САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1

« Назад

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1 14.02.2017 17:57

420 лет назад была открыта одна из самых трагических страниц в истории западнорусского/белорусского народа. В октябре 1596 года в Бресте состоялся церковный Собор не только расколовший Западнорусскую церковь, но и превративший православие в жестоко гонимую религиозную конфессию. Весь период существования Речи Посполитой православная вера на территории современной Белоруссии находилась в угнетенном состоянии, но именно в лоне западнорусского православия все эти темные годы сохранялась общерусская основа национального самосознания предков современных белорусов.

В эти тяжелые времена Западная/Белая Русь явила подлинных подвижников православного русского духа таких как Афанасий Брестский, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский и многих других, неустанная деятельность которых спасла западнорусский/белорусский народ от ополячивания, а значит исчезновения.
 

Афанасий Брестский
Пророк Западной Руси Афанасий Брестский

Это была трагическая, но и героическая эпоха и поэтому удивительно, что событие открывшее один из самых драматических периодов белорусской истории не нашло отражение ни в календаре Белорусского Экзархата, ни в официальном календаре Республики Беларусь.

I
Осенью 1596 года произошло событие, которое не только в корне изменило судьбу православного западнорусского народа, но и поныне оказывает  серьезное влияние на политику современных Белоруссии и особенно Украины. 19 октября в Бресте под  давлением тогдашнего короля Польского и великого князя Литовского и Русского Сигизмунда III, римского папы и иезуитов состоялся церковный собор, который принял решение о соединении католической и православной церквей на русских землях подвластных Речи Посполитой.  На деле же речь шла не о каком-то братском союзе католической и православной конфессий, а о жестком подчинении Западнорусской православной церкви католическому Риму.

Брестская церковная уния была совсем не случайной, а отражала давнишнее устремление римской курии подчинить себе восточных «схизматиков». Это стремление возникло сразу же после разделения католической и православной церквей в 1054 году.  Православная Русь, граничившая на западе с католическим миром,  привлекала постоянное внимание римского престола.  Практически сразу после принятия христианства на Руси католические миссионеры постоянно пытались склонить русских князей в сторону римской церкви. 

Сильнее всего домогательства римской курии испытывала на себе Галицко-Волынская Русь. Так, в 1204 и в 1246 годах князья Роман Мстиславович и Даниил Романович получали от римского престола предложение королевской короны в обмен на переход в католицизм.  И только в 1254 году после опустошительного вторжения татаро-монгольских орд хана Батыя на Южную Русь  князь Даниил Романович принял-таки королевскую корону в обмен на заверения папского легата о помощи западных стран в борьбе против татарского нашествия.  Однако это событие не повлияло на церковную жизнь Русского королевства  (так стало именоваться Галицко-Волынское княжество), да и военной помощи от западных стран оно не дождалось. Уния Галицкой Руси с Римом не состоялась.

 Даниил Галицкий
Папский нунций подносит королевскую корону Даниилу Галицкому

С образованием Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) римская курия перенесла центр своих унийных устремлений в это государство. Однако поначалу они были практически бесплодными. Великие князья Литвы и Руси на первом этапе существования ВКЛР проводили политику собирания православных русских земель («вся Русь должна принадлежать Литве») и поэтому католицизм их практически не интересовал. 

Собирая русские земли, литовские Гедеминовичи столкнулись с противодействием со стороны московских Рюриковичей, также собиравших русские земли. При этом московские великие князья имели перед литовскими князьями  существенное преимущество в этом вопросе.  В Москве с 1326 года находилась кафедра митрополитов Киевских и всея Руси, что делало Великое княжество Московское центром притяжения всех православных русских людей. Великий князь Литовский и Русский Ольгерд пытался добиться учреждения отдельной западнорусской православной митрополии, но константинопольские патриархи отказали ему и не пошли на раскол Русской православной церкви.

Положение Православия в Великом княжестве Литовском и Русском резко изменилось в худшую сторону после подписания  с Польшей в 1385 году великим князем Ягайло Кревской унии. Ягайло получал польскую королевскую корону, в обмен на что обязался навечно присоединить Литву и подвластную ему Русь к Польше и привести к католической вере своих подданных литовцев и русских.

Практически сразу после заключения унии в 1387 году, а затем после Грюнвальдской битвы  в 1413 году (такая вот благодарность православным русским за решающий вклад в победу над крестоносцами) Ягайло издал ряд привелеев, которые предоставляли исключительные права католической церкви, магнатам и шляхте римско-католического вероисповедания. Кроме того, согласно изданным привелеям государственные должности могли занимать только лица католического вероисповедания. В тоже время, опасаясь выступлений русской православной знати, Ягайло сохранил за ее представителями принадлежавшие ей ранее права, но при этом всячески пытался склонить ее к признанию духовной власти римского папы. Однако, чтобы осуществить это необходимо было отколоть западнорусские епархии от Русской православной церкви. 

Это попытался осуществить ставший великим князем ВКЛР Витовт. В 1414 году он созывает Собор западнорусских православных епископов, на котором была образована отдельная Литовская православная митрополия во главе с Григорием Цамблаком, которую Витовт намеревался подчинить римскому папе. Самому Цамблаку идея унии не была принципиально чужда, но представлялась она ему совсем не в том виде в каком виделась папе и Витовту,  которые добивались полного подчинения Православной церкви римскому понтифику. Новоявленному западнорусскому митрополиту Цамблаку уния же мыслилась как результат широкой дискуссии на Соборе из представителей Западной и Восточной церквей. В 1416 году Витовт направил Григория Цамблака с несколькими епископами на католический Констанцкий собор для решения вопроса об унии. 
 

Григорий Цамблак
Григорий Цамблак (Семивлах), митрополит Литовский и всея Руси

Однако план унии предложенный западнорусским митрополитом не устраивал римскую курию и переговоры закончились безрезультатно. А в 1420 году Витовт признал признал церковное верховенство митрополита Московского Фотия и единство Русской православной церкви было восстановлено.

II
В 1430 году случилось событие, которое было способно в корне изменить судьбу Западной Руси  и избавить западнорусский/белорусский народ от последующей драматической истории. После кончины Витовта в 1430 году великим князем ВКЛР был избран Свидригайло Ольгердович, который был последовательным противником зависимости Великого княжества Литовского и Русского от Польши и подчинения православной церкви католическому Риму. В связи с чем, краковский епископ Збигнев Олесницкий жаловался римскому престолу, что Свидригайло во всем слушается «русских схизматиков», раздавая им все важнейшие должности и замки. Вступив на великокняжеский престол, Свидригайло разорвал унию с Польшей и восстановил самостоятельность ВКЛР.
 

Свидригайло
Великий князь Свидригайло Ольгердович

Подобный ход событий и перспектива утраты владычества над обширными западнорусскими землями вызвали крайнее недовольство римского престола, польских панов и литовской католической знати. Началась полоса войн и конфликтов между Польшей и ВКЛР. В 1432 году, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильно,  польские войска совершили в столице ВКЛР государственный переворот и посадили на великокняжеский престол польского ставленника, фанатичного католика Сигизмунда Кейстутовича.

В ответ на это вероломство в Полоцке «князья русские, и бояре, и вся земля посадили Свидригайло на Великое княжение Русское».  И таким образом Литовско-Русское государство распалось на Великое княжество Литовское и Великое княжество Русское (ВКР). В результате ожесточенной войны между  Польшей и Литвой с одной стороны и ВКР с другой, Великое княжество Русское пало в 1437 году, но на несколько столетий стало знаменем борьбы Западной (Белоруссии) и Южной (Украины) Руси за свободу, православную веру и принадлежность к Русскому миру. 

Оказавшись на великокняжеском престоле, Сигизмунд Кейстутович обратился за поддержкой к римскому папе и начал новые переговоры об унии с римско-католической церковью. После падения Великого княжества Русского Сигизмунд начал жестокие преследования православной знати. С этой цель в 1436 году в ВКЛР была введена католическая инквизиция. В ответ на развернувшиеся гонения западнорусская знать составила заговор, в результате которого великий князь Сигизмунд был убит в 1440 году князьями Иваном и Александром Чарторыйскими.  И таким образом вторая попытки подчинить западнорусскую православную церковь Риму оказалась безуспешной.

После убитого Сигизмунда великим князем ВКЛР (с 1440 г.), а затем и королем Польским (с 1447 г.) стал Казимир IV, который учел уроки Великого княжества Русского и судьбу своего предшественника  и принял ряд важных решений в пользу западнорусской православной знати. 

Он признал главой Русской православной церкви московского митрополита Иону и, несмотря на недовольство польских и литовских католических панов, уравнял в правах православных с католиками. Более того, между Казимиром IV и великим князем Московским Василием II  был заключен в 1449 году договор о признании митрополитом Русской православной церкви «того, кто будет люб им обоим» .

Такое положение никак не устраивало римский престол, который продолжал вынашивать планы по подчинению Русской церкви. В 1458 г. папа Пий II, намереваясь отколоть западнорусские православные епархии, находившиеся в подданстве Казимира IV, от Русской православной церкви определил в качестве митрополита в упомянутые епархии униатского иерарха Григория, посвященного в сан бывшим Константинопольским патриархом униатом Григорием Маммой.
 

Римский папа Пий 2
Ненавистник Православия римский папа Пий II

 Пий II направил Казимиру IV особую грамоту, в которой сообщал, что отнимает «у отщепенца и противника, злочестивого чернеца Ионы» западнорусские православные епархии  и настоятельно предложил королю принять Григория на киевскую кафедру и привести к нему в послушание всех  епископов, духовенство и народ епархий, а тех кто будет противиться этому «подвергать тяжким мукам».  

Вслед за королем Григорий был признан и западнорусскими епископами, одними добровольно, другими -- принудительно. Однако когда в 1459 году на Московском православном соборе восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию  1439 года  и ее проводника на Руси Григория все западнорусские православные князья и большинство епископов со своими паствами отказались признавать Григория своим митрополитом. В итоге уния на западнорусских землях опять не состоялась. В тоже время действия римского престола нельзя признать безрезультатным, т.к. все эти события привели к окончательному отделению Западнорусской митрополии от Восточнорусской. В последующем это разделение Русской православной церкви привело к резкому ослаблению Западнорусской церкви, что, в конечном итоге, сделало возможным навязывание унии.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
29.11.24

21-22 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Англетер» прошёл  XII Балтийский форум российских соотечественников. Мероприятие традиционно проводится Правительством Ленинградской области для обсуждения ситуации с положением дел и соблюдением прав российских соотечественников в бывших республиках Прибалтики с участием представителей федеральных ведомств, Северо-Западного федерального округа, других регионов России, представителей Белоруссии, Киргизии, Абхазии, Южной Осетии, чиновников госучреждений, академического сообщества, экспертов по региональной проблематике, журналистов и общественников, российских соотечественников из перечисленных государств.

22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru