САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Сергей Шиптенко: Хиппи: интересное жизнерадостное положение

Сергей Шиптенко: Хиппи: интересное жизнерадостное положение

« Назад

Сергей Шиптенко: Хиппи: интересное жизнерадостное положение 26.05.2016 13:31

     Хиппи внесли свой особый шарм в масс-культуру Запада, а затем – и всего мира. Их влияние на общество достигло пика в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг., в силу чего ряд культурологов и философов озадачились «феноменом хиппи», «субкультурой хиппи». Заговорили даже об   «идеологии хиппи».

Если уместно вести речь об идеологии хиппи, то  следует сразу же оговориться: ряд положений этой одной из самых молодых «идеологий» концептуально не оформлены. Иначе говоря, «идеология хиппи» находится в состоянии становления и развития. Однако, если некоторые работники специфической сферы допускают существование таких феноменов, как «идеология белорусской государственности», «идеология патриотизма», «идеология воспитания» и том подобное, то с их точки зрения «идеология хиппи» существует.

Родиной движения хиппи являются США, время громкого заявления о себе – середина 1960-х гг. Данный период характеризовался продолжающимся духовным кризисом Западной цивилизации, усугубленным экономическими и военно-политическими кризисами. Идейными предшественниками хиппи явились битники 1950-х (бит-культура). Это было время войн и популярности левых идей во всём их разнообразии, манифестации нонконформизма и личностного самовыражения в самых вызывающих формах. Параллельно со становлением субкультуры хиппи шло развитие новых направлений рок-н-ролла из джаза, взаимовлияние которых очевидно.

2007-10-14-Hippie-Hippie-Shake-Crowd

Мировоззрение хиппи прошло период становления стихийно, при отсутствии давления сколь либо заметно выпячивающих себя «идеологов», что, впрочем, не означало отсутствия неформальных авторитетов, укреплявшихся в данной субкультуре посредством утверждения декларируемых принципов посредством личного действия. Таковой фигурой является участник The Beatles  Джон Леннон.

С одной стороны, хиппи – это вызов ханжеству, ретроградству, формализму, тоталитаризму и технократизму Западной цивилизации, с другой – декларация и утверждение на практике новых ценностей, нового взгляда на мир, на человека, принципы и условия социальной гармонии. Естественно, принципиально новая парадигма мироощущения не могла не найти чисто внешних – символических, атрибутивных – оригинальных проявлений. Впрочем, вопрос принципиальной новизны является дискуссионным.

Традиционно хиппи воспринимаются как молодые жизнерадостные люди с длинными волосами, вплетенными в волосы и одежду цветами, собирающиеся в группы-стаи для совместного прослушивания музыки (рок-н-ролл, «авторская песня», этно) – преимущественно на природе или зеленых зонах города (парки, фонтаны, большие клумбы), местах совместного проживания (т.наз. сквоты, в которых хиппи проживали коммунами). Достижению максимальной раскрепощенности в эмоционально-творческой самореализации, по их мнению, способствует употребление «легких» наркотиков (например, марихуаны), а также общение с творческими людьми, медитативные  практики, нахождение на природе.

12319616_550941205059323_1839025960_n

Поэтому хиппи много путешествовали автостопом, увлекались восточной мистикой и медитацией (буддизм и дзэн-буддизм, индуизм,  даосизм, различные новые религиозные движения), практиковали вегетарианство и бережное отношение к природе («экологическое сознание», отказ от кожи и меха и проч.). Нельзя сказать, что данные практики характерны только для хиппи, да и сами хиппи так не ставят вопрос, однако в комплексе набор специфических черт даёт основания безошибочно выделить хиппи среди прочих жизнерадостных чудаков этого бренного мира.

Основными принципами их субкультуры являются ненасилие (ахимса) и пацифизм, наиболее ярко проявившееся в лозунге времен вьетнамской войны «Лучше любить, чем воевать». Помимо пропаганды словом и делом указанных принципов - уклонение от призыва, отказ брать в руки оружие, предпочтение альтернативной службы, марши протеста, антивоенные акции типа знаменитого «Вудстока» и проч. -  пицифизм отражен в широко используемой «молодежной» атрибутике (например, «пацифика»).

1240407957_chip20

Вся деятельность хиппи сопряжена глубоким символизмом. Так, протестуя против войны во Вьетнаме, американские хиппи дарили цветы военным и полицейским, задали целое направление в индустрии моды ношением вплетенных в длинные волосы цветов, вышивкой цветами одежды, флористическими инсталляциями.  В среде советских хиппи особым шиком считалось ношение вышитой цветами шинели.  Поэтому часто их называют «дети цветов».

Сложно переоценить влияние хиппи на искусство, прежде всего – музыку. Миллионы молодых людей сегодня практикуют автостоп не подозревая, что толерантное отношение к этому явлению возникло в связи с массовым перемещением хиппи таким способом в конце 1960-х гг. Был период, когда дальнобойщики не боялись подобрать производящую жизнерадостное впечатление парочку.

dscn0676

 Проповедуемая хиппи свобода и терпимость нашла отражение в изменении менталитета современного западного человека, законодательстве западных стран. Европейское законодательство стало более толерантным к содомии («однополым бракам», сожительству и проч.) и наркомании, роли женщины в общественно-политической жизни, внебрачным детям и т.д. Заметный вклад внесли хиппи в современную практику регистрации однополых браков в ряде государств, легализацию продажи «легких» наркотиков и отмену уголовного преследования за их употребление, терпимость к различным меньшинствам, популяризацию здорового образа жизни, развитие альтернативной службы, защиту прав животных и экологическое законодательство, развитие молодежного туризма.

Экономический блок воззрений хиппи, равно как и политический (роль государства и т.д.) разработан менее экологического и здравосозидательного, ибо в центре мировоззренческой системы помещен человек, которого окружает природа и дух свободы. Последняя понимается как гармония, ненасилие и радость.

В целом, можно найти определенные сходства между воззрениями хиппи и анархистов на государство, экономику и политику. Но при этом они расходятся в методах деятельности и прочих принципиальных вопросах бытия человека. Так, хиппи, анархистов и коммунистов роднит отношение к государству как к чему-то временному, лежащему тяжкой обузой на плечах общества, закрепощающему личность, ограничивающему его свободу, творческую самореализацию. Однако, в отличие от анархистов, хиппи не ведут борьбу за уничтожение государства, не отвечают насилием на насилие и давление государственной махины, но дистанцируются от него, устраняются от участия в его одиозных проектах. Они уходят в своего рода параллельную реальность - мир, устроенный по другим принципам, живущий по другим, неписаным законам.

hippies_blackandwhite_

 Также анархистов и хиппи роднит второстепенность, явное пренебрежение материальной стороной существования человека, коллективизм и солидарность. Свобода личности, возведенная в культ – характерная черта мировоззрения хиппи и анархистов, однако идут они к этой цели диаметрально противоположными путями.  

В отличие от коммунистов, хиппи не утверждают приоритет общественных интересов над  частными (личностными). Разными способами хиппи удаётся организовать жизнедеятельность своих коммун без насилия и тоталитарных крайностей. Хотя в целом ценностно-мировоззренческие установки хиппи и коммунистов, социалистов и прочих, кого принято считать «левыми», весьма близки. Едва ли ошибётся тот, кто не увидит родства хиппи  с либералами или консерваторами. 

i

Кризис идентичности европейца ХХ в. спровоцировал лихорадочный поиск апологетики бытия, политического действия, что, в свою очередь, предопределило появление ряда оригинальных концепций и доктрин. Некоторые из них небезосновательно претендуют  на статус идеологии. Однако относить хиппи к идеологиям было бы большой смелостью. Наверное, не будет преувеличением сказать, что хиппи – позитивное состояние, состояние творчества, стремления к гармонии, добру и любви ненасильственными способами. Хиппи – это интересное положение, временное, как и всё земное.

Хиппи-автобус  


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru