420 лет назад была открыта одна из самых трагических страниц в истории западнорусского/белорусского народа. В октябре 1596 года в Бресте состоялся церковный Собор не только расколовший Западнорусскую церковь, но и превративший православие в жестоко гонимую религиозную конфессию. Весь период существования Речи Посполитой православная вера на территории современной Белоруссии находилась в угнетенном состоянии, но именно в лоне западнорусского православия все эти темные годы сохранялась общерусская основа национального самосознания предков современных белорусов.
В эти тяжелые времена Западная/Белая Русь явила подлинных подвижников православного русского духа таких как Афанасий Брестский, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский и многих других, неустанная деятельность которых спасла западнорусский/белорусский народ от ополячивания, а значит исчезновения.
Пророк Западной Руси Афанасий Брестский
Это была трагическая, но и героическая эпоха и поэтому удивительно, что событие открывшее один из самых драматических периодов белорусской истории не нашло отражение ни в календаре Белорусского Экзархата, ни в официальном календаре Республики Беларусь.
I
Осенью 1596 года произошло событие, которое не только в корне изменило судьбу православного западнорусского народа, но и поныне оказывает серьезное влияние на политику современных Белоруссии и особенно Украины. 19 октября в Бресте под давлением тогдашнего короля Польского и великого князя Литовского и Русского Сигизмунда III, римского папы и иезуитов состоялся церковный собор, который принял решение о соединении католической и православной церквей на русских землях подвластных Речи Посполитой. На деле же речь шла не о каком-то братском союзе католической и православной конфессий, а о жестком подчинении Западнорусской православной церкви католическому Риму.
Брестская церковная уния была совсем не случайной, а отражала давнишнее устремление римской курии подчинить себе восточных «схизматиков». Это стремление возникло сразу же после разделения католической и православной церквей в 1054 году. Православная Русь, граничившая на западе с католическим миром, привлекала постоянное внимание римского престола. Практически сразу после принятия христианства на Руси католические миссионеры постоянно пытались склонить русских князей в сторону римской церкви.
Сильнее всего домогательства римской курии испытывала на себе Галицко-Волынская Русь. Так, в 1204 и в 1246 годах князья Роман Мстиславович и Даниил Романович получали от римского престола предложение королевской короны в обмен на переход в католицизм. И только в 1254 году после опустошительного вторжения татаро-монгольских орд хана Батыя на Южную Русь князь Даниил Романович принял-таки королевскую корону в обмен на заверения папского легата о помощи западных стран в борьбе против татарского нашествия. Однако это событие не повлияло на церковную жизнь Русского королевства (так стало именоваться Галицко-Волынское княжество), да и военной помощи от западных стран оно не дождалось. Уния Галицкой Руси с Римом не состоялась.
Папский нунций подносит королевскую корону Даниилу Галицкому
С образованием Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) римская курия перенесла центр своих унийных устремлений в это государство. Однако поначалу они были практически бесплодными. Великие князья Литвы и Руси на первом этапе существования ВКЛР проводили политику собирания православных русских земель («вся Русь должна принадлежать Литве») и поэтому католицизм их практически не интересовал.
Собирая русские земли, литовские Гедеминовичи столкнулись с противодействием со стороны московских Рюриковичей, также собиравших русские земли. При этом московские великие князья имели перед литовскими князьями существенное преимущество в этом вопросе. В Москве с 1326 года находилась кафедра митрополитов Киевских и всея Руси, что делало Великое княжество Московское центром притяжения всех православных русских людей. Великий князь Литовский и Русский Ольгерд пытался добиться учреждения отдельной западнорусской православной митрополии, но константинопольские патриархи отказали ему и не пошли на раскол Русской православной церкви.
Положение Православия в Великом княжестве Литовском и Русском резко изменилось в худшую сторону после подписания с Польшей в 1385 году великим князем Ягайло Кревской унии. Ягайло получал польскую королевскую корону, в обмен на что обязался навечно присоединить Литву и подвластную ему Русь к Польше и привести к католической вере своих подданных литовцев и русских.
Практически сразу после заключения унии в 1387 году, а затем после Грюнвальдской битвы в 1413 году (такая вот благодарность православным русским за решающий вклад в победу над крестоносцами) Ягайло издал ряд привелеев, которые предоставляли исключительные права католической церкви, магнатам и шляхте римско-католического вероисповедания. Кроме того, согласно изданным привелеям государственные должности могли занимать только лица католического вероисповедания. В тоже время, опасаясь выступлений русской православной знати, Ягайло сохранил за ее представителями принадлежавшие ей ранее права, но при этом всячески пытался склонить ее к признанию духовной власти римского папы. Однако, чтобы осуществить это необходимо было отколоть западнорусские епархии от Русской православной церкви.
Это попытался осуществить ставший великим князем ВКЛР Витовт. В 1414 году он созывает Собор западнорусских православных епископов, на котором была образована отдельная Литовская православная митрополия во главе с Григорием Цамблаком, которую Витовт намеревался подчинить римскому папе. Самому Цамблаку идея унии не была принципиально чужда, но представлялась она ему совсем не в том виде в каком виделась папе и Витовту, которые добивались полного подчинения Православной церкви римскому понтифику. Новоявленному западнорусскому митрополиту Цамблаку уния же мыслилась как результат широкой дискуссии на Соборе из представителей Западной и Восточной церквей. В 1416 году Витовт направил Григория Цамблака с несколькими епископами на католический Констанцкий собор для решения вопроса об унии.
Григорий Цамблак (Семивлах), митрополит Литовский и всея Руси
Однако план унии предложенный западнорусским митрополитом не устраивал римскую курию и переговоры закончились безрезультатно. А в 1420 году Витовт признал признал церковное верховенство митрополита Московского Фотия и единство Русской православной церкви было восстановлено.
II
В 1430 году случилось событие, которое было способно в корне изменить судьбу Западной Руси и избавить западнорусский/белорусский народ от последующей драматической истории. После кончины Витовта в 1430 году великим князем ВКЛР был избран Свидригайло Ольгердович, который был последовательным противником зависимости Великого княжества Литовского и Русского от Польши и подчинения православной церкви католическому Риму. В связи с чем, краковский епископ Збигнев Олесницкий жаловался римскому престолу, что Свидригайло во всем слушается «русских схизматиков», раздавая им все важнейшие должности и замки. Вступив на великокняжеский престол, Свидригайло разорвал унию с Польшей и восстановил самостоятельность ВКЛР.
Великий князь Свидригайло Ольгердович
Подобный ход событий и перспектива утраты владычества над обширными западнорусскими землями вызвали крайнее недовольство римского престола, польских панов и литовской католической знати. Началась полоса войн и конфликтов между Польшей и ВКЛР. В 1432 году, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильно, польские войска совершили в столице ВКЛР государственный переворот и посадили на великокняжеский престол польского ставленника, фанатичного католика Сигизмунда Кейстутовича.
В ответ на это вероломство в Полоцке «князья русские, и бояре, и вся земля посадили Свидригайло на Великое княжение Русское». И таким образом Литовско-Русское государство распалось на Великое княжество Литовское и Великое княжество Русское (ВКР). В результате ожесточенной войны между Польшей и Литвой с одной стороны и ВКР с другой, Великое княжество Русское пало в 1437 году, но на несколько столетий стало знаменем борьбы Западной (Белоруссии) и Южной (Украины) Руси за свободу, православную веру и принадлежность к Русскому миру.
Оказавшись на великокняжеском престоле, Сигизмунд Кейстутович обратился за поддержкой к римскому папе и начал новые переговоры об унии с римско-католической церковью. После падения Великого княжества Русского Сигизмунд начал жестокие преследования православной знати. С этой цель в 1436 году в ВКЛР была введена католическая инквизиция. В ответ на развернувшиеся гонения западнорусская знать составила заговор, в результате которого великий князь Сигизмунд был убит в 1440 году князьями Иваном и Александром Чарторыйскими. И таким образом вторая попытки подчинить западнорусскую православную церковь Риму оказалась безуспешной.
После убитого Сигизмунда великим князем ВКЛР (с 1440 г.), а затем и королем Польским (с 1447 г.) стал Казимир IV, который учел уроки Великого княжества Русского и судьбу своего предшественника и принял ряд важных решений в пользу западнорусской православной знати.
Он признал главой Русской православной церкви московского митрополита Иону и, несмотря на недовольство польских и литовских католических панов, уравнял в правах православных с католиками. Более того, между Казимиром IV и великим князем Московским Василием II был заключен в 1449 году договор о признании митрополитом Русской православной церкви «того, кто будет люб им обоим» .
Такое положение никак не устраивало римский престол, который продолжал вынашивать планы по подчинению Русской церкви. В 1458 г. папа Пий II, намереваясь отколоть западнорусские православные епархии, находившиеся в подданстве Казимира IV, от Русской православной церкви определил в качестве митрополита в упомянутые епархии униатского иерарха Григория, посвященного в сан бывшим Константинопольским патриархом униатом Григорием Маммой.
Ненавистник Православия римский папа Пий II
Пий II направил Казимиру IV особую грамоту, в которой сообщал, что отнимает «у отщепенца и противника, злочестивого чернеца Ионы» западнорусские православные епархии и настоятельно предложил королю принять Григория на киевскую кафедру и привести к нему в послушание всех епископов, духовенство и народ епархий, а тех кто будет противиться этому «подвергать тяжким мукам».
Вслед за королем Григорий был признан и западнорусскими епископами, одними добровольно, другими -- принудительно. Однако когда в 1459 году на Московском православном соборе восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию 1439 года и ее проводника на Руси Григория все западнорусские православные князья и большинство епископов со своими паствами отказались признавать Григория своим митрополитом. В итоге уния на западнорусских землях опять не состоялась. В тоже время действия римского престола нельзя признать безрезультатным, т.к. все эти события привели к окончательному отделению Западнорусской митрополии от Восточнорусской. В последующем это разделение Русской православной церкви привело к резкому ослаблению Западнорусской церкви, что, в конечном итоге, сделало возможным навязывание унии.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.