САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

День театра

« Назад

День театра 25.03.2015 08:11

27 марта – Всемирный день театра, интернациональный профессиональный праздник всех работников театра. Установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО. 
В 2015 году работники Могилевского драматического театра к своему профессиональному  празднику уже в 10 раз проводят Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт».

Этот форум создан с целью развития и пропаганды театрального искусства посредством показа лучших сценических произведений для молодежи, о молодежи и с участием молодёжи. Он служит укреплению мира и дружеских отношений между различными народами, призывая их к постоянному сотрудничеству и обмену опытом на ниве искусства.

21 марта состоялось открытие форума «М.@rt.контакт-2015», который собрал в Могилев театральных мастеров  из 10 стран мира – России, Украины, Беларуси, Польши, Литвы, Израиля, Германии, Эстонии, Армении и Киргизии, которые привезли 19 спектаклей. 

Кумельский В эти дни хочется вспомнить могилевчан, уроженцев России, внесших существенный вклад в становление Могилевского областного драматического театра и в создание первого Русского театра в Белоруссии.
Владимир Владимирович Кумельский, родился в 1880 году в Сибирском Томске. Исторические издания его кратко и лаконично величают так: «Создатель русского театра в Беларуси».
Творческую деятельность он начал в 1904 году актером в российской провинции, был антрепренером.  В 1910-1919гг работал в театрах Москвы, часто выступал и  в Белоруссии.
Первое знакомство В.Кумельского с Белоруссией состоялось в 1910 году, когда он работал в труппе Г.Невского. Произошло это именно в Могилеве, где Невский арендовал театр на весь зимний сезон. В его труппе дело было поставлено основательно: профессиональные актеры, хорошие костюмы, богатые декорации. Могилевской публике молодой В.Кумельский сразу же понравился. Принимали его тепло, и, может быть, поэтому в последующие годы он неоднократно приезжал в Белоруссию на гастроли и много раз бывал в Могилеве. 
 С 1916 по 1918 год,  два сезона,  В.В.Кумельский  работал и в театре  Ф.А.Корша. Считалось, что это лучшая частная антреприза в Москве, и попасть в труппу Корша было непросто. Выступая на одной сцене вместе с великими актерами, он усовершенствовал свое искусство.
В 1914 году В.В.Кумельский совместно с Н.Н.Шестовым формируют труппу и гастролируют в Могилеве, Орше,  других городах Беларуси и на  Украине.Держать частную антрепризу было невероятно сложно. В 1920 г. В.Кумельский уехал в Ярославский театр в качестве главного режиссера. Но Владимиру Владимировичу хотелось иметь свою труппу, играть и ставить пьесы, которые соответствуют духу времени. С 1922 г. В.Кумельский неоднократно посещал Белоруссию и постепенно решил обосноваться здесь.
В 1928 году  В.Кумельский окончательно перебрался в Белоруссию и создал в Могилеве Русскую передвижную труппу (всего 28 человек), состав которой был укомплектован на московской актерской бирже. Зимний сезон играли в Могилеве, летний - в Бобруйске. Базу в Бобруйске делили с коллективом Русской драмы во главе со Л.Скальским, который в 1929 г. влился в труппу В.Кумельского. 
В августе 1929 г. по инициативе Главискусства Центрального отраслевого профсоюза трудящихся была созвана первая Всебелорусская театральная конференция, на которой было принято решение о создании нескольких постоянных русских коллективов. "Русский театральный коллектив первой категории будет организовывать режиссер Кумельский...", - сообщалось в печати.Одна из ярких страниц истории этого знаменитого в БССР – Беларуси творческого коллектива и в жизни В.В. Кумельского связана с Могилевом. Ведь этот театр (ныне его название Национальный академический русский драматический театр им. М.Горького),  до окончательного переезда в Минск  работал в Могилеве, а также  работал в Могилеве в 1935-1941гг и в 1944-1945годах.
Все свои организаторские и художественные способности В.В.Кумельский также направил на выбор качественной русской драматургии. В своей практике он ориентировался на реалистические традиции, в частности Малого театра, чью этику и эстетику Кумельский принес в свой коллектив.Постепенно труппа В.Кумельского стала одним из популярнейших театральных коллективов республики. Своеобразным отчетом коллектива были гастроли в Минске (август-сентябрь 1931 г.), по результатам которых творческий потенциал труппы В.Кумельского был высоко оценен. В 1931 г. коллектив стал именоваться Первым русским театром БССР, а в 1932 г. - Государственным русским театром БССР, где Владимир Владимирович до 1936 года был художественным руководителем.
В октябре 1932 года Государственный театр открыл свой первый сезон в Могилеве спектаклем "Земля и небо" по пьесе братьев Тур. Творческий состав увеличился до 41 единицы, был укомплектован 10 оркестрантами, имел заведующего музыкальной частью, собственный технический склад.В 1933 г. театр выезжал в Минск на гастроли, которые прошли очень успешно. Спектакль "Егор Булычев" по пьесе М.Горького (с Кумельским в главной роли) вызвал восторг зрителей и критики. 
С 1935 по 1941 гг. по окончании театрального сезона Государственный русский драматический театр БССР работал в здании Городского театра в Могилеве. «Нашествие гитлеровских орд оборвало полнокровную жизнь обновленного коллектива. Находясь на гастролях в г. Белостоке, театр вынужден был прервать работу».
Блестящий артист, большой художественной правды, сильного темперамента, мастер перевоплощения, он сыграл на белорусской сцене десятки интереснейших ролей.  Среди могилевских постановок «Тартюр» Мольера (1935г роль Тартюра), «Дядя Ваня» Чехова (1936г), «Бешенные деньги Островского (1937г).
В.В.Кумельский поставил немало спектаклей, которые отличались высокой культурой, тонким художественным вкусом, точным воплощением авторского стиля.
 Постановлением Совнаркома от 11 июля 1933 г.  В.Кумельскому присвоено звание Заслуженного артиста БССР, а в 1938 году звание Заслуженного деятеля искусств БССР.
Владимир Владимиров  ушел из жизни в 50 лет. Обидно и скоропостижно. 19 апреля 1939 года он умер от сердечного приступа на Могилевском железнодорожном вокзале, когда с коллегами по труппе они собирались выезжать на гастроли в Ленинград…
Похоронен Владимир Владимирович Кумельский неподалеку от этого вокзала на небольшом старинном Карабановском кладбище над живописным оврагом реки Дубровенки, притока Днепра. Могила и каменное надгробие на ней сохранились до наших дней…

Орлов С Государственным русским драматическим театром БССР связаны и могилевские годы творчества русского советского актера, режиссера, педагога Дмитрия Алексеевича Орлова (1903 - 1969). Уроженец Москвы, он в 1925 году закончил знаменитый ГИТИС, работал в столичных театрах. А с 1936–го в  Могилеве в названном выше театре.
Несмотря на большие трудности, вызванные войной, летом 1943 года начали восстанавливать Государственный русский драматический театр БССР. По желанию коллектива, восстановленный как фронтовой театр, он проводил большую репетиционную работу по подготовке новых спектаклей". В 1944 г. театр возвратился в освобожденный Могилев. Затем некоторое время (с апреля 1945 до июня 1947 гг.) театр работал в Гродно. Здесь были осуществлены спектакли "Три сестры", "Двенадцатая ночь", "Дети солнца", "Русский вопрос", "Отелло" и другие. Высокая оценка спектаклей на гастролях в Вильнюсе, Минске поставила вопрос о переводе театра на постоянную работу в Минск". С июля 1947 г. Государственный русский драматический театр БССР переведен в столицу Белоруссии. 
 В военные годы Дмитрий Орлов руководил фронтовым театром (1943-1944), в 1944-1948 был художественным руководителем и главным режиссером (Могилев-Минск) Государственного русского театра БССР.
 Орлов был незаурядным актером, художественным руководителем. Его режиссерские работы отличались точностью идейно-художественного замысла, стремлением к современному звучанию пьесы. Среди его могилевских постановок  «Профессор Полежаев» Л.Рахмонова (1936), Половчанские сады» Л.Леонова (1938). Среди его ролей, роль  профессора Полежаева и – особая – Ленин в «Кремлевских курантах» Н.Погодина (1940) , режиссер Владычанский.
Образ вождя на русской сцене в БССР впервые воплотил в этом могилевском спектакле именно Дмитрий Орлов. Его творческие успехи были высоко оценены. Он был в 1938г отмечен званием Заслуженного артиста БССР и -  первым стал народным артистом БССР в 1940 году.С 1948-го и до конца своих дней (скончался 18 июня 1969) преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, был его профессором (1961).
О вкладе Д.Л. Орлова в белорусское театральное искусство красноречиво говорят слова двух его бывших учеников. Геннадий Гарбук, народный артист БССР: «Я вспоминаю, как говорил наш учитель Дмитрий Орлов: «На театре, деточки, трудно первые 30 лет. Потом – легко».  Виталий Барковский, артист Белорусского академического театра им. Я.Коласа (Витебск): «…в 18 лет я поступил в наш театральный институт и стал студентом такого великого человека, как Дим Сеич  Орлов… Учебу у него считаю великой удачей. Он был представителем старой интеллигенции, благодаря ему,  я получил представление о богатстве русской культуры».
Летом 2009 года в Минске на доме, где долгие годы жил Д.А. Орлов на проспекте Независимости, была открыта посвященная ему бронзовая мемориальная доска. 

Волохов Среди творческих долгожителей Могилевского драмтеатра одной из наиболее видных фигур был уроженец Москвы – Марк Николаевич Волохов (1921-2001) .
Еще в 1940 году он закончил в столице художественное училище. В годы Великой Отечественной войны был военным моряком, а в 1957 году  жизненный курс привел его в могилевский театр, где он, беззаветно прослужил почти 44 года. Сначала художником, а затем (с 1964-го) главным художником. Был автором сценографических решений практически всех постановок, которые вошли в историю могилевской и белорусской сцены. Их даже трудно перечислить в небольшой заметке, но некоторые назвать надо обязательно.
«Главная ставка» К.Губаревича (1957), «Это было в Могилеве» И.Тарасова (1964), «Павлинка» Я.Купалы (1971) , «Орфей спускался в ад» Т.Уильямся (1977), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1980), «Тутэйшыя» Я.Купаля (1982), «Собачье сердце» по М.Булгакову (1988), «Коварство и любовь» Ф.Шиллера (1992), «Ричард III» У.Шекспира (1995).
С 1970 года М.Н. Волохов – член Союза художников БССР.
Характерно, что он не только создавал прекрасные декорации или инициировал их создание. Он еще, как настоящий «технарь» досконально знал все особенности старого здания театра возведенного еще в 1888 году и четко их использовал в работе над новыми постановками.
Именно эти знания, творческая принципиальность, истинно мужская решительность выдвинули М.Н. Волохова в начале 1990-х в лидеры общегородского движения за сохранение одного из старейших в Беларуси театров, который в пору безвременья собирались то ли сломать, то ли продать коммерсантам, то ли … Именно Марк Николаевич был во главе всех демонстраций и митингов протеста, которые тогда проходили в городе. Глас народа, работников театра, всех могилевчан, был услышан. Уникальное здание было поставлено на реконструкцию и реставрацию. И, теперь, бесспорно, является гордостью города, могилевского и всего белорусского зодчества (как, кстати, и творческий коллектив театра).

На возрождение театра понадобилось долгих 9 лет. Но результат превзошел все первоначальные ожидания. В январе 2001 года обновленный, помолодевший театр принял и труппу и первых зрителей. Жаль, что в нем не пришлось поработать самому Марку Николаевичу, который всего полгода не дожил до своего 80-летия. Коллеги, товарищи, поклонники театрального искусства попрощались с ним в старом-новом здании в конце зимы того же года. 

Родионов Несколько поколений могилевских театралов с благодарностью вспоминают одного из ведущих актеров областного драматического театра – Николая Ильича Родионова (1906-2000). Ему  в свое время не пришлось «вливаться»  в коллектив. В город на Днепре он приехал сложившимся и опытным актером в 1957 году. Да еще со званием народного артиста РСФСР.
С 1927г он работал в театрах своего родного Петербурга-Ленинграда, затем в Кондологе и Петрозаводске в Карелии. В Могилеве сразу же стал одним из лидеров труппы. И надолго, около двадцати лет Н.И. Родионов исполнял главные и ведущие роли в лучших постановках могилевского театра, которые при его участии становились еще лучше.  
Искусству незаурядного актера были свойственны точность и тонкость внешнего рисунка роли, выразительное пластическое решение образов, психологизм в разработке характеров, стремление раскрыть сложность человеческой натуры.
В его творческом активе Джеймс Броуда («Замок Броуды» по А.Кронину), Президент («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Грумио («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Хельмер («Нора» Г.Ибсена), Егор Булыче («Егор Булычев и другие» М.Горького), Дронов («Все остается людям» С.Алешина), Берсенев («Разлом» Б.Лавренова). 
Среди лучших ролей в белорусской драматургии: Семен Кныш и Бонч_Бруевич («Главная ставка» К.Губаревича), Иванов («Всего одна жизнь» А.Мовзона), Малахов («Последняя инстанция» Н. Матуковского)  и др.
К слову, Николай Ильич не замыкался только на собственных творческих исканиях и находках. Своим огромным опытом он щедро делился с молодыми коллегами. Несколько лет успешно руководил молодежным народным театром в Белыничах. Уже, будучи в весьма почтенном возрасте был частым гостем в родном театре. Как уже сказано выше, его знали и любили многие горожане. Не зря на 90-летие этого незаурядного мастера, которое отмечалось в конце 1996-го года, театральный зал был переполнен. Сотни поклонников творчества и личности Николая Ильича Родионова, от души поздравили его с юбилеем, желали здоровья и долгого – «- летия».
Жизнь замечательного актера и впрямь была долгой. Он ушел от нас 28 мая 2000-го на 94-ом году, став своеобразным рекордсменом среди могилевских мастеров сцены по творческому и жизненному долголетию.

По материалам статей  Николая Ножникова корреспондент газеты «Вестник Могилева»
Председатель ОО «Русское культурно-просветительское общество»Л.А. Володько


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru