САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \  Николай Сергеев: Белая Русь в борьбе за свободу. К 370-летию восстания Богдана Хмельницкого

 Николай Сергеев: Белая Русь в борьбе за свободу. К 370-летию восстания Богдана Хмельницкого

« Назад

 Николай Сергеев: Белая Русь в борьбе за свободу. К 370-летию восстания Богдана Хмельницкого 20.02.2018 11:39

370 лет назад в феврале 1648 года на Малой Руси началась народно-освободительная война под началом Богдана Хмельницкого против польского владычества, результатом которой стала знаменитая Переяславская рада положившая начало воссоединению восточнославянских земель, находившихся в то время под властью Речи Посполитой, с Русским государством.

Восстание охватило и Белую Русь, ведь неудержимое стремление сбросить шляхетско-католическое ярмо было присуще и предкам современных белорусов. Так, с конца XIV до середины XVII столетия, т.е. до начала освободительной войны Богдана Хмельницкого, непосредственно на Западной/Белой Руси произошел целый ряд крупных восстаний и освободительных войн. 

Первым в этом ряду стоит восстание героя Куликовской битвы князя-воителя Андрея Полоцкого против пресловутой Кревской унии 1385 года, лишившей Великое княжество Литовское и Русское самостоятельности и превратившей Литовско-Русское государство в провинцию польской короны.  

князь Андрей Полоцкий
Князь Андрей Полоцкий: он первым поднял знамя борьбы за свободу Западной Руси

Далее идет почти десятилетняя эпопея Великого княжества Русского под началом великого князя Свидригайло (XVв.), когда часть западно- и южнорусских земель разорвали унию с Польшей и в соответствии со всеми канонами средневекового права образовали самостоятельное русское государство со столицей в Полоцке. Великое княжество Русское пало в ожесточенной борьбе с польско-литовской агрессией, но на века стала знаменем и целью освободительной борьбы Западной и Южной Руси.

В том же XV веке в 1481 году последовали полные драматизма события, вошедшие в историю под названием «заговор русских князей» . Это был ответ на непрекращающиеся ущемления прав православных русских подданных великих литовских князей и польских королей.  Целью заговора, который возглавляли князья Федор Бельский, Михаил Олелькович и Иван Гольшанский был захват короля и великого князя Казимира (в Кобрине на свадьбе Федора Бельского и княжны Анны Кобринской), восстановление Великого княжества Русского, союзные отношения с Московским государством или подданство московских государей. Но заговор из-за предательства был раскрыт. Федору Бельскому удалось уйти в Москву, а вот Михаил Олелькович и Иван Гольшанский  были схвачены и тайно казнены в киевском замке.

В 1508 году на Западной Руси вспыхнуло новое восстание. С оружием в руках против господства польских королей и магнатов выступили западнорусские князья Глинские с князем Михаилом Львовичем во главе. Центром восстания стал Мозырь. При этом брат Михаила князь Василий Глинский так определял цель восстания: «Великое княжество из рук Литвы отобрать и вернуть Руси как державу» , т.е. вопрос ставился о независимости русских земель от католических Польши и Литвы и воссоздании Великого княжества Русского со столицей в Киеве. Таким образом, программа восстания князей Глинских была сродни целям великого князя Свидригайло. И это далеко не случайно, ведь дед Михаила Глинского Борис Иванович Глинский в 1433 – 1437 годах был служилым князем Свидригайло и непосредственно участвовал в войне за независимость Великого княжества Русского, а отец, Лев Глинский, был причастен к «заговору русских князей» 1481 года.

Восстание князей Глинских не достигло своих целей. Михаил Глинский имел в своем распоряжении небольшую частную армию в две тысячи воинов и этих сил было явно недостаточно для успешной борьбы за независимость западнорусских земель. В начале поддержавший восстание великий князь Московский Василий III выделил в поддержку Михаила Глинского незначительные силы под началом воеводы Василия Шемячича, которому предписал «далеко с ними не ходить и дело делать бы не спеша». 

Спустя несколько месяцев начались переговоры Василия III с Литвой, которые завершились тактически выгодным для Московского государства «вечным миром». Опасаясь продолжения восстания, Литва признала за Москвой Северскую и другие русские земли, присоединенные к Русскому государству в ходе военных действий конца XV – начала XVI веков. Но вот шесть западнорусских волостей (в том числе и владения Глинских), занятых восставшими и московскими войсками, Василий III возвратил Литве. Самим же Глинским и их сторонникам был разрешен свободный выезд в Москву. Те же из повстанцев, кто решил остаться после заключения мира, попали под репрессии. 

Михаил Глинский

Князь Михаил Глинский (сценический образ): одна из самых незаурядных и загадочных личностей  в русской истории

В самом конце XVI века в 1594-96 годах Малую и Белую Русь охватила народно-освободительная война, вождем которой был гетман Войска Запорожского Северин Наливайко. К великому стыду об этой героической странице истории нашего народа в ныне действующих школьных «учебниках истории Беларуси» даже не упоминается. А если где и говорится об этом (к примеру, во время экскурсий по Могилеву), то Северин Наливайко в этом случае преподносится как «атаман разбойных казаков и гультаёв», ограбивших Могилев, Слуцк и другие белорусские города. Но ведь это циничное искажение исторических событий. Северин Наливайко был глубоко православным человеком, ему покровительствовал великий радетель за Православие западнорусский князь Константин Константинович Острожский и Наливайко боролся за то, чтобы «на Руси была Русь» и цвела Вера Православная.

И никогда ляхам не удалось бы подавить это освободительное восстание, если бы не глупость (поверили панам!), алчность и предательство части реестровой казацкой старшины. Выданный предателями Северин Наливайко принял в Варшаве от ляхов страшную мученическую смерть (после годичных пыток его четвертовали) и при этом паны не услышали от него мольбы о пощаде, а его имя навсегда вошло в сонм героев Русской Земли.                            
А если к упомянутым вооруженным выступлениям добавить подвижническую деятельность православных братств и западнорусских просветителей до станет очевидным, что освободительная борьба за вольную Русь на землях современной Белоруссии была беспрерывной в течение столетий и стала неотъемлемой частью самосознания предков современных белорусов.

В то же время статутами Великого княжества Литовского 1566 и 1588 годов на Белой Руси было окончательно установлено жесткое крепостное право. Белорусские крестьяне и их имущество стали собственностью магнатов и шляхты и подлежали их суду. Крестьянам запрещалось покидать своего владельца. И если Статут 1566 года позволял искать беглецов 10 лет, то с 1588 года поиск беглых был увеличен до 20 лет. По сути, белорусские крестьяне были обращены в говорящий скот или быдло. Именно так называли крепостных паны. 
Вот, что писал о положении простого народа в Речи Посполитой польский гуманист XVI века Анджей Моджевский:

«Шляхтичи считают крестьян рабами или скотиной. Ни один тиран не имеет большей силы над жизнью и смертью простых людей, чем та сила, которую дают шляхтичам законы. Шляхтич бесчинствуют, убивают горожан и крестьян, относятся к ним как к собакам».


Статут ВКЛ 1588 г.

Статут Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского 1588 г. Это «уложение» окончательно превратило на Западной Руси вольных землепашцев в крепостное «быдло»

В то же время среди западнорусского народа была жива память о недавней по историческим меркам свободной вечевой Руси. Вечевой строй существовал на западнорусских землях до конца XV века. В 1488 году польским королем и великим князем литовским Казимиром IV Ягеллоном вече было запрещено в Полоцке, этом последнем оплоте старых русских вольностей в Великом княжестве Литовском и Русском.

В вечевые времена подавляющее большинство населения русских земель составляли свободные крестьяне-землепашцы и горожане, которые назывались людинами, людьми. А что собой представляло вече? Это была достаточно стройная система народоправства, которая распространялась не только на стольный град княжества или земли, но и на «пригороды», т.е. подчиненные главному городу города и села. Вечевая система была многоступенчатой и главное вече предваряли вечевые сходы пригородов, концов (городских районов) и улиц. При этом, во всех русских землях в вече по исконному праву могли принимать участие главы всех свободных семей.

Стародавняя Русь была страной свободных людей и память об этом была важной составляющей самосознания белорусов. И не случайно классик белорусской литературы Янка Купала в начале XX века обращался к белорусам с призывом «людьми зваться!».

 Старая вечевая Русь
Старая вечевая Русь была страной свободных людей

На первом этапе существования Великого княжества Литовского и Русского, когда это государство было самостоятельным и стояло в ряду самых могущественных держав Европы, великие литовские князья, беря под свою руку западнорусские земли, в обмен на признание своей верховной власти давали обет «новин не водить, старины не рухать». Великие литовские князья брали обязательство не вмешиваться во внутренний порядок жизни подвластных русских земель с их вечевым строем и этот обет соблюдался до недоброй памяти Кревской унии 1385 года. 

Пойдя на унию с Польшей и получив польскую королевскую корону, великий князь Ягайло обязался «втелить» (встроить) Литву и подвластную ему Русь в Польшу и перевести своих литовских и русских подданных в католицизм. Тем самым Ягайло отрекся от обета своих предков (великих князей литовских) данного ими народу Западной и Южной Руси, посулы же данные им польским панам была ничем иным как обещанием окатоличить и ополячить западнорусские земли.

Это была программа, которая выполнялась практически всеми правившими после Ягайло польскими королями и литовскими великими князьями. В результате вечевой строй на Западной Руси был разрушен, свободные людины стали крепостными хлопами, а великое княжество превратилось из могущественной и богатой державы в захудалую польскую провинцию. 

Однако старая вечевая Русь не исчезла бесследно, ее зримым воплощением стала вольная Запорожская Сечь, где нашли пристанище и показачились многие отчаянные головы с Западной/Белой Руси. С тех уже давних пор казаки как выразители народных чаяний прочно вошли в народную культуру белорусов. Поэтому, когда в 1648 году на Белую Русь по решению Богдана Хмельницкого пришли казацкие загоны (отряды), то они воспринимались белорусскими крестьянами, горожанами и в значительное мере православной шляхтой как провозвестники вольной Руси и свободы от польско-шляхетского владычества.

О том, как в дальнейшем развивались события на Белой Руси речь пойдет в следующем материале.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru