« Назад

Николай Сергеев: Об общерусской взаимности 17.11.2015 15:45

Николай Сергеев: Об общерусской взаимности

Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на V Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом особое внимание уделил вопросу поддержки и защите российских соотечественников в странах пребывания. Обращаясь к участникам форума, глава Российского государства подчеркнул:
«Принципиальная задача – надёжная защита соотечественников от любых форм дискриминации, обеспечение их законных прав и свобод. Люди, по разным причинам оказавшиеся вне России, должны быть твёрдо уверены: мы всегда будем защищать их интересы, тем более в сложных, кризисных ситуациях».

В первую очередь это касается соотечественников, проживающих в бывших союзных республиках, власти которых с подозрением, а то и с неприятием относятся к русским, полагая, что они самим фактом своего существования представляют некую угрозу для новоявленных суверенных государств. И хотя подобные страхи носят откровенно надуманный характер, но они в значительной степени усложняют, а то и отравляют жизнь русских по национальности граждан этих суверенов.

Ну а если называть вещи своими именами, то в большинстве государств СНГ активисты русских организаций подвергаются гонениям (к примеру, лишаются работы) за свою общественную деятельность и приверженность Русскому миру. И Россия не намерена забывать о подвижниках Русской цивилизации, ведь исстари повелось, что русские своих не бросают. Общерусская солидарность и взаимопомощь всегда были присущи нашему народу.

За многие века отечественной истории между русскими землями и княжествами случалось разное, в том числе, и междоусобные брани. Но это были распри между своими, и они болью отзывались в душах лучших представителей русского народа. Достаточно вспомнить бессмертное «Слово о полку Игореве», которое с горечью писало о бранях между князьями, в то время как «поганые с победами приходили на Русскую землю». Но при этом даже самые отпетые князья-зачинщики смуты в глубине души чувствовали свою вину перед Русью.

Конечно, осознание пагубности раздробленности Руси и внутрирусских распрей пришло к князьям (у народа оно было всегда) далеко не сразу. И решающую роль в этом сыграло духовное подвижничество игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского благословившего на Куликовскую победу великого князя Московского Дмитрия Ивановича и его соратников князей Андрея Полоцкого, Владимира Боброка Волынского, Дмитрия Брянского и Владимира Серпуховского. Это была не только победа русского оружия, но и наглядное проявление общерусской взаимности, стремления встать «за други своя». С той поры для русских людей от крестьян и горожан до бояр и князей была небезразлична судьба своих собратьев не зависимо от того в какой стране они проживали и подданными какого государства являлись.

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, худ. Юрий Понтюхин

Если русские люди где-либо попадали в неволю или боролись против власти чужеземцев, то им на помощь приходила свободная Русь. Так, из татарского и турецкого полона русских невольников вызволяли путем выкупа или военной силой и государи московские, и новгородские ушкуйники, и казаки запорожские и донские. Когда же на русских землях, попавших под власть литовских князей и польских королей, поднимались восстания и происходили освободительные войны, то помощь приходила от братьев с востока.

Так, в XV веке во время борьбы за независимость от Польши и Литвы созданного в Полоцке под началом великого князя Свидригайло Великого княжества Русского в составе его войска сражались и дружины из Тверской земли. В начале XVI века в ходе антипольского восстания князей Глинских поддержку западнорусским повстанцам оказывали отряды русских войск, посланные великим князем Московским Василием III.

В XVI и XVII веках во время народно-освободительных войн под предводительством Северина Наливайко и Богдана Хмельницкого в рядах повстанцев против карательных польско-шляхетских войск сражались не только запорожские, но и донские казаки. Когда же для Белой Руси наступали особенно тяжелые времена и вопрос вставал о самом существовании западнорусского (белорусского) народа на помощь из Российского государства приходила русская армия.

Всего в истории Белоруссии было три великих освободительных похода, которые несли Белой Руси избавление от иноземного гнета. В середине XVII века – это знаменитый Государев поход 1654 года. Тогда белорусские города с восторгом встречали царя Алексея Михайловича.

Когда русская армия вошла в Полоцк выдающийся западнорусский поэт и просветитель Симеон Полоцкий вместе со своими учениками торжественно встречал государевы полки и написал знаменитые «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы»: «А днесь послал нам царя, который выбавил з недоли народ руский, потвары избавил. Царствуй же многа лета, правоверный царю, личы часто трыумфы з божиего дарю».

Симеон Полоцкий и царь Алексей Михайлович

Тогда почти все западнорусские (белорусские) земли и Литва перешли под руку русского царя. Но война была тяжелой и изнуряющей. К тому же в войну вступила Швеция и шведский король обещал польской шляхте помощь «против Москвы и казаков». Речь Посполитая находилась на грани краха, но война со Швецией вынудила царя Алексея Михайловича заключить с поляками Виленское перемирие и обратить силы на борьбу со Швецией. Тогда Речи Посполитой удалось избежать ухода в небытие, а тяжелая война растянулась на долгие годы. Только в 1667 году был заключен Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила левобережная Украина. Но правобережная Малая Русь и Белая Русь вновь оказались под властью Речи Посполитой.

Освобождение Белой Руси от польско-католического ига пришло в конце XVIII века, и принес его великий Александр Суворов. В 1794 году в Речи Посполитой началось польскошляхетское восстание генерала Тадеуша Костюшко, целью которого было превращение Речи Посполитой в польское унитарное государство с полной полонизацией белорусских земель. Над западнорусским (белорусским) народом нависла прямая угроза исчезновения. И только державная воля российской императрицы Екатерины Великой и стремительные действия русских войск под началом А.В.Суворова по разгрому польских мятежников защитили Белую Русь от рокового хода событий.

Суворов и Костюшко
Александр Суворов был непревзойденным полководцем, он наносил по врагу стремительные сокрушительные удары, обрушиваясь на противника как снег на голову: «Одна минута решает исход баталии, один час – успех кампании, один день – судьбы империи». В отношении же поверженного неприятеля и мирных обывателей А.В.Суворов проявлял великодушие и заботу. Вот как звучал приказ по русским войскам, находившимся в Польше, от 22 августа 1794 года:

«Строжайше указывается всем господам полковым и батальонным начальникам внушить и толковать нижним чинам и рядовым, чтоб нигде при переходе местечек, деревень ни малейшего разорения не делать. К продовольствию войск съестное будет брато по учреждению. И если военных поляков и вооруженных обывателей наказывать, то напротив того прибывающих спокойно щадить и нимало не обидеть. При вступлении в каждое местечко или селение впереди с казаками всегда ставить заслоны перед мельницами и хлебными хранилищами, чтобы нигде ничего не трогали и не разрушали».

А в XX столетии разорванный в результате неудачной советско-польской войны и несправедливого Рижского мирного договора 1921 года белорусский народ стал единым благодаря Освободительному походу Красной Армии в сентябре 1939 года. Тогда Западная Белоруссия, томившаяся под польским национальным гнетом, обрела свободу и воссоединилась с Восточной Белоруссией и Россией в рамках Советского Союза.

Освободительный поход Красной Армии 1939 г.
Красная Армия принесла свободу, плакат 1939 г.

Все три великих освободительных похода сыграли решающую роль в сохранении белорусским народом своей самобытности и общерусской сущности. Благодаря им Белая Русь/Белоруссия вообще существует как таковая. Но вот официальная белорусская историография рассматривает эти события с польскошляхетской точки зрения и, надо полагать, по этой причине они представляются в учебниках по истории в отрицательном свете, а подлинные причины и цели упомянутых военных кампаний искажаются. Это в меньшей степени относится к Освободительному походу Красной Армии в сентябре 1939 года, но и он едва ли не скрывается не только от учащихся, но и от широкой общественности. В результате большинство выпускников белорусских школ ничего не знает о событиях сентября 1939 года и их значении для судеб белорусского народа.

Если посмотреть на прошлое Белоруссии непредвзятым взглядом, то очевидной становится абсолютная справедливость слов выдающегося мыслителя, уроженца Витебского края Николая Лосского о том, что «вся история белорусов – это их борьба за свою русскость». В течение столетий западнорусский (белорусский) народ в условиях жестокого чужеземного гнета отстаивал свое русское самосознание, свою принадлежность к Русскому миру и в этой борьбе он всегда чувствовал поддержку свободной Руси.

Общерусская солидарность имеет большое значение и в наши дни. С особой яркостью она проявилась в ходе восстания республик Новороссии против киевской бандеровско-нацистской хунты, бросившей против мирно протестовавших Донецка и Луганска авиацию, танки, артиллерию и карательные батальоны «Правого сектора». Именно благодаря общерусской солидарности Крым вернулся в лоно Российского государства, а Донецкая и Луганская народные республики выстояли против агрессии Киева.

 новороссии__быть

В нынешние времена жесткого столкновения цивилизаций общерусская взаимность (солидарность) приобретает особую значимость. Русские люди и представители других народов Русского мира должны ясно осознавать свою цивилизационную общность и неразрывность своих судеб. Общерусская взаимность является необходимым условием успешного развития Русской цивилизации.

В то же время перед каждым российским соотечественником, живущим вне пределов Российской Федерации – корневой страны Русского мира – все насущнее становится вопрос о главенстве общерусских (цивилизационных) интересов над локально страновыми. Если страна проживания российских соотечественников дружественна России и ее власти не притесняют русский язык и культуру, то лояльность этому государству и приверженность Русскому миру не только не противоречат друг другу, а способствуют упрочению отношений между Российской Федерацией и этой страной.

А вот если страна, где живут российские соотечественники, недружественна России и Русскому миру или вообще занимает враждебную позицию, то они оказываются в непростых обстоятельствах выбора между интересами собственного народа и Русского мира с одной стороны и лояльностью русофобской этнократии с другой. Конечно, в этих условиях выбор каждого – дело его совести и национального самосознания, но все же в проблемных странах (да и не только) российским соотечественникам необходима уверенность в том, что Большая земля о них не забывает.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » Николай Сергеев: Об общерусской взаимности

Аналитика портала "Вместе с Россией"