийся к русской основе национального самосознания белорусов (без которой они просто исчезнут как народ), с советских времён преподносится как   один из основоположников современной белорусской литературы.
 

Памятник Богушевичу

Монумент Франциску Бенедикту Богушевичу в Сморгони

Биография, включая участие в польском мятеже 1863-1864 годов, и писания Франца-Бенедикта Богушевича включены в школьную программу. Помимо того, в Минске имеется площадь имени Ф-Д Богушевича, а в семнадцати белорусских городах - улицы, носящие имя этого польского литератора. В сентябре 2009 года в Сморгони во время Дней белорусской письменности был открыт памятник Богушевичу, который на псевдобелорусский манер поименован Франтишком. Изваяние обряжено в белорусскую крестьянскую одежду, которую Богушевич, будучи шляхтичем, никогда не носил. Характерно, что проект памятника был разработан ещё в советское время в 1989 году, но деньги на его воплощение нашлись уже постсоветское время. Автор памятника - скульптор Лев Гумилевский - стал лауреатом Премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2009-2010 годы. 

В ноябре 2020 года в Минске была открыта станция метро «Площадь Франтишка Богушевича. Таким образом, польский шляхтич, мятежник и жёсткий противник общерусской основы самосознания белорусов Франциск-Бенедикт Богушевич в настоящее время занимает заметное место в системе образования и культурно-историческом ландшафте Республики Беларусь. 

Часть 2.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

31.03.25

Фактически позиция Топонимической комиссии при Совете министров РБ направлена на формирование нерусского (пропольского) топонимического ландшафта в Белоруссии, что не только грубо искажает белорусскую историю, но и способствует отдалению Белоруссии от России, торможению интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

24.03.25

Украина и украинцы – часть нашего Русского мира, часть нашего большого русского народа. Сейчас Украина во мгле нацизма и бандеровщины, захвачена и управляется нашими врагами. Однако это часть нашего цивилизационного пространства наряду с нынешней Российской Федерацией и Республикой Беларусь и отказаться от части своей истории, части своего народа Россия не сможет по определению, тем более допустить, чтобы недра и богатства Украины навсегда перешли под контроль иноземцев. Но сейчас придётся делать непростой выбор. Думаю, мы в этой ситуации должны поддержать Владимира Путина и принимаемые им решения. Они не всегда представляются очевидными и тем более популярными в ситуации СВО, но и В.Путин, и руководство России делают всё возможное в сложившейся тяжелейшей геополитической ситуации. Тем более важно сохранить единство общества, чтобы быть готовыми к дальнейшей защите своей свободы и независимости.

21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей линии государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru