Как и ожидалось, в последние месяцы перед президентскими выборами руководство Белоруссии резко активизировало свою внешне- и внутриполитическую деятельность, которая, как показывают последние события, уже стали приносить определенные плоды. Так, совсем недавно представителями Евросоюза было объявлено о том, что 4-5 сентября нынешнего года главы МИД ЕС на своей встрече в Люксембурге могут рассмотреть вопрос о возможности приостановления санкций против Белоруссии, в связи с наметившимся «разворотом» Александра Лукашенко в сторону Запада.
Такое решение было официально обосновано тем фактом, что белорусский президент 22 августа «исходя из принципов гуманизма» принял решение помиловать нескольких так называемых «политзаключенных», которые до недавнего времени формально являлись одним из камней преткновения в нормализации отношений между сторонами: Николая Статкевича, Николая Дедка, Игоря Олиневича, Евгения Васьковича, Артема Прокопенко и Юрия Рубцова. Интересно то, что те, кого амнистировал А. Лукашенко, проходили в Белоруссии по уголовным делам, в том числе, связанным с нападением на российское посольство и попыткой поджога КГБ в Бобруйске в 2010 г. Правда, «дело анархистов», по которому сидела часть вышедших на свободу, сегодня по большому счету никого не интересует, так как главной политической фигурой, которая покинула места заключения, стал Николай Статкевич, отбывавший наказание за организацию массовых беспорядков 19 декабря 2010 года. И если его «коллеги» по оппозиционному крылу уже давно написали письма на имя главы государства с просьбой о помиловании, то Статкевич принял решения стать «белорусским Нельсоном Манделой» и не просить милости у «режима Лукашенко». Однако, как оказалось, держать такого знакового для ЕС и местной оппозиции «узника совести» в Минске в нынешних условиях посчитали нецелесообразным и решили использовать ситуацию в собственных интересах.
Нынешние действия белорусских властей рассматриваются сегодня большинством аналитиков лишь с одной точки зрения – кризиса белорусской экономики и желания А. Лукашенко поменять «политзаключенных» на западные кредиты и инвестиции. И, вероятно, подобная версия имеет право на существование, так как нынешняя ситуация в Республике Беларусь, особенно накануне выборов, не внушает местному руководству никакого оптимизма. Хроническая нехватка денег, огромные, по белорусским меркам, долги и выплаты по внешним кредитам в 2015-2016 годах, низкий уровень ЗВР, практически неработающие заводы и забитые товарами склады, растущая безработица, сокращение доли белорусской продукции на российском рынке и многое другое – все это не позволяет властям республики идти на выборы под старым лозунгом «процветающей страны» и «социального рая».
Однако необходимо понимать, что само по себе освобождение Статкевича и иже с ним не является тем событием, от которого белорусское руководство ожидает немедленных финансовых потоков в свою экономику. Подобный вывод напрашивается хотя бы потому, что ни МФВ, ни Всемирный банк, ни какая-либо иная финансовая структура западного мира никогда открыто не ставили во главу угла вопрос о политических амнистиях и демократизации общества. Международные банкиры всегда преследовали лишь одну цель – собственную выгоду, а потому главным условием «финансирования» белоруской экономики было и остается проведение глубоких реформ по тем лекалам, которые в МВФ уже давно разработали для закабаления развивающих стран. К сожалению, или, наоборот, к счастью, никаких серьезных изменений в структуре местной экономики до сих пор не произошло и выделение кредитов, так необходимых белорусам, в ближайшей перспективе не просматривается. Проще говоря, никто на Западе не собирается финансировать страну банкрота, сколько бы она не демонстрировала свою добрую волю в отношении неких «политзаключенных». По крайне мере, до тех пор, пока в Вашингтоне не решат перевести экономические вопросы в политическую плоскость. Однако и в данном случае, освобождение Н. Статкевича не является определяющим. Дело в другом – в общей нынешней политике белорусского руководства, как внутренней, так и внешней.
Наметившиеся сегодня шаги официального Минска навстречу Брюсселю и, в первую очередь, уже упомянутая выше амнистия, являются звеньями в цепи последовательного переформатирования белорусской внешнеполитической доктрины, которую можно наблюдать в последнее время. Многочисленные заявления белорусских чиновников, слова президента, внутренняя направленность на поддержку местного национализма прозападного толка – все это и многое другое уже не первый месяц свидетельствуют о том, что в Белоруссии идет процесс постепенного изменения внешней и внутренней политики. При этом даже освобождение Статкевича является ничем иным, как дополнительным инструментом, позволяющим белорусским властям влиять на развитие ситуации, как внутри страны, так и на международной арене.
Нынешняя амнистия, с одной стороны, важна для регулирования обстановки внутри республики, что сегодня для Минска не менее важно, чем повышение своего международного статуса. Дело в том, что местная оппозиция, которая долгие годы была своеобразным пугалом для электората и представлялась официальными идеологами в виде «пятой колонны», сегодня практически мертва. У нее нет ни единой платформы, ни социальной базы, ни даже сильных политиков, которые могли бы ее объединить. Это означает, что накануне выборов и после них, когда станет вопрос о том, как объяснить людям проблемы экономического характера, властям понадобятся своеобразные отводные каналы, при помощи которых можно будет сбить социальную напряженность. Оппозиция же в ее нынешнем состоянии на эту роль совсем не подходит. Поэтому сегодня и была предпринята попытка снова влить в ее ряды радикально настроенных деятелей. Конечно, «белорусский майдан» оппоненты Лукашенко вряд ли смогут устроить, если им в этом не помогут сами власти, но даже их нескольких громких заявлений или призывов антиправительственного характера будет достаточно, чтобы официально ужесточить контроль над обществом и заявить о том, что «независимость страны находится в опасности». В подтверждении этому можно назвать тот факт, что впервые за последнее десятилетие белорусские власти сняли с повестки дня свой многолетний лозунг «За процветающую Беларусь!», заменив его иным – «За будущее независимой Беларуси!». Таким образом, любая искра позволит властям, в случае необходимости, заявить об угрозе независимости страны, провести параллели с Украиной и сыграть на этом.
С другой стороны, нельзя забывать и том, что нынешняя амнистия позволяет белорусским властям усилить контроль и над своими оппонентами, ослабив их финансовые позиции. Если раньше многие из оппозиционеров заявляли о своей готовности поддержать Статкевича, зарабатывая на его заключении, то теперь, похоже, подобная «халява» закончилась. Это означает, что лидерам оппозиционных партий и движений сегодня необходимо решать, идти ли на понижение своего статуса и объединяться с «главным уником совести» страны, чтобы выжить и иметь возможность получать новые гранты, пускай и в урезанном виде, либо сделать гордый вид и продолжить «борьбу с режимом» самостоятельно. В условиях, когда западное финансирование стало ограничено, а политические амбиции все еще велики, многие из оппонентов Лукашенко оказались в полной прострации и не знают, что делать. А такая ситуация только на руку официальным властям, которые своими последними действиями убили двух зайцев одновременно: взяли оппозиционное движение под контроль внутри страны и окончательно перехватили у него инициативу на западном направлении. Теперь в Брюсселе будут серьезно думать, с кем идти на сотрудничество в первую очередь – с Лукашенко, или его оппонентами. И в любом случае, по крайней мере, до 11 октября, когда должны состояться выборы, белорусские власти будут у Брюсселя и Вашингтона в приоритете, что связано с нынешней международной обстановкой.
Как известно, сегодня санкции Евросоюза действуют в отношении 18 юридических лиц, которых на Западе считают «кошельками белорусского режима», и двух сотен граждан Белоруссии, среди которых А. Лукашенко и его сыновья – Виктор и Дмитрий, министр юстиции Олег Слижевский, председатель КГБ Валерий Вакульчик, руководитель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина и т.д. Не вдаваясь в подробности того, как и по каким критериям создавался данный список, необходимо отметить, что он является довольно ангажированным и не затрагивает экономические интересы, как европейских, так и белорусских толстосумов. Это означает, что его ценность, как некого серьезного инструмента давления на Минск всегда стремилась к нулю и даже заявление о том, что санкции в ближайшее время могут быть приостановлены на «полгода – год», являются ни чем иным как политической игрой. В Брюсселе, даже если такое решение и будет принято, вряд ли начнут его реализацию до проведения выборов, так как там прекрасно понимают, с кем имеют дело.
Дополнительно необходимо отметить, что на Западе, весьма благодушно отнесшемуся к белорусским уступкам, стремятся использовать сложившуюся ситуацию и в своем противостоянии с Россией. Одни только недавние заявления высших государственных чиновников некоторых стран ЕС о том, что необходимо менять свое отношение к Белоруссии при усилении санкций к России, говорят о многом. Так, помилование шестерых белорусских политзаключенных уже приветствовали министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, еврокомиссар по вопросам расширения и политике соседства Йоханнес Хан и, что немаловажно, Госдепартамент США. И общий тренд подобных заявлений сводится к одному – Белоруссия сегодня «страдает от внутреннего системного кризиса контролируемой государством экономики и сильной зависимости от России», а потому любые действия белорусского режима, продиктованные уступками западному миру, должны рассматриваться как дополнительный знак возможной переориентации внешнеполитического курса страны. И, что интересно, на этом пытаются в очередной раз сыграть и в Минске. Теперь, по мнению белорусского стороны, в Кремле должны сделать все, чтобы не допустить расширения западного влияния в республике, а значит, и усилить ее финансовую подпитку. Правда, в нынешних обстоятельствах рассчитывать на это белорусам вряд ли стоит.
Дело в том, что сегодня в Кремле видят не просто возможным, но и даже в определенной степени необходимым нормализацию отношений Белоруссии и ЕС. Об этом недавно даже заявил глава российского МИД Сергей Лавров, отметив, что Москва «заинтересована в том, чтобы Белоруссия нормализовала свои отношения с Западом», так как санкции, введенные западным сообществом против белорусских чиновников и страны являются «тупиковым путем». Такая позиция Кремля обусловлена тем, что в нынешних условиях противостояния с Западом Белоруссия не должна повторить судьбу Украины, где западными спецслужбами долгие годы формировалось антироссийское общественное мнение. Теперь, если Минск сможет более или менее нормализовать свои отношения с Брюсселем и Вашингтоном, контролировать западную деятельность на территории республики будет гораздо проще – прозападная оппозиция практически сойдет на нет, а контакты белорусского руководства и ЕС всегда будут на поверхности. Это значит, что и держать их под контролем их будет гораздо проще, чем полуподпольные организации белорусских националистов и радикалов. Конечно, все это возможно лишь до определенного уровня, когда прямые контакты Минска, Брюсселя и Вашингтона не начнут представлять угрозу российским интересам. Однако в Кремле все еще надеются, что до подобного дело не дойдет и их всегда можно будет остановить самым эффективным российским инструментом – экономикой. Да и к тому же нельзя забывать, что российскому руководству сегодня крайне важно демонстрировать как можно более сбалансированную внешнюю политику в отношении своих ближайших соседей, чтобы не нарушить идущий сегодня на постсоветском пространстве процесс интеграции. В этом плане, ситуация с Белоруссией более чем показательна – Москва должна убедить всех желающих присоединится к ЕАЭС в том, что в данном объединении не будет политического диктата со стороны России, а значит никто не будет претендовать на независимость его членов.
Как будут развиваться события, покажет уже самое ближайшее будущее. Однако уже сегодня понятно, что в Европе все еще с определенной долей осторожности воспринимают белорусские сигналы и вряд ли рискнут ускорить процесс сближения до президентских выборов 11 октября. Слишком велики риски перегнуть палку в отношениях с Москвой, которые, как бы ни тешили себя надеждми в Минске, гораздо важнее белорусско-европейских связей. Поэтому 4-5 сентября на встрече глав МИД ЕС может и будет объявлено о необходимости пересмотра санкций в отношении Белоруссии, но сам процесс начнется нескоро и будет обставляться различными бюрократическими уловками, в которых еврочиновники прекрасно разбираются. Что в таком случае остается делать Белоруссии, которая все еще не может получить серьезных экономических бонусов от своей политической игры, пока не ясно, так как белорусское руководство уже давно поставило себя в патовую ситуацию, выбраться из которой ему сегодня крайне сложно.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.