САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Интеграция \ Найти и устранить. Как ЕАЭС борется с внутренними барьерами

Найти и устранить. Как ЕАЭС борется с внутренними барьерами

« Назад

Найти и устранить. Как ЕАЭС борется с внутренними барьерами 09.09.2018 14:42

 

На заседании Консультативного комитета по функционированию внутренних рынков страны ЕАЭС 8 августа обсудили наиболее чувствительные внутренние ограничения. Несмотря на устранение части из них в предшествующий период, наличие таких ограничений до сих пор является одной из наиболее серьезных проблем развития Союза.

В числе наиболее заметных препятствий – проблемы с допуском к госзакупкам программного обеспечения, перемещением рабочей силы, необходимость повторного подтверждения соответствия произведенных в одной из стран ЕАЭС устройств связи (мобильных телефонов, планшетов) требованиям другого государства, ограничение пересечения российско-белорусской границы гражданами других стран ЕАЭС с помощью наземного транспорта, а также отсутствие общих требований к профессиональной подготовке водителей. За первое полугодие 2018 г. из 13 предусмотренных «дорожной картой» мероприятий было выполнено 7, а по остальным 6 продолжается активная работа.

Впрочем, этим перечнем список существующих в ЕАЭС внутренних препятствий отнюдь не ограничивается. Тот факт, что юридически общий рынок существует уже четвертый год, вовсе не означает, что союзные государства полностью отказались от попыток защитить свои внутренние рынки от зарубежных конкурентов. Происходит это как целенаправленно, так и не совсем намеренно, в процессе решения странами ЕАЭС своих внутренних экономических проблем. За прошлый год, например, в Евразийскую экономическую комиссию поступило 161 обращение по вопросам внутренних препятствий, в том числе 113 – от бизнеса и физических лиц, а также 48 – через специальный портал «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза», предназначенный для сбора такой информации. Большинство поступивших обращений касались России (49%) и Белоруссии (25,5%), за которыми следуют Армения (10,5%), Казахстан (9,4%) и Киргизия (5,6%).

Большинство проблем, имеющих признаки внутренних препятствий, сосредоточено в области технического, таможенного регулирования и транспортной политики, на которые приходится две трети всех поступивших в комиссию за прошлый год обращений. Все такие обращения по их удельному весу можно разделить на три группы. К первой из них относятся обращения по техническому (34%), таможенному регулированию (17%) и транспортной политике (15%). Во вторую группу входят налоговая политика (9%), трудовая миграция (9%), а также ветеринарно-карантинные и санитарные меры (6%). К третьей группе относятся наименее значимые обращения, которые касаются промышленной политики (4%), нетарифного регулирования (4%) и государственных закупок (2%). Примечательно, что госзакупки по числу поступивших обращений находятся на последнем месте, но регулярно обсуждаются, тем не менее на всех мероприятиях по устранению внутренних препятствий.

Напомним, что в соответствии с методологией, утвержденной решением ЕЭК № 152 от 14 ноября прошлого года, все препятствия на внутреннем рынке Союза делятся на три группы: барьеры, изъятия и ограничения. Барьеры – это препятствия для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, которые не соответствуют праву Союза. Изъятия – это предусмотренные правом ЕАЭС отступления от общих норм, которые союзные государства применяют на законных основаниях. Ограничения – это препятствия, которые возникли из-за того, что данный вопрос правом Союза в данный момент не регулируется. Соответственно, к барьерам препятствие относится в том случае, если оно праву ЕАЭС не соответствует, к изъятиям – если его исключение из общих правил допускается общесоюзным законодательством, а к ограничениям – если необходимых для регулирования того или иного вопроса правовых норм еще нет или же их разработка запланирована в будущем. ЕЭК ведет мониторинг существующих на внутреннем рынке ЕАЭС препятствий.

В случае обнаружения барьеров проводятся оперативные консультации. Кроме того, комиссия направляет странам ЕАЭС уведомления о необходимости исполнения права Союза. По состоянию на ноябрь прошлого года всего было устранено 10 барьеров, которые затрагивали сферы таможенного, технического, тарифного регулирования, а также трудовой миграции. Так, Россией по итогам работы ЕЭК было отменено таможенное декларирование ряда товаров, включая электроэнергию, каменный уголь и воск. Еще по восьми барьерам ведется активная работа.

Количество ограничений и изъятий заметно больше, чем барьеров. На ноябрь прошлого года ЕЭК было зафиксировано 34 ограничения и 16 изъятий. Причем работа по ним продвигается не слишком быстро. Так, комиссией были устранены всего четыре ограничения в сфере агропромышленного комплекса, применения санитарных и фитосанитарных мер, а также одно изъятие в сфере государственных закупок. Остальные внутренние препятствия включены в «дорожную карту», в которую по состоянию на прошлый год было занесено 37 ограничений и 17 изъятий.

По оценке ЕЭК, работа по устранению препятствий дает заметный результат в виде либерализации условий взаимного доступа на внутренние рынки. Так, совокупный положительный эффект от устранения препятствий, включенных в «дорожную карту», оценивается в пределах от 1,5 до 2% объема взаимной торговли. При этом около 40% всех принимаемых комиссией решений по вопросам внутреннего рынка направлены именно на обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которые и составляют основу идеологии и практической деятельности ЕАЭС.

Однако неоднозначность отдельных положений союзного договора приводит к тому, что препятствия сохраняются. По состоянию на прошлый год Белоруссия, например, продолжала взимать с местных товаров льготный НДС в размере 10%, тогда как для прочих товаров он равен 20%. В Армении информация о госзакупках не была представлена на русском языке. В России для госнужд не закупалось программное обеспечение из других стран ЕАЭС, а Казахстан при вывозе со своей территории угля в другие союзные государства продолжал взимать с него рентный налог. Кроме того, разработчики программного обеспечения из стран ЕАЭС не могли принимать участие в госзакупках из-за отсутствия взаимного признания электронной подписи.

Ограничения, которые сохранятся в ЕАЭС, связаны с неурегулированностью вопроса взимания вывозных таможенных пошлин при экспорте товаров с территории другой страны, отсутствием общих требований к профессиональной подготовке водителей, гармонизации ставок акцизов и условий пенсионного обеспечения. Не созданы пока общие рынки нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии, отсутствует свободный доступ к системам их транспортировки.

Изъятия же, будучи узаконенными ограничениями, обычно связаны с необходимостью для той или иной страны ЕАЭС адаптироваться к работе в новых условиях. Казахстан, например, до 2025 г. не применяет нормы единого рынка услуг в сфере строительства. В Белоруссии исключительное право внешней торговли калийными удобрениями закреплено за «Беларуськалием». В России отсутствует возможность помещения под таможенную процедуру товаров из других стран Союза на территории Калининградской и Магаданской свободных экономических зон, а в Киргизии и Армении одновременно действуют национальные и общесоюзные технические регламенты.

Полностью внутренние препятствия не будут, видимо, устранены никогда, поскольку национальные и общесоюзные интересы периодически вступают в противоречие друг с другом. Типичный пример – положение в сфере трудовой миграции и регулирования рынков труда. Недавнее предложение мэра Москвы С. Собянина запретить работу в столице таксистов с чужими правами нарушает принцип свободного передвижения рабочей силы, но, как показал чемпионат мира по футболу, совершенно необходимо для обеспечения безопасности населения. Принятие же согласованных требований к подготовке водителей может затянуться на длительное время, ждать которое часто не позволяет складывающаяся ситуация. Аналогичным образом страны ЕАЭС нередко вынуждены действовать в сфере экспорта, когда требуется обеспечить защиту их собственных экономических интересов.

Согласовать общесоюзные и национальные принципы в такой ситуации крайне непросто, что, возможно, потребует разработки специального механизма действий в ситуациях, предоставляющих угрозу для безопасности союзных государств.

Кирилл Соколов, Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Первый авианосец в РФ построят с учетом чертежей советского "Ульяновска"
Первый авианосец в РФ построят с учетом чертежей советского "Ульяновска"

ВМФ продолжает работу над ТТЗ, она должна завершиться в 2020 году, после чего задание на проектирование поступит в Объединенную судостроительную корпорацию.

Т-34: самая массовая боевая машина за всю историю
Т-34: самая массовая боевая машина за всю историю
19 декабря 1939 года, на заседании Комитета обороны при Совнаркоме СССР, было принято постановление № 443 о принятии на вооружение танка Т-34.
Международный фотопроект «Глаза Победы»
Международный фотопроект «Глаза Победы»
Мотоклуб «Ночные волки» приглашает всех желающих принять участие в фотопроекте, посвященном Героям Великой Отечественной войны.
Последние новости
все новости
21.01.20

События Февральской и Октябрьской революций 1917 года разделили русскую историю на два мира, две больших эпохи – Россию царскую и Россию советскую, пережившую в 1991 году очередное потрясение и превратившуюся ныне в современную заметно усечённую Российскую Федерацию. На этом переломе, исковеркавшем миллионы судеб, потрясшем основы самой русской цивилизации, словно в пожаре, было утрачено многое как из русской культуры, так и из нашей истории. 

21.01.20

Наши президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин квалифицировали развал СССР как «величайшую геополитическую катастрофу ХХ века». Как правило, при анализе этой «геополитической катастрофы ХХ века» ограничиваются узкоэкономическим подходом. 

13.01.20

Все имеет свое закономерное завершение. Так произошло и с Соглашением о партнерстве ЕС-Беларусь, которое приказало долго жить. Макеевские дипломаты похожи сейчас на настоящих плакальщиков при отпевании своего любимого детища. Сейчас они причитают и просят «европейскую сторону изыскать возможность принятия ею политического или юридического решения хотя бы не повышать, «заморозить» тарифы за выдачу шенгенских виз белорусским гражданам после начала применения нового Визового кодекса ЕС вплоть до вступления  в силу соглашения между Беларусью и ЕС об упрощении выдачи виз».

13.01.20

В начале января 2020 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с важнейшим духовным посланием, в котором напомнил о великих  трудах митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра (нач. XIV в.) на ниве собирания Русской земли и обрисовал нынешние задачи Русской Православной церкви в ее духовно-гражданском служении.

10.01.20

Когда советский поезд привёз освобождённых из польской неволи в Минск, Веру Хоружую на вокзале прямо у тамбура вагона, даже не дав ступить на землю, подхватила толпа и понесла на руках через всю привокзальную площадь. Казалось, весь Минск пришёл встречать патриотов, вырвавшихся из застенков. Затем был торжественный митинг и незабываемая встреча с матерью и братом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru