САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Может ли Белоруссия финансово выиграть от сближения с Западом?

Юрий Павловец: Может ли Белоруссия финансово выиграть от сближения с Западом?

« Назад

Юрий Павловец: Может ли Белоруссия финансово выиграть от сближения с Западом? 06.05.2015 09:00

Политическое сближение Белоруссии и Запада, которое наметилось в последние несколько месяцев, по мнению ряда местных аналитиков, должно способствовать экономическому росту республики, так как открывает перед страной ряд перспектив: получение новых кредитов, увеличение инвестиций, приход  западных технологий, расширение рынка сбыта белорусской   продукции, создание безвизового пространства, упрощение миграции рабочей силы и т.п. Подобные радужные перспективы, которые так любят рисовать те, кто сегодня получает финансирование из-за рубежа, на самом деле крайне обманчивы и предназначены, в первую очередь, для создания иллюзии возможного процветания Белоруссии в «семье европейских народов». При этом тот факт, что за все годы белорусской независимости для страны никто больше, чем Россия не сделал, в том числе и в плане экономики, специально замалчивается. Как замалчиваются и те возможные последствия, которые ожидают Белоруссию, реши она полностью переориентироваться на западный вектор.
РБ_РФ_2

Ни для кого не секрет, что российские субсидии в белорусскую экономику за последние полтора десятка лет составили, по разным подсчетам, от 50 до 70 млрд. долларов США, что приблизительно равняется нынешнему ВВП страны. При этом западные «друзья» за это же время вложили в так «необходимую» Евросоюзу республику в десять раз меньше. Конечно,  любые цифры можно представить так, как это выгодно их преподносящему, однако тот факт, что Запад никогда не был готов безвозмездно раскошелиться на поддержание своих союзников, является неоспоримым. Хотя сегодня многие рассуждают об искренности поступков западных инвесторов и кредиторов, которые якобы стремятся всеми силами помочь построить высокоэффективную экономику там, куда они вкладывают деньги. Например, считается, что если бы  Белоруссия решила отказаться от участия в Евразийской экономическом союзе (это при том, что ЕАЭС никогда не предполагал деления на «свои – чужие», а наоборот выступает за сближение с ЕС) и задекларировала бы желание вступить в Евросоюз, то Минск мог бы рассчитывать совершенно на другие суммы, нежели сегодня. Связывают это с тем, что для стран, которые готовятся или уже вступили в ЕС предлагаются уже иные фонды, которые преследуют «единственную цель» – подтянуть новичков до среднего по Евросоюзу уровня. И главными примерами в данном случае выступают Польша, которая должна получить из нового бюджета ЕС на 2014-2020 годы 76 млрд. евро, а также Украина, куда по политическим мотивам поток международной помощи все еще не иссяк. Правда,  местные аналитики забывают ряд моментов, о которых простому обывателю, как оказывается, лучше не знать и продолжать верить в «светлое будущее европейской Белоруссии». Почему то всегда умалчивают о том, во что превратились экономики стран Прибалтики, некогда имевшие собственную промышленность, а сегодня живущие только в долг как северная часть буферной зоны между ЕС и Россией. Не принято говорить и о положении стран Южной Европы, где безработица во многих странах уже перешагнула рубеж в 25%, а совокупный долг перед иностранными банками  давно выше уровня годового ВВП. И уж тем более никто не вспоминает о том, зачем в действительности дают деньги западные кредиторы и чего они требуют взамен, в отличие от так не любимой местными оппозиционерами России. И как бы ни хотелось представить возможную помощь Белоруссии со стороны ЕС и США в виде «подарка», на самом деле речи о безвозмездной и искренней поддержке белорусов  западными инвесторами никогда не шло.

Понимают ли это в нынешнем правительстве Белоруссии? По видимому, не до конца, так как увеличившееся в последнее время количество контактов с представителями западных финансовых кругов свидетельствует о намерении Минска под любыми предлогами получить от ЕС и США финансовую помощь. И в данном случае, на фоне растущего экономического кризиса в стране, такой шаг может привести совершенно к иным, нежели ожидается, результатам. 

Как известно, в нынешнем году в Белоруссию уже приезжал глава Европейского банка реконструкции и развития, основными  акционерами которого являются  США, страны Евросоюза и Япония, С. Чакрабарти, обсуждавший возможность развития долгосрочных финансовых отношений с республикой. Необходимо отметить, что за все время своей деятельности в республике ЕБРР поучаствовал в реализации лишь 66 проектов с  суммарным объемом привлеченных инвестиций  в 1 млрд. 502,4 млн. евро. И, как оказалось, на что-то большее по итогам встреч на самом высоком уровне, Минску рассчитывать все еще не приходится: текущий инвестиционный портфель на ближайшую перспективу включает семь проектов на общую сумму около 1 млрд. евро. 

Еще более интересная ситуация вырисовывается со Всемирным банком и Международным валютным фондом, орб_мвф_1 возможной помощи которых в руководстве страны в последнее время стали говорить все чаще. Еще в середине апреля премьер-министр РБ А. Кобяков на встрече с директором отдела Украины, Белоруссии и Молдовы Всемирного банка Ч. Фаном заявил, что страна рассчитывает на активную позицию и его поддержку при обсуждении дорожной карты с Международным валютным фондом во время весенней сессии МВФ и ВБ в Вашингтоне. При этом  руководитель белорусского правительства отметил, что сегодня взаимодействие «выходит на качественно новый уровень». Однако что конкретно имел в виду премьер не ясно, так как, несмотря на столь благодушную встречу, никаких серьезных подвижек в финансировании белорусской экономики за последний месяц не произошло. Хотя Минск по-прежнему,  только рассчитавшись за предыдущий долг, рассчитывает взять у МВФ новый кредит. По информации из Министерства финансов, «власти страны на самом высоком уровне готовы предоставить гарантии проведения структурных реформ в соответствии с требованиями МВФ и рассматривают возможность начала новой программы МВФ для республики». Это подтвердил еще 16 марта и глава миссии Фонда в Белоруссии  Д. Хоффман, правда, не уточнив сумму.

Необходимо напомнить, что в Белоруссия не так часто прибегала к помощи МВФ: в 1990-х по линии фонда системных трансформаций было получено 217,2 млн., и по механизму «стенд-бай» – 77,4 млн. долларов США, которые были погашены в 2005 году, а затем в 2008 году было подписано соглашение о 3,46 млрд.  долларов США. И во всех случаях ничего существенно сделать за указанные суммы белорусам так и не удалось. 

По мнению экспертов, нынешнее желание белорусского руководства получить деньги от МВФ связано с тем, что Россия уже не имеет ни желания, ни возможности продолжать финансировать республику в тех объемах, которые ей нужны при нынешних расходах. До настоящего времени все так же остается открытым вопрос о возможности выделения Москвой запрошенных Минском  ранее 2,5 млрд. долларов США. Пока Россия выделила лишь 110 млн. долларов и, главным образом, на обслуживание процентов по предыдущим кредитам. Хотя вместе с этим, российское руководство и решило провести «пролонгацию существующих кредитных обязательств» белорусов, чтобы облегчить задачу руководства страны по выплате долгов в 2015 году. Именно поэтому у Белоруссии, страны, которая все еще формально позиционирует себя как социально ориентированное государство, и возникла необходимость искать иные пути финансирования. Тем более в преддверии президентских выборов. Однако на это пути Минск может попасть в серьезную ловушку, в которую попало уже не одно государство в мире.

Известно, что сегодня МВФ выдает кредиты под более выгодные проценты, чем Россия. Однако расплачиваться за это приходится проведением весьма своеобразных реформ в экономике, от которых могут пострадать, главным образом, простые граждане. Так называемые  кредиты по линии «стенд-бай» выдаются только на цели, согласованные с МВФ, а использование средств именно для их осуществления тщательно контролируется мониторинговыми миссиями. Сегодня представители МВФ требуют, чтобы Минск «безотлагательно начал осуществлять решительную переориентацию экономической политики в целях обеспечения стабильности и устойчивого восстановления экономики». При этом для новой программы с МВФ предлагается  реализовать «комплексный пакет глубоких структурных реформ и последовательной экономической политики». В частности, предлагается ввести гибкий обменный курс, провести либерализацию цен (повышение цен на энергоносители на 260 – 280%), увеличить цены на ЖКХ и транспорт до уровня полного возмещения (повышение цен на 320 – 340%), заморозить заработную  плату, ликвидировать социальные льготы, повысить пенсионный возраст,  устранить обязательные целевых показателей для предприятий,   определить планы по приватизации в корпоративном и банковском секторах, а также начать жесткую макроэкономическую политику.
Рб_кредит_3
Даже из краткого перечисление условий МВФ становится очевидно, зачем данная структура выдает деньги государству и что ожидает простых граждан в случае их выполнения. И, похоже, в белорусском правительстве совсем забыли, что Международный валютный фонд – коммерческая организация,  главной целью которой является зарабатывание денег, а потому абсолютно все ее действия и советы направлены только на то, чтобы как можно больше вытянуть из кредитополучателя и обеспечить абсолютное выполнение взятых им на себя обязательств. Проще говоря, МВФ абсолютно наплевать на простых граждан, главное – проценты и возврат кредитов, даже в условиях глубочайшего кризиса. Поэтому, когда у государства на погашение своих кредитных обязательств денег взять неоткуда, оно будет вынуждено в очередной раз залезть в карман к своим гражданам через сокращение расходов, увеличение налогов, цен и прочего. Отсюда и все рекомендации МВФ сводятся не к тому, как заработать деньги, а к предложениям,  как сократить целый перечень расходов, чтобы исправно платить по внешним долгам. Более того,  Фонд даже в случае дефолта страны не останется в убытке, так как всегда есть то, что можно забрать: по существующей информации, Белоруссия  располагает государственной собственностью на 100 млрд. долларов США, которую всегда можно в счет уплаты долга отобрать за бесценок.  К тому же нельзя забывать, что кредиты МВФ, выдаваясь на определенных условиях, всегда включают в себя список так называемых «предпочтительных» технологий, компаний и т.п., которые должны прийти в ту или иную страну. Это, в свою очередь, означает, что  кредиты лоббируются крупными корпорациями, которые впоследствии получают возможность беспрепятственно проникать  на рынок, используя кредит МВФ как гарант выплат по реализации своих проектов, поставке оборудования и т.п. В результате, местные компании не выдерживают конкуренции и разваливаются, а  основные производства переходят в руки «западных партнеров». Такая схема работы уже давно опробована и показала свою «эффективность» во многих странах мира, которые практически всегда заканчивали одинаково – преддефолтным состоянием экономики  и тяжелым социальным кризисом, вызванным резким падением жизни простых граждан (например, Аргентина или нынешняя Украина). При этом в Европе  понимают, что главный инструмент МВФ – затягивание поясов – уже давно не работает, но продолжают его навязывать всем остальным. В отличие от МВФ и прочих западных финансовых структур, главным требованием России при выдаче различного рода кредитов, в последние годы было лишь «выполнения обязательств по уплате процентов и погашению основного долга по ранее предоставленным Российской Федерацией госкредитам, а также кредитам, полученным из Антикризисного фонда ЕврАзЭС». Конечно, Антикризисный фонд  ЕврАзЭС требовал ряд структурных преобразований, однако даже несмотря на невыполнение большинства из условий, Россия продолжала финансировать белорусскую экономику, зачастую в ущерб себе. И в этом, пожалуй, и заключается главное отличие отношений Белоруссии с Россией от Запада. В Евросоюзе не видят в белорусах равноправных партнеров, которым можно и нужно помогать в случае необходимости. Минск для Брюсселя всего лишь возможность неплохо заработать и создать условия для вывода республики из зоны влияния Москвы. Если же это не удастся, то на Западе постараются создать в стране такой уровень социальной напряженности, который будет угрожать российским интересам, как в области экономики, так и политики.  Никакой другой роли у ЕС и США для Белоруссии на сегодняшний день нет и, по всей видимости, в обозримом будущем не будет. Поэтому, чем раньше белорусское руководство воспримет данный тезис как реальность, тем меньше ошибок оно сможет допустить в последствии.

Конечно, сегодня в Белоруссии наблюдается крайне сложная ситуация, которой не было в стране с конца прошлого столетия. Однако бездумное обращение к западноевропейским и американским финансовым структурам в надежде остановить внутриэкономический кризис может привести к куда более печальным результатам, чем можно себе представить. Поэтому перед белорусским руководством сегодня стоит первоочередная задача – не набрать западных кредитов, чтобы заткнуть имеющиеся дыры в экономике, и после чего снова просить Россию о помощи, а совместными с ней усилиями в рамках ЕАЭС и Союзного государства попытаться изменить ситуацию. Иначе республика рискует отдать свою независимость в руки западных кредиторов.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru