САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Сергей Шиптенко: Зри в корень. Проблемы белорусской сферы образования.

Сергей Шиптенко: Зри в корень. Проблемы белорусской сферы образования.

« Назад

Сергей Шиптенко: Зри в корень. Проблемы белорусской сферы образования. 11.08.2016 08:54

Проблемы белорусских учебных и научных учреждений давно и хорошо известны, как и рецепты решения данных проблем. Тысячи статей и выступлений, монографий и госпрограмм доносят до широких масс непреходящую озабоченность интеллигенции и бюрократии состоянием школы, вуза, научного института. Если ранее часть проблем списывали на невнимание «союзного центра» к насущным проблемам республик, то в период обретения пресловутых суверенитета и независимости кивать на Москву стало невозможным.

Уже в начале 90-х годов выяснилось, что у постсоветских республик (часть из которых стала квазимонархиями) отсутствуют возможности самостоятельно развивать как систему образования, так и науки. Самым ярким примером стала Туркмения, ныне покойный лидер которой, не мудрствуя лукаво, разрубил гордиев узел противоречий и науки, и образования, и социальной сферы. Как неоднократно признавался Александр Лукашенко, с Сапармурата («Туркменбаши») Ниязова следует брать пример. Тем не менее, по факту туркменские студенты учатся в Белоруссии, а не белорусские в краю, переживающем «великое возрождение».
Обсуждение проблем системы Минобразования в последнее время часто мелькает в официальных хрониках Белоруссии. Осталось невыясненным, получил ли Владимир Путин в подарок от Александра Лукашенко обещанный набор учебников по истории. Известно, что вопросы учебной литературы, которую «противно взять в руки», руководитель постсоветской республики держит на личном контроле.

Богданов-Бельский Николай Петрович «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895 год)Богданов-Бельский Николай Петрович «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895 год)


Действительно, с учебной литературой в постсоветской республике большие проблемы. Не настолько большие, как на Украине, в постсоветских прибалтийских или среднеазиатских образованиях, однако весьма непростые, о чём говорит хотя бы тот факт, что не первый год распоряжения Александра Григорьевича остаются нереализованными. В пустоту уходят заявления экспертов и чиновников разных рангов о «необходимости  интеграции гуманитарного пространства», «согласованной гуманитарной политике» и даже практические рекомендации вроде создания российско-белорусских комиссий по экспертизе учебных программ, экспертизе и совместному написанию учебников (в частности, по истории).


В ходе состоявшегося 9 августа совещания по вопросам итогов приёмной кампании и подготовки системы образования Белоруссии к новому 2016/2017 учебному году Александр Лукашенко вновь поставил вопрос о «нормальных учебниках», заявив: «Надо дать нормальные учебники, прежде всего учебники истории надо дать нормальные в школу!». Увлечённые «белорусизацией» Минобраз и Институт истории НАН не в состоянии справиться с этой задачей, прежде всего, по «идеологическим» причинам. За «государственную идеологию», в свою очередь, отвечают другие госструктуры – Академия управления при президенте, Институт философии НАН, главное идеологическое управление Администрации президента, но и они не в состоянии избавить белорусского президента от «движения на ощупь».

в фокусе внимания Александра Лукашенко учебники истории, идеологии и пропагандистская работа  в системе учреждений МинобразованияВ фокусе внимания Александра Лукашенко учебники истории, идеологии и пропагандистская работа в системе учреждений Минобразования


Лукашенко рассказал 9 августа министру образования Михаилу Журавкову и другим чиновникам о «тяжёлой миссии» учителей, втянутых также в деятельность по обеспечению выборов. «Но нагрузку на них, в том числе политическую, мы накладываем огромную. Возьмите на злобу дня парламентские выборы, недавние президентские выборы, — цитирует Лукашенко ИА Regnum. — Ну и кто составлял основу вот этого политического ядра, которые проводили главную политическую кампанию? Учителя? Врачи? Государственные служащие. И сегодня эти категории граждан, которые обеспечивают, в общем-то, стабильность в нашем государстве, необоснованно, наверное, обижены. Но прежде всего — учитель».


По зарплатам учителей Лукашенко высказался так: «Дальше такая ситуация с учительством нетерпима — в материальном его обеспечении. Поэтому давайте учителя нагрузим столько, сколько он должен быть загружен, нагружен, но достойную платить зарплату. В противном случае мы ну как минимум мы учителя не потеряем — учителя были всегда и будут. Но мы «вымываем» самые сильные кадры из системы нашего образования, прежде всего — школы».

Трутовский Константин Александрович ,,Сельская учительница,,Трутовский Константин Александрович ,,Сельская учительница,,


Следует отметить, что за постсоветский период «нагрузили» школьного учителя так, как не нагружали в годы сталинской индустриализации и восстановления народного хозяйства из послевоенной разрухи. Забюрократизированность учебного процесса достигла невиданных масштабов благодаря многолетней неустанной «заботе» чиновников. Стараниями «слуг народа» школьный учитель и вузовский преподаватель сегодня входят в число самых не престижных и мало оплачиваемых профессий, отождествляясь с нищетой, хроническим нервным расстройством и прочими завоеваниями постсоветского периода. Если зарплата рабочего выше, чем учителя, а у таксиста кратно выше, чем у доцента, и такая ситуация является нормой десятилетиями, то сущность политического курса и перспективы такого общества вполне ясны. Отнюдь не учитель и преподаватель, а полицейский и чиновник, судя по их денежному довольствию, находятся в фокусе внимания строителей белорусского «рыночного социализма».


Недавно, 3 августа на форуме «Территория смыслов» на реке Клязьма во Владимирской области решение проблемы низких зарплат и статуса российских учителей изложил Дмитрий Медведев, предложивший трудоустраиваться в бизнесе и подрабатывать. В отличие от председателя правительства России, руководитель постсоветской республики предложил «нагрузить» и «загрузить» белорусского учителя в школе, а не в бизнесе и «левом» приработке. При этом Лукашенко не пояснил, сколько и какой нагрузки не хватает педагогу, чтобы зарплата около $200 существенно выросла, а социальный статус стал сопоставим хотя бы с продавцом или милиционером.

Савинов Глеб Александрович  (1915-2000) «Портрет студента (Сталинский инженер)» 1952Савинов Глеб Александрович (1915-2000) «Портрет студента (Сталинский инженер)» 1952


При Сталине зарплата профессора БГУ была выше, чем у первого секретаря компартии, а доцента – чем у майора милиции. Наверное, поэтому СССР был великой державой, сумевшей осуществить мощный индустриальный рывок и войти в пул самых развитых стран мира, победить в Великой Отечественной войне, первым запустить в космос искусственный спутник Земли и первого космонавта. Лицо советской науки не было женским, не было оно таковым у Минздрава и Минпросвета, хотя в послевоенный период феминизация данных сфер была неизбежным следствием объективно сложившейся демографической ситуации.


В постсоветской Белоруссии, судя по заявлениям на совещании 9 августа, «женское лицо» белорусской школы едва ли не детерминировано объективными факторами исторического процесса в целом и Русской цивилизации в частности. «Но издревле мужчина — кормилец, как он там — охотник, добытчик и так далее. И что, если он учитель — он прокормит семью на эту зарплату? Поэтому женщина остаётся, для женщины — так, более-менее, а мужик идёт искать другую работу, более оплачиваемую. Но это не совсем хорошо», - констатировал Лукашенко.

Белов Юрий Владимирович (Россия, 1929) «Рабочий-новатор»  1954Белов Юрий Владимирович (Россия, 1929) «Рабочий-новатор» 1954


На самом деле такая ситуация создана искусственно. Целенаправленное разрушение ценностных основ нашей цивилизации сопровождалось насаждением ценностей пресловутого общества потребления. Белорусский учитель был превращён в работника «сферы образовательных услуг» со всеми вытекающими из этого последствиями. В изменённой ситуации стали работать совершенно другие законы и механизмы, отношение к труду учителя стало соизмеряться соотношением спроса и предложения, рентабельностью и другими категориями, не имеющими никакого отношения к идеалам ушедшей эпохи. Советская генерация учителей ещё сохраняла отношение к своей профессии как к служению, мирилась с финансированием по остаточному принципу, постоянными лишениями и унижениями. Именно к ним старались отдать своих детей граждане новых лимитрофных образований, возникших на руинах СССР. Постсоветская генерация учителей воспринимает себя уже как работников сферы услуг, а основной акцент в её функционировании состоит уже отнюдь не в воспитательной деятельности: она лишь предоставляет «продукт», использует «инструменты» и «занимается» образованием в смысле ретрансляции систематизированной информации.


При таком положении дел закономерно резко упала мотивация молодёжи становиться учителями. Данные Минобраза РБ наглядно демонстрируют как падение престижа профессии, так и отток кадров из учреждений образования. Квалификация выпускников учреждений педагогического профиля, мягко говоря, достойна жёсткой критики, однако у директоров школ есть железный аргумент в ответ на возмущение родителей: работать некому. Месяцами, а то и четвертями не бывает в школах учителей музыки, информатики, других специалистов. Данная проблема характерна не только для глубинки, но и для многих минских школ. Впрочем, такой проблемы нет в «элитных» учебных заведениях, менеджеры которых стараются пригласить на работу профессионалов старой закалки.


Худо-бедно отработав «распределение», учителя уходят из школ, трудоустраиваясь с дипломами о высшем педагогическом образовании кем угодно и где угодно. Бессменное руководство Белоруссии решает эту проблему незамысловато – увеличивает набор в учебные заведения педагогического профиля, снижает проходной балл и предоставляет прочие льготы лучшим из худших. Далеко не все выпускники школ в состоянии пройти централизованное тестирование, что вынуждает Минобраз снижать требования и предоставлять возможность стать работниками учреждений образования и здравоохранения набравшим минимум баллов.

Волков Валентин Викторович (1881-1964) «Вузовцы» 1949Волков Валентин Викторович (1881-1964) «Вузовцы» 1949


При желании в таком положении дел можно рассмотреть позитивные моменты: лишённые полноценного образования потребители образовательных услуг станут воспитанными и хорошо подготовленными профессионалами в вузах. Действительно, у многих обиженных системой юношей и девушек, ставших «целевиками», появляется пресловутая «путёвка в жизнь». Одновременно возникает ощущение несправедливости у тех, кто честно прошёл по конкурсу на бюджетное место, набрав необходимое количество балов, а также у тех, кто оплачивает обучение «за себя и того парня». При этом родители и первой, и второй, и третьей категории учащихся являются налогоплательщиками, которым рассказываю сказки о «бесплатном» образовании и «бесплатной» медицине.


Коррупционную составляющую «образовательных услуг» тоже никто не отменял. Несложные операции на калькуляторе позволяют вычислить прибыль от «платников», которых в белорусских вузах подавляющее большинство. В Белоруссии несколько долларовых миллионеров, сделавших состояния на бизнесе в сфере высшего образования – они могли бы поделиться опытом с ректорами государственных вузов (вечно жалующимися на недостаток бюджетного финансирования), однако пока что делятся прибылью с бюрократией. Приоритеты бюрократии вполне понятны, судя по расходной части бюджета и зарплатам различных категорий бюджетников.


В 2016 году ЦТ прошли 98,573 тыс человек. Зампред Совмина Наталья Кочанова, курирующая социальный блок в правительстве постсоветской республики, согласно сообщению БелТА после совещания у Лукашенко 9 августа, выразила удовлетворение и констатировала позитив: "Уже сегодня хотелось бы отметить, что очень неплохо прошло централизованное тестирование. Организовано все было достаточно успешно, а ребята показали в этом году более высокое качество знаний: 330 тестов были написаны на 100 баллов, три абитуриента получили высшие баллы по всем трем тестам, 15 абитуриентов получили по 100 баллов по двум тестам. А в целом знания достаточно неплохие".


Оптимизм чиновницы можно было бы разделить в целом, но лучше таки по частям. Если шансы полностью пройти тест составляют примерно 0,3%, то кому нужен такой «государственный подход»? Тесты разработаны из расчёта на уровень, по словам авторов, выпускника обычной средней школы. Александр Лукашенко в ходе совещания 9 августа обратил внимание на совершенствование централизованного тестирования. Он также, сообщает президентская пресс-служба, «отметил, что необходимо аккуратно относится к Болонскому процессу. Необдуманные решения в этом направлении просто разрушат старую, нормальную систему образования, а на ее месте ничего не появится».

система народного просвещения в СССР считалась лучшей в мире, научная карьера была доступна каждомуСистема народного просвещения в СССР считалась лучшей в мире, научная карьера была доступна каждому


Приводятся такие его слова: «Нас уже западники предупреждают: вы единственные в бывшем социалистическом лагере, не говоря о Советском Союзе, остались, кто не разрушил систему образования, и она дает вам эффект, не поломайте ее. Особенно нас предупреждают наши западные соседи - восточно-европейские государства, которые имели подобную систему образования». В официальном сообщении не указано, о каких «западниках» речь, что руководитель постсоветской республики понимает под «старой» системой и что он понимает под ней в принципе, если учитывать ссылку про регион Восточной Европы.

 
На самом деле проблема вовсе не в тестах, которыми заменили экзамены, и даже не в нынешнем плачевном состоянии системы предоставления образовательных услуг, а в радикальных ценностно-мировоззренческих трансформациях и неспособности постсоветских лимитрофов находиться на уровне развития самодостаточных геополитических организмов ни по каким критериям. Доступность для широких масс и высокий уровень медицины, учреждений науки, просвещения, культуры и других – это то, о чём помнит последнее поколение граждан СССР и о чём имеет некоторое представление первое постсоветское поколение. Отцы и дети вкладывают совершенно разные смыслы в фразу «мальчик в клубе склеил модель». 


Создать условия для развития сферы белорусского образования можно только после восстановительного периода, для начала хотя бы в формате полноценного Союзного государства России и Белоруссии, однако данное решение находится уже в другой сфере – политической.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru