САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Нужно ли Белоруссия затягивать на шее удавку западных финансовых структур?

Юрий Павловец: Нужно ли Белоруссия затягивать на шее удавку западных финансовых структур?

« Назад

Юрий Павловец: Нужно ли Белоруссия затягивать на шее удавку западных финансовых структур? 12.10.2016 12:47

10 октября глава МИД Белоруссии Владимир Макей во время пресс-конференции по итогам встречи со своим польским коллегой Витольдом Ващиковским заявил, что Белоруссия будет стремиться «уйти от сильной зависимости» от России, так как Минск хочет «быть менее зависимыми от одного государства, что особенно ущербно в периоды финансово-экономических кризисов». При этом, по словам главы внешнеполитического ведомства республики, в Белоруссии считают, что «в наших национальных интересах развитие нормальных добрососедских отношений с нашими западными партнерами, со странами Европейского союза, с Европейским союзом в целом…».

На фоне разрастающегося в стране кризиса данное заявление не кажется странным, так как белорусскому руководству крайне важно найти внешнюю финансовую поддержку своей умирающей экономике. Многочисленные теплые слова в адрес Запада, а также нейтральная риторика в отношении России, по мнению белорусских чиновников, должны дать Минску дополнительные шансы на западное финансирование, в том числе и от Международного валютного фонда (МВФ), на кредитную программу которого в белорусской столице сегодня рассчитывают как никогда прежде. Однако в погоне за западными кредитами руководство республики вполне может поставить страну в крайне непростое положение, выбраться из которого будет гораздо сложнее, чем даже из нынешней ситуации.

1_мвф
Как известно, Минск уже не первый месяц пытается получить новую программу финансирование со стороны МВФ и иных западных финансовых структур. Уже в самое ближайшее время белорусскую столицу снова посетят четыре технические миссии экспертов Фонда и Всемирного банка (ВБ), а на ноябрь-декабрь намечено согласование самой программы, под которую Фонд будет готов предоставить Белоруссии финансирование. При этом сегодня известно, что Минск и руководство МВФ по-прежнему смотрят на ситуацию в стране по-разному, а потому перспективы возможного финансирования Фондом белорусской экономики все еще остаются весьма туманными. Более того, до сих пор не понятно, насколько в реальности выгодно Белоруссии предложение западных финансистов, и что в действительности принесет республике новая кредитная программа.

Стоит напомнить, что в первые годы своей независимости Белоруссия стремилась не набирать кредиты, которые ей на тот момент предлагали на Западе. Взаимоотношения Минска и МВФ долгие годы носили спорадический характер, и за всю их четвертьвековую историю белорусы только трижды смог воспользоваться финансами Фонда. Так, по линии системных трансформаций до 2008 года Белоруссия получила 217 млн. долларов, затем по механизму «stand-by» еще почти 80 млн. долларов. В третий раз, с января 2009 года по апрель 2010-го, Минск получил 3,5 млрд. долларов, которые успешно вернул весной прошлого года.

До середины прошлого десятилетия белорусы не особо утруждали себя переговорами, как с представителями МВФ, так и иных западных финансовых структур, так как имели возможность получать многочисленные прямые и скрытые субсидии со стороны России, которых вполне хватало на поддержание «белорусского экономического чуда». По разным подсчетам, только прямые государственные или коммерческие кредиты с 1990-х годов из России в Белоруссию составили порядка 50 млрд. долларов, немалая часть из которых до сих пор не погашена. Да и сегодня в структуре кредитного портфеля страны около 65% кредитов принадлежат РФ: средства, которые были предоставлены Белоруссии правительством или банками России в разные годы.

2_мвф
Однако с началом прагматичного отношения к белорусско-российским отношениям со стороны Москвы, ситуация стала кардинальным образом меняться, а Белоруссия, вместо проведения структурной реформы своей экономики, занялась поиском кредитов, которые должны были помочь сохранить прежнюю социально-экономическую модель государства. Внешний долг страны стал расти как на дрожжах, но при этом сотрудничество с МВФ так и не стало регулярным. К 2015 Минску удалось году увеличить свой внешний долг более чем в 28 раз, по сравнению с концом 1990-х годов. При этом самый большой скачек наблюдался с 2006 по 2010 годы, когда из-за свертывания многолетнего нефтяного оффшора, в республиканском бюджете образовалась огромная дыра, заткнуть которую было решено за счет внешних заимствований. Сегодня внешний долг страны еще не является рекордным, так как своего пика он достиг 2014 году, когда республика была должна 40,802 млрд. долларов. Однако это не дает никакого повода для оптимизма, так как белорусское руководство по-прежнему считает необходимым наращиваться свои долговые обязательства, в первую очередь, за счет сотрудничества с западными финансовыми структурами. Правда, отринуть все сомнения и «броситься в объятия» западных кредиторов в Минске все же не спешат, так как в некоторой степени осознают возможные экономические и политические последствия такого шага.

Ведущиеся на протяжении последних лет тяжелые переговоры белорусского руководства и МВФ, сами за себя говорят о том, что условия кредитования, которые не меняются от страны к стране, по некоторым пунктам для Минска все еще являются неприемлемыми. И если отбросить на мгновение реальную необходимость реформирования белорусской экономики, понять официальный Минск действительно можно. Как известно, МФВ всегда являлся обыкновенной коммерческой организацией, главная задача которой – зарабатывание денег. Поэтому абсолютно все рекомендации Фонда всегда сводятся к тому, что кредитополучатель должен любыми способами обеспечить стабильную выплату долга и процентов по нему. И за чей счет государственные органы будут решать данный вопрос, западных банкиров абсолютно не интересует. Примерами такого отношения к странам-должникам являются находящиеся в преддефолтном состоянии Аргентина, Греция, Украина и т.п. Нечто подобное, по своей сути, предлагается сегодня и Белоруссии.

3_мвф
Например, по программе «stand-by», о которой сегодня говорят в Минске, Международный валютный фонд выделяет деньги, как правило, только на заранее согласованные с ним цели, что тщательно контролируется различными мониторинговыми миссиями. То есть взять эти средства и отправить их на латание дыр в бюджете у белорусов не получится, а значит и социальная ценность таких денег практически равна нулю. При этом условия, которые в обмен на кредит предлагают банкиры, в том числе и Белоруссии, крайне жесткие. Сегодня, как и прежде, Фонд продолжает требовать от Минска реализовать «смелую программу реформ»: дальнейшая либерализация цен, выведение тарифов на услуги ЖКХ и транспорта на уровень полного возмещения затрат (повышение цен в 3-3,5 раза), заморозка «необоснованного» роста заработной платы, ликвидация большинства из нынешних социальных льгот (лишь адресная поддержка), повышение пенсионного возраста, отказ от обязательных целевых показателей для предприятий, проведение приватизации промышленного и банковского сектора, дальнейшая либерализация курса национальной валюты и внутреннего рынка, уменьшение долларизации в экономике и прочее. Более того, представители МВФ в нынешнем году выдвинули и новые требования: после исследования ситуации в стране, Белоруссию «попросили» создать диагностические центры, которые должны собирать всю информацию о состоянии национальной экономики и сигнализировать о необходимых переменах. Сначала должна пройти диагностика банков и иных денежно-кредитных организаций, а затем власти должны повести инвентаризацию госимущества и создать на базе Государственного комитета по имуществу единого собственника всех госпредприятий. И это далеко не полный перечень того, что МВФ требует от белорусов взамен 3 млрд. долларов, запрашиваемых Минском у Фонда.

Формально считается, что выполнение всех требований МВФ позволит Белоруссии модернизировать экономику и начать выход из кризиса. Однако на самом деле ситуация может начать развиваться по совершенно иному сценарию, который приведет к резкому обнищанию населения и росту социальной напряженности из-за сокращения государственных расходов в социальной сфере. Об этом, к слову, неоднократно говорил и белорусский президент. На недавнем совещании с правительством Александр Лукашенко заявил: «Когда требования МВФ прочитаешь, все сводится к одному: никакого повышения зарплаты, немедленное повышение тарифов и прочего… Хочу вас предупредить – тех, кто ведет эти переговоры: если вы хотите перечеркнуть все, что сделано народом и президентом за 20 лет, этого не получится… Нищим белорусский народ мы делать не имеем права».

Дополнительно к этому стоит напомнить, что, исходя из существующей практики, вышеуказанные требования банкиров практически всегда ведут к деградации национальных производителей. Это связано с тем, что кредитные линии, как правило, включают в себя список определенных «предпочтительных» технологий и компаний, которые должны прийти в страну. И Белоруссия в данном случае вряд ли является исключением. Это означает, что крупные корпорации получат дополнительную возможность беспрепятственно проникать на рынок страны, используя МВФ как гарант выплат по реализации своих проектов. В результате, местные производители, которые в Белоруссии и так еле дышат, не выдержат конкуренции и будут вынуждены либо закрыться, либо «влиться» в состав западных структур. Учитывая весьма щепетильное отношение белорусского государства к своему «фамильному серебру», такое возможное развитие событий не может не беспокоить официальный Минск. Конечно, если в белорусской столице до конца понимают всю опасность допуска в страну западных кредиторов.

В конечном счете, все, что сегодня предлагают белорусам западные финансисты, ориентировано не на реальную помощь стране, а на создание определенных условий для последующего подчинения местной экономики иностранным финансовым структурам. Эта схема уже не раз была опробована на странах бывшего социалистического лагеря, которые сегодня полностью зависимы от европейских и мировых кредитных учреждений. А, как известно, после потери контроля над экономикой страны, совсем недалеко и до потери политической независимости. И, по всей видимости, это в Белоруссии все-таки понимают. Нет, конечно, Минск не отказывается от попыток получить западные кредиты, и уже сделал для этого достаточно много. Например, провел серьезные преобразования в социально-экономической сфере, начиная от ослабления регулирования валютного рынка, и заканчивая повышением тарифов на ЖКХ и пенсионного возраста. Плюс пошел на уступки в политической сфере, освободив из тюрем тех, кого на Западе считали политзаключенными, и активизировав сотрудничество с ЕС и США. Однако, по всей видимости, это пока все, на что готово сегодня пойти белорусское руководство. Минску все-таки гораздо важнее иметь стабильную и полностью контролируемую социально-политическую ситуацию в стране, чем дополнительные 3 млрд. долларов в казне. Тем более что на самом деле финансовые поступления последних лет со стороны Запада так и не принесли белорусам никакой ощутимой пользы. Основная поддержка существующей ныне социально-экономической системы Белоруссии, по-прежнему, исходит от России, которая не требует от белорусов создавать в стране условия, близкие к критическим. Отсюда следует, что как бы не хотелось адептам западного мира доказать, что только помощь со стороны ЕС и США поможет Белоруссии выбраться из разворачивающегося в стране кризиса, те условия, которыми окружают свою помощь МВФ, ВБ и иные западные структуры, способны принести республике гораздо больше проблем, чем выгод. Поэтому белорусскому руководству необходимо еще не раз подумать над тем, стоит ли накидывать себе на шею петлю западных кредитов, или все-таки необходимо углубить свое сотрудничество со странами ЕАЭС для создания самостоятельной и не требующей внешней подпитки экономики.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru