САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Союз Белоруссии и России: виды на будущее. Мнение экспертов. Часть 1

Союз Белоруссии и России: виды на будущее. Мнение экспертов. Часть 1

« Назад

Союз Белоруссии и России: виды на будущее. Мнение экспертов. Часть 1 02.04.2018 11:23

Прошедшие президентские выборы в Российской Федерации несомненно стали поворотным событием в мировой политике. 18 марта 2018 года была окончательно подведена черта под постсоветским периодом новейшей истории с присущим ему геополитическим отступлением Российского государства. Россия вернула себе статус великой державы, ключевого центра силы, без которого не может вершиться будущее человеческой цивилизации.

В тоже время Российская Федерация является основной несущей конструкцией интеграции на постсоветском пространстве, включая белорусско-российский проект Союзного государства. Последний, в свою очередь, призван выступать в качестве основного движителя развития таких интеграционных объединений как Евразийский экономический союз и ОДКБ. В связи с чем от уровня белорусско-российских отношений напрямую зависит успешность ЕАЭС и ОДКБ.  В виду важности очерченной проблематики портал «Вместе с Россией» обратился к представителям белорусского экспертного сообщества со следующими вопросами:

 1.    Как итоги президентских выборов в Российской Федерации отразятся на дальнейшем
развитии белорусско-российских отношений?

2.     В последнее время в белорусском и российском обществе, а также на уровне официальных лиц неоднократно поднимался вопрос о необходимости модернизации Договора о   создании Союзного государства. А как вам видятся пути дальнейшего развития Союзного государства?

Владимир Козляков, доктор исторических наук, профессор

 1. Сложная международная обстановка, постоянные санкции со стороны Запада против России, избирательная кампания в самой России отправили проблемы белорусско-российских отношений на периферию политической и экономической жизни. Даже очередной этап «молочной войны» не вызвал серьезного ажиотажа внутри политических элит Белоруссии и России. Привлекали внимание другие заботы. Итоги избирательной кампании в России, убедительная победа В. Путина на выборах внесли определенный оптимизм и надежду в решении накопившихся проблем и в белорусско-российских отношениях.

Не случайно уже на следующий день после победы В.Путина на выборах президенты Белоруссии и России А. Лукашенко и В. Путин договорились о проведении заседания Высшего Государственного Совета (ВГС) Союзного государства в Минске, сроки мероприятия будут согласованы в рабочем порядке. Об этом сообщили в пресс-службе белорусского лидера по результатам состоявшегося телефонного разговора.

Главы государств затронули насущную тематику белорусско-российских отношений, вопросы, которые требуют первоочередного внимания, в том числе по линии Евразийского экономического союза, в органах которого Россия председательствует в 2018 году. Отмечена важность дальнейших последовательных шагов по совершенствованию многосторонней работы в этом интеграционном объединении, в том числе снятия имеющихся барьеров и ограничений.

Следует подчеркнуть особо, что Президент Белоруссии рассчитывает на поступательное развитие белорусско-российских отношений во время нового президентского срока В.Путина. Что касается общего состояния отношений с Россией и перспектив их развития, у Президента Белоруссии в этом смысле нет сомнений. «У меня добрые отношения с Президентом (Владимиром Путиным), -- сказал А. Лукашенко в интервью представителям грузинского телевидения. -- Если вопросы возникали и где-то накапливались, не было того случая, чтобы мы не разрулили ситуацию. К сожалению, накапливают вопросы и министры, и правительства с двух сторон. Тогда нам приходится подключаться. К сожалению. Этого быть не должно. И мы часто об этом говорим на наших совместных белорусско-российских мероприятиях, что министры и правительства должны все-таки решать вопросы и не выталкивать их на верхний уровень. Но это жизнь, никуда от этого не денешься», - отмечал Глава белорусского государства. Он добавил, что вопросы в белорусско-российских отношениях возникают, и связаны они с конкуренцией, развитием рыночной экономики. Но в области политики подобных проблем между сторонами нет.

Уместно напомнить, что на апрельской встрече 2017 г. двух президентов была высказана твердая уверенность в дальнейшем развитии союзнических отношений. «Мы будем двигаться дальше, -- заявил В. Путин, -- будем укреплять союзнические отношения в рамках Союзного государства и работать над укреплением нормативно-правовой базы и над развитием Евразийского экономического союза». В свою очередь А. Лукашенко подчеркнул: «Мы действительно основное внимание уделили давно запланированному вопросу безопасности наших государств. И мы хотели бы просто сохранить стабильность России и Белоруссии, уж слишком мало осталось тихих, спокойных точек на планете». Президент Белоруссии выразил благодарность Президенту России за урегулирование вопросов в нефтегазовой сфере.

Разумеется, как показывает практика, в вопросах взаимной торговли, касающейся поставок белорусской продукции в Россию, как и поставок нефти и газа из России в Белоруссию, могут возникать определенные недоразумения, разногласия и конфликты. Вспомним претензии, которые предъявлял Ростпотребнадзор отдельным белорусским предприятиям мясомолочного комплекса. Или разногласия по ценам углеводородов для Белоруссии. В условиях конкуренции спор хозяйствующих субъектов – дело обычное. Однако любые разногласия и конфликты могут быть преодолены путем переговоров, поиска взаимных уступок и компромиссов.

Например, чтобы снять разногласия по поводу поставок в Белоруссию российских углеводородов потребовалось вмешательство руководителей наших государств. И компромиссы были найдены, о чем свидетельствует апрельская встреча 2017 г. В. Путина и А. Лукашенко.

Кроме того, достигнута договоренность обсудить в целом проблемы, возникающие в промышленной и аграрной политике. Недавно российской стороной было принято еще одно важное решение: товары белорусского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые белорусскими лицами, смогут участвовать в тендерах госкорпораций России на тех же основаниях, что и российские. Это рынок оценивается в 150 млрд. долларов.

Все эти факты говорят о том, что, опираясь на достигнутые договоренности, сформированную основу, белорусско-российские отношения выйдут на новый этап своего развития.

2. Прежде всего, хотелось высказать свое мнение о причинах, тормозящих союзное строительство. Почему не воплощаются многие положения, записанные в Договоре от 8 декабря 1999 г.?

Во-первых, в разрушении союзных органов на рубеже 90-х гг. ХХ в. на фоне провозглашения независимости постсоветских республик особых проблем не возникало. Жажда новоявленных элит поскорее отдалиться от союзного центра явно преобладала над стремлением сохранить устоявшиеся связи. Предполагалось, что эти связи можно достичь (или сохранить) на двухсторонней основе. Однако любые попытки создания новых интеграционных образований вызывали серьезные трудности, требовали различных согласований, разрешения противоречий. Подтвердилась старая истина: ломать – не строить.

Во-вторых, не секрет, что за эти пройденные годы в обоих государствах, обладающих разными масштабами, сформировались разные законодательные системы, которые с каждым годом становилось все труднее унифицировать, находить взаимоприемлемые решения.

В-третьих, за последние двадцать лет в обоих государствах сложились разные типы экономик: в России стал явно доминировать частный сектор, в Белоруссии подавляющая часть предприятий находится в государственной собственности. Соединить частный интерес с государственным не всегда удается, тем более в разных государствах с разными системами законодательства.

В-четвертых, сказывается и определенная незаинтересованность части политических элит в обоих государствах, не очень стремящихся к тому, чтобы над их высшими государственными органами возвышались какие-либо надгосударственные, союзные структуры.

В какой-то степени указанные причины сказываются и на ритмичности проведения заседания союзных структур. Однако многие вопросы решаются в рабочем порядке.

Тем не менее необходимо подвергнуть ревизии существующие документы, сделать более оперативными взаимоотношения между нашими министерствами, ускорить прохождение различных согласований. Конечно, нужно вернуться к проекту Конституционного Акта, возможно, что-то исключить, а чем-то дополнить. Необходимо рассмотреть вопрос о собственности Союзного государства. Это даст возможность более эффективно взаимодействовать между собой предприятиями. Следует уточнить понятие «единые условия хозяйствования». Что это значит? Единые условия по правилам России или по правилам Белоруссии? Или по другим возможным условиям? Но главное, чтобы и эту проблему не заболтали. Не очень соблюдается и тема «синхронизации законодательств».

В последнее время в российской либеральной печати все чаще стали раздаваться голоса о так называемом «субсидировании» Россией белорусской экономики. При этом оперируют мифическими цифрами: дескать, более 100 млрд. долларов Россия вложила в развитие экономики Белоруссии. Однако подобные утверждения далеки от реальности. Российский обозреватель, известный политолог Ю. Болдырев в интернет-портале «Свободная пресса» так прокомментировал эти либеральные пассажи: «Если бы белорусам, работающим на нашем едином рынке, продавали бы газ и нефть дешевле, чем русским, тогда другое дело. Но если условия хозяйствования равные и, более того, львиную долю произведенной продукции белорусы стремятся продавать на нашем же рынке, в том числе, у нас в России, то какое же тут субсидирование? Не более чем создание равных условий».

При этом российские либералы делают постоянный акцент на отсутствие в Белоруссии реформ. Но каких реформ? Таких, чтобы государственные предприятия в Белоруссии достались за бесценок реформаторам-«прихватизаторам». А либеральные пропагандисты при этом будут снова рассказывать о «полном крахе белорусской модели», резонно замечает Ю. Болдырев. Конечно, в белорусской экономике имеются проблемы, которые необходимо решать, но решать не теми способами, за которые ратует «либеральная» общественность.

Необходима и проработка вопросов, связанных с дальнейшим развитием взаимоотношений белорусских и российских вузов, в т.ч. в гуманитарной сфере. Уже скоро мы будем отмечать две важных даты: 75-летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Необходимо, чтобы подготовка к этим датам способствовала патриотическому воспитанию нашей молодежи. 

Продолжение

Беседовал Николай Сергеев  


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru