Ещё одного «душехвата» в ранге католического святого РКЦ стремиться навязать белорусскому обществу в качестве объекта почитания. Речь идёт о яром гонителе православия на Белой Руси униатском архиепископе Иософате Кунцевиче. Этот отступник от православной веры насаждал унию самыми жестокими и бесчеловечными мерами.
Жестокий гонитель православного народа униатский
архиепископ Иосафат Кунцевич
Вот что говорил в 1623 году в Варшаве на заседании сейма Речи Посполитой по поводу «христолюбивой» деятельности Кунцевича на западнорусских землях «чашник его королевской милости земли волынской» Лаврентий Древинский: «Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилёва. Граждане полоцкие и витебские для отправления своего богослужения, принуждённые по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как им не позволено иметь своего священнослужителя... Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же городе Полоцке, тот же епископ, чтобы ещё более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребённые в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль...».
Изуверская деятельность Кунцевича вызывала нарекания даже у такого сторонника унии, как «канцлер великий литовский» Лев Сапега, который писал излишне рьяному униатскому архиепископу, что его насильственная деятельность по закрытию православных храмов не только «ведёт к погибели человеческих душ, поскольку оставляет христиан без обрядов и таинств», но и угрожает государственной безопасности польского государства.
Однако Кунцевич не внял предостережениям Льва Сапеги, продолжил исступлённо насаждать унию, за что и поплатился. 12 ноября 1623 года в Витебске началось антиуниатское восстание под началом витеблянина Степана Пасиора и полочанина Петра Васильевича с участием жителей Полоцка, Могилёва, Орши, Вильны и деревень Витебского воеводства, в ходе которого был убит Кунцевич и несколько униатских священнослужителей. Тело Кунцевича было утоплено в Западной Двине.
Смерть Иосафата Кунцевича. Художник Йозеф Зиммер (Варшава, 1861 г.)
По требованию римского папы Урбана VIII польский король Сигизмунд III направил войска для подавления восстания. При этом все жители Витебска были объявлены мятежниками, город был лишён магдебургского права, городская ратуша была разрушена, на горожан был наложен огромный по тем временам штраф в 3079 злотых, 120 человек, в том числе бургомистры Наум Волк и Семён Неша, были приговорены к смертной казни. 19-ти из них были отрублены головы. 74-ти горожанам во главе со Степаном Пасиором удалось уйти в Русское царство. Судьба остальных 27 приговорённых к смертной казни неизвестна. Со всех бывших православных церквей города были сняты колокола. Заодно были разрушены две синагоги.
В 1980 году на здании витебской ратуши (построена в 1775 г.) была установлена мемориальная доска в память об антиуниатском восстании 1623 года. Однако во времена многовекторности эта памятная доска была демонтирована.
В 1643 году Урбан VIII признал Кунцевича блаженным, а в 1867 году Пий IX причислил его к лику святых, провозгласив покровителем Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения». Это был ответ римского папы на разгром польского мятежа 1863-1864 годов.
Несколько лет назад с целью духовной поддержки белорусских униатов легат римского папы кардинал Кристоф Шонбарн передал греко-католикам «часть архиепископской одежды Иосафата Кунцевича, принявшего мученическую смерть в 1623 году», которая «станет объектом почитания и благословения для белорусских греко-католиков».
В настоящее время Римско-католическая церковь в Белоруссии всячески превозносит Иосафата Кунцевича, пытаясь навязать его белорусскому обществу в качестве «выдающегося деятеля белорусской истории», используя для этого в том числе государственные СМИ.
Вот какой хвалебный материал разместило государственное информационное агентство БЕЛТА по поводу 25-летия Витебской римско-католической епархии (диоцезии): «Витебская римско-католическая диоцезия была образована 13 октября 1999 года Папой Римским Яном Павлом II и ее покровителем является Святой Иосафат. Она возникла на землях, где католические традиции имели прочные корни. Эта земля была щедро полита кровью мучеников за веру. Всем известен путь католического священника Иосафата Кунцевича – Полоцкого архиепископа, при котором в начале XVII века восстанавливались костёлы, строились церковно-приходские школы. Он принял мученическую смерть в Витебске в 1623 году».
Этот материал не просто антиисторичен, он ещё пропитан фальшивым елеем, воздающим хвалу антиправославному извергу.
Вершиной годового цикла религиозной жизни Римско-католической церкви в Белоруссии являются традиционные июльские массовые паломничества к католической святыне Будславской Иконе Божией Матери в деревне Будславе (Мядельский район Минской области). На это католическое религиозное действо собираются десятки тысяч человек из Белоруссии, Польши и Литвы.
Католики считают Икону Божией Матери Будславской чудотворной. Образ был создан в XVI веке и в 1598 году был подарен римским папой минскому воеводе Яну Пацу по случаю его перехода в католицизм. Ян Пац принадлежал к знатному православному западнорусскому роду. В 1587 году на сейме Речи Посполитой выступал за избрание королём русского царя Фёдора Иоанновича. Но после того, как польский престол занял шведский король Сигизмунд Ваза, Ян Пац превратился в рьяного католика и польского магната. Но об этих исторических «кувырканиях» паломникам ксендзы не рассказывают.
Католическая процессия в Будславе
Данное празднество начало проводится с 1992 года и помимо продвижения собственно католицизма как вероисповедания преследует целью распространение среди белорусских граждан идеи польщизны/беларусчыны.
В частности, в рассказах о «чудесах», связанных с иконой Божией Матери Будславской, в обязательном порядке приводится следующий весьма сомнительный случай. Вот что в материале «Католики празднуют торжество Будславской Богоматери» опубликовало ИА БЕЛТА: «В 1941 году отступающие через Будслав войска хотели взорвать храм. Было назначено и время взрыва – утро 1 июля. Когда люди узнали об этом, то окружили костёл живым кольцом и всю ночь молились у храма. С наступлением утра войск в Будславе уже не было. Так люди и икона спасли храм».
Но только дело в том, что Мядельский район, к которому относится деревня Будслав, был полностью оккупирован немецкими войсками 28 июня 1941 года. И вообще, зачем частям Красной Армии в условиях массированного немецкого наступления понадобилось бы взрывать будславский костёл, совершенно непонятно. Но реальные исторические события здесь ни при чём. Главное – запустить в общественное сознание очередную антирусскую и антисоветскую фальшивку.
РКЦ уделяет серьезное внимание освоению белорусского информационного пространства. Минско-Могилёвская архиепархия издает журналы «Наша вера», «Аве Мария», информационный бюллетень «Каталіцкія навіны», в Пинской епархии издаётся журнал «Дыялог». В Гродно выходит епархиальная газета «Слова жыцця» на белорусском, русском и польском языках.
Действует католическое издательство «Про Христо», выпускающее религиозную литературу на белорусском языке. Первый канал белорусского ТВ регулярно транслирует католические рождественские и пасхальные богослужения. Кроме того, осуществляется прямая передача праздничных богослужений из Ватикана.
Оценивая деятельность РКЦ в Белоруссии, необходимо ясно представлять, что политика римско-католической церкви в Республике Беларусь направлена как на усиление влияния католицизма, так и на продвижение идеи польщизны/беларусчыны. Последняя же предполагает расширение польско-католического культурного влияния в Белоруссии, полонизацию самосознания значительной части граждан Республики Беларусь и как следствие – формирование широкого слоя так называемых «белорусов польской культуры», чуждо относящегося к Русскому миру.
В религиозной жизни современной Белоруссии заметное место занимают протестантские течения. По данным Уполномоченного по делам религий и национальностей, протестантские религиозные организации представлены 1038 религиозными общинами, 21 религиозным объединением, 22 миссиями, 5 духовными учебными заведениями, 13 религиозными направлениями.
Крупнейшими протестантскими республиканскими объединениями являются Христиане веры евангельской – 526 общин (230 культовых зданий) и Евангельские христиане-баптисты – 282 общины (130 культовых зданий).
Церковь «Спасение» Христиан веры евангельской, г. Барановичи
Брестская область
Пятидесятническое движение в Белоруссии представлено Христианами Веры апостольской (11 общин) и Христианами Полного Евангелия (62 общины). Адвентисты седьмого дня представлены в Белоруссии 73 общинами во всех областных центрах и во многих районных городах. Новоапостольская церковь имеет 19 общин. Также в Белоруссии ведёт свою деятельность Лютеранская церковь (24 общины). Помимо указанных, в Белоруссии ведут миссионерскую деятельность Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны, 4 общины), Пресвитерианская церковь (1 община), Свидетели Иеговы (27 общин) и другие. Всего же за прошедшую четверть века число протестантских конфессий возросло практически в 5 раз (с 3 до 14), количество общин – в 3,6 раза (с 288 до 1038).
Всего протестантские течения объединяют в Белоруссии порядка 180 тыс. активно верующих, что на порядок меньше, чем православных, но, являясь религиозным меньшинством, протестанты отличаются высокой миссионерской и общественной активностью, а также обладают охватывающей всю республику религиозной инфраструктурой. Исторически основной зоной распространения протестантских течений является Брестская и Гомельская области, но в то же время происходит и последовательное «освоение» ими Минской, Могилёвской и Гродненской областей, а также непосредственно Минска. При этом в ряде регионов протестанты уже составляют заметную конкуренцию православной и католической церквям.
При этом структура протестантских общин Минска и крупных городов существенно отличается от провинциальных. Если в провинции их основу, как правило, составляют большие породнившиеся между собой семьи, то в Минске и других крупных городах костяк протестантских общин составляют кровно не связанные между собой вновь обращённые, среди которых преобладают лица среднего и молодого возраста.
Необходимо отметить, что за время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.