САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1

« Назад

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1 14.02.2017 17:57

420 лет назад была открыта одна из самых трагических страниц в истории западнорусского/белорусского народа. В октябре 1596 года в Бресте состоялся церковный Собор не только расколовший Западнорусскую церковь, но и превративший православие в жестоко гонимую религиозную конфессию. Весь период существования Речи Посполитой православная вера на территории современной Белоруссии находилась в угнетенном состоянии, но именно в лоне западнорусского православия все эти темные годы сохранялась общерусская основа национального самосознания предков современных белорусов.

В эти тяжелые времена Западная/Белая Русь явила подлинных подвижников православного русского духа таких как Афанасий Брестский, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский и многих других, неустанная деятельность которых спасла западнорусский/белорусский народ от ополячивания, а значит исчезновения.
 

Афанасий Брестский
Пророк Западной Руси Афанасий Брестский

Это была трагическая, но и героическая эпоха и поэтому удивительно, что событие открывшее один из самых драматических периодов белорусской истории не нашло отражение ни в календаре Белорусского Экзархата, ни в официальном календаре Республики Беларусь.

I
Осенью 1596 года произошло событие, которое не только в корне изменило судьбу православного западнорусского народа, но и поныне оказывает  серьезное влияние на политику современных Белоруссии и особенно Украины. 19 октября в Бресте под  давлением тогдашнего короля Польского и великого князя Литовского и Русского Сигизмунда III, римского папы и иезуитов состоялся церковный собор, который принял решение о соединении католической и православной церквей на русских землях подвластных Речи Посполитой.  На деле же речь шла не о каком-то братском союзе католической и православной конфессий, а о жестком подчинении Западнорусской православной церкви католическому Риму.

Брестская церковная уния была совсем не случайной, а отражала давнишнее устремление римской курии подчинить себе восточных «схизматиков». Это стремление возникло сразу же после разделения католической и православной церквей в 1054 году.  Православная Русь, граничившая на западе с католическим миром,  привлекала постоянное внимание римского престола.  Практически сразу после принятия христианства на Руси католические миссионеры постоянно пытались склонить русских князей в сторону римской церкви. 

Сильнее всего домогательства римской курии испытывала на себе Галицко-Волынская Русь. Так, в 1204 и в 1246 годах князья Роман Мстиславович и Даниил Романович получали от римского престола предложение королевской короны в обмен на переход в католицизм.  И только в 1254 году после опустошительного вторжения татаро-монгольских орд хана Батыя на Южную Русь  князь Даниил Романович принял-таки королевскую корону в обмен на заверения папского легата о помощи западных стран в борьбе против татарского нашествия.  Однако это событие не повлияло на церковную жизнь Русского королевства  (так стало именоваться Галицко-Волынское княжество), да и военной помощи от западных стран оно не дождалось. Уния Галицкой Руси с Римом не состоялась.

 Даниил Галицкий
Папский нунций подносит королевскую корону Даниилу Галицкому

С образованием Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) римская курия перенесла центр своих унийных устремлений в это государство. Однако поначалу они были практически бесплодными. Великие князья Литвы и Руси на первом этапе существования ВКЛР проводили политику собирания православных русских земель («вся Русь должна принадлежать Литве») и поэтому католицизм их практически не интересовал. 

Собирая русские земли, литовские Гедеминовичи столкнулись с противодействием со стороны московских Рюриковичей, также собиравших русские земли. При этом московские великие князья имели перед литовскими князьями  существенное преимущество в этом вопросе.  В Москве с 1326 года находилась кафедра митрополитов Киевских и всея Руси, что делало Великое княжество Московское центром притяжения всех православных русских людей. Великий князь Литовский и Русский Ольгерд пытался добиться учреждения отдельной западнорусской православной митрополии, но константинопольские патриархи отказали ему и не пошли на раскол Русской православной церкви.

Положение Православия в Великом княжестве Литовском и Русском резко изменилось в худшую сторону после подписания  с Польшей в 1385 году великим князем Ягайло Кревской унии. Ягайло получал польскую королевскую корону, в обмен на что обязался навечно присоединить Литву и подвластную ему Русь к Польше и привести к католической вере своих подданных литовцев и русских.

Практически сразу после заключения унии в 1387 году, а затем после Грюнвальдской битвы  в 1413 году (такая вот благодарность православным русским за решающий вклад в победу над крестоносцами) Ягайло издал ряд привелеев, которые предоставляли исключительные права католической церкви, магнатам и шляхте римско-католического вероисповедания. Кроме того, согласно изданным привелеям государственные должности могли занимать только лица католического вероисповедания. В тоже время, опасаясь выступлений русской православной знати, Ягайло сохранил за ее представителями принадлежавшие ей ранее права, но при этом всячески пытался склонить ее к признанию духовной власти римского папы. Однако, чтобы осуществить это необходимо было отколоть западнорусские епархии от Русской православной церкви. 

Это попытался осуществить ставший великим князем ВКЛР Витовт. В 1414 году он созывает Собор западнорусских православных епископов, на котором была образована отдельная Литовская православная митрополия во главе с Григорием Цамблаком, которую Витовт намеревался подчинить римскому папе. Самому Цамблаку идея унии не была принципиально чужда, но представлялась она ему совсем не в том виде в каком виделась папе и Витовту,  которые добивались полного подчинения Православной церкви римскому понтифику. Новоявленному западнорусскому митрополиту Цамблаку уния же мыслилась как результат широкой дискуссии на Соборе из представителей Западной и Восточной церквей. В 1416 году Витовт направил Григория Цамблака с несколькими епископами на католический Констанцкий собор для решения вопроса об унии. 
 

Григорий Цамблак
Григорий Цамблак (Семивлах), митрополит Литовский и всея Руси

Однако план унии предложенный западнорусским митрополитом не устраивал римскую курию и переговоры закончились безрезультатно. А в 1420 году Витовт признал признал церковное верховенство митрополита Московского Фотия и единство Русской православной церкви было восстановлено.

II
В 1430 году случилось событие, которое было способно в корне изменить судьбу Западной Руси  и избавить западнорусский/белорусский народ от последующей драматической истории. После кончины Витовта в 1430 году великим князем ВКЛР был избран Свидригайло Ольгердович, который был последовательным противником зависимости Великого княжества Литовского и Русского от Польши и подчинения православной церкви католическому Риму. В связи с чем, краковский епископ Збигнев Олесницкий жаловался римскому престолу, что Свидригайло во всем слушается «русских схизматиков», раздавая им все важнейшие должности и замки. Вступив на великокняжеский престол, Свидригайло разорвал унию с Польшей и восстановил самостоятельность ВКЛР.
 

Свидригайло
Великий князь Свидригайло Ольгердович

Подобный ход событий и перспектива утраты владычества над обширными западнорусскими землями вызвали крайнее недовольство римского престола, польских панов и литовской католической знати. Началась полоса войн и конфликтов между Польшей и ВКЛР. В 1432 году, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильно,  польские войска совершили в столице ВКЛР государственный переворот и посадили на великокняжеский престол польского ставленника, фанатичного католика Сигизмунда Кейстутовича.

В ответ на это вероломство в Полоцке «князья русские, и бояре, и вся земля посадили Свидригайло на Великое княжение Русское».  И таким образом Литовско-Русское государство распалось на Великое княжество Литовское и Великое княжество Русское (ВКР). В результате ожесточенной войны между  Польшей и Литвой с одной стороны и ВКР с другой, Великое княжество Русское пало в 1437 году, но на несколько столетий стало знаменем борьбы Западной (Белоруссии) и Южной (Украины) Руси за свободу, православную веру и принадлежность к Русскому миру. 

Оказавшись на великокняжеском престоле, Сигизмунд Кейстутович обратился за поддержкой к римскому папе и начал новые переговоры об унии с римско-католической церковью. После падения Великого княжества Русского Сигизмунд начал жестокие преследования православной знати. С этой цель в 1436 году в ВКЛР была введена католическая инквизиция. В ответ на развернувшиеся гонения западнорусская знать составила заговор, в результате которого великий князь Сигизмунд был убит в 1440 году князьями Иваном и Александром Чарторыйскими.  И таким образом вторая попытки подчинить западнорусскую православную церковь Риму оказалась безуспешной.

После убитого Сигизмунда великим князем ВКЛР (с 1440 г.), а затем и королем Польским (с 1447 г.) стал Казимир IV, который учел уроки Великого княжества Русского и судьбу своего предшественника  и принял ряд важных решений в пользу западнорусской православной знати. 

Он признал главой Русской православной церкви московского митрополита Иону и, несмотря на недовольство польских и литовских католических панов, уравнял в правах православных с католиками. Более того, между Казимиром IV и великим князем Московским Василием II  был заключен в 1449 году договор о признании митрополитом Русской православной церкви «того, кто будет люб им обоим» .

Такое положение никак не устраивало римский престол, который продолжал вынашивать планы по подчинению Русской церкви. В 1458 г. папа Пий II, намереваясь отколоть западнорусские православные епархии, находившиеся в подданстве Казимира IV, от Русской православной церкви определил в качестве митрополита в упомянутые епархии униатского иерарха Григория, посвященного в сан бывшим Константинопольским патриархом униатом Григорием Маммой.
 

Римский папа Пий 2
Ненавистник Православия римский папа Пий II

 Пий II направил Казимиру IV особую грамоту, в которой сообщал, что отнимает «у отщепенца и противника, злочестивого чернеца Ионы» западнорусские православные епархии  и настоятельно предложил королю принять Григория на киевскую кафедру и привести к нему в послушание всех  епископов, духовенство и народ епархий, а тех кто будет противиться этому «подвергать тяжким мукам».  

Вслед за королем Григорий был признан и западнорусскими епископами, одними добровольно, другими -- принудительно. Однако когда в 1459 году на Московском православном соборе восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию  1439 года  и ее проводника на Руси Григория все западнорусские православные князья и большинство епископов со своими паствами отказались признавать Григория своим митрополитом. В итоге уния на западнорусских землях опять не состоялась. В тоже время действия римского престола нельзя признать безрезультатным, т.к. все эти события привели к окончательному отделению Западнорусской митрополии от Восточнорусской. В последующем это разделение Русской православной церкви привело к резкому ослаблению Западнорусской церкви, что, в конечном итоге, сделало возможным навязывание унии.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru