САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Президентские выборы в Белоруссии – разность оценок

Юрий Павловец: Президентские выборы в Белоруссии – разность оценок

« Назад

Юрий Павловец: Президентские выборы в Белоруссии – разность оценок 15.10.2015 16:26

Результаты состоявшихся 11 октября 2015 года президентских выборов в Белоруссии, как и ожидалось, оказались вполне предсказуемыми. Нынешний глава республики, по официальным данным, набрал более 83% голосов избирателей, а его оппоненты совместными усилиями собрали всего около 10 %. Разобщенная местная оппозиция, которая уже окончательно дискредитировала себя в глазах простых обывателей, не смогла не только объединиться и выступить единым фронтом, но и высказать свой протест после закрытия избирательных участков. Немногочисленная толпа «протестующих» на главной площади Минска была неинтересна даже представителям западных СМИ, которые вяло фотографировали собравшихся, прекрасно понимая, что сенсации из данного материала не будет.

Объявленные итоги президентской гонки не вызвали серьезной реакции ни среди белорусов, нынешний выбор которых вполне объясним, ни у западных стран, для которых демократии в Белоруссии не существует с 1996 года. Это можно объяснить не только аполитичностью белорусского электората, но и попытками европейских политиков наладить отношения с официальным Минском, который продолжает делать шаги навстречу ЕС. Тот же процесс выборов, за которым весьма пристально наблюдали в Брюсселе, стал одним из самых либеральных за последние годы – власть освободила «политзаключенных», позволила прозападной оппозиции делать практически все, что угодно, а у кандидатов была полная свобода действий. Более того, ЦИК страны объявил прошедшие выборы полностью открытыми для наблюдения, чтобы ни у кого не осталось сомнения в их итогах. Для этого в Белоруссии было аккредитовано 928 международных наблюдателей: 387 – от СНГ, в том числе 45 от Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, 344 – от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ), 68 – от Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), 15 – от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и 7 наблюдателей от ШОС. Дополнительно к этому за выборами следили 20 наблюдателей со стороны избирательных органов иностранных государств, 65 – от дипломатического корпуса и 22 независимых международных наблюдателя. Проще говоря, состав тех, кто должен был контролировать избирательный процесс в РБ, был весьма неоднороден, а потому абсолютно не удивительно, что оценки выборов и их итогов оказались разными.
выборы_1

С одной стороны, миссии наблюдателей от СНГ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) заявили, что выборы соответствуют демократическим стандартам. Так, глава миссии наблюдателей от ШОС Дмитрий Мезенцев констатировал, что президентские выборы в Белоруссии соответствовали международным демократическим стандартам и национальному законодательству. Возглавлявший миссию международных наблюдателей от СНГ, исполнительный секретарь Содружества Сергей Лебедев заявил о прозрачности избирательного процесса и его соответствии Конституции, Избирательному кодексу страны и демократическим принципам. Наблюдатели от КНР во главе с послом МИД КНР Юй Чжэньци также признали выборы президента легитимными, демократичными и прозрачными.

С другой стороны, западные наблюдатели выразили скептическое отношение к происходившему. Однако при этом, необходимо отметить, что на сегодняшний день ни ЕС, обратившие внимание на хорошую организацию процесса, ни США так и не отважились назвать выборы в Белоруссии нелегитимными. Например, по заявлению заместителя пресс-секретаря Госдепартамента США Марка Тонера, Вашингтон «позитивно оценивает участие оппозиционных партий и независимых СМИ, но отсутствие у наблюдателей возможности следить за подсчетом голосов и практически полное отсутствие оппозиционеров в избиркомах несовместимы с демократическим процессом». По мнению Соединенных Шатов, в Белоруссии остаются «серьезные проблемы с подсчетом голосов и сведением результатов выборов, формированием территориальных и участковых избирательных комиссий» и отсутствует «глубокая реформа избирательного законодательства». Нынешняя риторика американского внешнеполитического ведомства серьезно отличается от той, которая была пять лет назад. Тогда пресс-атташе Госдепа Филип Кроули заявил, что «США согласны с выводами комиссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и не могут рассматривать результаты выборов как легитимные».
выборы_2

Как и в Вашингтоне, европейские страны также пока не решаются делать поспешных заявлений. Представители Германии, Бельгии и Франции, представлявших на выборах Альянс международных наблюдателей, отметили, что если устранить ряд нарушений (например, конструкции урн и формат избирательных бюллетеней), то это поспособствует повышению прозрачности избирательного процесса. Наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ, ПАСЕ и ПА ОБСЕ фактически ограничились заявлением о том, что «Белоруссии еще предстоит длинный путь до демократических выборов». При этом в этих организациях подчеркнули, что препятствий для их работы не было, а давления на избирателей они не увидели. Правда, и признать победу А. Лукашенко западные наблюдатели не решились, сославшись на ряд моментов, которые, по их мнению, мешают объективной оценке происходившего. Но в любом случае, такая мягкая оценка президентских выборов в Белоруссии свидетельствует о том, что в Европе смирились с выбором белорусского народа и готовы в ближайшей перспективе выстраивать свои отношения с тем, кого еще недавно называли «последним диктатором Европы».

Нынешняя позиция Евросоюза уже напугала местную оппозицию, перед которой всерьез встает проблема ее дальнейшего выживания – если с Лукашенко перестанут бороться, то и денег на это выделять вряд ли станут. Поэтому итоги выборов в среде оппонентов власти никогда не будут признаны легитимными. Об этом свидетельствуют, в том числе, оценки избирательного процесса со стороны местных «правозащитных» и иных организаций и партий, которые в очередной раз заявили о выявленных только ими фальсификациях и грубых нарушениях. Интересно то, что главной проблемой, по мнению и оппозиции, и западных представителей, является недопуск к подсчету голосов наблюдателей, которые могли бы «контролировать» работу избирательных комиссий. Например, кампания наблюдения «Право выбора» заявила, что «подсчет голосов проводился непрозрачно, а озвученные ЦИК итоги не заслуживают доверия», а по мнению председателя Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулака, «самым серьезным основанием для критики является непрозрачность подсчета голосов». Однако необходимо заметить, что представители оппозиции и ЕС, мягко говоря, лукавят, обвиняя белорусов. Например, в столь демократической стране, как США, которую многие любят приводить в пример, только четыре штата признают международных наблюдателей, а в остальных они считаются людьми, которые пытаются повлиять на ход голосования, за что предусмотрено уголовное наказание. В данном случае, даже если не вспоминать американскую систему подсчета голосов и «привилегии» политических кланов, говорить о прозрачности выборов в Соединенных Штатах, а уж тем более сравнивать их с Белоруссией, по меньшей мере, нелепо.
выборы_3

Разность оценок прошедших 11 октября президентских выборов в Республике Беларусь свидетельствует о том, что отношение к белорусскому политическому режиму постепенно меняется, хотя и остается разделенным на два лагеря. С одной стороны, страны СНГ и дружественные Белоруссии государства, которые всегда поддерживали официальный выбор белорусов, а значит и А. Лукашенко. С другой – страны Запада, для которых любой, кто не следует в русле их политики, не может считаться легитимно избранным. При этом в отличие от России и СНГ, которым пока нет особого смысла менять свое отношение к белорусским властям, ЕС и США сегодня вынуждены вырабатывать новую стратегию своих взаимоотношений с Минском. Поэтому вопрос о легитимности прошедших выборов для Запада по-прежнему остается открытым. В данном случае непризнание будет означать запуск уже неоднократно пройденной за последние годы программы политических санкции и ответной реакции со стороны белорусов, а признание – фактическое объявление о многолетней некомпетентности европейских и американских политиков в белорусском вопросе. Оба варианта пока никак не устраивают ни Брюссель, ни Вашингтон.

Как бы там ни было, однако необходимо признать, что итоги прошедших в Белоруссии выборов и отсутствие в обществе протестного настроения в очередной раз доказывают, что нынешняя ситуация в стране вполне устраивает большинство белорусов. И с этим, хочется это или нет, придется считаться как местной оппозиции, так и странам Запада. Вполне вероятно, что именно поэтому А. Лукашенко недавно и заявил, что «новый этап начинается в жизни моей и, наверно, нашего общества в целом».


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.10.24

Мне, как и многим, хотелось решить всё ещё в 2022 году, но ситуация оказалась гораздо сложнее. На это я хотел бы сказать, что Россия за свою многовековую историю вела самые разные войны, в которых далеко не всегда удавалось «решить всё сразу» - поэтапные свержение монголо-татарского ига, выход к Балтийскому и Чёрному морям, освобождение Белоруссии и Украины из польской неволи. Всё это шло долго и сложно. Не будет просто и сейчас. Тем важнее сохранять единство в самой России, в Союзном государстве и оказывать на уровне всего социума поддержку усилиям руководства России и президента Владимира Путина по проведению СВО на Украине.

21.10.24

Выступление Александра Солженицына в Государственной Думе России 28 октября 1994 года, несомненно, имело важное политическое значение. Политическое значение этой речи было обусловлено не рассуждениями и обличениями автора, а его именем, символизировавшим собой некоего пророка, якобы открывшему нашим людям правду о советской действительности. Там, в заокеанской дали, Александр Солженицын разросся до идеологического вождя всего диссидентского движения как внутри нашей страны, так и за рубежом. Но вот «пророк» оказался за трибуной Государственной Думы, и что же мы увидели и услышали?

18.10.24

16 октября 2024 года в Исламабаде (Пакистан) прошла 23-я встреча глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Основной темой стало наращивание торгово-экономического сотрудничества и, в частности, необходимости устранения препятствий, мешающих взаимодействию в рамках ШОС, создание и отладка механизмов финансирования и реализации совместных проектов: учреждение специального счёта, а также уже давно обсуждаемая перспектива учреждения Банка развития и Фонда развития ШОС.

17.10.24

XX век стал веком русской трагедии. И та кровь, что льётся с 2014 года на южных землях исторической России, есть прямое следствие злосчастного 1917 года. Необходимо понимать, что Специальная военная операция – это не только демилитаризация и денацификация Украины, это великий освободительный поход Русской армии за возврат Малой Руси её истинного русского имени, за собирание Русской Земли в единое цивилизационное целое.

15.10.24

После отречения Николая II от престола, обстоятельства которого до сих до конца не выяснены, власть в стране формально перешла к Временному правительству, которое оказалось абсолютно не способным управлять такой державой как Россия, тем более в условиях тяжёлой мировой войны. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru