
Положение Православной церкви на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны было крайне сложным и противоречивым. Гитлеровцы, захватив Белоруссию, рассчитывая привлечь население на свою сторону пытались противопоставить Православие «безбожному советскому строю». По решению немецких властей, на оккупированных территориях стали открываться церкви, но при этом немецкие оккупационные власти намеревались оторвать Белорусскую православную митрополию от Русской Православной церкви.
По решению гитлеровского гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе, в 1942 году немецкие власти заставили оказавшийся под гитлеровской оккупацией православный епископат провести т.н. Всебелорусский церковный собор, на котором было заявлено о некой «святой православной автокефальной белорусской церкви» (СПАБЦ). При этом, несмотря на давление и угрозы со стороны гитлеровских оккупационных властей и их пособников из «белорусской центральной рады» (БЦР), православные иерархи в подавляющем большинстве своём отказались осуществлять неканоническое провозглашение полной церковной независимости от Русской Православной церкви.
Гитлеровский офицер пытается убедить православного священника в «божественном предназначении Гитлера», 1942 г.
В июле 1944 года во время проведения Красной Армией операции «Багратион» по освобождению Белоруссии епископат и клирики СПАБЦ, не принимавшие советскую власть, эмигрировали на Запад, где стали именовать себя Белорусской митрополией. 10 января 1946 года иерархи СПАБЦ направили официальное обращение с просьбой о присоединении к Русской Православной церкви за границей «на правах, равных со всеми православными зарубежными епископами до времени открытия возможности возвращения на родную землю». На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 23 февраля 1946 года, прошение белорусских архиереев было удовлетворено.
Русская Православная церковь заграницей была основана в 1920-х годах русскими епископами, священниками и мирянами, которые оказались в изгнании после 1917 года и Гражданской войны в России. РПЦЗ изначально занимала антибольшевистскую позицию, видя своё предназначение в сохранении свободной, не подверженной давлению исторической Русской Церкви. После 1991 года между РПЦ и РПЦЗ начался диалог, в 2007 году РПЦЗ воссоединилась с Московским Патриархатом, сохранив при этом свою автономию и уникальные традиции. В настоящее время РПЦЗ - это неотъемлемая часть всемирного русского православия.
Но вернёмся в Белоруссию. В советское время всех архиереев СПАБЦ относили к пособникам гитлеровцев. Однако дело обстояло далеко не так. В этом отношении показательна противоречивость позиции епископа (впоследствии архиепископа) Минской епархии Филофея (Нарко). Внешне он сотрудничал с оккупационными властями, выступал за «автокефалию белорусской церкви и белорусизацию богослужений». В советской историографии архиепископ Филофей получил крайне отрицательную оценку как «гитлеровский шпион в ризе».
Но вот последующие исследования российских историков показали несколько иную картину. Так, доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии В.А. Цыпин отмечал, что архиепископ Филофей «не захотел безропотно следовать указам белорусских националистов, за что те обвинили его в том, что он “через Церковь укрепляет российскость Беларуси”». В свою очередь, доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук (РФ).
В.Н. Якунин в своей монографии «Русская Православная церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» указывает на вынужденность противоречивой позиции архиепископа Филофея, на его связь с советскими партизанами, через которых он передал послание местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому), в котором говорилось: «Приветствую душевного митрополита. Восхищаюсь занятой им позицией. Я сообщаю, что все решения за моей подписью исходили не от меня, я хотел бы знать мнение обо мне митрополита, я заявляю, что готов сотрудничать вместе с ним».
Профессор Московской духовной академии, протоиерей Владислав Цыпин
Несмотря на жестокий террористический режим, установленный гитлеровцами в Белоруссии, многие православные священники не ограничивались духовной поддержкой населения, совершая «молебны за победу над супостатами» (нередко тайно). В православных храмах и монастырях нередко укрывали от гитлеровцев и полицаев партизан, подпольщиков, бежавших из плена красноармейцев и евреев. Помимо того, во многих православных приходах партизанским разведчикам выдавались свидетельства «церковных старост», а евреям – метрики «крещённых белорусов».
Священники, имевшие по роду своей деятельности возможность перемещаться по оккупированной территории, собирали и передавали партизанам сведения о расположении гитлеровских войск, полиции и другие разведданные. Помогали партизанам продовольствием, медикаментами, одеждой. Так, протоиерей Николай Лапицкий (Витебская епархия) организовал сеть по сбору сведений среди прихожан. Передавал партизанам данные о перемещении немецких частей. Сообщал о расположении вражеских огневых точек, складов и карательными операциях.
Настоятель церкви села Мало-Плотницкое (бывш. Пинская обл.) протоиерей Александр Романушко с начала гитлеровской оккупации активно помогал партизанам, был их «глазами и ушами». В ноябре 1943 года он вместе со всей семьей ушёл в партизанскую бригаду имени Куйбышева. Священник участвовал в боевых операциях и ходил в разведку. Партизанский батюшка совершал отпевания расстрелянных и заживо сожженных мирных жителей, а также павших на поле боя партизан. Отец Александр призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от захватчиков. В характеристике, данной ему командиром партизанских соединений Пинской области генерал-майором Комаровым и начальником Штаба партизанских соединений капитаном Федотовым, отмечено: «Священник Романушко А.Ф. безукоризненный патриот своей Родины».
Партизанский батюшка Александр Романушко
Священник Успенской церкви Ивановского района на Пинщине отец Василий Копычко был известен среди партизан под прозвищем «Политинформатор». Он регулярно получал сводки Совинформбюро и доносил их суть до прихожан во время проповедей. Имел тесные связи с партизанской бригадой имени Молотова, собирал разведданные о противнике, организовывал сбор одежды, обуви и продуктов для партизан. Гитлеровцы сожгли церковь и дом священника, но самому отцу Василий и его семье удалось уйти к партизанам.
Настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Латыголь Вилейского района отец Виктор Бекаревич был связным партизанского отряда, помогал подпольщикам деньгами, продуктами, укрывал в своём доме беглых военнопленных, спасал людей, которых должны были угонять в концлагеря.
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хоростово Старобинского района Минской области, священник Иоанн Лойко принародно благословил своих троих сыновей на вступление в партизанский отряд. В феврале 1943 года село Хоростово, в котором расположился на отдых небольшой партизанский отряд, оказалось под угрозой окружения немецкими войсками. Командование отряда приняло решение оставить село без боя и вывести большую часть населения из-под угрозы окружения. Однако отец Иоанн остался с теми, кто не мог отступить, чтобы помогать больным, раненым и беспомощным старикам.15 февраля он был сожжён вместе с 300 прихожанами в храме, где проводил богослужение. Из горящей церкви доносилось пение молитв.
Патриотическая деятельность православных священников на оккупированной врагом территории была сопряжена со смертельным риском, т.к. провал означал только одно: казнь через повешение или расстрел, или лагерь смерти.
В период Великой Отечественной войны Белоруссия понесла огромные жертвы от нацистской оккупации. Среди погибших были и представители православного духовенства, которые проявляли героизм, защищая свою паству и православную веру. Однако точное число казненных православных священнослужителей установить не представляется возможным из-за размаха нацистских преступлений и уничтожения ими документации.
Гитлеровские каратели жгут белорусскую деревню,
трофейное немецкое фото 1943 г.
По данным исторических исследований (монография «Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», коллектив автором под рук. В.А. Тепловой, изд-во Белорусского Экзархата, 2015 г.), гитлеровцы целенаправленно уничтожали православное духовенство как носителей общерусского самосознания. Известны имена десятков православных священников, замученных за отказ сотрудничать с оккупантами, помощь партизанам или укрывательство евреев.
Два года настоятель церкви Иоанна Предтечи (дер. Садовая Клецкого района) протоиерей Николай Хильтов и его брат настоятель Свято-Покровской церкви в Клецке Георгий Хильтов помогали партизанам, пока среди прихожан не нашёлся иуда. Батюшки были схвачены фашистами и брошены в лагерь смерти у деревни Колдычево (Барановичский р-н Брестской обл.), где Николай был заживо сожжён, а Георгий расстрелян.
В данном материале мы привели ряд примеров мужественного патриотизма белорусских православных священников, но их было намного больше. Патриотическая позиция была присуща подавляющему большинству из них. А ведь гитлеровцы рассчитывали, что после жестоких гонений 1920-1930-х годов со стороны советских властей Православная церковь займёт по крайней мере равноудалённую позицию в отношении как СССР, так и нацистского рейха. Но они жестоко просчитались. В СССР была не просто православная церковь, а Русская Православная церковь, для которой судьба исторической России и триединого русского народа была выше любых обид на несправедливость со стороны большевистских властей. Православная церковь всегда была со своим народом и вместе с ним переносила все тяготы и лишения.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.