САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Гуманитарные (идеологические) аспекты евразийской интеграции. Часть 5

Николай Сергеев: Гуманитарные (идеологические) аспекты евразийской интеграции. Часть 5

« Назад

Николай Сергеев: Гуманитарные (идеологические) аспекты евразийской интеграции. Часть 5 14.09.2017 08:20

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.

Во времена Российской империи народы нынешнего постсоветского пространства считали за честь жить под сенью Русского Белого Царя, народы СССР объединяло стремление построить справедливое бесклассовое общество, в нынешние же времена большинство постсоветских народов призвана объединить идея Русского мира.

Впервые на высоком государственном уровне о Русском мире было сказано Владимиром Путинным во время его выступления перед участниками II Всемирного конгресса соотечественников в октябре 2006 года в Петербурге. С той поры прошло достаточно времени, но понятие Русского мира до сих пор не получило должного научного обоснования и оформления, а без этого не приходится рассчитывать, что эта идея станет движущей силой постсоветской интеграции.

 Путин, идея Русского мира
Владимир Путин говорит о Русском мире (Петербург, октябрь 2006 г.)

Идея Русского мира, в основе которой лежит питающееся глубокими историческими корнями национально-культурное единство восточнославянских народов, имеет в Белоруссии хорошие виды для широкого распространения. И это естественно, ведь до начала великих потрясений XX столетия (Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война в России) белорусское население однозначно отождествляло себя с русским народом, Русью и Россией. О чем, в частности, убедительно говорится в фундаментальном многотомном труде выдающегося ученого-слависта Е.Ф. Карского «Белорусы»  (первая четверть XX в.), равного которому по глубине научных исследований до сих пор ничего не создано. 

Белорусы, Карский

В течение XX столетия общерусское сознание белорусов многократно подвергалось серьезным испытаниям. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, в Белоруссии советскими и постсоветскими властями («пунктиком» которых была борьба с «великорусским шовинизмом») неоднократно (20-е, 40-е, 50-е, 90-е гг.) проводились жесткие политические кампании, направленные на искоренение общерусской составляющей из национального самосознания белорусского народа. Эти кампании официально именовались «белорусизацией», являясь на деле политикой «дерусификации» (по определению главы белорусского парламента 1991–94 гг. Ст.Шушкевича) белорусского населения .

Практически целое столетие в разное время с разной степенью интенсивности (система образования, СМИ, идеологическая вертикаль) белорусам принудительно навязывалась мысль об отдельности белорусов от русского народа. И все же многолетняя политика дерусификации не достигла своей цели. Так, по данным прозападного Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс), в ходе проведенного в 2015 году в Белоруссии репрезентативного опроса 2/3 респондентов заявили, что белорусы, русские и украинцы являются ветвями одного народа . 

В настоящее время существует значительный слой белорусского населения, у которого под воздействием официальной дерусификаторской пропаганды произошло определенное смешение понятий. В этом случае белорусы в каком-то отношении отделяют себя от русских, но при этом и тех, и других воспринимают как части одного восточнославянского этноса. Таким образом, белорусское общество в основной своей массе готово к положительному восприятию идеи Русского мира.

Вместе с тем со стороны власти отношение к идее Русского мира довольно настороженное. Однако если судить по высказываниям А.Г.Лукашенко на эту тему, настороженность представителей белорусской власти вызвана скорее непониманием сути вопроса.

Итак, что такое Русский мир? Наиболее ёмкими представляются следующие определения. Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирное сообщество людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которой издревле выступают Москва, древние Киев, Великий Новгород и Полоцк.

 Русская цивилизация
Мировое сообщество – это мир миров или цивилизация цивилизаций 

Основой Русского мира является русский народ. В нынешних условиях принципиально важно осознать, что русский народ – это не что-то отвлеченное, а конкретная многомиллионная восточнославянская национально-культурная общность людей, имеющая несколько самобытных ветвей (великороссы, белорусы, малороссы, русины) и объединенная общерусским самосознанием.

При этом необходимо учитывать, что среди белорусов и особенно украинцев немало тех, кто в результате столетнего русофобского оболванивания уже не отождествляет себя с русским народом и Русским миром. Поэтому естественным и справедливым представляется следующее определение: русскими являются восточные славяне, считающие себя таковыми.

Если кто-то из этнических восточных славян окончательно утратил связь с русским народом и предал забвению русскость своих предков, то это его дело. Но было бы крайне несправедливо лишать права быть Русью и принадлежать к Русскому народу миллионы восточных славян на Украине и в Белоруссии, желающих этого.

Русский мир многонационален. Помимо русских, к нему относятся также исторически дружественные Руси-России народы, созидавшие вместе с русскими историческую российскую государственность и Русскую цивилизацию. 

 Русский мир - многонационален и разнообразен
Русский мир разнообразен и многонационален

Вот мнение по этому поводу депутата парламента Чеченской республики Джамбулата Умарова, который однозначно считает, что «чеченцы как самодостаточный народ являются частью Русского мира». И далее:

«Что такое Русский мир? Мы тоже являемся частью Русского мира. Но при этом нужно знать, что человек, который имеет отношение к этому миру, может быть другой национальности и вероисповедания» .

Русский мир многоконфессионален. Русский мир и Русская Православная Церковь не есть тождественные понятия. Естественно они близки и взаимосвязаны, и Патриарх Московский и всея Руси является духовным отцом Русского мира, и все же Русский мир значительно шире и разнообразней и не может сводиться только к православной доктрине. И об этом надо помнить, ведя разговор о Русской цивилизации.

Одной из основ Русского мира является такое понятие, как историческая Русская земля, на территории которой в настоящее время находятся несколько признанных, полупризнанных и непризнанных государств, центральными из которых являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Украина. Четверть века назад все они были частями одной великой державы, но сейчас действительность иная, и этого нельзя не учитывать при созидании современного Русского мира.

Если современные Россия и Белоруссия являются союзниками и, при всех недостатках белорусско-российского союза, последний является мощной скрепой и гарантом спокойного развития и целостности Республики Беларусь, то Украина оказалась ввергнутой в катастрофу. Главной причиной этого страшного бедствия стало предательство т.н. украинской элитой национальных интересов украинского (малорусского) народа, в основе которых лежит его исконная русскость. Как справедливо заметил Джамбулат Умаров, «Украина борется со всем русским, как с корнями, чтобы превратиться в аморфное общество, которое нужно Западу» .

 Триединый русский народ
Русские – это восточные славяне, считающие себя таковыми

В сложившихся условиях чрезвычайно важное значение имеет поддержка и развитие общерусского духовного и этнокультурного пространства, пробуждение и укрепление у великороссов, белорусов, малорусов и русин осознанного чувства общерусского национально-культурного, т.е. цивилизационного единства.

Что касается неславянского населения государств, участвующих в евразийских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, то в этом случае единственно верной представляется позиция, высказанная Джамбулатом Умаровым.

Итак, какие из сказанного следуют выводы?

– Строительство Союзного государства и Евразийского экономического союза не могут осуществляться только на экономических началах. Без соответствующей гуманитарной составляющей эти союзы не будут обладать достаточной устойчивостью в отношении недружественных действий геополитических соперников России.

– «Цивилизованный развод» бывших советских республик был произведен без какого-либо учета интересов русских людей, в одночасье более 25 миллионов великороссов оказалось за пределами собственного государства , в полный рост встал русский вопрос, без справедливого решения которого невозможно какое-либо поступательное развитие на постсоветском пространстве.

– В современных условиях единственной идеей, способной объединить народы России, Белоруссии, Казахстана, а в перспективе Украины и других постсоветских стран является доктрина Русского мира. Что касается государственных и политических элит этих новоявленных государств, то они в большинстве своем (о Российской Федерации в данном случае речь не идет) не готовы к восприятию идеи Русского мира, с недоверием (нередко хорошо скрываемым) относятся к России и русскому народу. Поэтому на этом поприще необходима постоянная целенаправленная работа, призванная не только развеять искусственно созданные страхи в отношении России, но и сформировать у представителей упомянутых элит понимание того, что без союза с Россией, вне лона Русского мира у бывших советских народов и постсоветских государств нет достойного будущего.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru