САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Что такое польщизна и чем она опасна для белорусского общества? (часть 3)

Николай Сергеев: Что такое польщизна и чем она опасна для белорусского общества? (часть 3)

« Назад

Николай Сергеев: Что такое польщизна и чем она опасна для белорусского общества? (часть 3) 17.05.2017 18:57

Начало. (часть 1)

Продолжение. (часть 2)

Интересна история Свято-Петропавловского собора. Этот храм никогда не был униатским или католическим. Он был основан в 1612 году, когда в Минске, как и в других западнорусских городах, находившихся под владычеством Речи Посполитой, насаждалась церковная уния. К тому времени все православные церкви и монастыри в городе были отобраны поляками у православных и переданы униатам или католикам. Тогда на городском собрании русской православной шляхты, было принято решение о строительстве каменного православного храма на собственные средства. 

Земельный участок под строительство «аж до озера реки Свислочи прилеглый» пожертвовала на «вечные времена» западнорусская княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская. Имена остальных 52-х горожан – основателей и жертвователей Свято-Петропавловского собора и одноименного мужского монастыря также дошли до нашего времени. Их полный список хранится в алтаре собора. И в положенные дни имена этих православных русских горожан поминаются во время богослужения.

 Свято=Петропавловский собор до революции
Так выглядел минский Свято-Петропавловский собор (что на Немиге) до революции

В самые тяжелые времена униатско-католического мракобесия Свято-Петропавловский собор (он был построен как храм оборонного типа) был твердыней православной веры и выдержал не одну вооруженную осаду бесновавшейся польско-католической шляхты. В 1870-1871 г.г. на средства, предоставленные казной, была произведена реконструкция собора. Над храмом был воздвигнут большой купол, обновлен иконостас и расписаны стены. По свидетельству современников, своим благолепием художественная роспись стен собора не уступала знаменитым фрескам Владимирского собора в Киеве.

В 1933 году храм был закрыт. В здании попеременно находились склад, жилые помещения, архив. В 70-е годы XX в. во время реставрации церковный купол был ликвидирован и здание приобрело вид небольшого замка. В 1991 году древняя православная святыня была возвращена Православной церкви . В настоящее время Свято-Петропавловский собор имеет бескупольный вид и в этом смысле вполне вписывается в создаваемый властями польско-шляхетский облик «старого Минска».

Кроме того, в историческом центре Минска за счет средств государственного бюджета установлены памятники целому ряду деятелей польской культуры - поэту Адаму Мицкевичу; композитору (а заодно участнику польского восстания Тадеуша Костюшко) Михалу Клеофасу Огинскому; композитору, создателю польской национальной оперы Станиславу Манюшко (его отец служил в армии Наполеона адъютантом при штабе маршала Мюрата) и польскому шляхетскому литератору Винценту-Якубу Дунину-Марцинкевичу. Последний использовал в своих произведениях речь белорусского простонародья и был, к тому же, участником польского шляхетского восстания 1863 года, которое в советское время было переиначено в якобы «белорусское национально-освободительное». По этим причинам Дунин-Марцинкевич был объявлен (еще советскими дерусификаторами белорусов) родоначальником «новой белорусской литературы».  

Манюшко и Дунин-Марцинкевич

Памятник польским композитору Манюшко и литератору Дунину-Марцинкевичу в Минске. 

Одним из последних примеров польщинизации Минска является намерение городских властей присвоить скверу, расположенному в центре белорусской столицы рядом с Домом правительства имени польского помещика Эдварда Войниловича. В 1910 году Войнилович, являясь крупным землевладельцем выделил деньги на строительство в центре Минска костела святых Симеона и Елены (Красного костела). 

В годы Гражданской войны Эдварт Войнилович был одним из организаторов «Союза поляков с белорусских окраин» и «Союза помещиков Литвы и Белоруссии в Варшаве», выступал за включение Белоруссии в состав Польши, восточная граница которой должна была соответствовать границам Речи Посполитой 1772 года, т.е. проходить чуть западнее Смоленска. Помимо этого, Войнилович был активным сторонником политики «начальника польского государства» Юзефа Пилсудского в отношении «кресов всходних» («восточных территорий»).  Таким образом, Войнилович был неприкрытым польским шовинистом, враждебно относился к белорусскому народу и к России. И вот этого антибелорусского и антироссийского деятеля кое-кто вздумал увековечить в топонимике Минска .

Первый раз это попытались сделать еще в 2007 году. Тогда с предложением переименовать улицу Берсона (находится недалеко от Дома правительства) в улицу Войниловича выступил активный проводник пресловутой польщизны/беларусчыны, настоятель костела Симеона и Елены Владислав Завальнюк. Кроме того, имеются сведения, что пан Завальнюк близок к ордену иезуитов. Как бы там ни было, но он сумел повлиять на Минский городской совет таким образом, что безоговорочно принял решение о присвоении улице Берсона имени Войниловича, о чем было сообщено в печати. Все это вызвало протесты общественности  и переименование не состоялось .

Эдвард Войнилович

Католический клир продвигает Войниловича в топономику Минска

И вот спустя 10 лет началась новая кампания по продвижению имени Войниловича в топономику Минска. На этот раз поборники польщизны действовали по-иезуитски скрытно и загодя. Несколько лет назад, действующие в Белоруссии католические епархии предложили Ватикану причислить Эдварда Войниловича к лику блаженных. Этот процесс начался 10 апреля нынешнего года. Одновременно в официальных и неофициальных средствах массовой информации началась долгосрочная кампания по восхвалению польского шовиниста и ненавистника России Войниловича, вершиной которого стала статья «История одного праведника» . В этом опусе польский помещик определен как «выдающийся для белорусского государства человек». Кроме того, утверждалось, что «будучи активным общественным деятелем, Эдвард Войнилович оставался высоконравственным и милосердным человеком, «факелом, светившим особенным светом моральным», как написал о нем впоследствии польский общественный деятель Ян Лютославский». 

Но перед тем как в центральной белорусской печати появилась эта публикация, в прокатолических кругах были организованы письма в поддержку статьи, превозносящей польского землевладельца. И как только она появилась на страницах печати в адрес минских городских властей пошли письма от граждан, ратующих за Войниловича.  

Так, что проект «Войнилович в топонимике Минска» является ничем иным как совместной пропольской идеологической операцией католического клира и ряда средств массовой информации.  Ну а патриотическая и православная общественность была просто поставлена перед фактом.  На протесты же последней власти дали понять, что они запоздали. Так что не исключено, что в недалеком будущем в самом центре Минска рядом с Домом правительства появится сквер, носящий имя польского шовиниста, недруга Белоруссии и России Эдварда Войниловича. 

Помимо этого, в центре Минска целая группа магазинов и кафе были переименованы в «Радзивилловские», а на табличках, указывающих названия улиц, появились надписи на польской латинице. Таким образом, в настоящее время исторический центр Минска все более приобретает облик этакого осколка Речи Посполитой польской, который должен убеждать минчан и гостей города в чуждости для Минска и Белоруссии Русского мира.

К сожалению, приходится констатировать, что в русле пресловутой польщизны на общественное сознание воздействует и существующая в республике система исторического и в целом гуманитарного образования.  В ходе изучения истории Белоруссии в сознание школьников и студентов внедряется ложная мысль, что Великое княжество Литовское (русская составляющая этого средневекового государства замалчивается) и Речь Посполитая якобы являлись историческими формами белорусской государственности, а жестоко угнетавшие предков белорусов польские магнаты и шляхта выдаются за белорусских национальных героев. К категории последних отнесены и те представители западнорусской знати, которые отказались от своего народа, русского имени и православной веры предков. 

Из ныне действующих учебников по истории Белоруссии  ничего нельзя узнать о «борьбе белорусов за свою русскость»  (слова выдающегося русского мыслителя, уроженца Витебщины Николая Лосского), о подлинных причинах  и целях многочисленных освободительных восстаний и войн против польско-шляхетского владычества на западнорусских/белорусских землях. Ни слова не говорится о первом самостоятельном восточнославянском государстве на территории современной Белоруссии -- Великом княжестве Русском (столица Полоцк), образованном в 1432 году по всем обычаям старой киевской Руси.  

 Николай Лосский
Выдающийся русский мыслитель, уроженец Витебщины Николай Лосский

Многовековая народно-освободительная борьба западнорусского/белорусского народа преподносится или как распри князей и магнатов, или как антифеодальные и антирелигиозные выступления крестьян и горожан. И не более того.  А помощь со стороны Русского государства западнорусским/белорусским повстанцам, боровшимся против польско-католического гнета, и покровительство Российской державы, гонимой в Речи Посполитой Западнорусской церкви выдается за агрессивную политику со стороны России. И таким образом прямо со школьной скамьи белорусские граждане приучаются воспринимать историю Белоруссии через призму польщизны, т.е.  польско-шляхетских интересов.

В настоящее время Республика Беларусь является ареной соприкосновения двух несовместимых цивилизационных проектов -- Русского мира (одним из проявлений которого является проект Союзного государства) и Четвертой Речи Посполитой. Причем, если интеграционные проекты, в которых участвует Республика Беларусь (Союзное государство, Евразийский экономический союз) имеют преимущественно социально-экономическую направленность, то доктрина Четвертой Речи Посполитой носит исключительно идеологический характер и нацелена на формирование в белорусском обществе отчужденного отношения к России и Русскому миру и ностальгического восприятия «исторического и культурного наследия золотой Речи Посполитой».

Идеи польщизны продвигаются в белорусское общество под ширмой т.н. «берарусчыны» и направлены на устранение общерусской основы национального самосознания белорусов. Работа строится с прицелом на будущие изменения в руководстве республики (рано или поздно это должно произойти) и в настоящее время посредством польщизны/беларусчыны белорусское общественное сознание исподволь готовится для будущего (на что как раз и рассчитывает Варшава) геополитического и цивилизационного разрыва Республики Беларусь с Российской Федерацией.

При этом приходится констатировать, что польщизна/беларусчына стала определяющей линией государственной политики Республики Беларусь в области культуры, образования и информации и представляет существенную угрозу как для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и для собственно Республики Беларусь. Речь идет об опасности ползучей трансформации этого восточнославянского союзного России государства (т.е. собственно белорусского) в русофобское и антироссийское.

Нечто подобное в свое время произошло с Великим княжеством Литовским и Русским, которое из мощного литовско-русского (точнее западнорусского с литовским правящим Домом Гедеминовичей) государства было превращено в захолустную провинцию Речи Посполитой с польско-шляхетским беспределом и жестоко угнетаемым западнорусским/белорусским населением. Но если в те далекие времена такая «переделка» заняла несколько столетий, то в наше время, как показывает катастрофический пример Украины, при современных методах манипуляции общественным сознанием осуществить подобное можно и за два десятка лет.

Однако в отличие Украины, где приобщение к «европейским ценностям» происходило и происходит с войной и жестоким насилием, польщизна в Белоруссии действует и намерена действовать в дальнейшем по-иезуитски тихой сапой.  И в этом ее опасность, т.к. для многих ответственных лиц, в том числе и в России, она как радиация не осязаема.

В сложившихся обстоятельствах российской стороне необходимо, в первую очередь, отказаться от пагубного посыла, что «Белоруссия никуда не денется», который буквально застилает глаза и не позволяет объективно оценивать тревожные процессы, происходящие в белорусском субъекте Союзного государства.

И наконец, необходимо не только осознавать культурно-цивилизационную принадлежность Белоруссии и Российской Федерации к общей для них цивилизации Русского мира, но и всемерно содействовать укреплению общерусской составляющей национального самосознания белорусов, против которой направлено острие польщизны. В связи с чем, нужен постоянный диалог не только с правящими кругами Республики Беларусь, но и с белорусским обществом.        


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru