« Назад

Николай Сергеев: Самосознание белорусов: попытка перекодировки. Часть 2 23.06.2019 23:40

Придя к власти А.Г. Лукашенко выполнил свои предвыборные обещания. В результате республиканских референдумов 1995 и 1996 годов в Республике Беларусь было установлено государственное белорусско-русское двуязычие (ст. 17 Конституции РБ). В апреле 1996 года Республика Беларусь и Российская Федерация официально стали союзниками, в декабре 1999 года президентами России и Белоруссии был подписан Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу в январе 2000 года.

Казалось, что противники общерусского (восточнославянского) единства бесповоротно утратили влияние на политику белорусского государства. И чтобы окончательно закрыть этот вопрос необходимо было направить учебные программы по истории среднего и высшего образования на путь исторической правды. В современном обществе национальное самосознание в значительной степени формируется в ходе получения образования, в первую очередь, в средней школе.


 Трибунал ВКЛР
Русский язык является исконным для белорусских земель.
На русском (западнорусском) языке велось законодательство в 
Великом княжестве Литовском и Русском 

Александром Лукашенко не единожды ставился вопрос о содержании исторического образования в Республике Беларусь, а также о формулировании национальной идеи белорусского государства. Однако ничего заслуживающего внимания из последнего не получилось. Неоднократно создавалось соответствующие комиссии, осваивались выделенные средства, но ничего внятного на поприще национальной идеи предложено так и не было.

Что касается исторического образования, то в этой области был произведен лишь косметический «ремонт».  Из учебников истории были убраны лишь оголтело антирусские и радикально антинаучные пассажи. В остальном же мало что изменилось. На смену открытому и крайне одиозному «литвинизму» пришла внешне не столь оголтелая и поэтому более разрушительная «польщизна», которая действует ползучими иезуитскими методами под личиной т.н. «беларусчыны». 

Польщизна/беларусчына нацелена на достижение двух ключевых (с точки зрения польщизны) целей. Во-первых, белорусов необходимо приучить воспринимать историю Белоруссии, белорусскую культуру и, соответственно, политику современной Республики Беларусь через призму польско-шляхетских интересов. И во-вторых, белорусы должны видеть в России чуждую культуру и страну, несущую для них постоянную угрозу. 

Особенно заметно возросла активность проводников польщизны/беларусчыны  после принятия в 2006 году Варшавой т.н. программы строительства 4-й Речи Посполитой, предполагающей превращение Польши в региональную державу с культурно-цивилизационным доминированием в регионе существования в XVI-XVIII веках первой Речи Посполитой, граница которой проходила чуть западнее Смоленска . Таким образом, речь идет о расколе Русской цивилизации и об окончательном отрыве Белоруссии от России.

Русофобская и антибелорусская обработка (фактически вопрос ставится о перекодировке) самосознания белорусских граждан приобретает едва ли не тотальный характер. Этим неблаговидным делом сообща занимаются как открыто прозападные (т.н. оппозиционные) структуры, так и государственные гуманитарные и транспортные ведомства. 

К примеру, благодаря совместным усилиям чиновников и «научных» консультантов от польщизны/беларусчыны под видом восстановления исторического облика Минска центр города приобрел черты польско-шляхетского «мяста» с доминированием католической и униатской архитектуры, а не столицы восточнославянской Белой Руси.  При этом реконструкция проводилась таким образом, чтобы в историческом центре Минска ничего не напоминало о старорусских истоках города и о российском периоде его истории.

Так, в центре Минска в течение последних лет установлены монументы в честь различных деятелей польской культуры от поэта Адама Мицкевича до композиторов Станислава Манюшко и Михала Клеофаса Огинского. Согласно официальной версии все эти архитектурные почести были возданы этим деятелям за вклад в развитие белорусской (?) культуры .  

Мицкевич, Минск
Памятник Адаму Мицкевичу в Минске. Этот польский поэт однозначно 
называл себя поляком, а белорусских крестьян – русинами, т.е. русскими

Когда же общественность, движимая интересом к истории родного города, предложила поставить на месте минского замчища (древнерусского града) памятник родоначальнику минской ветви полоцких князей-рюриковичей Глебу Минскому, то власти вроде бы и не возражая отложили дело в долгий ящик.  Причем, нет уверенности в том, что в случае, если памятник все же будет установлен, то русскому князю Глебу Всеславичу не будет придан облик какого-нибудь польского рыцаря, который всю свою жизнь посвятил борьбе с «имперским Киевом».

Но если в Минске власти все-таки не отрицают необходимости увековечения памяти князя Глеба Минского, то, когда общественность предложила установить в Новогрудке (древнерусский Новгородок) памятник основателю этого города великому князю Ярославу Мудрому, то против выступил Институт истории Национальной академии наук Белоруссии (НАНБ). Зато это учреждение уже не один год проталкивает необходимость установки в этом городе монумента литовскому великому князю и королю Миндовгу. 

Вот, что заявил по этому поводу ведущий научный сотрудник Центра специальных исторических наук и антропологии НАНБ Александр Груша:

«Отмечу сразу, что в вопросе установки в Новогрудке памятника князю Миндовгу Институт истории НАН Беларуси не был безучастным. В 2012 году к нам поступили запросы: один из Администрации Президента Республики Беларусь – о возможности установки памятника Миндовгу, второй – из Новогрудского районного исполнительного комитета – о целесообразности появления в городе памятника Ярославу Мудрому. На первый запрос Институт истории дал положительный ответ, на второй – отрицательный» .

 Ярослав Мудрый
Великий князь Киевский, «царь всея Руссии» Ярослав Мудрый. 
Сын Великого князя Владимира Святославича и Рогнеды Полоцкой  
вошел в историю как великий государь и радетель за Русскую Землю

А ведь Миндовг воспользовавшись разгромом монголо-татарскими ордами хана Батыя западнорусского Гродненского княжества, гибелью князя Юрия Глебовича, его дружины и ополчения при защите Гродно, захватил эти русские земли, после чего стал именовать себя «господарем Литвы и Руси». И этому чужеземному королю-захватчику белорусский исторический официоз настоятельно рекомендует установить памятник.

Что касается Минска, то за более чем четверть века суверенной истории в белорусской столице появилось только два монумента связанных с общерусской культурой и историей. Это памятник Александру Пушкину (подарок правительства Москвы) и скульптурная композиция «Минский городовой», установленный напротив министерства внутренних дел Белоруссии по инициативе и на средства этого правоохранительного ведомства.
 
 Минский городовой
«Минский городовой» делает честь белорусскому МВД

Причем, если монументы польским деятелем были установлены за счет средств министерства культуры РБ, то «Пушкин» и «Минский городовой» появились в Минске без какой-либо заинтересованности со стороны этого ведомства. При этом, в отношении памятника российскому полицейскому со стороны «свядомитов» и экспертов, продвигающих польщизну была развязана истеричная кампания очернения, но к чести МВД РБ она не возымела никакого действия.

Еще одним орудием дерусификации белорусского общества избраны туризм и краеведение, которые находятся в ведении министерства спорта и туризма РБ и министерства культуры РБ. В ходе многочисленных экскурсий, проводимых для белорусских, российских и иностранных граждан, туристам преподносятся россказни о «золотых временах Речи Посполитой», «благородных польских королях и магнатах», о «просвещавших белорусов иезуитов» и прочая псевдоисторическая дребедень. В устах экскурсоводов в качестве злодеев, погубивших «прекрасную и демократическую» Речь Посполитую предстают все те, кто выступал против «европейски просвещенных» короля и магнатов: крестьяне и мещане, казаки и православные братства. Ну, а наиболее черными красками рисуется Российское государство, которое представляется чужим и агрессивным, погубившим «наияснейшую Речь Посполитую».

О древнерусском же периоде белорусской истории не упоминается вообще, о российском - говорится очень мало и в отрицательной тональности. Для белорусских групп экскурсии проводятся только на «мове», на русский язык экскурсоводы переходят только в случае жестких требований со стороны слушателей.


 Указатели в Минске
Если судить по уличным указателям, то можно подумать, что Минск не столица 
суверенной Республики Беларусь и крупный промышленный и культурный центр
Союзного государства и ЕАЭС, а центр какого-то англосаксонского протектората

Белорусские власти много публично рассуждают о собственном гостеприимстве, но при этом демонстративно игнорируют интересы туристов из Российской Федерации и стран СНГ, для которых русский язык является естественным языком общения. В Минске и по всей республике все дорожные указатели, названия населенных пунктов, улиц и площадей выполнены исключительно на белорусской «мове», иногда еще и по-английски, но никогда по-русски. В минском же метро действует белорусско-английское двуязычие. Имеющий государственный статус русский язык практически полностью исключен из дорожно-транспортной системы Республики Беларусь.

На неоднократные обращения граждан и местных органов власти с предложением привести языковую политику в дорожно-транспортной системе в соответствие с требованием Конституции Республики Беларусь от центральных властей следует неизменный отказ. Все это свидетельствует о том, что ущемление русского языка является целенаправленной политикой властей, находящихся под влиянием фальшивой идеологии польщизны/беларусчыны.  При этом чиновников от культуры и транспорта никак не смущает то обстоятельство, что подобные действия в языковой сфере наносят серьезный ущерб авторитету Республики Беларусь.   


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » Николай Сергеев: Самосознание белорусов: попытка перекодировки. Часть 2

Аналитика портала "Вместе с Россией"